Рынок автомобилей в россии

Рынок автомобилей в России

Автомобильные компании в сентябре переписали цены на новые машины. Из-за стремительного падения рубля стоимость автомобилей, скорее всего, будет проиндексирована еще несколько раз до конца года. Об этом корреспонденту Autonews.ru заявили сразу в нескольких дилерских сетях.

За ростом цен на рынке новых автомобилей неминуемо последует и индексация на вторичке. И произойдет это гораздо быстрее, чем было ранее, предупреждают представители бизнеса.

Нехватка автомобилей

Как объяснил Autonews.ru директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, в начале сентября вторичка уже подорожала. Причем произошел существенный рост стоимости, и больше всего он сказался на сегменте первой перепродажи, то есть на самых свежих машинах.

«Это модели возрастом от 1 до 5 лет. Все, что хорошее и свежее, все это выросло в цене на 15-20% по многим моделям и ценник движется дальше. Причин несколько. Первое — нехватка автомобилей. Второе — цены на новые машины идут вверх.

Надо признать, что на вторичке приличный дефицит, все хорошее уже давно выгребли. Все, что выходит на вторичку сейчас — уже дороже. Поэтому люди либо повышают цены, либо снимают с продажи.

Посмотрите, что происходит с рублем», — разъяснил Целиков.

По его словам, большой объем относительно свежих и дешевых автомобилей производства 2013-2014 годов практически распродан. Следующая категория машин — это 2015-2016 год выпуска, а эти машины новыми продавались гораздо дороже. А пополнение вторичного рынка сейчас идет именно из них. И владельцы не хотят дешево расставаться с собственностью.

Рынок автомобилей в России

 auto-vse.ru

«Стремительный рост цен во всех сегментах рынка автомобилей связан с обесцениванием рубля. Нет никаких симптомов к снижению. Сейчас пошел даже более активный рост. Пока по всем признакам нет никакой надежды к стабилизации. Со стороны экономики идут очень тревожные симптомы, поэтому нет и причин на замедление роста цен», — резюмировал эксперт.

В ожидании второй волны

О том, что в сентябре на вторичном рынке произошел ощутимый скачок цен корреспонденту Autonews.ru подтвердили и представители автомобильного агрегатора «Дром.ру». По словам аналитика компании Игоря Олейникова, средняя цена на машину выросла на 8,4% по сравнению с августом и составила 543 тысячи рублей.

«Ситуация сейчас беспрецедентная. Первый фактор — отложенный спрос после «коронакризиса». Второй — отсутствие новых машин у официалов, что влечет дефицит и на рынке б/у, так как люди продолжают ездить на старом автомобиле. В итоге спрос превышает предложение. Обычно в первые семь дней после подачи объявлений продается 25% автомобилей, а с августа эта цифра превысила 30%.

И третий фактор — неизвестность, связанная со второй волной пандемии коронавируса. Если коронавирус не вернет нас снова по домам, то ситуация нормализуется, когда дилеры закроют спрос. А это, на мой взгляд, состоится не раньше января. Будут ли дальше расти цены сказать сложно.

Стоимость автомобилей уже ощутимо выросла и приближается к порогу платежеспособности покупателя», — считает Олейников.

Сильную зависимость цен на вторичном рынке от колебаний рубля нам подтвердили и аналитики из «Авто.ру». По их данным, примерно в середине месяца началось повышение цен, пик которого пришелся на 25 сентября. «В России традиционно падение рубля сопровождается всплеском спроса на дорогие товары, как следствие, растет и цена на них.

Например, в марте, когда обрушились цены на нефть, в дилерских салонах выстроились очереди из желающих купить машину. К тому же, как правило, свою машину выставляют на продажу те, кто планирует купить новую. А цены на новые с понижением рубля растут.

В ситуации, когда нужно заплатить больше, продавец стремится продать свою машину подороже», — объяснила представитель компании Валентина Ананьева.

Рынок автомобилей в России

 Ключавто

В первую очередь дорожают автомобили с пробегом иностранных брендов зарубежной сборки, так как себестоимость этих машин полностью в иностранной валюте.

Меньше растут цены на автомобили с пробегом иностранных брендов российской сборки, так как часть себестоимости формируется уже в рублевой зоне. Минимальный рост цен на автомобили отечественных брендов, так как себестоимость и маржа формируется преимущественно в рублях.

Об этом корреспонденту Autonews.ru рассказал генеральный директор розничной сети автомобилей с пробегом Automama Никита Быков.

«Топ-20 самых популярных марок-моделей автомобилей с пробегом в России возрастом до 10 лет выросли с момента девальвации весной 2020 года в пределах 5%. Соответственно, при сохранении текущего курса рублях к доллару и евро цены к концу года вырастут еще на 5%. В сегменте премиальных автомобилей рост цен значительно выше», — пояснил Быков.

Что подорожало больше всего

По данным компании «Авто.ру», ощутимее всего в сентябре подорожали GAZ 31029 (+38%), Toyota Tundra, (+16%), на 12% подорожали Kia Сarnival и Volvo XC90 и по 9% к цене прибавили Mercedes G-Class AMG, Mitsubishi Mirage, Audi TT и Cadillac Escalade. Однако средняя цена за сентябрь выросла незначительно, что объясняется дефицитом хороших машин.

«Ликвидные автомобили появляются в продаже очень редко и моментально продаются. На рынке остались преимущественно машины похуже и подешевле. Сейчас сложно делать какие-либо прогнозы. Если в ближайшем будущем дилеры получат новые машины, то ситуация с ценами на вторичном рынке стабилизируется», — считает представитель компании Валентина Ананьева.

Рынок автомобилей в России

 Авангард Моторс

Совсем другие данные и цифры нам предоставила компания «Дром». Согласно их исследованию, максимальный скачок цен в сентябре зафиксирован на автомобили бизнес-класса и среднего ценового сегмента. Mazda CX-5, Ford Mondeo, BMW X5, Hyundai Santa Fe, BMW 5-Series прибавили в цене от 12 до 13%.

«Стоимость на популярные и ликвидные модели иностранного производства тоже заметно выросла, например, на Ford Focus прибавил 8,1%, а Kia Rio 6,8%, Hyundai Solaris подорожал на 6,2%. А вот Mazda3 и Toyota Avensis подорожали в сентябре не более чем на 1%.

Если дилер из-за роста себестоимости вынужден поднять цену на 10%, это не значит, что на те же 10% поднимется и цена б/у машины этой модели. Сначала она может вообще не поменяться. Обычно изменения происходят с задержкой в пару месяцев, и, конечно, цена вырастет, но рост не обязательно будет пропорциональным.

На вторичном рынке важнее не цена нового автомобиля, а такие факторы, как ликвидность, сезонность и уровень доходов населения», — объяснил аналитик компании Игорь Олейников.

Подержанные автомобили, которые больше всего выросли в цене в сентябре 2020 года *
Модель Средняя цена в августе, руб. Средняя цена в сентябре, руб.
Mazda CX-5 1 263 745 1 436 009
Ford Mondeo 507 563 572 641
BMW X5 1 879 604 2 115 797
Hyundai Santa Fe 1 041 856 1 172 052
BMW 5-Series 1 375 304 1 543 869
Mazda6 706 884 780 571
Mercedes-Benz E-Class 1 471 263 1 622 945
Toyota Land Cruiser 2 585 107 2 849 009
Volkswagen Touareg 1 379 300 1 513 990
Hyundai Creta 1 011 119 1 108 101
Volkswagen Tiguan 1 016 051 1 109 985
* — по информации компании «Дром»

Cтоит ли сейчас покупать автомобили

По подсчетам агентства «Автостат», за 5 лет стоимость машин в стране в среднем выросла на 40%. За последние полгода цены на новые иномарки показали рост на 9%, а на отечественные авто — на 6%. Причины такого роста объясняет генеральный директор лизинговой компании Максим Агаджанов.

Максим Анатольевич, что происходит с ценами на автомобили?

Рынок автомобилей в России

МВД разработает новую единую автоматизированную систему техосмотра

Максим Агаджанов: В первую очередь стоит отметить, что цены не растут скачкообразно — производители сами формируют прайс-лист, исходя из спроса, экономической ситуации в стране и наличия машин. Они пытаются восстановить маржинальность бизнеса за счет постепенного повышения стоимости.

Мы вряд ли увидим, скажем, 10-процентный скачок по всей модельной гамме марки. По одной модели реальный рост может составить 12%, а по другой — 4%. Зная это, было бы некорректно определять «среднюю температуру по больнице», но рост цен не прекращается.

В этом году основными драйверами стали пандемия и скачки курса валют.

Как повлияла пандемия на стоимость машин?

Максим Агаджанов: Заводы «стояли» на протяжении 2-3 месяцев, поэтому автомобилей сейчас не хватает во всем мире. Это не искусственно созданный ажиотаж.

Большая часть производства сосредоточена в Китае, где впервые появился очаг вируса. Многие иностранные и отечественные компании либо полностью зависят от китайского рынка, либо получают оттуда часть комплектующих.

Читайте также:  Блок предохранителей на автомобиле «Ниссан-Альмера»

Остановка производства ударила по рынку, который оказался не готов к этому.

С этим связан дефицит на некоторые модели?

Максим Агаджанов: Потребители быстро оценили ситуацию — март этого года рынок закрыл в плюсе и еще был полон оптимизма. Однако последующие месяцы расставили все по своим местам.

Еще недавно мы наблюдали реализацию отложенного спроса — люди покупали, не глядя, даже без скидок. В июле продажи новых автомобилей выросли на 6,8% по сравнению с июлем 2019 года. Спрос был практически на все модели.

Отсюда нехватка некоторых из них — в основном тех, которые участвуют в государственных программах. Производителям нечем перекрывать образовавшийся пробел.

Чего точно не стоит делать — покупать автомобиль в панике. Из-за эмоциональных покупок мы получили избыток спроса и недостаток автомобилей

Не только пандемия сказалась на росте цен?

Максим Агаджанов: Конечно, мы очень привязаны к курсу. И доллар, и евро активно растут — за последний месяц мы наблюдали серьезный скачок. В целом рынок традиционно опасается введения санкций.

Производители не будут работать себе в убыток, поэтому компенсируют этот скачок курсов, корректируя цены. На мой взгляд, в эту стратегию заранее заложены возможные риски.

С момента введения санкций против различных секторов российской экономики рост цен продолжается вплоть до сегодняшнего дня.

Это сказывается на производителях, многие из которых получают под 90% комплектующих из-за рубежа. Даже Renault локализовал производство в России только на 60-70%. Остальные комплектующие по-прежнему производят и собирают за границей. Отечественные производители — не исключение. Мы заказываем на китайском рынке около 50-70% всех компонентов. А пандемия привела к закрытию границ.

Фактор, который спас рынок от катастрофы, — перенос повышения тарифов на утилизационный сбор на будущий год, что немного минимизировало рост цен в текущем. У нас нет оснований прогнозировать быстрое восстановление рынка, поэтому остается надеяться, что в 2021 году повышения вновь не произойдет.

Рынок автомобилей в России

Названы самые дешевые в обслуживании автомобили России

Следует ли из этого, что ажиотажный спрос на автомобили оправдан?

Максим Агаджанов: Если рассматривать покупку нового автомобиля, то стоить совершить ее как можно скорее. До конца года цены точно еще «доберут» (по некоторым прогнозам — до 10%), да и многих моделей на рынке осталось критически мало.

Сейчас производители обещают новые осенние поставки, но реальность этих обещаний очень зависит от развития пандемии и ограничительных мер, которые могут ввести.

Учитывая эти факторы, у меня нет оснований думать, что рост цен выйдет на плато или достигнет стагнации — скорее всего, завтра будет дороже, чем вчера.

То есть надо срочно покупать автомобиль?

Максим Агаджанов: Чего точно не стоит делать — покупать автомобиль в панике. Из-за эмоциональных покупок мы получили избыток спроса и недостаток автомобилей.

Срок ожидания востребованных моделей на рынке может составлять несколько месяцев — на них стабильно повышенный спрос. Скачки потребительского спроса выгодны дистрибьюторам, часть из которых отказывается от скидок и зарабатывает «по полной».

Неопределенность также подстегивает покупателей — они разбирают даже те модели, которые традиционно считались неликвидными.

Хватают все, что движется. Кто и зачем "сметает" машины в автосалонах

МОСКВА, 17 окт – ПРАЙМ, Ульяна Крайняя. Российским автолюбителям стоит поторопиться с покупкой машины – стоить дешевле автомобили уже не будут, а к концу осени они и вовсе могут подорожать еще на 5-7%.

  Тем не менее, эксперты, опрошенные агентством «Прайм», советуют взвешенно оценить свои финансовые возможности и помнить, что такая покупка – не лучшая инвестиция в кризис: автомобиль сразу теряет в цене, а его обслуживание может влететь в копеечку. 

Рынок автомобилей в России

По данным СМИ, из-за падения рубля и второй волны коронавируса россияне бросились скупать автомобили. Из-за остановок автозаводов на летние каникулы повышенный спрос привел к дефициту новых легковых автомобилей у дилеров, и такая ситуация сохранится до конца года, особенно для импортных машин.

Августовская статистика Росстата показала снижение производства легковых машин на 30% год к году после июльского роста на 3,9%. Но уже в сентябре, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в России было продано 154,4 тысяч новых машин, а это на 3,4% больше, чем годом ранее.

СТОИТ ПОСПЕШИТЬ

«Тем, кто планировал покупку автомобиля, действительно есть смысл поторопиться, потому что дешевле стоить машины не будут, — предупреждает инвестиционный̆ стратег «БКС Мир инвестиций» Александр Бахтин. – По многим брендам сохраняется дефицит, кроме того, цены повышаются с некоторым лагом после ослабления рубля и, судя по всему, до конца осени можно ожидать роста цен на авторынке еще на 5-7%». 

  • Люди покупают автомобили не только из опасений подорожания, но и из-за нулевых ставок по доллару и отрицательных по евро, ведь если крупная покупка все равно планировалась, то сейчас достаточно благоприятное время поменять валюту на рубли и сделать приобретение. 
  • «В то же время, с учетом сохраняющихся угроз со стороны пандемии для экономики и в частности, рынка труда, решение о крупных покупках, таких как авто, лучше принимать, хорошо взвесив собственные финансовые возможности и имея личный «резервный» фонд в объеме несколько месячных заработков, который позволит пережить возможное сокращение доходов или временную потерю работы», — говорит эксперт.
  • Руководитель пресс-службы агентства «Автостат» Азат Тимерханов соглашается: «Если есть необходимость, и главное, возможность сменить автомобиль, то лучше не откладывать покупку и сделать это  сейчас, потому что надеяться на то, что автомобили подешевеют – крайне утопично».

Вице-президент ассоциации автодилеров (РоАД) Олег Мосеев добавляет, что при наличии свободных денег сейчаc весьма подходящее время для покупки. Многие приходят за вторым и даже третьим автомобилем для членов семьи, чтобы обезопасить их от поездок на общественном транспорте во время пандемии.

Впрочем, на последние деньги брать машину не имеет смысла – это не инвестиционный товар.

По мнению автомобильного эксперта Егора Васильева, покупка машины в большинстве случаев не является хорошим вложением денег и лучше уж корректировать свои приоритеты в направлении насущных жизненных проблем.  

«Автомобиль сразу теряет в цене, его эксплуатация стоит денег, которые необходимо тратить постоянно. И даже если автомобиль не эксплуатируется, платить налоги и страховки вы обязаны. Так что, если покупка нового автомобиля наносит серьёзный ущерб вашему бюджету, то в трудные времена лучше найти этим деньгам другое применение», — считает он.

БУДУТ ТОЛЬКО ДОРОЖАТЬ 

Пандемия коронавируса в любом случае будет негативно влиять на рубль, в частности, снижая покупательскую способность населения, прогнозирует Васильев. Отсутствие стимулирования автопроизводителей со стороны государства и общее падение экономики неизбежно скажется на экономике процесса создания автомобиля, приводя к его удорожанию. 

По его словам, проблему с мобильностью проще решить, используя современные сервисы подписки на автомобиль или каршеринга – эти услуги сейчас более чем доступны. С другой стороны, если вы не стеснены в средствах, то любой кризис – это хорошее время для приобретения автомобилей из категории Luxury или имеющих коллекционную ценность, что подтверждает статистика.

Рынок автомобилей в России

Тимерханов тоже ожидает роста цен на автомобили — российская валюта подвержена периодическому ослаблению, например, как это было весной. Тогда производители вынуждены были поднимать цены на свою продукцию.

  «Поскольку они не могут это сделать одномоментно, то приходится растягивать процесс во времени — как правило, он занимает несколько месяцев.

А поскольку трудно предугадать, когда произойдет очередное ослабление рубля, то лучше не ждать момента, когда цены стабилизируются, а купить автомобиль здесь и сейчас», — наставляет эксперт.

СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ

По оценкам Тимерханова, ситуация на автомобильном рынке пока не поменяется. Сегодняшние лидеры рынка – Lada, Kia, Hyundai, Renault, Volkswagen, Skoda  — продают модели, которые востребованы рынком, то есть, те, которые люди могут купить, и, как правило, все эти машины подпадают под госпрограммы поддержки авторынка, к примеру, первый семейный автомобиль. 

Васильев также не ждет глобальных изменений в структуре спроса на автомобили – рынок лишь в очередной раз просядет до определенного значения.  Впрочем, возможно и незначительное перераспределение спроса в сторону отечественных и китайских автопроизводителей, таких, как ВАЗ, УАЗ, Geely, Haval, Chery.

Мосеев в свою очередь добавляет, что сегодня на рынке «скупают все и все и во всех сегментах». Поэтому, если автомобиль нужен и деньги на его приобретение есть, лучше поторопиться – возможен существенный дефицит популярных моделей в автосалонах.

Старые машины бегут впереди рынка

Автомобили с пробегом за январь—октябрь выросли в цене на 16%, то есть дорожали даже быстрее, чем новые машины, следует из подсчетов «Авто.ру». Наиболее популярными брендами на рынке стали Ford Focus, а также корейские Kia Rio и Hyundai Solaris, потеснив прежний бестселлер — Lada. Цены на подержанные автомобили продолжат расти как минимум до весны 2021 года, полагают эксперты.

В январе—октябре подержанные автомобили в России подорожали в среднем на 16%, до 576,7 тыс. руб., подсчитали в «Авто.ру». Это сопоставимо с темпами роста стоимости новых автомобилей — за десять месяцев года она увеличилась в пределах 15% (см. “Ъ” от 21 октября).

В маркетплейсе отмечают, что подержанные машины дешевели только в период наиболее жестких ограничений из-за коронавируса в апреле (цена упала на 11% по сравнению с мартом, до в среднем 473,8 тыс. руб.). С апрельского минимума к ноябрю цены выросли уже на 22% на фоне активного спроса из-за девальвации рубля и ожидания роста цен на рынке новых автомобилей.

Среди топ-10 самых продаваемых подержанных моделей на «Авто.ру» более всего подорожали:

  • Mercedes-Benz E-Class — на 23%, до 1,2 млн руб.,
  • Toyota Camry — на 12%, до 1,1 млн руб.,
  • Kia Rio — на 11%, до 577,2 тыс. руб.,
  • Skoda Octavia — на 11%, до 598,1 тыс. руб.,
  • Ford Focus — на 5%, до 372,5 тыс. руб.,
  • Opel Astra — на 4%, до 383,2 тыс. руб.,
  • ВАЗ-2107 — на 8%, до 64,9 тыс. руб.
Читайте также:  Skoda Kodiaq чешской сборки уже в России

Lada-2114 (Samara, 106,8 тыс. руб.) и Lada Priora (209,9 тыс. руб.), наоборот, подешевели на 2% и 3% соответственно.

Lada Samara еще недавно была бестселлером рынка машин с пробегом, но в октябре, по данным «Автостата», даже не вошла в тройку лидеров. Наибольшим спросом теперь пользуются Ford Focus (14,3 тыс. машин), а также корейские Kia Rio и Hyundai Solaris (13,1 тыс. и 12,8 тыс. соответственно). В целом в октябре б/у сегмент вырос четвертый месяц подряд — на 12%, до 588 тыс. автомобилей.

Ситуация с дефицитом автомобилей на рынке с пробегом постепенно приходит в норму, считает директор «Авилон.

Автомобили с пробегом» Николай Баскаков: на склады дилеров наконец начали поступать новые автомобили, которые были заказаны еще летом, и покупатели охотно сдают свои машины в трейд-ин, пользуясь дополнительными скидками по программам поддержки от импортеров, что и позволяет плавно восполнять сток автомобилей с пробегом на рынке.

В целом дилер видит стабильный покупательский спрос и уверен, что такие темпы сохранятся до конца года: многие хотят успеть приобрести автомобиль в оставшиеся месяцы, ожидая, что цены снова подрастут.

Только за третий квартал цены на б/у машины в среднем выросли на 10–15%, отмечает господин Баскаков.

Директор департамента продаж автомобилей с пробегом ГК «Автоспеццентр» Владимир Желобов соглашается, что цены на машины с пробегом росли из-за ослабления рубля и дефицита новых машин, связанного с приостановкой работы заводов в пандемию. Он также делает ставку на дальнейшее удорожание, отмечая, что укрепления рубля пока не предвидится: спрос остается стабильным и высоким.

В «Авто.ру» отмечают, что, исходя из типового цикла владения автомобилем (по данным «Автостата», на лето 2019 года он составлял 6,3 года), сейчас на рынке должны появиться машины, купленные после кризиса 2014 года.

Их будет меньше, чем поступало на вторичный рынок в предыдущие годы.

Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что дефицит на «новые хорошие предложения машин с пробегом есть», но цены как в сегменте новых, так и подержанных машин будут расти, пока эффект девальвации, который он оценивает в 30%, не будет полностью переложен в стоимость машин. Затем спрос начнет падать, а цены зафиксируются. По его мнению, рост цен будет продолжаться и в начале 2021 года.

Ольга Никитина

AEB Статистика продаж автомобилей в РФ. Октябрь 2020

Ассоциация Европейского Бизнеса (АЕБ) опубликовала отчет о продажах легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России, за октябрь 2020 года.

Статистика оказалась довольно радужной и перспективной, отмечают эксперты. Всего за октябрь 2020 года, в России, было продано 154 163 новых автомобиля, что на 7% или 10 030 штук больше чем годом ранее.

Такое положение дел, как и говорилось выше, дает основание прогнозировать дальнейшую положительную динамику и к концу года достичь объема рынка равного 1 522 000 автомобилей.

На сегодняшний день, в годовом выражении рынок снизился на 12%, до 1 188 771 шт. против прошлогодних 1 352 104 шт. 

Казалось бы, отыграть эти самые 12% за оставшиеся два месяца, не реально, но в своих прогнозах эксперты делают ставку на предновогодний спрос, который и простимулирует рынок.

«Хорошими результатами продаж в октябре традиционно начинается предновогодняя гонка. В первом месяце 4-го квартала рост продаж новых автомобилей по сравнению с октябрем 2019 г. составил 7 % — пока самый высокий показатель в 2020 году.

Такой высокий результат объясняется прежде всего успехами крупных игроков, обладающих производством в России, которое позволяет обеспечить гибкость в поставках. В годовом выражении разрыв с прошлым годом сократился до -12,1 %, а впереди нас ждут еще два месяца активных продаж.

Похоже, что составленный Комитетом автопроизводителей АЕБ обновленный прогноз продаж в объеме 1 522 000 легковых и легких коммерческих автомобилей к концу года вполне может стать реальностью».

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, в России, по маркам за октябрь 2020/2019 ГГ. и январь-октябрь 2020/2019 ГГ. По данным АЕБ

БРЕНД ОКТЯБРЬ ЯНВАРЬ-ОКТЯБРЬ
2020 2019 % 2020 2019 %
Avtovaz (Lada) 37 019 30 237 22% 264 680 295 437 -10%
KIA 21 217 20 141 5% 160 694 188 282 -15%
Hyundai 15 431 15 827 -3% 129 444 147 814 -12%
Renault 14 356 13 670 5% 102 410 116 149 -12%
Škoda 10 101 8 903 13% 75 264 70 386 7%
VW 9 770 9 253 6% 80 640 85 439 -6%
Toyota 8 052 7 887 2% 74 221 82 281 -10%
Nissan 5 873 2 832 107% 46 408 51 506 -10%
ГАЗ ком.авт.* 5 032 6 530 -23% 36 779 48 952 -25%
УАЗ* 3 666 3 924 -7% 25 284 30 255 -16%
Mitsubishi 3 008 3 528 -15% 22 626 32 368 -30%
Mazda 2 265 2 532 -11% 20 425 24 348 -16%
Geely 2 016 919 119% 11 757 7 260 62%
Lexus 1 806 1 927 -6% 15 954 17 537 -9%
Ford ком.авт.* 1 647 1 050 57% 10 463 9 725 8%
Haval 1 604 1 514 6% 13 251 8 538 55%
Chery 1 490 676 120% 7 855 4 920 60%
Audi 1 371 1 503 -9% 11 502 12 849 -10%
Volvo 925 844 10% 5 869 6 740 -13%
Datsun 904 1 751 -48% 12 995 18 265 -29%
Suzuki 832 869 -4% 6 228 5 603 11%
Changan 780 407 92% 5 589 1 713 226%
Land Rover 712 853 -17% 4 876 6 845 -29%
Subaru 670 701 -4% 4 794 5 952 -19%
VW ком.авт.* 524 743 -29% 4 179 6 150 -32%
Porsche 420 579 -27% 4 721 4 779 -1%
Peugeot* 372 405 -8% 3 371 3 756 -10%
FAW 337 161 109% 2 205 1 121 97%
Citroёn* 336 283 19% 2 554 2 548 0%
Infiniti 182 217 -16% 1 472 3 014 -51%
Lifan 169 221 -24% 1 173 3 693 -68%
FIAT* 169 118 43% 1 083 987 10%
Cadillac 155 78 99% 1 178 747 58%
Jeep 144 130 11% 1 375 1 503 -9%
Honda 126 133 -5% 1 304 1 472 -11%
Isuzu* 115 88 31% 805 685 18%
Opel 97 402
Jaguar 93 148 -37% 767 1 459 -47%
DFM 89 107 -17% 803 1 273 -37%
Genesis 77 179 -57% 1 084 1 742 -38%
Chevrolet 68 2 001 -97% 460 18 271 -97%
Brilliance 41 37 11% 177 209 -15%
Iveco* 36 32 13% 287 327 -12%
Hyundai ком.авт.* 27 14 93% 174 275 -37%
Foton* 26 9 189% 91 169 -46%
Avtovaz (Niva) 11 8 822
Chrysler 3 5 -40% 25 41 -39%
Ford 107 93 17 401 -99%
Zotye 58 158 1 271 -88%
HTM 3 43
SsangYong 4
Итого 154 164 144 134 7,0% 1 188 771 1 352 104 -12,1%

Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по брендам и маркам, если присутствуют в продуктовой линейке (отмечены *); указаны отдельно по некоторым маркам. КОМ.АВТ.

Автомобильный рынок России и СНГ

 В 2019 году российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей сократился на 2,3%, а рынок грузовых автомобилей – на 2%. Главными причинами падения стали замедление экономического роста, снижение цен на нефть, девальвация рубля и снижение потребительской активности.

Читайте также:  Разновидности поворотников для мотоцикла и их установка

 Загрузка производственных мощностей в автомобильном секторе составляет менее 50% – это результат существенного сокращения рынка и производства после 2012 года.

 В 2019 году Москва вышла в мировые лидеры по развитию каршеринга, обогнав Токио. К концу 2019 года 95% парка каршеринга России приходится на Москву и Санкт-Петербург (49,4 тыс. и 13,1 тыс. машин соответственно).

В 2019 году российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей сократился на 2,3%, а рынок грузовых автомобилей – на 2%.

Сокращение автомобильного рынка произошло в связи с замедлением экономического роста, снижением цен на нефть, девальвацией рубля и, как следствие, снижением потребительской активности.

Негативное влияние на спрос на легковые автомобили оказало снижение объемов государственной поддержки покупателей, рост цен на автомобили выше уровня инфляции – в среднем на 9% – из-за девальвации рубля и роста НДС до 20%.

На рынок грузовых автомобилей повлияло снижение активности в таких секторах, как розничная торговля и строительство, а также завершение в 2018 году цикла обновления парка. К таким выводам пришла компания EY в своем исследовании «Автомобильный рынок России и СНГ».

Экономика России и факторы, влияющие на развитие автомобильной отрасли

Россия является одним из крупнейших автомобильных рынков Европы с потенциалом долгосрочного роста: в стране с населением 147 млн человек насчитывается 54,2 млн автомобилей. Потенциал рынка и готовность государства поддерживать новые инвестиции в отрасль открывают возможности для новых инвестиционных проектов, несмотря на макроэкономические риски.

Главными предпосылками для развития автомобильного рынка являются топливная база страны, растущая протяженность дорог и развитие каршеринга – Москва стала лидером среди крупнейших городов мира по популярности этого вида услуг.

Угрозами для инвесторов могут выступать санкции, которые замедляют рост российской экономики, ее зависимость от цен на нефть, высокая стоимость кредитов и невысокий ВВП на душу населения.

Темп инфляции существенно снизился после пика 2015 года, а реальные располагаемые доходы начали восстанавливаться только с 2018 года и растутотносительно низкими темпами из-за девальвации рубля.

Рынок легковых и легких коммерческих автомобилей

В 2019 году позиции России в мировом рейтинге по объемам продаж автомобилей значительно ухудшились по сравнению с 2012 годом: в 2012 году количество проданных автомобилей составило 2,9 млн единиц, а в 2019 – всего 1,8 млн.

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в 2019 году сократились на 2,3%. Причинами стало замедление экономического роста, снижение цен на нефть, девальвация рубля и, как следствие, снижение потребительской активности.

Негативное влияние на спрос оказало уменьшение объемов государственной поддержки потребителей и рост цен на автомобили выше уровня инфляции – в среднем на 9%.

Андрей Томышев, партнер EY, руководитель группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли в СНГ: «Рост цен сталследствием завершения контрактов промышленной сборки рядом производителей и поставщиков и увеличения ввозных пошлин на компоненты, а также роста ставки НДС до 20%, девальвации рубля и объявления об индексации утилизационного сбора с января 2020 года, из-за которого некоторые производители индексировали цены уже в конце 2019 года. Снижение продаж в 2019 году было отчасти обусловлено дополнительными покупками автомобилей в 2018 году в ожидании роста цен в 2019 году из-за повышения НДС».

Неизменные лидеры рынка существенно нарастили долю с 2012 года: доля LADA в 2019 году составила 21% (18% в 2012 году), Kia – 13% (6% в 2012 году), Hyundai – 10% (6% в 2012 году), Renault – 8% в 2019 году (6% в 2012 году).

В перспективе ожидается продолжение консолидации рынка в пользу массового сегмента по причине направления наибольших объемов государственной поддержки российским и высоколокализованным автопроизводителям как в части поддержки спроса, так и субсидий игрокам. Примечателен рост продаж автомобилей премиум-класса, таких как Merсedes-Benz и BMW.

Сегмент менее чувствителен к экономическому спаду, в результате роста в 2019 году его рыночная доляувеличилась до 10% с 8% в 2018 году.

Вслед за сокращением продаж автомобилей в 2019 году российское производство также продемонстрировало спад на 1,2%. Существенное сокращение рынка и производства после 2012 года привело к недозагрузке мощностей, которые остаются избыточными вплоть до 2019 года.

Сейчас загрузка составляет менее 50%. Доля импорта устойчиво снижалась в 2012-2017 годах ввиду политики государства по поддержке спроса на локализованные бренды и стимулирования развития производств в России. Если в 2012 году было импортировано 1076 тыс.

автомобилей, то в 2017 году этот показатель составил всего 268 тыс.

Экспорт продукции автопрома из России в 2019 году достиг 3,8 млрд долларов США и впервые превысил пиковый докризисный уровень 2013 года (3,7 млрд долларов США), причем 44% от экспорта составляют автокомпоненты. Импорт легковых и легкихкоммерческих автомобилей вырос на 24% и составил1,6 млрд долларов США, а грузовых автомобилей – 0,4 млрд долларов США (+6%).

Рынок подержанных легковых автомобилей по итогам 2019 года снизился на 0,4%

впервые с 2016 года и составил 5404 тыс. ед., что также является следствием замедления экономического роста и снижения потребительской активности. В структуре продаж традиционно лидерство удерживает LADA, на долю которойприходится 25% продаж в 2019 году. За ней следуют японские и корейские марки: Toyota (11%), Nissan(6%), Hyundai (5%), KIA (5%).

Рост проникновения услуг мобильности, каршеринга, лизинга меняет конфигурацию рынка и увеличивает долю продаж корпоративным клиентам. В 2019 году Москва вышла в мировые лидеры по развитию каршеринга, обогнав Токио.

В мегаполисе совершается около 140 тыс. поездок на каршеринговых автомобилях в день. К концу 2019 года 95% парка каршеринга приходится на Москву и Санкт-Петербург. На конец 2019 года более 90% парка каршеринга консолидируют три компании: Яндекс.

Драйв, Делимобиль, BelkaCar.

Дилерские сети и автомобильное финансирование

Рост размера дилерской сети в 2019 году, несмотря на снижение продаж автомобилей, в основном обусловлен активностью китайских брендов. Так, объем их дилерской сети в 2019 году увеличился на 16% до 645 центров (что соответствует 19% от общего количества дилеров в России).

  • В условиях стагнирующего рынка и снижения рентабельности традиционных продуктов (продажа новых автомобилей и сервис) источником дополнительной прибыли дилеров могут быть операции с подержанными автомобилями
  • и усиление кооперации с другими игроками в части развития услуг мобильности.
  • Проникновение продаж в кредит продолжает расти после кризиса, вклад

в развитие автокредитования вносит продление действия адресных программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», а также снижение уровня процентных ставок.

При этом увеличивается доля сделок с подержанными автомобилями, основным драйвером которых является увеличение активности дилеров в этом сегменте. Доля таких сделок составляет в среднем 25% от всего объема выданных автокредитов.

Доля кэптивных банков в общем портфеле автокредитов по результатам первого полугодия 2019 года остается на уровне 25%, что существенно меньше показателя западных стран в размере 75%.

Рынок грузовых автомобилей и автобусов

В 2019 году продажи грузовых автомобилей в России сократились на 2%. В период кризиса доля российских производителей увеличивается ввиду переключения потребителей на более дешевые грузовики. Лидерами рынка неизменно являются КАМАЗ и ГАЗ, которые увеличили свои доли в 2019 году на 3% и 1%соответственно.

Восстановление инвестиционной активности и строительного сектора оказывает поддержку рынку грузовиков. Например, темп прироста в строительном секторе составил 6,3% в 2018 году – это связано с реализацией крупных инфраструктурных объектов.

Промпроизводство также показало существенные темпы прироста из-за тренда к импортозамещению на фоне ограничительных мер со стороны западных стран – 2,9% в 2018 году и 2,4% в 2019 году. Ключевой драйвер роста – обрабатывающие секторы, такие как пищевая промышленность, химическая отрасль и металлургия.

В результате прирост инвестиций в основной капитал составил 4,3% в 2018 году и 2% в 2019 году.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *