Раньше было проще, чем дальше, тем разнообразнее становится кузов. Отличается трехобъёмным кузовом, то есть можно выделить три составляющих силуэта: моторный отсек, салон и багажник. Самый распространённый тип кузова в России.
Причина популярности в России:
- Большой багажник (в отличии от хетчбэка напр.), как правило в России у семьи один автомобиль и используется для всех нужд.
- Багажник отделен от салона. Машина быстрее прогревается зимой, а страна северная.
За рубежом этот тип кузова называется по-разному, отчасти из-за исторически сложившихся традиций. В Италии такой тип кузова назовут «берлина» (berlina), в Англии он будет «салуном» (saloon), а в Германии – «лимузин» (limusin). Ни в коем случае не надо путать его с настоящим лимузином!
Хетчбэк
Очень распространен в европе. В силуэте выделены два отсека, моторный и пассажирский, который объединён с багажником. Поскольку основное назначение хетчбэка состоит в перевозке людей, то багажнику отведена вспомогательная роль.
При необходимости перевозки груза задние сиденья можно сложить, тем самым увеличив объём багажного отделения.
Такая машина хороша для поездок по городу. Легче парковаться, а большой багажник не нужен. И экономичней, а больше для города и не нужно.
Субкомпактный хэтчбек
По характеристикам хэтчбек, но по виду гораздо короче. Пример: Daewoo Matiz.
Лифтбек
Это седан, но багажник открывается, как у хетчбека или универсала, полностью до верха, вместе со стеклом. Пример: Skoda Rapid.
Особо малый класс
Пример: Smart. Такого рода автомобили покупают не в целях экономии, а как второй автомобиль, более компактный и маневренный для езды в большом городе.
Универсал
Универсал называется универсалом, потому что по-настоящему универсален. Машина с этим кузовом может возить пассажиров, пассажиров с грузом или только груз. Грузом может быть холодильник, телевизор или шкаф, а может собака или детская коляска.
Всё зависит только от того, как вы используете автомобиль.
Спортуниверсалы (это группа подчеркнуто спортивных машин, таких как Alfa Romeo 156 Sportwagon, Audi S4 Avant, Lexus IS300 SportCross или Subaru Impreza Sport Wagon) обычно перевозят какой-нибудь инвентарь, типа кроссового велосипеда или сноуборда.
У универсала такой же двухобъёмный кузов, как и у хетчбэка, только акцент делается на перевозку пассажиров вместе с грузом. Поэтому длина универсала обычно больше, чем хетчбэка, причём удлинение приходится на кузов за задней осью.
Складные сидения позволяют увеличивать объём багажника до двух кубометров, а различные крепления и сетки помогут зафиксировать груз. Количество дверей у машины с таким типом кузова обычно равно пяти, но изредка появляются машины с тремя дверями.
У англичан они обычно называются Shooting Break, в частности, такую модель выпускала фирма Aston Marin.
- Обычные же универсалы у нас называются «комби».
- Иностранные автопроизводители называют подобные машины тем же «комби» (kombi), «вагон» (wagon) или «стейшн вагон» (station wagon), или же «брейк» (break).
Лимузин
Настоящий лимузин отличается от седана повышенным вниманием к безопасности переговоров пассажиров на заднем сиденье. Поэтому на лимузин ставится перегородка, отделяющая водителя и сопровождающего от заднего ряда сидений.
Типичный пример, который видели все – лимузин ЗИЛ 41047.
Перегородкой дело не ограничивается, лимузины заметно дороже обычных представительских седанов не только из-за неё. В салоне обязательно присутствует максимальное количество устройств, обеспечивающих комфорт.
Иногда такие машины делаются по индивидуальному заказу, и убранство машины тогда ограничено лишь величиной счёта в банке и полётом фантазии будущего владельца.
Частенько лимузины делают из обычных седанов, растягивая их за счёт вставки в средней части. Американцы, большие мастера до увеличения всего и вся, придумали им свое название – «стретч». Такими делами занимаются особые фирмы, которые специализируются на изготовлении лимузинов. Иногда это доходит до крайностей, и появляются такие машины, как Mini-лимузин, или 8-метровый Hummer.
Верхом абсурда являются 20-метровые машины арабских шейхов, которые приходится делать сочлененными для придания им хоть какой-нибудь манёвренности.
Купе
Машина с двухдверным кузовом. Зародился в двадцатые годы, и именно оттуда тянутся корни его трёхобъёмного кузова. В последние годы в связи с глобальной перестройкой автопромышленности, кроссоверством и слиянием классов, купе всё ближе к трёхдверному хетчбэку, примером чему служит Mercedes SportCoupe.
Но остаются и столпы трёхобъёмности – BMW 3-series Coupe или Volvo C70.
Купе не слишком подходят для семейных поездок, ведь только у самых больших из них пассажировместимость составляет 4 человека. Обычно же бывает «2+2» (это когда на задних сиденьях поместятся только дети не старше 10 лет), или вообще в салоне только два места.
Такие машины покупают из-за их спортивного имиджа, ведь ведущие спортивные фирмы вроде Ferrari, Lamborghini или Porsche выпускают спорткары в основном в кузове купе.
Фирмы уровнем пониже тоже стремятся делать подобные машины, и в результате машина с кузовом купе заведомо спортивнее, чем даже её соплатформенник седан или хетчбэк. Обратная сторона медали: купе плохо подходят для езды по городу из-за жёсткой подвески, настроек двигателя и коробки передач.
Правда, существуют и прогулочные купе, но их популяция неуклонно сокращается благодаря сближению классов хетчбэка и купе. Для примера можно назвать три модели: Hyindai Coupe, Opel Astra Coupe и Peugeot 407 Coupe.
Ну и почти все американские большие купе вроде Chevrolet Monte Carlo, Chrysler Sebring Coupe и Oldsmobile Alero Coupe.
Хоть они в Америке и считаются спортивными машинами, так называемыми muscle cars, но их шасси гарантирует только спортивную езду по прямой.
Зато комфорт в поездке вам гарантирован!
В последнее время в автомире появилась тенденция совмещать противоположные понятия, смешивать несмешиваемое. Ярким примером тому является расцвет класса купе-кабриолетов.
Возьмём еще такой редкий пока тип как четырёхдверное купе. Казалось бы, чистый бред, у купе только две двери. Но производители с упорством продолжают называть свои творения таким названием. Пока таких машин на рынке две, это Mazda RX и Mercedes CLS, но вскоре к ним присоединятся остальные.
Фирма Porsche уже проанонсировала четырёхдверное купе Panamera+. Но в принципе можно разделить их по классам по признакам посадки на задние сиденья. В Мазде маленькие задние двери сделаны для облегчения посадки, а в Мерседесе, как не крути, полноразмерные задние двери сделаны для посадки.
Так что RX-8 представляет собой купе, а CLS – это спортивного вида седан.
Хардтоп
Существует ещё такой тип кузова как Хардтоп. Вообще-то это понятие обозначает лишь наличие жёсткой крыши у машины (hardtop – жёсткий верх). Но так уж повелось, что хардтопы бывают только у купе и седанов, причина заключается в том, что у хардтопа нет средней стойки кузова.
Для купе таким примером является Mercedes-Benz CLK, а для седана – Rolls-Royce Phantom.
Эра расцвета хардтопов наступила вместе с расцветом автопромышленности Америки в 50-е. Вплоть до нефтяного кризиса большие автомобили с кузовом хардтоп можно было найти в гамме любого автопроизводителя…
Пример: Ford Galaxy.
Минивэн отличается самыми внушительными габаритами (длина не менее 4,5 м) и обязательным наличием третьего ряда сидений. Кроме того, большинство минивэнов можно отличить по сдвигающимся боковым дверям. Минивэны появились в середине 80-х годов и стали первыми представителями «однообъемников».
Компактвэн
Пример: Ford C-MAX.
Компактвэн по размерам находится между микровэном и минивэном, длина от 4,2 до 4,5 метра. При этом некоторые компактвэны могут обладать третьим рядом сидений. Первые «компакты» увидели свет в середине 90-х. По сути это немного уменьшенный (компактный) вариант минивэна.
Микровэн
Пример: Nissan Note.
Микровэн — это просто увеличенный в размерах (в высоту) хэтчбек с более просторным салоном. В микровэне нет третьего ряда сидений. Длина не превышает 4,2 метра. Первые микровэны появились только 5-7 лет назад, но уже стремительно набирают популярность в Европе и даже на наших дорогах их можно встретить все чаще.
Вагон
К грузопассажирскому фургону примыкают универсалы повышенной вместимости (УПВ) и минивэны (minivan). Минивэн отличается от УПВ увеличенными габаритами, но суть у них одна и та же: универсальное легковое транспортное средство с увеличенным внутренним объёмом, пригодное для перевозки и пассажиров, и грузов. Обычно минивэны выполняют однообъёмный кузов, но иногда встречаются и двухобъёмные машины. Вообще эти машины находятся между легковушками и микроавтобусами. Машины этого типа ценят те, у кого большая семья.
Кроме того, из них получаются прекрасные офисные машины.
Таких кузовов существовало великое множество. К сожалению, к настоящему времени осталось от силы пять-шесть типов. Причина – непрактичность такого кузова и всё более жесткие требования к комфорту и безопасности автомобилей. Ведь отсутствие жёсткого верха означает резкое понижение жёсткости кузова, а отсюда следует и плохой комфорт (на кузов начинают передаваться удары от подвески), и плохая пассивная безопасность, и резко снижающийся ресурс автомобиля.
А ведь есть вандалы, птицы, плохая погода и прочие неприятности.
С другой стороны, такая машина никогда не бывает единственной машиной в гараже. А как приятно ехать не в тесном салоне, а под ласковыми лучами солнца наперегонки с ветром!
Ну и конечно соображения престижа, они тоже играют не последнюю роль в выборе именно этого типа кузова.
Кабриолет
Наиболее распространённый вид открытого кузова. Его от остальных кузовов отличает четырёхместность. Другим, хотя и второстепенным, признаком кабриолета является возможность опускания стекол.
Поскольку кабриолет машина четырёхместная, то она должна быть большой, не меньше автомобиля гольф-класса.
Кабриолеты гольф-класса обычно являются молодёжными машинами, и раскупаются лучше всех. Типичнейший пример – Volkswagen Golf IV Cabrio.
Машины классом выше делаются на базе массовых купе, типа BMW 3 series, но всё-таки они становятся менее распространёнными.
Наиболее редко встречаются представительские кабриолеты. Встретить такую машину означает у нас – встретить главу Минобороны на параде, а за рубежом – либо королевскую особу, либо (если дело происходит в арабской стране) шейха, которого везёт наёмный водитель.
Фаэтон
Такой кузов – разновидность кабриолета, основное отличие заключается в том, что боковые стёкла снимаются вручную. Название идет от конного экипажа, из тех времён, когда ни о каких убирающихся стёклах даже и не думали. Первые автомобили тоже не особо отличались от повозки, и фаэтон был востребован, но прогресс неумолимо вытесняет старые решения.
- В результате примером фаэтона является узко специализированный автомобиль – УАЗ-31512.
- Пример – Renault Sport Spider.
- Лобовое стекло выполняется минимальным по высоте, складным или может не устанавливаться вовсе.
- Этот тип кузова первой использовала фирма Porsche, в модели 911 Targa.
- Примером служит Peugeot 607 Paladine.
Родстер — Открытые двухместные автомобили. Из гаммы версий одной модели на общем шасси являются открытым аналогом купе. Вся разница лишь в наличии крыши: у родстера она присутствует, у спайдера её просто нет. Спайдер изначально являлся чисто спортивным типом кузова, поэтому различные излишества на нём отсутствовали. Дальнейшим продолжением идеи спайдера является баркетта – пассажирский кузов без крыши с одним рядом сидений и двумя боковыми дверями. В отдельных конструкциях боковые двери могут отсутствовать. Тарга представляет собой что-то среднее между купе и кабриолетом. Средняя часть крыши выполнена съёмной, и в открытом состоянии пассажиров защищает две дуги безопасности – передняя и задняя. Наиболее редко применяемый тип кузова, который применялся ещё на каретах. Отличается съёмным верхом над задним сидением. Сейчас почти забыт, но изредка выполняется на заказ для избранных клиентов. Машина с явным делением на функциональные зоны. Передняя часть у неё от легковой машины, задняя обычно выполняется в виде платформы. Кабина машины может быть выполнена с одним или двумя рядами сидений, с двумя или четырьмя дверьми. Платформа обычно имеет откидной задний мост.
Выполняется гораздо прочнее остальных машин в модельной гамме в связи с эксплуатацией в тяжелых условиях.
Расцвет класса пикапов необходимо связать с американским стилем жизни, в котором даже грузовая машина может стать главной звездой выставки. Там, за океаном появляются пикапы с двигателем от Dodge Viper или на 26-дюймовых колёсах.
Во всем остальном мире пикап – это неприхотливая машинка для тяжёлой каждодневной работы.
Фургон
Фактически это – закрытый пикап. В кузове обычно делается три двери, две в кабине и одна сзади.
Если в фургоне установит стекла и сидения, то мы получаем грузопассажирский фургон. Такой класс тоже присутствует на рынке, и занимает немалую долю на нём.
Пример: Peugeot Partner.
Внедорожник
Внедорожник (SUV, Sport Utility Vehicle, обиходное название джип) – двухобъемный закрытый пассажирский тип кузова, имеющий пять или шесть дверей, из которых одна или две – задние, два или три ряда пассажирских сидений.
Внедорожник отличают большие габаритные размеры, квадратные форм (не обтекаемые), наличие полного привода, понижающей передачи и увеличенный дорожный просвет, позволяющий автомобилю передвигаться по дорогам и бездорожью. По своей сути внедорожник это универсал повышенной проходимости.
Внедорожники, а также некоторые пикапы и фургоны имеют разгруженный рамный кузов.
Паркетник
По сути это городская версия внедорожника. У внедорожника постарались убрать все, что не нужно в городе, что сделало его дешевле экономичней. Ниже клиренс, нет понижающей передачи, слабее двигатель и потому экономичнее. Более обтекаемый кузов.
Кроссовер
Среднее между паркетником и внедорожником, оттого и название CROSS (перекресток). Он прежде всего предназначен для езды в городских условиях, но в отличии от паркетника, может покатать и по бездорожью. Впрочем, в бездорожье уступает внедорожнику. Кроссоверы базируются, как правило, на автомобилях гольф-класса.
Псевдокроссовер
Как правило, главное отличие — не все ведущие. Ну а по сути, название говорит за себя — усеченный кроссовер. Внешне похож: вид кузова, высокий клиренс.
Подойдет для тех, кому нравятся внедорожники, но на самом деле такая мощь не нужна и хочется сэкономить.
Кросс-хэтчбек
То, же, что и псевдокроссовер. По сути это банальный хэтчбек с увеличенным клиренсом и выглядит, как кроссовер.
Alltrack
Седан со всеми ведущими. То есть, псевдокроссовер наоборот.
Псевдокроссовер — хетчбэк, который выдается за кроссовер. А Alltrack — кроссовер, который выдается за седан.
Такие разные и такие похожие: лифтбек и хэтчбек, в чем отличия
Типы кузовов автомобилей
Сравнение лифтбека и хэтчбека
Как только производство автомобилей стало носить более масштабный характер, нежели пара экземпляров в год, тогда же и начали возникать разные типы автомобилей, которые ориентировались на те или иные нужды.
Появлялись комфортабельные седаны, спортивные купе, роскошные кабриолеты и многое-многое другое. На сегодняшний день ввиду дизайнерских достижений и технического прогресса многие типы кузовов автомобилей совмещают в одном, так появились на свет кроссоверы, четырёхдверные купе и другие.
Но мы обозначим, пожалуй, самые популярные и чётко разграниченные типы кузовов:
- Седан;
- Хетчбек;
- Универсал;
- Минивен;
- Купе;
- Кабриолет;
- Внедорожник.
Однако этот список можно продолжать, а различия между типами могут быть весьма незначительными. Но детально изучим и определим отличия хэтчбека от лифтбека. Несмотря на то, что лифтбек, по-сути, это подвид хетчбека, они всё же имеют ощутимые особенности.
Хетчбек или городской зверёк
Шкода Фабия хэтчбек
Разберёмся для начала с типом кузова хэтчбек и определим, что это. Хэтчбек является одним из самых распространённых типов кузова. Тип авто с кузовом хетчбек давно воюет за главенство на рынке с седаном. Что же обозначает “хетчбек”?
Слово “hatchback” происходит из английского языка и состоит из двух слов: так, “hatch” означает люк, а back – сзади, что дословно означает сзади люк, или дверца сзади.
Первые автомобили в кузове хетчбек начали выпускать под брендом Citroen в 40-х годах прошлого века, а далее эту идею подхватили и другие автопроизводители и мы получили на свет VW Golf, BMW 1-series, Mazda 3 и множество других замечательных “хэтчей”. Хетчбеки бывают как в 3-х, так и 5-ти-дверном исполнении, имеют два ряда сидений, реже один, а задний свес короткий.
Ключевой особенностью хэтчбека является наличие у него задней дверцы.
Конструктивно длина хэтчбека меньше, чем у седана, что дает ему ряд преимуществ в городе. Как правило, у хэтчбека пологий скат крыши, которая переходит в крышку багажника. Данный кузов бывает и в трехобъемном исполнении, но всё равно задний свес у него укороченный.
Преимущества и недостатки кузова хэтчбек
Компактный городской хэтчбек
К основным преимуществам хетчбека относят его размеры. Имея короткий задний свес и общую малую длину, он более других претендует на звание городского жителя.
Также данный вариант, как никакой другой, подходит для начинающих водителей, которым с размером хетчбека будет попроще привыкнуть к габаритам авто. Следующим достоинством стоит отметить багажник, проём которого шире нежели чем у седана.
Это позволяет загрузить более габаритные предметы вплоть до стиральной машины или чего-нибудь подобного.
А к недостаткам кузова хетчбек стоит отнести отсутствие перегородки между салоном и багажным отделением, что негативно сказывается на эксплуатации автомобиля.
Посторонние звуки от катающихся в багажнике вещей и запах от них же могут доставлять немалый дискомфорт. Вследствие отсутствия перегородки увеличивается объём воздуха в салоне, что приводит к более длительному прогреву автомобиля зимой.
А при ДТП незакреплённые предметы багажника могут травмировать пассажиров.
Однако в сравнении с основным оппонентом на рынке, т.е. седаном, хетчбек выглядит менее солидно и представительно и это не единственное их отличие.
А ещё более важно, что багажный отдел в седане никак не побеспокоит пассажиров во время езды.
А вот если сравнить хетчбек со всеми знакомым универсалом, то тут наш “маленький” кузов имеет пару весомых “ЗА”, такие как, меньшая стоимость (опять же таки из-за размеров) и более гармоничный внешний вид.
Если сравнить данный тип авто с купе, очевидным становится то, что у хетчбека больше багажное пространство и пространство в салоне для задних пассажиров. Потому в сравнении с любым типом кузова он имеет как плюсы так и минусы. Но далее мы ещё детальнее обратим взор на хетчбек, а точнее на его потомка.
Лифтбек, или внебрачный сын седана
Тип кузова Лифтбек
Лифтбек является одной из вариаций хетчбека.
Слово “liftback” образовано от англ. “lift” – поднимать, “back” – задняя часть, а само слово “liftback” означает “поднимающаяся задняя часть”
. В отличии от хетчбека, лифтбек имеет более длинный задний свес, а крышка багажник здесь более пологая либо ступенчатая, чем-то напоминающая седан. Также это предполагает, что лифтбек менее удобен для перевозки грузов. Яркими представителями данного типа автомобилей являются: BMW 5-series GT, Seat Toledo, Skoda superb, Skoda Oktavia, Lada Granta Liftback и другие.
Отличительной особенностью некоторых лифтбеков является два возможных варианта открытия крышки багажника: как вместе со стеклом, так и без него (только металлическая часть крышки). Так, например, открывается багажник у Skoda Superb. Такой тип багажника называется твиндором (от англ. Twindoor- “двойные двери”).
Если визуально сравнить хетчбек и лифтбек, то в глаза бросается, то что задняя часть у хетчбека без выступов и практически перпендикулярна земле.
Однако внешний вид хетчбека и его размеры не всем по нраву, а потому имеет место быть спрос на лифтбеки. Кстати, многие из нас уже давно знакомы с типом кузова лифтбек.
Так, в Советском Союзе выпускался ИЖ-Комби – первый советский лифтбек. Минусом лифтбека, как и хэтчбека, является то, что пространство салон-багажник у него едино.
Иж Комби – первый советский лифтбек
Рассмотрев основные преимущества и недостатки лифтбека и хетчбека и изучив их особенности, можно сделать вывод, что играют они в разных лигах.
Лифтбек и хэтчбек спроектированы для разных задач, и тем более и для разных потребителей.
Так, если вы не обременены семьей, а вам нужен маленький авто для города, то хетчбек будет как раз кстати. Но если вам нужна просторная машина для семьи, а седан не подходит по размеру багажника, то вам следует обратить свой взор в сторону прогрессивно развивающихся лифтбеков.
Таким образом, при покупке автомобиля и выборе его типа кузова стоит исходить из задач, которые будут стоять перед вами и вашим автомобилем.
Классы кузовов автомобилей
Когда мы покупаем машину, мы мало знаем о кузове автомобиля. Для большинства автомобилистов важны следующие показатели:
- Двигатель;
- Начинка салона;
- Ходовые качества;
- Возможности мультимедиа;
Многие не придают значения тому, что кузов является одним из важнейших элементов безопасности машины. Также он является лицом автомобиля, над которым трудятся дизайнеры.
Что такое кузов
Кузовом являются двери, капот, крыша, окна, крылья, салоны, багажник. Именно эти детали придают автомобилю тот вид, который можно увидеть при первом взгляде на него. Помимо этого, кузов несет аэродинамические и декорирующие функции. По всему миру есть общепринятые классы кузовов автомобилей.
Кузовом называется набор пластмассовых и металлических деталей, которые используются для создания основы и облицовки машины. Чаще всего за основу берется низкоуглеродистая сталь. Она популярна во всем мире, благодаря прочности, пластичности, упругости и доступности. Из-за того, что металл подвержен коррозии, сталь может заменяться алюминием, карбоном, пластиком и другими материалами.
Различные покрытия кузова применяются не только для создания красивого внешнего вида, но и для защиты кузова от гниения. Современные автомобили делаются с дизайнерским уклоном, чтобы привлечь как можно больше покупателей. Есть множество цветов и эффектов покраски, например: хром, перламутр, аэрография, матовая, металлик и т.д.
Типы кузовов легковых автомобилей
Всего существует множество классификаций кузовов легковых авто. Кузова отличаются по форме, но еще они делятся на машины со съемной и цельной крышей. Сейчас мы рассмотрим типы кузовов авто с цельной крышей.
Кузов седан
У седана есть такие наиболее выраженные отличия:
- 4 двери;
- 2 ряда сидений;
- Выступающие моторный и багажный отсеки;
Часто встречаются пятиместные седаны с багажником объемом 300 – 500 литров. Мотор у них расположен спереди. Также можно встретить удлиненные седаны, где 6 дверей и 3 ряда сидений.
Кузов купе
Отличительные особенности:
- 2 двери;
- 1 или 2 ряда сидений;
Купе – экономный вариант, потому как здесь меньше подвижных деталей.
Кузов универсал
Отличительные особенности:
- Багажный отсек является продолжением салона;
- 2 или 3 ряда сидений, которые при необходимости можно сложить;
- 5 дверей, из которых одна является багажной;
- Есть капот, под которым находится двигатель;
Универсал отлично подходит для перевозки до 7-и человек, а также при сложенных сидениях позволяет перевозить крупногабаритные грузы. В современных кроссоверах чаще всего применяется этот тип кузова.
Кузов хэтчбек
Основные отличия:
- 1 или 2 ряда сидений;
- Багажник с уменьшенным объемом и обтекаемой скошенной крышей;
Багажное отделение может достигать до 1200 литров, если задний ряд сидений будет сложен. Лифтбэк очень похож на хэтчбек, за исключением того, что у него багажник постепенно перетекает в капот.
Кузов минивэн
Основные отличия:
- Высокая крыша;
- Полутора-капотный отсек двигателя или полное отсутствие капота;
- 3 и больше рядов сидений;
Есть много видов минивэнов, которые делятся на микроавтобусы, микровэны, компактвэны. Большинство минивэнов имеют задние сдвижные двери.
Кузов лимузин
Основные отличия:
- Отделенное водительское место от пассажиров;
- Удлиненная колесная база машины;
Часто лимузины используют как такси, автомобили бизнес-класса или другие виды транспорта для перевозки пассажиров.
Автомобили со съемной или сдвижной крышей
С таким машинам относятся:
- Фаэтоны – это универсалы, у которых съемная крыша, на которую крепятся боковые окна и стойки;
- Родстеры или кабриолеты – купе и седан со сдвижной крышей;
Есть другие типы кузовов, но у них нет международной классификации. Это могут быть облегченные, каркасные, модели с панорамной крышей, с люком и т.д.
Вот так мы рассмотрели классы кузовов автомобилей. В видео можете посмотреть, какие есть самые популярные типы кузова.
Типы кузовов легковых автомобилей
Еще совсем недавно на российских дорогах можно было встретить всего две лишь разновидности автомобильных кузовов – седан (модель автомобилей «Волга», «Жигули» и «Москвич» с четырьмя дверями) и его пятидверный вариант в кузове универсал. Сегодня сравнивая множество форм автомобильных кузовов можно по достоинству оценить достижения автопрома. Ведь каждая крупная фирма выпускает каждую модель, как минимум с тремя типами кузова.
Классификация кузовов зависит от нескольких критериев:
- Предназначения (кузов для легковых, пассажирских и грузопассажирских авто).
- Компоновки
- Степени загруженности.
- Конструктивных особенностей (закрытый, открытый кузов).
Создавая новую модель авто, конструкторы обязательно учитывают эти показатели.
Типология кузовов по предназначению и компоновке
По степени нагруженности транспортные средства подразделяются на авто с полунесущим, несущим кузовом, а также с рамной конструкцией.
Кроме определенных отличительных особенностей существуют различные виды кузовов транспортных средств. Бывают однообъемные, двухобъемные и трехобъемные модификации:
- Однообъемный тип кузова имеет свои особенности. Для него характерно отсутствие каких-либо существенно выступающих форм за общие габариты капота и багажника. Конструкторы любят создавать этот тип кузова за большое количество возможных трансформаций салона. Багажный отсек в таком кузове практически совмещен с салоном. Представители данного варианта компоновки – машины с кузовом минивэн.
- В двухобъемных компоновках отсек, где расположен мотор, вынесен в подкапотное пространство, сзади отсутствует привычный всем выступающий багажный объем. Там расположена не крышка багажника, а дверь, открывающаяся со стеклом. Представители такой компоновки – универсалы.
- Трехобъемный тип кузов включает в себя помимо салона, вынесенное подкапотное отделение и явно выступающий багажник. Конструкция имеет ограничения по трансформации салона, а также по пространству багажного отсека, несмотря на это, большое количество трехобъемных седанов можно встретить на отечественных и зарубежных дорогах.
Купе
Трехобъемный автомобиль внешне очень схож с седаном. Кроме этого, отличие заключается в наличии двух кресел в авто. Однако сегодня есть версии, где расположение кресел 2+2, при этом второй ряд довольно узкий и предназначен для поездок на небольшие расстояния. Размеры дверей несколько увеличены, что выглядит очень стильно, а также добавляет комфорта пассажирам и водителю.
Транспортные средства такого типа, как правило, оснащают моторами, более мощными, чем у седанов, соответственно их средняя стоимость также выше. Покупателями таких автомобилей чаще всего являются люди молодого возраста, предпочитающие эксплуатировать машины на дорогах, где разрешен высокий скоростной режим.
Хетчбек
Основное достоинство данной компоновки – маневренность и компактность. Авто данной конструкции бывают трех- и пятидверные. Габариты этого типа авто несколько меньше, чем у седанов и универсалов. Такая особенность обеспечивает маневренность, особенно во время парковки. Конструкция багажника не объемная, это, пожалуй, можно отнести к минусам данного кузова. Чаще всего эти машины выпускаются в доступном бюджетном классе. Кузов хэтчбек предпочитают молодые водители, а также девушки/жанщины.
Седан
Тип кузова седан пользуется популярностью у многих водителей и сегодня считается самым распространенным. Данный кузов предоставляет некоторые преимущества для пассажиров. У таких машин присутствует четыре двери, что очень удобно для семейных поездок. Сзади имеется большое изолированное от салона пространство багажного отсека.
Перевозить габаритный груз в автомобилях с таким кузовом достаточно проблематично. Основное место обитания седанов – загородные трассы и городские улицы, поскольку невысокий клиренс не позволяет покорять на этом авто бездорожье.
К плюсам данного типа кузова относится то, что авто не нуждается в установке дополнительного стеклоочистителя на заднее стекло.
Лифтбек
Гибридная конструкция данного кузова внешне напоминает седан, но только тогда, когда заднее стекло сохраняет определенный угол и присутствует выступающая горизонталь на крышке багажника как у седанов. Однако при открытии задней двери стекло поднимается вместе с дверью. Разницу между кузовом лифтбек и седана заметна из-за заднего дворника.
Универсал
Подобные конструкции выпускают на той платформе, что и у седанов, поэтому их длина довольно часто совпадает. Разница только в наличии вертикальной задней двери и продолженной крыше. Такая компоновка значительно увеличивает объем пространства в багажнике, именно поэтому универсал выделяется заметной удлиненностью.
Компоновка кузова двухобъемная, что предполагает нечетное количество дверей, как правило, их пять, реже – три, а задняя расположена параллельно земной поверхности. Максимально вместительный багажник делают авто с таким кузовом популярным для семейных поездок и путешествий.
Кроссовер
По сути, данный кузов – это хэтчбек или универсал, посаженный на платформу с большим клиренсом, а мощный двигатель несколько напоминает внедорожники. Авто с таким кузовом появились относительно недавно, во второй половине девяностых годов и сразу завоевали популярность у водителей.
Такие машины обладают большим комфортом, нежели внедорожники и выдают высокие мощностные характеристики во время езды по бездорожью и на трассе. Нередко их называют «паркетниками», скорее всего, за обманчивый внедорожный экстерьре.
Внедорожник
- По конструкционной сути машины с таким кузовом в своем большинстве являются универсалами, но за счет своих характеристик, таких как значительные габариты, большой клиренс, наличие полного привода, высокая проходимость, повышенная мощность, они относятся к отдельной категории.
Компактные внедорожники, как правило, трехдверные, для полноразмерных авто характерны пять дверей. Сегодня есть модели, в которых конструкторы включают третий ряд кресел.
Однако за такую вместительность внедорожник «расплачивается» недостаточной устойчивостью во время маневренных резких поворотов и повышенным расходом топлива.
Большинство из внедорожников оснащены рамной конструкцией и внушительным клиренсом (от 200 мм).
Такой тип кузова имеет существенный недостаток, его значительные габариты не позволяют парковаться на узких улочках, что создает определенные трудности при эксплуатации авто в городских условиях.
Помимо этого, большинство узлов рассчитано на невысокие скоростные нагрузки. Средняя стоимость внедорожников выше, чем кроссоверов.
Минивэн
Автомобили в этом кузове в европейских странах называют семейными, так как их вместительность значительно превосходит универсалы.
В этих авто широко используется конструкционная возможность, которая позволяет установить третий ряд кресел.
При этом конструкторы предусматривают возможность раскладывать задний ряд, что является преимуществом при перевозке различных грузов в сравнении с другими кузовами.
В городских условиях машина с кузовом минивэн не слишком удобна, зато его оценят те, кто часто бывает в дальних поездках.
Недостатком конструкции является высокий центр тяжести, это требует особого обращения с авто во время маневров.
Пикап
Кузов пикап – этот совокупность легковой машины и небольшого грузовика. Характерной чертой этих авто является открытый багажник с жесткими бортами. Данная модель кузова достаточно популярна на североамериканском континенте.
Комфортная кабина большого размера и дает возможность водителю насладиться вождением. Чаще всего она имеет два ряда кресел с двумя либо четырьмя дверями.
Для защиты груза предусматриваются покрытия из плотного материала (типа дермантина) или специальные крышки.
Полноприводные авто могут по проходимости тягаться с внедорожниками.
Кабриолет, родстер
Автомобили с открытым верхом приобретают в странах с преимущественно жарким климатом, а для прохладной погоды предусмотрен вариант со складывающейся крышей. Машины с кузовом кабриолет имеют два ряда кресел, второй несколько заужен, как у машин с кузовом купе.
Кузов родстер обладает схожей конструкцией, за исключением того, что эти автомобили выпускаются только с одним рядом кресел. У обладателей такого авто со складывающейся крышей есть возможность ощутить прелести вождения и скорость на загородных трассах.
Лимузин
Для этого типа кузова характерно наличие перегородки с открывающимся окном, расположенное за первым рядом сидений. Данная модель кузова не предназначена для практических целей и, как правило, выполняет представительскую или декоративную миссию. Лимузин обладает слабой маневренностью и невысокой жесткостью кузова.
Модель может выпускаться в качестве самостоятельного транспортного средства либо в виде удлиненной версии седана, хэтчбека или внедорожника.
Фургон
Для данной конструкции характерен закрытый кузов со специальной перегородкой, отделяющей помещение для перевозки грузов от помещения для водителя.
Большинство машин с данным типом кузова имеет лишь один ряд кресел. Нередко стекла расположены в задней двери.
К положительным характеристикам комплектации такого авто относятся: достаточная вместительность, высокая грузоподъемность и защищенность груза от каких-либо внешних факторов.
К минусам относятся слабая жесткость конструкции, значительный расход топлива и завышенный центр тяжести, благодаря чему он может привести к переворотам во время маневров.
В современных моделях транспортных средств не существует каких-либо границ между типами кузовов. Сегодня автопроизводители отменяют условности и перемешивают стили. В результате чего появляются более динамичные и комфортные автомобили.