Учитель экономии и безопасного вождения
Повысьте вашу безопасность на дорогах, экономьте на ремонтах, избегайте штрафов благодаря интеллектуальному сервису оценки манеры вождении StarLine.
На основе получаемых от StarLine данных программа на сервере оценивает манеру вождения, учит вас водить безопасно и экономично.
Аккуратное вождение продлевает срок службы шин на 15-20%, колодок — на 20%, подвески — на 15-20%.
Вы аккуратный водитель? Узнайте оценку качества вашего вождения! Вы также можете проверить, как ездят ваши родственники или друзья, которым вы доверяете свой автомобиль. А если у вас автопарк и ваша компания оказывает транспортные услуги, вам наверняка интересно узнать, насколько бережно и аккуратно относятся к служебному транспорту ваши сотрудники!
Умный StarLine оценит ваш стиль вождения и соберет статистику по пробегу автомобиля, поможет водить аккуратно и экономить на КАСКО*. Теперь скидку на КАСКО может получить водитель с любым стажем! Экономьте больше благодаря умным технологиям StarLine.
*Перспективный сервис. Актуальный список страховых компаний, работающих по программе «Умное страхование», скоро появится на сайте www.starline.ru
Благодаря мобильному приложению, можно просматривать оценку вашей манеры вождения. Умная и надежная охрана теперь еще и опытный тренер.
На первом экране вкладки «Стиль вождения» вы найдете три раздела: оценка качества вождения, риски и ваше место в рейтинге среди всех участников дорожного движения с установленным охранно-телематическим оборудованием StarLine.
В разделе «Риски» отображается зафиксированное количество опасных маневров по 4 параметрам: скорость, ускорение, торможение, резкие повороты (боковое ускорение). Данные обнуляются каждые сутки или через 100 км пробега.
Цвет будет меняться в зависимости от результатов. Этой информацией вы можете поделиться с вашими друзьями в социальных сетях, прикрепить к сообщению или отправить по e-mail — просто нажмите на иконку «Поделиться».
На втором экране вкладки «Стиль вождения» вы можете посмотреть свою оценку качества вождения за определенный период времени, выбрав нужную вкладку, например, за неделю, месяц, год либо самостоятельно выбрать интересующий период.
Контроль стиля вождения при ГЛОНАСС/GPS мониторинге транспорта
Около трёх лет назад группа компаний Скаут анонсировала успешную реализацию и первые результаты внедрения системы ГЛОНАСС/GPS мониторинга транспорта в компании «PepsiCo Россия».
Большой проект, 8000 автомобилей, ключевым показателем эффективности был выбран стиль вождения, соблюдение ПДД, сокращение количества ДТП.
В графике ниже ознакомимся с результатами, полученными заказчиками проекта:
Количество аварий менее чем за год сократилось в 3,5 раза!
Этот проект стал первой по-настоящему большой ласточкой новой ветки развития спутникового мониторинга – систем контроля стиля и качества вождения.
Предыстория
Как и многое, системы ECO Driving пришли нам с запада.
Страховые компании предложили своим Клиентам возможность получать скидки (на некоторые продукты и до 50%) за страховые продукты, устанавливая в автомобиль GPS трекер.
Устройство подключается к диагностическому разъему (OBD) и передаёт данные на сервера страховой компании. Здесь уже включается «искусственный интеллект», анализирующий стиль вождения:
- скорость движения, превышения скорости;
- резкие повороты, торможения, перестроения из ряда в ряд;
- общий пробег автомобиля.
Система формирует свою картину о водителе и в зависимости от аккуратности вождения формирует стоимость страховки. В Россию данный продукт также пришёл, называется он «Страховая телематика» и предоставляется уже практически всеми ведущими участниками рынка страхования.
Записаться на бесплатный тест-драйв системы Wialon
Eco Driving в Wialon Hosting
В конце 2013 года разработчик облачной системы мониторинга Wialon компания Gurtam представила приложение iDrive Safe. Apps анализирует сообщения (в первую очередь навигационные данные) и выставляет оценку стиля вождения. Все участки нарушений и их характер можно просмотреть визуально на карте:
В 2015 году был выпущен гораздо более совершенный продукт для контроля качества вождения Eco Driving. При настройках объекта появилась возможность выставить параметры контроля, критические значения, штрафные баллы. Нарушениями считаются:
- Резкое ускорение;
- Резкое торможение;
- Превышение скорости;
- Резкий поворот;
- Произвольное значение (настраивается пользователем).
Данные могут поступать с двух источников: GPS/ГЛОНАСС и акселерометра. В итоге мы получаем готовый отчёт по качеству вождения:
Ключевым показателем эффективности в нём можно считать показатель «Оценка», который формируется в зависимости от количества нарушений:
Какие результаты внедрения системы контроля качества вождения на базе Wialon?
- Сохранность перевозимого груза. Резкие торможения и ускорения ,например, для компаний осуществляющих грузоперевозки по городу – огромная головная боль. Сохранность перевозимого груза – залог повторных обращений.
- Сокращение количества ДТП. К сожалению, даже при идеальном стиле вождения никто не застрахован от ДТП. На примере «PepsiCo» можно убедится насколько эффективно внедрение «безопасного вождения».
- Сокращение затрат на амортизацию. По опыту наших Клиентов контроль качества вождения позволяет экономить дополнительно до 15% затрат на ремонт автомобиля.
- Сокращение расходов на покупку топлива. Ни для кого ни секрет, что стиль вождения один из определяющих показателей при повышенном расходе топлива.
Какие навыки отличают опытных водителей? Проверь себя
Уровень вождения не определяется датой получения прав и количеством времени владения машиной. Мастерство — это опыт. Много опыта. 10 тысяч часов нужно для формирования уверенного навыка. Правда, есть определённые навыки, которые можно (и стоит) сформировать быстрее. Эти навыки отличают опытных водителей.
Выбор скорости не по знакам, а по ситуации
Кое-как освоившиеся за рулём новички переживают опасный период: они с уверенностью в своём авто и себе как водителе выращивают иллюзию неуязвимости. Раз машина знакомая, шины свежие, а стаж год-два, в дождь скорость можно не снижать. Пошёл снег? Ну по МКАДУ ведь 90 + «разрешённые» 10, зачем снижать?
Опытный водитель, который видел много последствий такой самоуверенности (или сам был таким), понимает, что скорость определяется не знаками и даже не погодой. Один может ехать по льду 60 км/ч после 4-хчасового сна накануне, и всё с ним будет нормально. Другой не скинул 5-10 км/ч по пустой мокрой трассе — и тут же улетел в кювет.
Автогонщики ещё со времён СССР учили, что безопасная скорость — не та, что определяется погодой и состоянием покрытия, а та, которую объективно может позволить себе конкретный водитель на конкретном автомобиле.
И что «только очень хороший водитель может себе позволить вести автомобиль на максимуме теоретически допустимой безопасной скорости, иначе говоря, на грани сцепления колес с дорогой», говорит Михаил Горбачёв, МС по автогонкам и автор издания «За рулём».
Причём под очень хорошим водителем здесь понимается водитель с большим суммарным показателем вождения в разных условиях (город и трасса, погодные условия, время дня, степень усталости и т.п.). Плюс к этому — обязательные навыки контраварийного вождения, которые не преподают в рядовых автошколах.
То есть для опытного водителя дорожные знаки с указанием безопасной скорости и правила ПДД — скорее рекомендация, что при оптимальных погодных условиях и хорошем освещении можно ехать 60 км/ч в городе и 90 км/ч по трассе (плюс лояльные 10 км/ч, как в жизни). Но реальную скорость своего передвижения профессионал выбирает сам, исходя из трафика на дороге, скорости движения потока, а также внешних условий: видимости и освещённости, состояния полотна дороги.
Собственно, поэтому городской поток в ненастье в целом снижает скорость, а в туман так и вообще замедляется. С учётом времени реакции водителя, которая занимает в среднем 0,8 секунды, сбрасывание скорости говорит о том, что в случае внезапного препятствия водитель всё же успеет принять меры или остановиться.
Умение чувствовать поток
Новичок на дороге сосредоточен исключительно на собственном спидометре и знаках. Его задача — двигаться так, чтобы не нарушать ПДД.
В результате именно рваная, дёрганная манера езды с постоянными разгонами и торможениями выдаёт новичка на дороге. Другой признак — езда со скоростью ниже скорости потока.
Да, 40 км/ч могут казаться хорошей идеей, ведь это меньше 60 км/ч, но по сути это уже аварийная ситуация для остальных участников движения и задача — объехать «тошнота».
Опытный водитель всегда побочно мониторит и контролирует движение автомобилей вокруг, замечает малейшие изменения в скорости и плотности потока, и реагирует заранее, исходя из того, что впереди собирается пробка, или притормаживают соседние автомобили.
Чувствовать поток — значит выбирать такую скорость, чтобы сохранять безопасную дистанцию и при этом прибегать к торможению как можно реже.
Такая манера езды не только более безопасна (водитель движется со всеми в стройном ряду и не создаёт помех, не собирает пробки), но и более экономична: шины и подвеска изнашиваются меньше, расход топлива и нагрузка на двигатель за счёт отсутствия постоянных старт/стопов снижаются.
Перестроения в потоке заранее
Невозможно так выбрать ряд движения, чтобы за время поездки не пришлось перестраиваться. В то же время каждый манёвр увеличивает вероятность ДТП — особенно если речь о движении в плотном городском потоке.
Опытного водителя в потоке легко увидеть по тому, как он не суетится и не играет в «шашечки», перестраиваясь из одной полосы в другую и обратно. Всё это вместе с порывистыми, неуверенными манёврами, иногда даже не доведёнными до конца — признаки малоопытного за рулём.
Профи, запланировав манёвр, начинает перестраиваться в нужную полосу заранее, а не кидается через четыре полосы в крайнюю правую, вспомнив о повороте, например. Без необходимости опытный водитель вообще не занимает крайние полосы: в плотном потоке, если крайняя левая уйдёт на поворот, он не сможет продолжить движение прямо или будет вынужден перелазить правее, создавая аварийную ситуацию.
Планирование и обдумывание каждого манёвра, выбор полосы движения исходя из направления собственного движения и обдумывание своих действий на несколько шагов вперёд — качества опытного водителя.
Привычка тормозить двигателем
Новички, освоившись за рулём, тормозят часто «в пол». Во-первых, они обычно поздно реагируют на изменение дорожной обстановки, потому что невнимательны и заняты только собой. Во-вторых, начинающему водителю «спортивный» стиль вождения кажется эффектным.
Другая привычка неопытных водителей, оставшаяся ещё со времён автошколы — каждый раз при торможении выжимать сцепление.
На самом деле торможение с выжатым сцеплением целесообразно применять на скорости до 40 км/ч, чтобы двигатель не заглох, а в остальных случаях это просто удлинение тормозного пути, риск потерять контроль над управляемостью из-за сноса оси и чрезмерный износ деталей механизма сцепления.
Управляя автомобилем с МКП, опытный водитель для торможения отпускает газ, плавно и последовательно понижает передачи и сбавляет обороты. Такой способ торможения позволяет сохранить управляемость машиной на скользком покрытии и снижает износ тормозной системы.
Навык торможения двигателем можно развить. Для этого нужно потренироваться выбирать момент переключения передач (обычно с 3 на 2), чтобы не пришлось сильно давить на педаль тормоза. В сам момент понижения передачи рекомендуется плавно нажать на газ, чтобы поддерживать обороты, а затем отпустить газ и плавно тормозить педалью.
Любовь к «поворотникам»
Новички за рулём часто грешат тем, что игнорируют включение «поворотников», считая требования ПДД «ботанством». Распространённый случай, когда водитель не включает сигнал поворота на якобы пустой дороге.
Опытные водители искренне любят «поворотники», и используют их по назначению — то есть не чтобы выполнить требования ПДД, а чтобы таким образом показать другим планируемый манёвр. Встречаются случаи, когда «поворотники» включают даже в случаях, не предусмотренных Правилами, просто для большей безопасности дорожного движения и взаимопонимания на дороге.
Профи за рулём понимает, что его безопасность основывается на том, насколько другие понимают его намерения. «Поворотник» — язык общения между участниками дорожного движения. Поэтому при всех манёврах и даже если кажется, что рядом нет машин (они могут быть в «слепой» зоне), опытный водитель показывает направление своего движения.
Без лишних движений
Новички за рулём совершают ошибки ещё с момента посадки в авто: придвигаются слишком близко к рулю, вцепляются в него мёртвой хваткой, смотрят только перед собой. Все их движения рваные, дёрганые, нервные.
Опытный водитель понимает, что 90% благополучной поездки — его внимательность, постоянный контроль над ситуацией и уверенные спокойные движения.
Профи за рулём постоянно следит глазами за ситуацией в зеркалах, запоминает положение соседних машин на дороге или отмечая наличие байкеров. Он плавно переключает передачи, спокойно перестраивается, не перехватывает руль лишний раз, избегает резких ускорений и торможений. Держит руль без напряжения, сидит комфортно, в расслабленной позе.
Секрет в том, что у водителя со стажем все движения отточены многократным повторением и доведены до автоматизма. Такой результат достигается только с годами, проведёнными за рулём.
Подготовка к повороту
В основном аварии на перекрёстках случаются из-за несоблюдения очерёдности проезда или «спешунов», когда кто-то долетает на свой розовый, а сбоку уже поехал на свой зелёный встречный поток машин.
У новичков за рулём две проблемы: они спешат совершить поворот, чтобы им не сигналили сзади, и часто откровенно подставляются, не оценив как следует обстановку.
Либо же они до последнего «тупят», не видят благоприятной возможности покинуть перекрёсток и пропустить машины за собой, не собирая пробку.
Такими благоприятными возможностями могут быть пешеходы (на повороте с пешеходным переходом водители останавливаются, и можно успеть проехать в этот момент) или прохождение поворота «под прикрытием» другой машины, которая своим манёвром тормозит встречный поток.
Также для новичков характерна ситуация, когда они влетают в поворот со слишком большой скоростью и вынужденно тормозят уже в процессе, что может привести к заносу.
Опытные водители скорость до поворота сбрасывают заранее, не стесняются «высунуть нос» машины из-за припаркованных по обе стороны дороги машин, чтобы убедиться в безопасности манёвра, — и только затем приступают к манёвру. А ещё опытные водители никогда не выкручивают колёса налево перед левым поворотом: если сзади в такой ситуации прилетит машина, даже от лёгкого толчка авто окажется на встречной.
Спокойствие и невозмутимость
Начинающие водители беспечны, необоснованно нервны и подчас агрессивны. Они лихачат, подрезают (не всегда специально) и создают опасные ситуации, просто потому, что не оставляют себе достаточно времени на реакцию.
Опытные водители видели много и всякого, иногда — становились участниками опасных ситуаций. Их сложно удивить. Они скорее простят нечаянно подрезавшего курсанта автошколы или заглохшую на светофоре при попытке тронуться девушку, чем будут «учить», сигналить или ещё каким-то образом бурно реагировать.
Стиль поведения профессионалов за рулём — помочь, нежели «научить». Им не жмёт эго, они понимают, что в сложной ситуации важно сохранить самообладание. В крайнем случае — цивилизованно объяснить в спокойной беседе, что человек создал опасную ситуацию.
В общем, опытные водители блестяще справляются с чужой и своей агрессией за рулём. Чего и вам желаем.
- От каких вредных водительских привычек важно избавиться? Узнаете из этой статьи.
Как GPS-мониторинг поможет в оценке качества вождения
При неаккуратной, агрессивной манере вождения все системы автомобиля подвергаются более интенсивному износу, сокращается ресурс двигателя, АКПП и других узлов.
Когда речь идет о служебном, коммерческом транспорте, низкое качество вождения из личной проблемы водителя превращается в проблему компании, где он работает. И дело не только в ускоренной амортизации ТС, но и в повышенной вероятности возникновения аварийных ситуаций.
Неаккуратный водитель подвергает опасности жизнь и здоровье пассажиров либо груз, который может требовать деликатного обращения. Поэтому многие компании внедряют системы контроля качества вождения.
Как это работает
Базовая оценка качества вождения основана на показаниях GPS-трекера:
- GPS-мониторинг позволяет определять среднюю скорость движения, в большинстве моделей трекеров также есть функция контроля максимальной скорости.
- В ряде моделей, например в GPS Marker M130, есть встроенные акселерометры – датчики, которые реагируют на удар, вибрацию, переворот, начало движения и резкую остановку.
GPS-трекер можно подключить к бесконтактному считывателю CAN-шины, подсоединить к нему дополнительные внешние датчики. Благодаря этому возможности мониторинга значительно расширяются, можно отслеживать не только маршрут и скорость движения, но и множество других параметров: обороты двигателя, уровень топлива, масла, охлаждающей жидкости, нагрузку на ось грузовика.
С системой оценки качества вождения ни одно нарушение водителя не останется незамеченным
Часто в качестве «мозга» такой системы вместо GPS используют телематический комплекс – устройство с сим-картой, которое подключается к диагностическому разъему. Оно может выполнять широкий диапазон функций:
- GPS-навигацию и мониторинг;
- оповещение о попытке угона;
- фиксацию места и времени ДТП;
- диагностику систем автомобиля;
- оценку качества вождения;
- дистанционный запуск двигателя.
Телематический комплекс получает данные от спутников глобальной системы позиционирования и от периферических устройств автомобиля, разнообразных датчиков, CAN-шины.
Данные сохраняются в его памяти по типу черного ящика, а также по разным каналам отсылаются на сервер, станцию сотовой связи, мобильные устройства. Очень похоже на принцип работы GPS-трекера, только возможности шире.
Но и цена в несколько раз выше, так что стоит взвесить, все ли функции вам нужны. Возможно, будет достаточно GPS-трекера для грузовика или легкового автомобиля с встроенными акселерометрами.
Повысить безопасность управления автомобилем позволяют системы контроля усталости водителя. Модели авто премиум-класса оснащаются такими системами по умолчанию, в более дешевых комплектациях их установка доступна опционально. Некоторые системы оценивают физическое состояние водителя, другие отмечают снижение качества управления как признак усталости. Система Attention Assist от Mercedes учитывает данные, которые поступают от контрольных датчиков, выявляет изменения в манере управления, фиксирует, с каким усилием водитель поворачивает руль и куда направлен его взгляд. При любых отклонениях от нормы загорается контрольная лампочка и включается звуковое предупреждение водителя.
Кому и зачем это нужно
Автомобильную телематику используют:
- Страховые компании разрабатывают разные тарифные предложения для бережных или неаккуратных водителей.
- Частные автовладельцы. У них появляется стимул совершенствовать свою манеру вождения для приобретения страхового полиса на более выгодных условиях.
- Службы такси, компании, занимающиеся пассажирскими и грузоперевозками, получают возможность контролировать дистанционно профессионализм водителей, стиль управления транспортным средством, поощрять аккуратных сотрудников и применять к нерадивым штрафные санкции вплоть до увольнения.
- Лизинговые компании и фирмы по прокату автомобилей также могут отслеживать, насколько бережно эксплуатировали авто. А GPS-модуль поможет обнаружить угнанное ТС.
Внедрение системы контроля качества приносит выгоду:
- Повышается безопасность движения, вероятность ДТП снижается на 30 %.
- Телематический комплекс выявляет основные ошибки при управлении ТС. С их учетом можно организовать курсы эффективного вождения, после прохождения которых оптимизируются затраты времени на дорогу и расход топлива.
- Благодаря более бережному вождению узлы и системы автомобиля служат дольше, снижается нагрузка на коробку передач.
- Обеспечивается сохранность грузов.
Программы для контроля манеры вождения
Чтобы обеспечить экономичное и безопасное вождение, GPS-устройства с базовым набором возможностей или телематического комплекса недостаточно, нужно программное обеспечение. Подойдут для этих целей многофункциональное диспетчерское ПО «АвтоГРАФ.PRO» или специализированные приложения для анализа манеры вождения – iDriveSafe, Eco Driving.
Программа Eco Driving анализирует и оценивает стиль вождения по набору параметров, дает рекомендации по его оптимизации
Для корректной оценки качества вождения по GPS нужно учесть несколько моментов:
- Любой прибор с акселерометром (трекер, GPS-терминал, телематический комплекс) должен быть надежно закреплен и правильно сориентирован.
- Оборудование необходимо откалибровать под конкретное ТС, так как настройки для грузовика, такси, автобуса существенно различаются.
- Пороговые значения в программе тоже нужно задавать с учетом типа, модели транспортного средства и условий его использования.
- Чем чаще осуществляется сбор данных, тем объективней получается картина. Рекомендуется задать интервал между сообщениями в 10–20 секунд, чтобы прибор не пропустил нарушение.
Программы для оценки качества вождения по умолчанию ориентируются на определенные параметры:
- значение ускорения и торможения (отрицательного ускорения) при движении по прямой;
- значение углового ускорения при совершении поворота;
- максимально допустимую скорость.
Также можно задать дополнительные параметры, их набор зависит от того, какими датчиками оснащено ТС, и от потребностей пользователя. Система автоматически начисляет штрафные баллы за каждое зафиксированное нарушение.
Можно задать градацию, при которой количество штрафных баллов зависит от того, насколько превышено пороговое значение положительного или отрицательного ускорения, скорости. Эту систему градаций можно гибко настраивать.
Например, если грузовой транспорт идет порожняком, требования допустимо смягчить, при поездке с обычным грузом ужесточить, а если транспортируется ценный или опасный груз, применять повышенный коэффициент при начислении штрафных очков.
Если компании с автопарком требуется отслеживание каких-то особых параметров, можно обратиться к специалистам, которые порекомендуют дополнительные датчики и доработают программное обеспечение.
Установку и калибровку оборудования лучше тоже доверить специалистам, они же проконсультируют относительно настроек ПО. Такая система будет полезна не только владельцам коммерческого транспорта, но и начинающим водителям.
Она поможет им скорректировать стиль вождения.
Все, что нужно знать о контроле качества вождения
Современные системы мониторинга транспорта предлагают решения по оценке и контролю качества управления автотранспортом, но ко всем ли типам транспортных средств это применимо? И каким образом формируется эта оценка? Давайте рассмотрим далее.
Быстрый износ различных узлов и агрегатов автопарка, внеплановые ремонты и замены — какой транспортник с этим не сталкивался? И водитель, как всегда, говорит, что он ни при чём и что всему виной некачественные детали, плохие дороги и неправильная сборка. Может быть, это и так. А как проверить?До недавнего времени это было невозможно, однако теперь появился контроль качества вождения. Но хорошо ли он работает?
На записи видно, как водитель фуры не успевает обогнать коллегу и чуть не сносит встречное авто
Надежный бортовой контроллер выполняет две самые важные функции:1. Определяет местоположение и скорость объекта с высокой точностью.2. Собирает данные с периферийных устройств и передает их на сервер, стараясь оставаться на связи даже в самой глуши.
Встроенный 3-осевой акселерометр фиксирует любое ускорение или торможение в 3D-пространстве. То есть позволяет определить резкие ускорения, торможения и угловую скорость при повороте.
Также по графику колебаний данного датчика можно определить тип дорожного покрытия и неровности дороги (правда одно условие: для качественного определения необходимо правильно поставить и откалибровать акселерометр, но об этом мы еще поговорим).
Существует также техническая возможность удаленно отслеживать показания всех заводских датчиков и работы некоторых функций транспортного средства (такая опция поддерживается некоторыми GPS-трекерами).
В большинстве случаев доступ к этим данным получают через подключение к CAN-шине вашего ТС с помощью бесконтактного считывателя. Это открывает нам доступ к данным об оборотах двигателя, давлении масла, уровне охлаждающей жидкости и т.д.
Применение данной опции ограничено, пожалуй, только вашим воображением. Все конечно зависит от того, какие датчики установлены производителем непосредственно на вашем ТС.
Помимо всего прочего, отслеживание показаний заводских датчиков даёт нам возможность снизить количество нарушений ПДД. Приведем два простых примера.
- Во-первых, мы сможем отслеживать датчик пристегнутого ремня. Обычно в машинах старше 2010 года он уже есть. Но если нет, то ставим и подключаем его к бортовому контроллеру и следим за тем, чтобы водитель начинал движение только с пристегнутым ремнем.
- Во-вторых, будем следить за переключением ближнего и дальнего света фар (подключение к бортовому контроллеру здесь осуществляется через оптопару).
В обоих случаях у нас появляется возможность заняться профилактикой нарушений правил дорожного движения.
Программное обеспечение — это центральный узел нашей системы контроля качества вождения, всё самое интересное происходит именно здесь — при обработке данных с периферии. Поэтому на возможности и интерфейс программы следует обратить отдельное внимание.По-настоящему полезное программное решение должно быть конфигурируемым. В первую очередь потому, что в разных сферах деятельности требования к качеству вождения могут сильно отличаться. Нельзя, например, одинаково оценивать резкий поворот у такси и у фуры. Также как не стоит оценивать езду на пустой фуре и с грузом (особенно, хрупким).
По-настоящему полезное программное решение для подобных задач должно быть конфигурируемым
Поэтому все ограничения должны быть настроены индивидуально, причем под каждое транспортное средство. Поэтому следует, как минимум, с подозрением относиться к тем решениям, в которых уже прописаны готовые критерии оценки качества вождения. Всегда нужно помнить, что здесь «среднего по больнице» не бывает. Даже когда мы берем транспортные средства одного класса: то что применимо к MAN, неприменимо к УРАЛу. Да, в таких готовых решениях всё красиво выглядит, водителям начисляются баллы исходя из превышений скорости, резких торможений/ускорений и всего прочего. А в итоговой таблице по результатам месяца водители, которые управляли ТС неаккуратно и с нарушениями, будут помечены красным. К водителям, которые получили низкий балл, вы, наверное, примените какие-то штрафные санкции. Тех, кто водил правильно, премируете.
И вроде бы всё правильно, но сотрудники почему-то, глядя на вас, крутят пальцем у виска и начинают искать другую работу. С чего бы это? А вот из-за тех самых стандартных критериев оценки качества вождения. Чтобы было понятнее, давайте рассмотрим на конкретном примере.
Предположим, вы владелец компании занимающейся доставкой пирогов ООО «Быстрые пироги». Бизнес идет хорошо, и вы покупаете 20 курьерских легковушек — надо ли их как-то контролировать? Конечно! Контролировать по последнему слову техники. Вы покупаете и устанавливаете оборудование, инсталлируете ПО и собираете всё в отчет со средними значениями.Результат в конце месяца — все водители в красной зоне. В чем причина? Причина в том, что они ездят на суперкомпактных легковых машинах по пробкам. Режим езды дерганый, резких ускорений много, торможений тоже.Да и не поедешь по-другому: к клиенту надо успевать, а не волочиться по МКАДу на второй. Износ подвески и двигателя в результате получается далеко не критичный. Вот другое дело, если бы себя так начали вести водители на КАМАЗах, тогда были бы серьезные проблемы. Но, так получилось, что среднее значение между КАМАЗом и Матизом, установленное как норма в выбранном вами ПО, сыграло не в пользу ваших водителей. Чтобы не попадать в такую ловушку необходимо откалибровать приборы под каждый тип и модель ТС в вашем автопарке. А еще лучше — при наступлении сезона (зима/лето) менять схему начисления баллов. Тогда вы действительно сможете отличить плохого водителя от хорошего.
Чтобы не попадать в ловушку, необходимо откалибровать оборудование под каждый тип и модель ТС в вашем автопарке
Важнейший фактор, оказывающий влияние на точность показаний оборудования для транспортной телематики, это его правильная установка. Здесь важно помнить, что основные параметры качества вождения отслеживаются с помощью GPS-трекера и акселерометра. Для получения геоданных хватит и того, что установлено качественное оборудование, а вот с акселерометром немного сложнее, его нужно установить подобающим образом и в нужном месте.
Первое, что следует знать: терминал со встроенным акселерометром должен быть надежно закреплен. Причем если кабина авто на пневмоподушке, то лучше закрепить прибор на раме автомобиля.
Некоторые продавцы умного страхования говорят: «Возьмите наш прибор, положите его в бардачок, скачайте наше приложение, и вам будет доступна система оценки качества вашего вождения, по итогам которой вы получите скидку на КАСКО».
Правда, в таком случае прибор будет фиксировать собственные «метания» по бардачку, а не ваш стиль вождения.
Но зафиксировать прибор — это еще полдела. Надо убедиться, что оси акселерометра совпадают с нужными для измерения направлениями. В противном случае данные, получаемые с этого датчика, будут непригодны для использования. И это только несколько общих моментов, которые нужно знать об установке терминала. А вообще, этим должны заниматься специалисты той компании, у которой вы приобретаете решение по контролю качества вождения.
Чтобы иметь представления об интерфейсах настройки контроля качества вождения, покажем всё на примере «АвтоГРАФ 5 Pro». Программа обеспечивает контроль параметров движения и сравнивает их с установленными пороговыми значениями. Если происходит превышение порога, то водитель получает штрафные баллы.
Чтобы включить контроль качества вождения и задать пороговые значения, нужно перейти в меню «Устройства», выбрав Главное меню – Меню «Настройка» – Меню «Устройства». Затем надо перейти в раздел настроек «Расчет – параметры расчета», на вкладку «Дизайнер» и выбрать в группе «Общие настройки» параметр «Качество вождения».
В данном примере возьмем только основные параметры, по которым оценивается качество вождения
Контроль превышений скорости
Программа позволяет фиксировать длительность и степень превышения скорости по заданным вами параметрам. Точно так же можно контролировать и нарушение минимального порога скорости.
На рисунке цифрами показан алгоритм действий для выставления всех параметров
Контроль агрессивного вождения
Аналогичным образом устанавливаются параметры и для контроля агрессивного вождения. Если точнее, здесь задаются пороговые значения для резких поворотов, торможений и ускорений.
На рисунке цифрами показан алгоритм действий для выставления всех параметров
Ниже приводим пример списка суточных рейсов транспортного средства. По итогам каждого рейса программа выставляет среднюю оценку водителю. Чем меньше начислено штрафных баллов, тем выше оценено качество вождения. Для удобства каждая оценка выделяется определенным цветом.
Оттенки зеленого — положительная оценка, красный/оранжевый/желтый — отрицательная
На данный момент уже не стоит вопрос о качественном сборе и передаче данных в программу. Сейчас на первое место выходят алгоритмы обработки этих данных. Их корректная настройка способствует принятию правильных управленческих решений. Программное решение для контроля качества вождения должно предусматривать возможность настройки под конкретные задачи и под конкретную область применения. Потому что здесь мы имеем дело с ситуацией, когда простые и универсальные решения не работают.
По сути, средствами транспортной телематики мы можем контролировать водителей так, как если бы мы сидели рядом с ними в салоне авто
На выходе вы получаете экономию, продлеваете срок службы автомобилей и повышаете качество человеческого капитала в своей компании. Давайте разберем по пунктам, какие результаты вы можете получить, если будете контролировать манеру управления вашими ТС:
- Снизится нагрузка на коробку передач (что особенно важно для грузовиков);
- Сократится расход топлива;
- Повысятся сроки износа всех составляющих ваших ТС, соответственно увеличится ходимость;
- Повысится сохранность груза;
- ТС будут меньше попадать в аварии;
- Ну и конечно будет меньше штрафов.
А тех водителей, которые не могут или не желают управлять вашими транспортными средствами по установленными правилам, вы сможете вычислять и прощаться с ними, оставляя только адекватных и квалифицированных специалистов.
Кстати, не совершайте классическую ошибку под №5 из статьи «Пять ошибок, совершаемых при выборе мониторинга транспорта». Не забудьте и не поленитесь посчитать в рублях эффект от внедрения контроля качества вождения. Это позволит однозначно измерить эффективность данного решения конкретно для вашего автопарка.
Современные системы контроля качества вождения не ограничиваются описанными возможностями. В зависимости от потребностей заказчика поставщик услуг может организовать удаленный контроль и по более специфическим параметрам. К примеру, у некоторых грузовых автомобилей есть встроенные датчики нагрузки на ось, данные с которых можно считывать удаленно. Для этого можно подключиться к CAN-шине и контролировать, не перевозят ли ваши ТС лишние грузы, настроить корреляцию расхода топлива с перевозимым весом и много чего ещё. Из дополнительных опций, касающихся непосредственно качества вождения, существует техническая возможность следить за тем, как водитель выбирает нужную скорость на коробке передач для разгона. Собственно тут и не нужно подробно объяснять, для чего. Наверное, это один наиболее простых и наглядных способов оценить профессиональные качества водителя.
Таких дополнительных параметров оценки немало, так что при подборе функционала следует исходить из потребностей конкретно вашего бизнеса. Большую часть задач решить всегда реально — главное, обозначить проблемы, а специалисты в области систем транспортной телематики подберут нужное решение.