5 обстоятельств, при которых страховка не требуется

За последнее время система обязательного автострахования значительно изменилась. Иными стали размеры выплаты по ОСАГО в 2019 году, тарифы и сама система расчета стоимости полиса немного изменилась.

Рассмотрим, как сегодня получить страховку, на какую сумму страхового покрытия может рассчитывать потерпевший в ДТП в случае ущерба здоровью и транспортному средству.

Изменения, которые касаются выплаты по полису ОСАГО в 2019 году, вступили в силу еще в 2018-м и коснулись системы компенсации убытков, ремонта и оформления полиса, сроков технического осмотра и компенсаций по страховке, а также стоимости ее приобретения. В 2018 г. появилась такая система компенсаций, как оплата ремонта.

Изменилось не только возмещение по ОСАГО, другими стали и сами бланки полисов. Теперь они защищены QR-кодом, что затрудняет их подделку и дальнейшие мошеннические действия со страховкой. Проверить подлинность документа можно теперь дистанционно.

Цена полиса формируется с учетом следующих обстоятельств:

  • региона, где проходит регистрация транспортного средства;
  • мощности двигателя автомобиля в л/с;
  • количества лиц, включенных в страховку;
  • возраста транспортного средства;
  • продолжительности водительского стажа лиц, допущенных к управлению автомобилем;
  • срока, на который оформляется страховка;
  • статуса владельца авто (является ли он физическим или юридически лицом).

Стоимость полиса изменилась и в связи с новыми правилами расчета коэффициента бонус-малус. Теперь, если водитель за 12 месяцев ни разу не попал в ДТП, он получает скидку при продлении страховки.

Напротив, тот, кто часто нарушает правила дорожного движения и становится виновником аварий, заплатит в соответствии с новым тарифом большую сумму за переоформление полиса.

Система учета коэффициента бонус-малус призвана стимулировать водителей быть осторожнее на дорогах, не совершать опасных маневров и соблюдать скоростной режим.

Вместе с повышением тарифов увеличились и лимиты компенсации по страховке.

К действующим на сегодняшний день действуют следующие нормы оценки ущерба от ДТП для возмещения по полису автострахования в 2019-м:

  • срок подачи заявления о страховом случае составляет 5 рабочих дней;
  • период действия полиса должен быть не меньше одного года;
  • срок подачи заявления с претензией в адрес страховщика (в том случае, если нарушаются сроки или вас не устроила сумма компенсации) — десять дней. Вместе с заявлением, в котором изложена суть ваших требований, следует подать также отчет независимой экспертизы;
  • выплату страхового покрытия могут заменить денежные поступления в счет оплаты ремонта транспортного средства (в том числе напрямую в мастерскую, которая будет заниматься восстановительными работами, минуя владельца авто);
  • максимальная выплата зависит от того, пострадало ли в результате ДТП имущество потерпевшего, получили ли травмы участники аварии (и их тяжести);
  • в случае оформления аварии по европротоколу возмещение составит 100 тысяч рублей;
  • срок выплаты по ОСАГО составляет 20 календарных дней (за исключением праздников). В течение этого времени должен быть оценен ущерб, нанесенный транспортному средству в ходе ДТП.

До возмещения ущерба по страховке не следует ремонтировать автомобиль. Но если провести независимую экспертизу, по результатам которой будет оценен ущерб, вы можете передать машину в ремонт еще до того, как средства перечислит страховая компания.

Лимиты выплат по автогражданке

Лимитом ответственности по автострахованию называется максимальная выплата по договору, которая выплачивается потерпевшему в результате ДТП. Виновник аварии не получает никакой компенсации.

Возмещение по страховке зависит от суммы, которая требуется пострадавшему в ДТП для покрытия полученного ущерба, и ограничивается законодательно.

Лимит на 2019 г. составляет

  • 400 тысяч рублей, если в ДТП пострадало имущество;
  • 500 тысяч рублей, если травмы получили участники аварии (в зависимости от степени ущерба здоровью, в том числе инвалидности потерпевшего);
  • 100 тысяч рублей, если ДТП оформляется по европротоколу (без привлечения сотрудников Госавтоинспекции).

Получить максимальную выплату можно в том случае, если понесенный в результате аварии ущерб превышает или равен лимиту ответственности.

Чтобы средства были перечислены страховой компанией, нужно своевременно продлевать действие полиса и оформить ДТП в соответствии со всеми законодательными требованиями. Если авария была незначительной (участников не более двух, нанесен только ущерб имуществу), выгоднее зафиксировать ее с использованием европротокола.

Что влияет на размер выплаты в 2019-м

Рассмотрим подробнее, как рассчитывается стоимость выплаты по страховке в 2019 г. и что влияет на объем возмещения.

Величина страхового покрытия зависит от следующих обстоятельств:

  • нанесен ли ущерб жизни и здоровью потерпевшего или пострадало только его имущество (в том числе и варианты комплексного урона);
  • степень повреждений. Учитывается, как сильно пострадал автомобиль. Здесь возможны два варианта: транспортное средство можно отремонтировать или оно не подлежит восстановлению.
  • перечень повреждений. Он должен полностью соответствовать тем дефектам, которые перечислены в справках ГИБДД. В противном случае по формально отсутствующим повреждениям страховая компания не произведет возмещения. Чтобы этого не случалось, следует самостоятельно пойти в ГИБДД и вписать необходимые ответствующие дефекты, после чего отнести документ в СК;
  • производилась ли эвакуация транспортного средства, требуется ли оплата амортизации автомобиля;
  • износ автомобиля с учетом срока эксплуатации и деталей, которые требуется заменить;
  • мощность двигателя транспортного средства;
  • место происшествия и дополнительные обстоятельства аварии;
  • срок действия страхового полиса;
  • внешний вид автомобиля, его техническое состояние и рыночная стоимость до момента аварии.

Если стоимость ремонта автомобиля превосходит лимит (размер положенной компенсации), пострадавший все равно получает не более максимально предусмотренной суммы.  В досудебном порядке виновник ДТП не обязан компенсировать понесенные потерпевшим расходы.

На этом этапе вопрос можно решить по договоренности. Но если пострадавшего не устраивает объем предложенных средств, он имеет право требовать от виновного в ДТП компенсировать моральный, физический и материальный вред через суд.

Если потерпевшего не устроила сумма возмещения, следует направить письменную претензию в адрес страховщика.

В каком случае страховщик может отказать в компенсации

Есть обстоятельства, которые могут препятствовать получению компенсации по страховке. Перечислим их: 

  • в салоне или багажнике транспортного средства находились вещества, опасные для людей и окружающей среды;
  • у лица, находившегося за рулем, не было водительских прав;
  • не был определен виновник аварии;
  • полис недействителен (истек его срок, или документ оказался поддельным).

5 обстоятельств, при которых страховка не требуется

Разумеется, каждая страховая компания стремится не терять своих средств, поэтому бытует мнение, что получить средства в полном объеме не получится. Отчасти этому мифу способствуют оценщики и юридические компании.

Но не стоит забывать, что сами они, убеждая клиента в необходимости их услуг, также заботятся о своем заработке. Поэтому не стоит принимать поспешных решений.

Как показывает практика, что в 80% случаев получить компенсацию в полном объеме и вовремя точно в срок (выплата по ОСАГО происходит в течение 10 календарных дней) можно без оплаты услуг юристов.

Возмещение в случае оформления европротокола при ДТП

Страховые выплаты за ущерб в ДТП, оформленном по протоколу европейского образца, увеличены в два раза, с 50 до 100 тысяч рублей (при этом для Москвы и Подмосковья, С.-Петербурга и Ленинградской области лимит остался прежним – 400 тысяч рублей). Автомобилисты, попавшие в аварию, могут оформить документ без участия сотрудников ГИБДД.

Экземпляр заполняют как виновник аварии, так и потерпевший. После этого бумагу нужно направить страховой компании в течение 5 рабочих дней. Обязательное условие оформления европротокола – фотографирование места происшествия.

До осмотра представителями страховой компании оба автомобиля, пострадавшие в ДТП, нельзя ремонтировать, чтобы были зафиксированы все полученные ими дефекты.

Важно! По европротоколу выплаты от страховой компании возможны при участии в аварии только двух транспортных средств. В противном случае процедура оформления ДТП будет стандартной.

Также в аварии не должно травм у водителей, а также потерпевших (погибших) третьих лиц.

Но если раньше оформить аварию по европротоколу можно было только при отсутствии разногласий, то теперь этого не требуется.

Участникам ДТП требуется зафиксировать все обстоятельства происшествия. Они должны быть переданы в автоматизированную информационную систему автострахования гражданской ответственности (необходимо использовать технические средства и ПО, которые предусмотрены законом).

5 обстоятельств, при которых страховка не требуется

Чтобы корректно оформить европротокол, нужно соблюдать следующие правила:

  • использовать шариковую ручку для внесения сведений об аварии;
  • при заполнении своей части протокола каждый участник вносит данные самостоятельно;
  • обоснованность корректировок должна подтвердить противоположная сторона;
  • протокол должен быть подписан как виновником аварии, так и потерпевшим.

Ремонт или денежная компенсация

По закону сегодня можно получить вместо денежной компенсации от страховой компании средства на оплату ремонта. Такая процедура называется натуральной формой возмещения убытка. Сегодня она используется далеко не всеми водителями. Связано это с рядом обстоятельств:

  • в ходе ремонта могут использоваться неоригинальные запчасти;
  • существует практика ремонта пострадавших деталей вместо их замены новыми;
  • выделенных часов на проведение восстановительных работ может быть недостаточно;
  • повреждения нередко устраняют не полностью;
  • автовладельца может не удовлетворить качество проведенных работ.

Если вас не устраивает размер компенсации в счет оплаты ремонта, нужно обратиться в независимую экспертизу и сформировать претензию к страховой компании. В случае отказа следует решать вопрос через суд.

С страховые компании должны заключать договор с СТО в соответствии с действующим законодательством. Последние, в свою очередь, реализуют конкретный перечень услуг по восстановлению авто. Станции техобслуживания должны отвечать следующим требованиям:

  • располагаться на расстоянии в 50 и более км от места аварии и проживания владельца пострадавшего автомобиля;
  • срок проведения восстановительных работ не может превышать 30 дней;
  • Автовладелец имеет право отказаться от услуг СТО, предложенной страховой компанией, и выбрать сервис самостоятельно.
  • Если ремонт проводится за счет страховой компании, его стоимость определяется следующим образом:
  • производится оценка восстановительных работ. Их стоимость зависит не только от характера и степени полученных повреждений, но и от износа транспортного средства;
  • владелец выбирает СТО из предложенного списка организаций (если автомобиль на гарантии, работы могут выполнить дилерские центры);
  • в течение 30 дней транспортное средство должно быть восстановлено.
  1. Оплату ремонта производит страховая компания.
  2. Денежная компенсация возможна в следующих случаях:
  • когда автомобиль не подлежит восстановлению;
  • стоимость ремонта более 400 тысяч рублей, а доплачивать из собственных средств автовладелец не намерен;
  • восстановительные работы нельзя провести в отведенные сроки (30 календарных дней);
  • владелец обратился в РСА, который одобрил просьбу заменить оплату ремонта денежной компенсацией;
  • страховая компания и пострадавший в ДТП автовладелец сумели договориться между собой (соглашение должно быть оформлено письменно).

Какие документы необходимо предоставить страховой компании

В страховую компанию нужно направить заявление вместе с пакетом оригинальных справок и копий документов. Полный комплект включает в себя следующие бумаги:

  • копию паспорта виновника аварии;
  • оригинал справки из ГИБДД;
  • копии документов на автомобиль;
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии;
  • копия протокола о правонарушении или отказе в возбуждении административного дела
  • реквизиты счета, на который будут перечислена компенсация.

Смотрите, какая тема — Лишение прав за отсутствие ОСАГО – что за новый закон?

Показать содержание

  1. Новый закон предусматривает лишение водительских прав до полугода или крупный штраф за отсутствие страховки.
  2. По состоянию на 21 Ноября 2020 года он не вступил в законную силу и пока не действует.
  3. Лишить права управления смогут только за повторную езду без ОСАГО – если вас уже штрафовали за это, и в течение года вы попадаетесь инспектору ДПС снова.
  4. Речь в изменениях ведётся только об отсутствии договора страхования, но не о случаях, когда вы не вписаны в действующий полис.
  5. Если нарушение будет зафиксировано на камеру автофиксации, то водителя при повторности нарушения будет ждать только штраф, лишать прав по камерам не имеют права.
Читайте также:  Opel — помощник и друг автомобилиста

Законодатели уже неоднократно обсуждали идею ужесточения ответственности за отсутствие договора страхования автогражданки у водителей. Кто-то высказывался за лишение прав, другие – за многократное повышение размера штрафа.

Но в июне 2019 года депутаты взялись за дело и выпустили новый закон, который предусматривает сразу вилку наказаний: штраф 5 000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев за езду без ОСАГО.

Вступили ли в силу изменения, на какой стадии они находятся и как будут наказывать водителей, в том числе не вписанных в полис и с просроченной страховкой, выясним в этой статье.

Какая ответственность за отсутствие ОСАГО в 2020 году?

По состоянию на 21 Ноября 2020 года за езду без договора страхования автогражданской ответственности водителя могут ждать 3 варианта санкций в зависимости от конкретного случая:

  • если у вас отсутствует полис ОСАГО либо он просрочен (что равносильно отсутствию), будет штраф 800 рублей (часть 2 статьи 12.37 КоАП),
  • если вы не вписаны в действующую страховку – 500 рублей штрафа,
  • если же вы просто забыли взять с собой саму бумагу страхового полиса (кроме ситуации, когда ОСАГО электронный), и вас остановил инспектор ДПС, то будет такой же штраф – 500 рублей.

Всё это старые штрафы, действующие уже много лет. На сегодняшний день (мониторинг изменений проводится ежедневно) новый закон о лишении за ОСАГО пока ещё не вступил в силу.

А есть ли новый закон?

Да, есть. Как мы уже отметили выше, депутаты Госдумы придумали внести изменения в действующий Административный кодекс по части ужесточения ответственности за езду без страхового полиса вплоть до лишения права управления.

Что же это за новый закон? Действительно, это самый настоящий Федеральный закон – если быть точнее, его проект, который приобретёт статус ФЗ, когда его примут, чего пока не случилось. Но давайте обо всём по порядку!

19 июня 2019 года законодатели внесли на обсуждение в Госдуму законопроект о внесении изменений в статью 12.37 КоАП, которая как раз и отвечает за наказания в сфере ОСАГО. В 1 её части ответственность за невписанных водителей, во второй – за отсутствие страховки.

В частности, депутаты предложили:

  1. ввести 3 часть в статью 12.37, которая будет предусматривать штраф 5 000 рублей или лишение прав за повторную езду без полиса ОСАГО,
  2. внести в другие соответствующие статьи Кодекса поправки касательно того, что по новой норме дела уполномочены рассматривать судьи и начальники ГИБДД.

Посмотреть официальный текст нового проекта закона, а также его карточку на официальном сайте законодательной деятельности.

Когда примут?

Порядок принятия Федеральных законов довольно затратный по времени и зависит от ряда факторов. Сейчас проект нового закона ещё не дошёл даже до 1 чтения. Соответственно, должно пройти по меньшей мере несколько месяцев до его окончательного рассмотрения, а затем ещё некоторое время для вступления в силу.

Обратите внимание, что даже после принятия изменений в Госдуме и подписания Президентом России должно пройти 30 дней (согласно официальному тексту проекта) до начала действия лишения прав за езду без страховки ОСАГО.

5 обстоятельств, при которых страховка не требуется

Как это будет работать?

Лишение водительских прав за отсутствие полиса автогражданки будет происходить не на дороге. Дело в том, что сотрудник полиции не уполномочен на такой вид наказания – его назначают только судьи.

Вообще, в административном праве есть 3 основных стадии назначения наказания:

  • возбуждение дела,
  • его рассмотрение,
  • вынесение постановления с лишением прав или штрафом.

И по новой норме привлечение к ответственности водителей будет работать в стандартных ситуациях следующим образом:

  1. вас для проверки документов или по иным причинам остановит ДПС,
  2. при предъявлении вами полиса выяснится, что он у вас просрочен либо вовсе отсутствует,
  3. в результате инспектор выносит постановление по части 2 статьи 12.37 рублей, по которому автолюбитель обязан будет оплатить штраф 800 рублей,
  4. далее вы снова попадаетесь без страховки ОСАГО в течение года после полной оплаты этого штрафа,
  5. и вот теперь появляется состав для привлечения вас по новой части 3 этой же статьи с возможнм лишением прав; сотрудник возбуждает административный материал в виде протокола, который предлагает вам на подпись и после передаёт его в своё подразделение, где будет рассматриваться дело,
  6. водителя извещают о дате и времени рассмотрения дела и вне зависимости от присутствия водителя возможны 3 исхода событий:
    1. водитель признаётся невиновным (например, просто полиса не было с собой, и инспектор ДПС ошибся),
    2. начальник, рассматривающий дело, решает вынести штраф (при отсутствии грубых нарушений, отягчающих обстоятельств),
    3. начальник решает, что водителя следовало бы лишить прав за отсутствие полиса ОСАГО, и передаёт дело в суд;
  7. теперь уже и в судебном заседании судья решает, вынести в отношении вас штраф 5 тысяч рублей или же всё-таки лишить прав, и выносит соответствующее постановление.

На 2020 год аналогичный порядок лишения прав, когда сначала начальник ГИБДД рассматривает дело, а потом на своё усмотрение может передать дело в суд, предусмотрен, к примеру, при выезде на «встречку», движении против хода по односторонней дороге и небольшом ряде других нарушений ПДД.

5 обстоятельств, при которых страховка не требуется

Почему в течение года?

Выше мы указали, что лишить права управления вас могут, только если вы попадаетесь повторно в течение года после полной оплаты административного штрафа. Откуда же мы взяли этот срок?

Дело в том, что речь в самой статье нового закона идёт о повторности нарушения. Это значит, что для применения части 3 с лишением вы должны попасться, будучи уже подвергнутым наказанию по части 2 статьи 12.37 КоАП. А подвергнутым, согласно статьи 4.6, вы считаетесь как раз в течение одного года с даты полной оплаты штрафа по части 2.

Например, 1 января 2020 года вас поймал инспектор ДПС за отсутствием полиса ОСАГО и вынес постановление. Штраф этот вы оплатили 1 февраля. Таким образом, если вы попадётесь во второй раз вплоть до 1 февраля (но не января) следующего года, то вас уже смогут лишить прав по новому закону.

А если я попадусь на камеру?

С недавних пор в экспериментальном режиме работает автофиксация выявления такого нарушения, как управление автомобилем без действующего договора страхования.

Однако, при автоматической фото- и видеофиксации прав не лишают. Поэтому при выявлении отсутствия полиса ОСАГО у водителя на камеру, последнему придёт только штраф 5 000 рублей.

Если у меня просроченный полис?

Как мы уже отметили выше, речь идёт об отсутствии договора страхования. Полис у вас может быть на руках, но если в нём дата, до которой он действует, в прошлом времени, то действующего договора страховки у вас нет. Следовательно, это фактически равносильно езде без ОСАГО, поэтому к лишению прав вас привлечь смогут и в этом случае.

Если ОСАГО есть, но я не вписан?

Вот тогда в отношении вас выпишут штраф 500 рублей по части 1 статьи 12.37.

Дело в том, что по новому закону о лишении прав за отсутствие ОСАГО ответственность предусмотрена за повторную езду водителем, будучи наказанным по части 2 этой статьи – то есть при отсутствии договора страхования. А вот если вы просто не вписаны в действующий полис ОСАГО, то лишить прав вас никто по закону не сможет.

Страховые и нестраховые случаи по ОСАГО

Урегулирование страховых случаев по ОСАГО зачастую вызывает множество вопросов, особенно при возникновении спорных ситуаций со страховыми компаниями, отказывающимися признавать те или иные случаи страховыми.

В данной статье мы постараемся детально разобрать, в каких ситуациях водитель вправе рассчитывать на возмещение ущерба по полису ОСАГО, какие случаи являются страховыми, а какие нет, и какими законодательными нормами это регулируется.

Каким законом регулируется ОСАГО?

В связи с тем, что обязательное страхование ОСАГО регулируется соответствующим Федеральным Законом № 40 от 25.04.2002 г., все основные принципы и понятия зафиксированы и прописаны в нем документально. Это касается и информации об условиях наступления страхового случая и признания его таковым. Поэтому при возникновении любых спорных ситуаций следует обращаться именно к этому документу.

Обобщая основные положения этого закона, можно сделать следующее заключение:

Страховыми случаями являются все события, в которых гражданин, имея на руках действительный полис ОСАГО, находясь за рулем транспортного средства, нанес вред жизни либо здоровью других лиц или же имуществу данных лиц. При наступлении такого события компания обязана возместить нанесенный ущерб.

При этом в законе также указан обширный список событий, не являющихся страховыми случаями, и возникновение которых не покрывается полисом.

Редакция закона от 03.07.2016 г. предусматривает максимальный размер компенсации в 400 тысяч рублей по пункту возмещения ущерба, нанесенного имуществу, и 500 тысяч рублей по пункту причинения вреда жизни и здоровью.

Критерии для признания случая страховым

Согласно вышеупомянутому закону, страховой случай по ОСАГО наступает при выполнении двух основных условий:

  1. Наличие виновника ДТП, в отношении которого будет действовать такое понятие, как гражданская ответственность. Соответственно, участников аварии должно быть не меньше двух: виновник и потерпевший (которому будет возмещен ущерб путем выплаты ему компенсации от страховой компании). Вот примеры соответствующих страховых и нестраховых событий для данной ситуации:

    Страховое событие: Водитель отвлекся и не успел затормозить перед пешеходным переходом, из-за чего врезался в стоящий впереди автомобиль.

    Нестраховое событие: Гражданин, выйдя из торгового центра, обнаружил вмятину на багажнике машины. Свидетелей произошедшего не нашлось, вследствие чего не был установлен и виновник происшествия.

  2. Ущерб должен быть нанесен при использовании виновником застрахованного транспортного средства (ТС). Согласно закону, таким использованием признается управление автомобилем, связанное с его движением по дорогам и прилегающих к ним территориям, на которых предусмотрено движение ТС. Вот примеры соответствующих страховых и нестраховых событий для данной ситуации:

    Страховое событие: Самосвал проезжал мимо оставленной на парковке машины и ненароком врезался в неё.

    Нестраховое событие: У находящегося на стоянке грузовика вывалился перевозимый им плохо закрепленный стройматериал и повредил соседнюю машину. Факта движения грузовика зафиксировано не было, а, следовательно, рассчитывать на то, что страховая организация будет покрывать ущерб – бессмысленно.

Какие случаи не являются страховыми?

Согласно 6 статье обозначенного выше Закона «Об ОСАГО», страховыми не признаются следующие события:

  • причинение ущерба во время управления транспортным средством, отличным от указанного в полисе ОСАГО. Страховка оформляется исключительно на средство передвижения, а не его владельца;
  • нанесение вреда грузом, транспортировка которого связана с риском. Такой груз должен быть застрахован владельцем в отдельном порядке;
  • возникшие у пострадавшего в ДТП моральный ущерб и упущенная выгода (предполагаемые доходы, которые могли быть получены, если бы не произошла авария);
  • причинение вреда транспортным средством на соревнованиях, во время учебной езды и при других обстоятельствах подобного рода, произошедших в специально предназначенных для данных действий местах;
  • нанесение ущерба жизни или здоровью граждан, которые находятся при исполнении своих трудовых обязанностей в случае, когда такой ущерб компенсируется отдельным типом страхования (социальное, индивидуальное);
  • возникновение иных ситуаций, в которых вред автомобилю либо имуществу пострадавшего был нанесен непосредственно водителем ТС;
  • нанесение ущерба во время осуществления погрузочно-разгрузочных работ;
  • причинение убытков организации-работодателю, если на транспортном средстве (на которое выдан полис) был причинен вред работнику данной организации;
  • причинение повреждений, нанесенных историко-культурным ценностям (архитектура, антиквариат и т.д.), наличным деньгам, драгоценностям возмещаются не страховой компанией, а непосредственно виновником аварии, обычно в судебном порядке.
Читайте также:  Как сдать авто в аренду?

Возможен ли страховой случай без ДТП?

Из содержания Закона «Об ОСАГО» следует — если факт ДТП документально зафиксирован не был, то и рассчитывать на то, что страховая организация будет что-либо выплачивать не стоит.

Как уже было отмечено выше, случай должен быть связан с дорожным движением.

Если же есть необходимость застраховать транспортное средство от всевозможных рисков, не связанных с авариями на дороге (стихийные бедствия, угон, пожар, самопроизвольное возгорание и прочие неприятности), нужно вдобавок оформлять полис КАСКО.

5 обстоятельств, при которых страховка не требуется

Однако в данной ситуации есть одно исключение. Многие компании любят навязывать клиенту дополнительные услуги, одними из которых являются программы страхования от ущерба и страхования от угона.

Поэтому если клиент принял решение дополнительно включить в полис одну из данных программ, то, разумеется, при наступлении предусмотренного страхового события ему будет выплачиваться денежная компенсация.

Действует ли ОСАГО во дворах и на парковке?

Многие автовладельцы интересуются вопросом — будет ли действовать полис, если ДТП произойдет не во время движения по дороге, а на территории парковки или двора, где машина была оставлена? Согласно содержанию закона, дворы и парковки являются прилегающими к дороге территориями, а, значит, относительно возникших там происшествий действуют точно такие же правила.

Следует помнить, что для данных территорий действуют стандартные требования к документам, предоставляемым в страховую компанию для получения выплаты.

Попасть в серьезную аварию на парковке сложно, и дело в основном ограничивается мелким ДТП с небольшими повреждениями.

Учитывая этот факт, водители зачастую не желают тратить на оформление бумаг слишком много времени, делают много ошибок в документах, и в конечном итоге потерпевшая сторона остается без денежной выплаты.

Кроме того, на стоянках по причине невнимательности нередко случаются происшествия, даже когда автомобили и потерпевшего и виновника вовсе не находятся в состоянии движения.

Типичная ситуация такого рода – неосторожное открытие дверей машины, приводящее к повреждению близко стоящего автомобиля.

 Данный инцидент не является ДТП, а значит Закон «Об ОСАГО» в отношении него действовать не будет.

Возможен ли ремонт бампера по ОСАГО или его замена?

После того, как произошло ДТП, и потерпевший обратился к страховщику с документами на компенсацию ущерба, компания должна оценить состояние автомобиля после аварии. На основе проведенной экспертизы выносится заключение о рекомендуемом способе действий – в данном контексте о ремонте бампера либо его замене.

Само собой, сумма выплаты будет целиком зависеть от заключения экспертизы. Ремонт бампера обойдется страховщикам явно дешевле, поэтому нередки случаи, когда оценка состояния машины необъективна. В такой ситуации нужно обратиться за проведением экспертизы в другую организацию, а полученное заключение со стоимостью ремонта передать в страховую компанию.

Если организация не захочет выплачивать указанную сумму, то выход один – обращаться в суд.

Следует помнить о том, что модернизация и тюнинг автомобиля должны быть официально зарегистрированы, иначе существует вероятность, что ОСАГО покрывать убытки не будет. Например, если машина врежется в зад другого автомобиля и станет виновником аварии. На первый взгляд случай однозначно страховой.

Но при оформлении ДТП выяснится, что стильный бампер на машине не родной, а данная модернизация никак не зарегистрирована. В результате вождение такой машины могут признать незаконным, а случай – нестраховым. Соответственно, никакого возмещения в такой ситуации можно не ждать.

И данное предписание применимо ко всем частям и деталям машины, не предусмотренным базовой комплектацией.

Заключение

Страховые и нестраховые случаи по ОСАГО закреплены законодательно и возмещение вреда осуществляется только согласно нормам нормативно-правовых актов. По ОСАГО страховая компания осуществляет компенсацию только в случае ДТП, при этом мелкие аварии на парковках или во дворах домов также относятся к страховым случаям.

Нестраховой случай по ОСАГО: какой случай является нестраховым

Если обстоятельства причинения имущественного или личного ущерба признаны СК как не страховой случай, по ОСАГО компенсация пострадавшим не выплачивается. Что считается нестраховым случаем? В каких случаях не действует ОСАГО, и могут ли возникать нестраховые случаи по ОСАГО при ДТП?

Что такое нестраховой случай по ОСАГО

Полис ОСАГО покрывает возмещение убытков потерпевшей в результате ДТП стороны в пределах максимальных сумм страхового возмещения. По договору о страховании право на компенсацию возникает у пострадавшего водителя при наступлении особого события – страхового случая.

Таковым считается наступление гражданской ответственности владельца ТС и иных лиц, в чьем законом пользовании находится авто, за вред, нанесенный жизни/здоровью/имуществу пострадавших при использовании указанного ТС, если это порождает обязательства СК как страховщика в соответствии с договором — ст. 1 ФЗ № 40 «Об ОСАГО».

Для признания случая страховым мало самого события нанесения ущерба, должны быть соблюдены и условия использования конкретного ТС и возникновения обязательств страховщика по договору. Иначе случай не будет считаться страховым.

Нестраховыми считаются события, обстоятельства возникновение которых не является страховым риском и не покрывается полисом ОСАГО. По ним не возникает обязательств страховщика и не осуществляется страховое возмещение.

Какой случай является нестраховым по ОСАГО

  • Страховой случай по ОСАГО, это ДТП, в котором:
  • a) виновником является лицо, имеющее действующий страховой полис автогражданки;
  • b) используется ТС, указанное в страховом полисе;
  • c) пострадавшей стороне нанесен вред жизни/здоровью/имуществу;
  • d) обстоятельства возникновения ДТП являются стразовым риском и не порождают обязательства страховщика по договору.

Ключевым условием является факт возникновения ДТП при дорожном движении. Потому, если события ДТП не было либо нет документальных доказательств происшествия, оформленных по требованиям закона вместе с ГИБДД или самостоятельно, факт нанесения ущерба является нестраховым случаем по ОСАГО.  

Нестраховой случай при ДТП

Нестраховыми также могут признаваться и случаи нанесения ущерба в аварии, если обстоятельства его нанесения не входят в число страховых рисков. Таковыми нестраховыми событиями, согласно п. 2 ст. 6 ФЗ № 40, считаются факты ДТП:

  • с причинением вреда при использовании иного ТС, не указанного в полисе;
  • произошедших в результате испытаний/тренировок/соревнования на специальных трассах;
  • произошедшие в результате перевозки спецгрузов, если такой риск по закону подлежит отдельному страхованию;
  • в которых виновный водитель причинил вред собственному ТС/прицепу/своему грузу или имуществу;
  • в результате которого вред нанесен жизни/здоровью/имуществу пассажиров, если такой ущерб подлежит возмещению перевозчиком;
  • в результате которого пострадали только здания/сооружения, имеющие культурное значение, антиквариат, ценные бумаги и наличные деньги, объекты интеллектуальной собственности.

Признание ущерба нестраховым в указанных случаях не исключает признания обязательств страховщика по иному  «страховому» ущербу, нанесенному тем же водителем в том же ДТП.

Какая сумма покрывается ОСАГО в 2019 году

Даже если случай признается страховым и СК признает свои обязательства как страховщика, это еще не означает, что она покроет всю сумму понесенного ущерба. Согласно п. 4.4, 4.15 Правил ОСАГО, утв. Положением ЦБ № 431-П, размер возмещения при нанесении вреда имуществу определяется:

  • в виде стоимости авто на момент столкновения, если ремонт невозможен или обходится дороже стоимости ТС;
  • в виде стоимости восстановления авто до состояния на момент ДТП;
  • в виде стоимости лечения, а также в доле от утраченного среднего заработка при профессиональной нетрудоспособности.

Однако расчет возмещения осуществляется по средним ценам в регионе проживания потерпевшего и учитывает износ деталей/узлов/агрегатов на момент ДТП. При всем этом ст. 7 ФЗ № 40 определяет также максимальные пределы возмещения, выше которых возмещение не осуществляется:

  • 500 тыс. рублей для ущерба жизни/здоровью пострадавших;
  • 400 тыс. рублей для ущерба имуществу пострадавших;
  • 100 тыс. рублей для ущерба имуществу, в случае оформления ДТП без ГИБДД.

Как составить заявление о наступлении страхового случая

Для получения компенсации при наступлении страхового случая лицу, пострадавшему в ДТП, необходимо при первой возможности сообщить страховщику о наступлении страхового случая.

При этом потерпевшие подают в СК заявление установленной формы о возмещении убытков и пакет необходимых документов. Заявление составляется по форме, утв.

Приложением № 6 к Положению ЦБ № 431-П и содержит следующие сведения:

  • наименование СК;
  • наименование пострадавшей стороны, адрес ее проживания, контакты;
  • сведения о поврежденном имуществе: владелец, марка, модель, VIN, год изготовления, госзнак и так далее;
  • сведения о причинении вреда здоровью/жизни;
  • дата, время, адрес и обстоятельства наступления страхового случая;
  • просьба о стразовом возмещении;
  • перечень документов, дата, подпись.

Бланки заявлений можно найти на сайте страховщика.

Куда обратиться при наступлении страхового случая

В случае наступления страхового случая, лицо, намеренное возмещать понесенный им в ДТП ущерб, обязано действовать как можно быстрее. Извещение о ДТП, подаваемое вместе с заявлением, должно быть направлено страхователю в 5-дневный срок после наступления страхового случая. Водителю, пострадавшему в ДТП, необходимо обратиться:

  • в СК, чьим полисом обладает пострадавший по прямому возмещению, если участники ДТП имели действующий полис автогражданки, а в самом происшествии пострадало только имущество;
  • в СК, чей полис имел виновник столкновения, если возмещению подлежит не только имущественный, но и личный ущерб.

Прямое возмещение не исключает права страхователя на обращение к страховщику виновника ДТП для компенсации вреда жизни/здоровью, если он проявился после подачи заявления на прямое возмещение.

Страховка при получении кредита: какая нужна обязательно, а от какой можно и отказаться

Банки не имеют права требовать купить страховку, аргументируя тем, что не выдадут кредит. По закону о защите прав потребителей нельзя одну услугу ставить в зависимость от покупки другой.

Но есть страховые инструменты, которые они считают очень нужными.

И придется смириться, что их в любом случае предложат, если вы обратитесь за займом, отметил председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. 

Читайте также:  Характеристики мотора 21214

Страхование жизни и здоровья — такой полис порекомендуют при оформлении любого вида кредитов. Он позволит погасить долг, если заемщик умрет или получит инвалидность (как правило, покрывает инвалидность I и II степеней), а также из-за болезни или травмы не сможет долгое время платить. 

Здесь нужно быть внимательным к условиям, которые предлагает страховка. Так, далеко не все компании страхуют ситуации, когда клиент пострадал, занимаясь экстремальными видами отдыха.

Другие признают такие случаи страховыми, но и полис стоит дороже. Дмитрий Янин также обратил внимание на значительный список болезней-исключений и ситуаций, которые страховые скорее всего откажутся возмещать.

С ним стоит ознакомиться до того, как подписывать договор.

Проверять ваше здоровье банк скорее всего не будет, но обязательно напомнит о необходимости подтвердить декларацию о состоянии здоровья, содержащуюся в договоре страхования. То есть страхователь, подписывая договор, принимает ответственность, что его здоровье соответствует тому, что он указал, объяснил начальник управления «Страхование» банка ВТБ Александр Ефремов.

Часто страхование жизни и здоровья идет в комплексе со страховкой от потери работы. В этом случае страховая компания обязуется какое-то время платить за заемщика.

Главное ограничение здесь, как правило, — страховка действует, когда клиент потерял работу по не зависящим от него причинам. Например, сокращение штата или ликвидация организации.

Уход по собственному желанию или по соглашению сторон страховщик не оплатит.

Если вы покупаете имущество на вторичном рынке, то может пригодиться титульное страхование, которое защищает право человека на какую-либо собственность.

Такой полис оградит от ситуаций, если продавец окажется мошенником или уже после сделки кто-нибудь из его родственников ее оспорит. А значит, есть риск остаться без жилья и втянутым в судебные разбирательства.

Как раз титульная страховка должна покрыть убыток в подобной ситуации.

Если заемщик собирается купить автомобиль, то ему может понадобиться каско на случай угона или повреждений, напоминают в проекте ЦБ. И в отличие от ОСАГО этот полис действует даже, когда авария произошла по вине страхователя. 

Дополнением к каско может стать GAP-страхование. Эксплуатация машины приводит к износу ее деталей, а значит, и к снижению стоимости.

И страховая компания при расчете компенсации по каско учитывает этот износ, так что выплата будет меньше первичной цены. Полис GAP-страхования как раз и призван покрыть эту амортизацию.

Хотя он может и не понадобиться, если по договору каско при угоне или полной гибели транспорта вы получаете ее полную стоимость на момент покупки полиса.

Выплата без проблем:
5 ошибок страхователей при оформлении
выплаты

Почти каждая страховая компания удостаивается как положительных, так и негативных отзывов клиентов, обратившихся за выплатой. Как же объяснить, что одна и та же организация в сходных ситуациях ведёт себя по-разному? Скорость и качество обслуживания зависят не только от квалификации сотрудников отдела выплат, но и от поведения автовладельца.

Многие собственники автомобилей считают, что после оплаты полиса страховая компания в любом случае обязана отремонтировать повреждённые детали. При этом они не обращают внимания на некоторые важные моменты, которые им кажутся несущественными.

Зачастую именно мелочи становятся причиной трудностей при оформлении выплаты. Чтобы избежать проблем нужно не только знать правила страхования , но и соблюдать некоторые простые рекомендации.

«Я заплатил приличную сумму за этот полис, значит мне должны уделять повышенное внимание!» – эта фраза отлично характеризует отношение некоторых автовладельцев к сотрудникам отдела выплат. Такие клиенты вызывающе ведут себя при подаче документов, а иногда попросту хамят менеджерам.

Сотрудники страховой компании – живые люди, не роботы. Им свойственны те же человеческие чувства, что и автовладельцам.

Закономерно, что грубость не останется незамеченной. Менеджеры запросто могут отомстить грубияну, например, максимально увеличив время обработки документов по страховому случаю или запросив дополнительные справки.

Если такие действия не противоречат закону, а сотрудники отдела выплат умеют грамотно тянуть время, автовладельцу останется только одно – ждать. При этом жалобы в надзорные инстанции вряд ли принесут результат.

Гораздо проще с пониманием отнестись к работе менеджеров. Не обязательно широко улыбаться и любезничать, достаточно терпимого отношения и уважительного тона общения. Стоит относиться к сотрудникам отдела выплат как к деловым партнёрам, коими они в общем-то и являются.

Адекватное отношение к менеджерам отнюдь не означает, что можно на слово верить всем их заявлениям. Стоит в любом случае соотносить такую информацию с условиями договора и правил страхования. При этом договор и правила всегда главенствуют над любыми внутренними распоряжениями страховой компании.

Однако в этих двух документах обычно не описан порядок подачи документов после страхового случая. Кроме того, в них не указывают, как действовать автовладельцу, если менеджеры потеряли часть полученных документов. Например, важную справку или постановление полиции.

Страховая компания несёт ответственность за утерю документов по страховому случаю согласно действующим законам.

Но чтобы привлечь страховщика к ответственности, нужно сначала доказать факт получения менеджерами полного комплекта документов. Это возможно только при наличии расписки о том, что сотрудники страховой компании приняли не только заявление на выплату, но и сопутствующие документы.

Такая расписка может быть оформлена в произвольной форме, но непременно должна содержать перечень документов. Если менеджеры отказываются выдать подобный документ, стоит отправить заявление и все необходимые справки заказным письмом (с описью вложений).

При оформлении выплаты требуется внимательность. Даже если менеджеры заполняют все документы на компьютере, стоит перепроверить введённые данные. При рукописном заполнении заявления нужно минимум один раз внимательно его перечитать.

Чаще всего к задержке выплаты приводят ошибки в паспортных данных и банковских реквизитах. Кроме того, многие забывают, что заявление на выплату может подать только автовладелец или выгодоприобретатель.

Страхователь, водитель или другое лицо не вправе обращаться за страховым возмещением по договору КАСКО или ОСАГО без нотариальной доверенности, в которой отдельно указана такая возможность.

Также к распространённым ошибкам при оформлении заявления на выплату относится некорректное изложение обстоятельств повреждения автомобиля.

Например, если указать, что машина была повреждена в результате бокового удара, а в справке ГИБДД записано, что причиной повреждения стал удар в задний бампер, страховая компания почти наверняка откажет в выплате.

Следует соотносить собственное видение обстоятельств аварии и те же данные, указанные в документах полиции. Любые расхождения как минимум увеличат сроки выплаты, а в худшем случае будут использованы страховой компанией для отказа в возмещении ущерба.

При оформлении страхового случая всегда проводится осмотр автомобиля. Эксперт фиксирует в акте осмотра детали, нуждающиеся в ремонте или замене. Также он описывает характер повреждений. Это необходимо для противодействия мошенничеству.

Именно на основании акта осмотра менеджеры принимают решение о возмещении ущерба. Например, если в заявлении на выплату и справке ГИБДД указано повреждение передней правой фары, а в акте осмотра нет таких сведений, страховая компания не вправе оплачивать ремонт детали.

Следует внимательно перечитывать акт осмотра и сверять имеющиеся повреждения с указанными экспертом.

Нельзя подписывать акт осмотра пока эксперт не внесёт в список все повреждённые детали и элементы автомобиля. Зачастую представители страховой компании «забывают» внести в документ какие-либо дефекты, чтобы получить повод для отказа в возмещении ущерба.

Помимо списка повреждений стоит сверить номера всех узлов и агрегатов. Вполне возможно, что всего из-за одной неверной цифры придётся повторно показывать автомобиль эксперту. Лучше сразу проявить бдительность, чем дважды тратить время на осмотр.

Некоторые автовладельцы до последнего надеются, что страховая компания вот-вот перечислит деньги или согласует ремонт, даже когда задержка исчисляется неделями. В подобной ситуации нет смысла ждать, ведь только активные действия помогут быстро решить проблему.

Если страховая компания нарушает срок возмещения ущерба, нужно незамедлительно подать досудебную претензию.

Менеджеры либо ускорят работу и всё-таки перечислят деньги, либо откажутся выполнять требование клиента, либо проигнорируют полученную претензию. В двух последних случаях нужно незамедлительно обращаться в суд.

Нельзя просто ждать, когда страховая компания соизволит возместить ущерб, ведь нередко задержки при перечислении денег говорят о плачевном финансовом состоянии организации.

В дополнение к досудебной претензии стоит оставить негативный отзыв . Сотрудники многих страховых компаний отслеживают подобные сообщения клиентов и оказывают действенную помощь в решение проблем. Если страховщик заинтересован в сохранении положительной репутации, то сделает всё возможное, чтобы клиент изменил негативную оценку.

Судебная практика по каско Верховного Суда РФ

Страховым случаем не признается событие, произошедшее при эксплуатации застрахованного транспортного средства лицом, не указанным в договоре страхования (страховом полисе) в качестве лица, допущенного к управлению

Определение Верховного Суда РФ от 05 июня 2020 г № 18-КГ20-7

Использование застрахованного транспортного средства в качестве такси исключает возможность квалификации события, связанного с повреждением такого транспортного средства, в качестве страхового случая

Определение Верховного Суда РФ от 17 марта 2020 г №10-КГ20-1

Судам надлежало исчислять указанный срок исковой давности с момента истечения сроков подачи заявления о страховой выплате и рассмотрения такого заявления страховой компанией

Определение Верховного Суда РФ от 16 июня 2020 г №7-КГ20-1

Учитывая, что Страховая компания оспаривала сам факт заключения договора, суду следовало предложить истцу представить подлинник страхового полиса

Определение Верховного Суда РФ от 02 июня 2020 г №23-КГ20-3

Сторонами договора страхования согласовано, что размер страхового возмещения по договору страхования в случае выплаты в денежной форме определяется на основании «Положения о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»

Определение Верховного Суда РФ от 11 февраля 2020 г. N 18-КГ 19-180

Не оспаривая факт причинения ущерба застрахованному транспортному средству в период действия договора страхования, ответчик не привел доказательств в обоснование того, что причиненный ущерб не является ущербом, причиненным в результате действия третьих лиц.

Определение Верховного Суда РФ от 18 февраля 2020 г. N 4-КГ19-80

Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате наезда на железнодорожную плиту автомобиля под управлением не указанного в договоре добровольного страхования в качестве лица, что исключало отнесение причиненного ущерба в результате произошедшего ДТП к перечню страховых случаев, согласованному сторонами.

Определение Верховного Суда РФ от 9 апреля 2019 г. N 1-КГ19-1

Вопрос о том, имела ли место утрата товарной стоимости как таковая с учетом того, что при ремонте на СТОА по направлению страховщика поврежденные изношенные детали могли быть заменены на новые, суд апелляционной инстанции не исследовал.

Определение Верховного Суда РФ от 13 августа 2019 г. N 5-КГ19-112

С учетом условий договора и конкретных обстоятельств договора страхования, заключенного между истицей и страховой компанией, суду следовало определить, имел ли место страховой случай при возникновении дорожно-транспортного происшествия

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *