Российские соревнования роботизированных автомобилей

Российские соревнования роботизированных автомобилей

Рынок российских роботов только зарождается, но показывает уверенный рост с каждым годом. И хотя счет выпущенных устройств идет на единицы, есть надежда, что отечественные производители смогут на волне роботизации занять свою нишу. О выпускаемых моделях и перспективных разработках читайте в этой статье.

Российские соревнования роботизированных автомобилей

Робот Grinik для термопластавтоматов. Фото avangardplast.all.biz

Темпы роста производства робототехники в РФ 

Российские соревнования роботизированных автомобилей

Больше всего роботов занято в автомобилестроении — почти половина от всего объема машин. Фото ai-news.ru

Российский рынок роботов по общемировым меркам крайне мал. В 2018 году на 10 тыс. сотрудников приходилось всего 5 машин, и эти показатели на 43% больше, чем в 2017 году. 

Для сравнения: общемировые показатели составляют 69 машин на 10 тыс. человек. Сферы применения не отличаются от общепринятых: больше всего устройств занято в автомобилестроении (больше 40%), пищевом производстве и машиностроении. Доля отечественных разработок — всего 4%.

Эти цифры кажутся смешными, но в процентном соотношении рост рынка робототехники высок, поэтому с годами в России все больше организаций переходят на автоматическое оборудование.

Такого мнения придерживается руководитель НАУРР Виталий Недельский. По его мнению, больше всего от модернизации отстает госсектор — у таких предприятий нет стимула переходить на современные технологии.

Российские соревнования роботизированных автомобилей

Promobot — одна из самых успешных российских робототехнических компаний. Фото promo-bot.ru

Частные же заводы, из-за высокой конкуренции, уже начали роботизацию и будут ее продолжать. Это связано и с подорожанием рабочей силы и оттоком молодых специалистов. 

На данный момент в России более 200 компаний выпускают автоматизированное оборудование или компоненты для него. Много разработок ведется в Сколково — там насчитывается более 50 стартапов.

На рынок роботов обратило внимание государство, что дает надежды на финансирование разработок в этом секторе. Господдержка помогла развиться отрасли в Китае, Германии, Сингапуре и других странах с высоким уровнем автоматизации. 

Производители роботов в России

Аркодим

Российские соревнования роботизированных автомобилей

Робот-манипулятор от Аркодим. Фото www.arkodimpro.ru

Казанская компания, специализирующаяся на производстве промышленных роботов. Есть своя линейка продукции и конструкторское бюро, реализующее проекты клиентов. 

Основной продукт — робот-манипулятор, изготавливаемый под нужды заказчика. Может иметь от 3-х до 7-ти осей и различный функционал: сварка, паллетирование и др. Рабочие нагрузки зависят от модели и колеблются от 5 до 60 кг. 

Битроботикс

Российские соревнования роботизированных автомобилей

Робототехническая система Битроботикс для производства товаров повседневного спроса. Фото www.tadviser.ru

Московская компания, ведущая инновационные разработки в области робототехники. Стала известна после выпуска первого в РФ дельта-робота, который успешно используется в пищевой промышленности. 

Компания является резидентом Технополиса в Москве, где будет производить устройства для производства и упаковки продуктов. 

Aripix Robotics

Российские соревнования роботизированных автомобилей

Первый в России робот-манипулятор подобного типа. Фото www.if24.ru

Компания позиционирует себя как первый производитель отечественной роботизированной руки — Aripix А1. Модель должна поступить в производство в ближайшем будущем, пока готов лишь рабочий прототип. 

Aripix уже собрали инвестиции и закупили оборудование для массового выпуска роборуки.

АвангардПЛАСТ

Российские соревнования роботизированных автомобилей

GRINIK — роботы для фрезеровки, шлифования, штамповки и других задач. Фото 2gis.ru

АвангардПЛАСТ производит оборудование преимущественно для литейных заводов, под брендом GRINIK, и являются партнером Аркодима. Их машины также обладают функциями фрезеровки, сварки, шлифования и др. 

Машины выпускаются серийно, но клиенты могут заказать робота по индивидуальным требованиям.

Рекорд-Инжиниринг

Российские соревнования роботизированных автомобилей

Робот для перемещения грузов от Рекорд-Инжиниринг. Фото www.youtube.com

Специализация этой екатеринбургской компании — разработка роботов-манипуляторов для грузозахвата и работы на автоматизированных линиях (пантографы, консольные, колонны).

Также в их линейку продукции входят транспортеры, сборочные конвейеры и моечные аппараты. 

Eidos Robotics

Российские соревнования роботизированных автомобилей

Hexapod — флагман Eidos Robotics. Фото eidos-robotics.ru

Eidos Robotics — резидент “Сколково”, наиболее известный благодаря многофункциональным манипуляторам Hexapod. Эти роботы могут выполнять фрезеровку, лазерную резку, сверление, гравировку и другие задачи. Интегрирована поддержка компьютерного зрения и 6-ти степеней свободы.

Кроме производства этой модели, также компания занимается программированием устройств, выпускает линейку сварочных роботов и других промышленных решений. 

Promobot — это “социальный” робот, используемый в сферах обслуживания и бизнеса. Фото kiosksoft.ru

Promobot занимается выпуском антропоморфных роботов, в основном для бизнес-задач. Такие устройства могут работать гидами, консультантами, промоутерами и т.д. Компания позиционирует себя как создатель первого в мире “человекоподобного” робота, способного участвовать в бизнес-проектах. 

На данный момент андроиды Promobot внедрены в российские, европейские, американские, азиатские и африканские компании. 

Использование российских роботов

Россия разрабатывает переносные роботизированные системы для ремонта кораблей

Система Финист-С предназначена для ремонта антикоррозийной обшивки корабельных механических элементов. Фото mil.today

Минпромторг России планирует в 2-3 раза повысить производительность труда при ремонте судов, благодаря использованию роботов. Судостроители получат мобильные контейнерные системы с лазерным оборудованием.

Использование роботизированных систем позволит сократить время простоя и затраты на ремонт морской техники и инфраструктуры. Среди основных целей — контроль ущерба и безопасная эксплуатация морских объектов.

Прототип системы должен появиться к концу 2020 года. Он будет состоять из двух контейнеров: технологического и лабораторно-транспортного.

В них поместят оборудование для восстановления антикоррозионных покрытий, лазерной облицовки бронзы на подшипниках, продления срока службы винтов, антикоррозионной защиты руля, ремонта анкерной системы, восстановления коленчатых валов и головок рулевой системы.

Российский манипулятор напоминает продукцию Kuka, но, за исключением некоторых деталей, сделан в России. Фото vektor-grupp.ru

«Важным ориентиром для проекта являются результаты российских и зарубежных исследований в области восстановления и ремонта двигателей и объектов инфраструктуры в морских условиях, системных исследований морских технологий и развития рынка.

Как оказалось, основные объемы работ осуществляются с использованием устаревших, неэффективных, затратных по времени технологий (покраска, гальваническое покрытие, сварка электродом и т. д.

)», — говорится в документе, утвержденном заместителем директора департамента судостроения Сергеем Мамоновым. 

Посредством оборудования портов ремонтными контейнерами, министерство хочет сократить время простоя судов на 20-30% и повысить эффективность капитального ремонта в 2-3 раза.

Большинство технологий, необходимых для проекта, уже разработаны российской промышленностью. 

«Шестиосевой и линейный манипуляторы (аналоги Kuka), могут быть полностью произведены в России, за исключением сервоприводов, серводвигателей и определенной электроники. Детали нужного нам размера не изготавливаются в нашей стране» — сообщил Артем Барахтин, директор компании Аркодим. Эксперт упомянул о недавно появившихся в России технологиях лазерной сварки.

Центр технологии судостроения и судоремонта имеет готовое решение для сварки износостойких покрытий на судовых механизмах.

На выставке IMDS-2017 петербургская компания представила роботизированную систему Финист-С на базе российского лазера и манипулятора Fanuc.

В качестве презентации инженеры продемонстрировали сварку высокопрочного материала клапана судового двигателя. По данным компании, это продлит срок службы компонента в 3-4 раза.

Первый российский робот-манипулятор в виде руки

Aripix А1 в промышленном варианте. Фото www.if24.ru

Aripix Robotics готовится к серийному производству робота-манипулятора Aripix А1. Устройств подобного вида в России еще не выпускали. Он представляет собой роботизированную руку с шестью степенями свободы.

Основатель компании, Андрей Спиридонов, изначально занимался созданием уникального оборудования на заказ. В 2017 году один из клиентов попросил разработать для него роботизированную руку, с чего и началась история Aripix Robotics. 

Первый капитал компании составил всего 700 тыс. рублей, из которых 400 тыс. были личными вложениями Андрея. В итоге со стартапом согласились сотрудничать около 40 компаний. 

Андрей Спиридонов, основатель стартапа. Фото hightech.fm

Робот прошел испытания в 2018 году на заводе “ХИЗ”. Точность устройства составила 0,3 мм, а грузоподъемность — 10 кг. Кроме переноса предметов, механизм может выполнять сварку, упаковку, маркировку и другие операции. 

После этого компания привлекла инвестиций на более чем 500 тыс. долларов. Сейчас Aripix закупила оборудование для массового производства “рук”. Робот будет поставляться полностью готовым к работе, для начала эксплуатации достаточно настроить ПО. Андрей планирует выпускать до 5 аппаратов в месяц. 

Робот Промобот на рабочем месте в МФЦ Перми. Фото promo-bot.ru

В одном из МЦФ Перми появился необычный сотрудник — антропоморфный робот от компании Promobot. Устройство внедрено в работу на постоянной основе — оно успешно прошло испытательный срок и показало высокую эффективность. 

Основная задача робота — консультация клиентов по вопросам госуслуг. Он способен помочь с заполнением документов и ответить даже на нестандартные вопросы, благодаря развитому искусственному интеллекту. Сейчас разработчики планируют добавить роботу функцию приема платежей. 

Еще один робот компании появился в Новокузнецком МЦФ. 

 Через андроида прошли уже более 1,5 тыс. человек. Благодаря ему сотрудники МФЦ стали выполнять меньше рутинной работы и смогли сосредоточиться на более сложных задачах.

Устройства компании функционируют в 17 странах.

Робот Промобот на музыкальном фестивале в Гане. Фото politexpert.net

Недавно Промоботы начали покорять Африку — первой страной, внедрившей технологию, стала Гана. Там андроид работал хостесс на музыкальном фестивале. В перспективе устройства встанут на службу в салонах связи местного сотового оператора. 

Роботы компании обучаемы, поэтому они могут вести почти что живой диалог с пользователем. А гибкая ОС позволяет писать приложения, что делает устройство применимым для любого связанного с общением вида деятельности.

Экотех создали робота для сортировки мусора

Робот от Экотех определяет вид мусора за доли секунды. Фото robotrends.ru

 Московская компания “Экотех” разрабатывает первого в России робота, способного автоматически сортировать отходы. Устройство создано в рамках экологической программы, призванной автоматизировать мусоропереработку в стране. 

Аппарат вооружен сканером, способным определить вид мусора, что позволяет ему выявить 20 видов пластика, сделать анализ цвета, химического состава и т.д. Скорость движения ленты — до 3 м/с, в минуту обрабатывается более 130 объектов.

Читайте также:  Как утилизировать моторное масло

 Робот оснащен несколькими дельта-манипуляторами, их количество можно увеличивать. Пока проект находится на стадии тестирования — устройство собрано и проходит испытания. 

Робот Федор слетал на МКС

Робот Федор и Алексей Овчинин на МКС. Фото ria.ru

Skybot F-850, известный как Федор, это созданный Евгением Дудоровым робот для работы в космосе. 22 августа 2019 года он был отправлен на МКС, где провел несколько дней. 

Там он успешно прошел испытания, хотя космонавты не рискнули переводить его на полностью автономный режим. После экспериментов устройство отправили обратно на землю. 

Как заявил Евгений, он будет продолжать работать в космическом направлении. Сейчас идет работа над новым андроидом, который сможет выйти в открытый космос.

В качестве заключения

Пульт управления от робота-манипулятора Аркодим. Фото www.arkodimpro.ru

Российский рынок робототехники развивается — это подтверждают цифры. Но фактическое использование отечественных роботов крайне низко, счет здесь идет на единицы. Самым отсталым в техническом плане является госсектор, частные же компании постепенно внедряют робототехнику.

Если вы хотите оборудовать свое предприятие роботами, то выбор среди отечественных производителей пока невелик. Большинство ниш, особенно в промышленной робототехнике, остаются за мировыми брендами, такими как Kuka, Hanwha и Fanuc.

  • Это проверенное временем и многочисленными пользователями оборудование, подобрать которое по индивидуальным требованиям и в соответствии с задачами и спецификой предприятия помогут сотрудники Top 3D Shop.
  • Мы желаем российским производителям удачи и с надеждой смотрим в будущее отечественной робототехники.
  • Подписывайтесь на наш телеграм-канал с отборными кейсами Роботизации и Автоматизации со всех уголков мира:
  • https://tglink.ru/easy_robotics

Узнайте больше о возможностях усовершенствовать ваше производство интеграцией нового оборудования:

История автомодельного спорта в россии

Начало развитию в России модельных видов спорта положили развиваться авиа- и судомоделисты. Первые публичные состязания летающих моделей были организованы 2 января 1910 года в Москве профессором Московского университета, основоположником аэродинамики Николаем Егоровичем Жуковским.

До революции были также попытки проведения соревнований по судомодельному спорту, но активное развитие модельных видов началось лишь в советское время, в середине 1920-х годов.

Однако, автомобильный моделизм тогда большого распространения не получил, и до Великой Отечественной войны модели автомобилей строили лишь отдельные энтузиасты. Основной причиной этому было, очевидно, отсутствие двигателей – главной составляющей части скоростной модели.

Зарубежные двигатели в Советском Союзе были недоступны, а первые отечественные начали серийно выпускаться только в конце 1930-х годов.

Начало широкому развитию автомоделизма и машин на радиоуправлении в нашей стране было положено в 1954 году, когда в Устав ДОСААФ добавили пункт о развитии автомодельного спорта, а в конце 1955-го в Москве создали Центральную автомодельную лабораторию. После этого в ряде городов (Харьков, Москва, Ленинград, Ростов-на-Дону, Рига, Ереван, Сталинабад и др.

) появились первые коллективы автомоделистов. Тогда еще не было деления моделей на классы, четкого регламента соревнований, да и сами соревнования проходили просто на ровных приспособленных площадках. Такого типа временные кордодромы встречались. например, в Минске, Москве (лесопарк в Расторгуеве). Подольске, Таганроге и в других городах.

Автомодельный спорт развивался и постепенно завоевывал популярность.

НАЧАЛО

И вот в мае 1957 года в Советском Союзе состоялись первые официальные соревнования по автомодельному спорту. Они прошли в Москве на стадионе Юных пионеров. В них участвовали 30 автомоделистов из Москвы, Ленинграда, Харькова и Риги. Скорости первых моделей были небольшими. Так, первое место в классе моделей 1,5 см3 занял Евгений Лященко из Харькова с результатом 56,88 км/ч.

Осенью того же года состоялся 1-й чемпионат Советского Союза, в котором участвовали команды уже шести союзных республик, а также городов Москвы и Ленинграда.

Среди участников были такие «первопроходцы» отечественного автомодельного спорта, как Сергей Казанков и Анатолий Давыдов из Москвы, Владимир Кузнецов и Олег Гречко из Ростовской области, Гунар Дзенытыс из Риги, а также группа моделистов из Харькова: Евгений Лютов, Евгений Лященко. Виктор Булыгин и Анатолий Гордиенко, которые в составе сборной команды Украинской ССР стали победителями.

Российские соревнования роботизированных автомобилейУчастники всесоюзных соревнований на установление рекордов, г.Николаев, 1974 год: сидит (слева направо): Павел Шаныгин, Евгений Ионин (Соловьев), Владимир Понов, Владимир Якубович, Виктор Чистазвонов, Евгении Гусев; стоят (слева направо): Сурен Чилиджан, Михаил Осипов. Анатолий Клименко, Анатолий Пятибратов, Юрий Ремжик. Георгий Чудаев, Эдуард Черников. Владимир Бука. Вячеслав Соловьев, Вик гор Белоусов

(Фото Рафаила Огаркова)

В январе 1960 года была учреждена Федерация автомотоспорта СССР. Она состояла из трех равноправных комитетов: автомобильного, мотоциклетного и автомодельного спорта. Такое организационное укрепление не замедлило сказаться на развитии автомоделизма в стране.

Например, в чемпионате следующего года участвовали команды всех (кроме Эстонии) союзных республик, а число участников превысило 120 человек. В том году было установлено 16 высших достижений страны, среди них рекорды Сергея Казанкова (1,5 см1), Владимира Якубовича (2,5 см3), Бориса Ефимова (5.0 см3), Олега Маслова (10 см3).

Согласно советской статистике на 1 января 1961 года, в стране автомодельным спортом занималось 15 000 человек. В августе того же года сборная команда СССР впервые выехала на международные соревнования в Польшу (Познань).

«Полпредами» отечественного автомодельного спорта были Вячеслав Соловьев, Гунар Дзенытыс, Юрий Бобров и капитан команды Сергей Казанков. Международный старт оказался удачным, советская команда завоевала первое место.

Российские соревнования роботизированных автомобилей2009 год. Автомодельный кордодром в Ярославле

В 1964 году автомодельный спорт включили в Единую спортивную классификацию, и в этом же году была учреждена Федерация автомодельного спорта СССР. Первым ее председателем избрали А. Славина, а ответственным секретарем – К. Турбабо.

В 1968 году в качестве главного учебнометодического и технического центра создали Центральный спортивный автомодельный клуб – ЦСАМК СССР.

Статистика за тот год сообщает уже о 54 000 людей, занимавшихся автомодельным спортом и, как минимум, о трех, отвечавшим международным стандартам, кордодромах (Таллинн, Ташкент и Видное в Подмосковье).

НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ

В 1973 году Советский Союз приняли в члены Европейской федерации автомодельного спорта (FEMA), и наши спортсмены получили право участвовать в чемпионатах Европы.

В том же году первый для наших спортсменов чемпионат Европы в Капфенхардте (Германия) оказался победным, команда в составе Владимира Попова, Эдуарда Черникова, Николая Троне-ва и Вячеслава Соловьева заняла высшее командное место. В. Попов стал нашим первым чемпионом Европы, установив при этом рекорд мира в классе моделей 2,5 см3 – 220,426 км/ч.

С этого года советские спортсмены уже регулярно участвовали в чемпионатах мира и Европы, а также в других международных соревнованиях, причем они сразу и прочно заняли место среди лидеров мирового автомодельного спорта.

Российские соревнования роботизированных автомобилей1971 год. Автомодельный кордодром в Омске

В 1980 году в том же Капфенхардте состоялся первый чемпионат мира по автомодельному спорту. В соревнованиях, кроме европейских стран, приняли участие команды США и Австралии. И здесь советские спортсмены завоевали звание лучшей команды мира.

В личном зачете первым нашим чемпионом мира стал Владимир Попов, а призерами – Сурен Чилиджан и Николай Тронев. Нужно также сказать, что, кроме спортивных успехов, советские спортсмены отличались также удачными конструкторскими разработками.

Так, например, двигатели класса 1,5 см3 конструкции Александра Карпузикова (1948 – 2010) и Бориса Афанасьева (1950 – 2012) оказались вне конкуренции.

Не только в то время, но и до сих пор спортсмены устанавливают эти двигатели на многие модели данного класса, и они приносят их обладателям чемпионские звания и мировые рекорды.

В НАШЕ ВРЕМЯ

С распадом Советского Союза произошло и разделение автомодельного спорта по новым границам. Характерно, что в лидирующую тройку мирового автомодельного спорта, кроме Российской Федерации, вошли Эстония и Украина.

Сейчас в России автомодельный спорт довольно распространен. Его география весьма обширна, но в связи со спецификой она тесно увязана с наличием специализированных треков – кордодромов. В Советском Союзе кордодромов было много – фактически в каждой союзной республике и во многих крупных городах РСФСР.

К сожалению, в настоящее время большинство из них уже не существуют. Сейчас всероссийские и международные соревнования проводятся в Брянске, Таганроге, Санкт-Петербурге, Тюмени и Ярославле, то есть там, где есть современные, отвечающие международным требованиям, автомодельные треки.

Для такой страны, как Россия, этого конечно, мало, не говоря уже о том, что статус отечественного автомодельного спорта снижает факт отсутствия кордодрома в ее столице – городе Москве. Тем не менее, российский автомодельный спорт не только существует, но и занимает довольно высокую позицию в мире.

А по численности спортсменов он, наверное, вообще на первом месте в мире. Сильные коллективы автомоделистов сложились в Санкт-Петербурге, Таганроге, Тюмени и в некоторых других городах.

Российские соревнования роботизированных автомобилей2016 год. Команда России – бронзовый призер чемпионата мира (Польша): первый ряд (слева направо): Дмитрий Донской, Юрий Рябен, Алексей Савиных, Николай Кубасов, Анатолий Шлапоберский, Леонид Ройбу, Дмитрий Савиных; второй ряд: Александр Барбнн, Андрей Усанов. Евгений Соловьев, Михаил Горбуннов, Владимир Кинер, Лев Шпринц, Алексей Никулин

Ежегодно проводятся чемпионат и Кубок России, ряд региональных соревнований, в том числе детских и юношеских. Уже в новое время Россия неоднократно принимала у себя престижные международные соревнования – чемпионаты мира и Европы.

Сами российские спортсмены также регулярно участвуют в европейских и мировых чемпионатах и в других соревнованиях, проводимых международной федерацией автомодельного спорта. В мировой табели о рангах, как уже говорилось, наша страна уверенно занимает место в первой тройке.

Читайте также:  Как выбрать и установить накладки на пороги автомобиля

Чемпионами Европы и мира только за последние годы у нас становились: Алексей Никулин, Евгений Соловьев и Николай Кубасов. Достижения эти покажутся более весомыми, если учесть, что автомодельный спорт в России не имеет государственной поддержки и существует исключительно благодаря энтузиазму спортсменов.

Тем не менее, в российском автомодельном сообществе идет постоянная работа по совершенствованию моделей, поиску и освоению новых материалов и технологий, улучшению подготовки к соревнованиям. Без этого невозможен рост спортивных результатов, рост скоростей. А скорости кордовых автомоделей неуклонно растут из года в год.

Наглядное представление об этом может дать нижеследующая таблица, в которой сравниваются лучшие результаты отечественного автомодельного спорта за 1961 и 2016 годы:

Российские соревнования роботизированных автомобилей

Вообще, творческий и спортивный дух, энтузиазм и преданность своему делу свойственны автомодельщикам как ни кому. Поэтому, несмотря на все трудности, отечественный автомодельный спорт постоянно прогрессирует, развивается и привлекает в свои ряды новых адептов.

Лев ШПРИНЦ

(Продолжение следует)

Российская сборная киборгов вошла в пятёрку лучших в мире на соревновании Cybathlon 2020

Состоялся очередной чемпионат мира Cybathlon 2020 — состязание спортсменов с ограниченными возможностями, у которых недостающие или утраченные физические функции восполняются современными технологиями.

Российские соревнования роботизированных автомобилей

Первое соревнование Cybathlon состоялось осенью 2016 года в Цюрихе под эгидой Швейцарского Национального центра робототехнических исследований. Спортсмены используют бионические протезы, нейроинтерфейсы, роботизированные коляски и экзоскелеты.

В нынешнем году в соревновании участвовали 54 коллектива из 21 страны. Из-за ограничений, связанных с пандемией, спортсмены выступали на домашних аренах. Российский этап организовал и провёл союз разработчиков технических средств реабилитации «Кибатлетика» при поддержке правительства Москвы и Минпромторга России.

Российские соревнования роботизированных автомобилей

Соревнования проводились в нескольких дисциплинах. Пилоты-кибатлеты и инженеры доказали конкурентоспособность отечественных разработок на международном рынке. Один из продуктов — Super Motorica и бионические протезы рук: участники показали, как современные средства реабилитации позволяют не только вернуть функции руки, но и превзойти возможности обычного человека.

Российские соревнования роботизированных автомобилей

Ещё одно решение — Caterwil и электрифицированные коляски: здесь продемонстрированы ступенькоходные прототипы с колёсным и гусеничным режимом. Ortokosmos и силовые протезы ног — технологии для комфортной повседневной жизни, полноценной работы и спорта.

Российские соревнования роботизированных автомобилей

А российский ExoAtlet стал единственным серийно изготавливаемым экзоскелетом в рамках Cybathlon 2020. Наконец был представлен революционный нейроинтерфейс NeuroPlay — неинвазивная гарнитура, которая «связывается» с мозгом без геля, при помощи «сухих» активных электродов.

«Российские пилоты и инженеры уверенно завоевали Тор-5, оставив позади Японию, Южную Корею, Китай, Швейцарию, Великобританию и Германию. Судя по результатам наших команд, Москва может стать мировым лидером в производстве передовых ассистивных устройств и использовании инновационных методик реабилитации», — говорят организаторы. 

Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

Роботы на защите здоровья, урожая и багажа: что показали на «Робофесте»

Российские соревнования роботизированных автомобилей

© пресс-служба

Автор РБК Стиль

03 ноября 2020

Фонд Олега Дерипаски «Вольное дело» подвел итоги ежегодного технологического фестиваля для школьников и студентов, который впервые за 11 лет прошел в онлайне. «Робофест» первым из подобных фестивалей успешно опробовал новый дистанционный формат

Впервые крупнейший в Европе технологический фестиваль «Робофест» прошел в 2009 году и с тех пор стал одним из самых авторитетных мероприятий в своей области. Он объединяет участников 6–26 лет, которые демонстрируют достижения в области научно-технического творчества.

Основная задача «Робофеста» — поддержать талантливых молодых людей, которые планируют связать свою жизнь с инженерными профессиями. За 11 лет в фестивале приняли участие более 100 тыс. школьников, каждый третий из которых затем поступил в ведущие вузы страны, такие как МГУ, МГТУ им.

Баумана, МИФИ и другие.

«Робофест» входит в перечень олимпиад и мероприятий, направленных на развитие и поддержку научных знаний. Фестиваль — часть ежегодной национальной всероссийской «Инженерной программы» фонда поддержки социальных инноваций «Вольное дело». Фонд, основанный Олегом Дерипаской, — одна из крупнейших российских организаций, работающих в сфере благотворительности, меценатства и волонтерства.

Российские соревнования роботизированных автомобилей

Пандемия и ограничительные меры усложнили проведение «Робофеста», но одновременно подтолкнули школьников к изучению робототехники — организаторы в этом году отмечают повышенный интерес как к самому фестивалю, так и в целом к инженерно-техническому образованию, в том числе дистанционному.

Благодаря специальной, сложно организованной технической инфраструктуре онлайн-фестиваль собрал конкурсантов из четырех стран и 65 российских регионов, четверть из которых принимала участие в фестивале впервые.

Участники на протяжении недели (26 октября — 1 ноября) представляли проекты по видеосвязи и выполняли задания, которые проверялись судьями в Москве.

В свободное время конкурсанты слушали интерактивные лекции — все это не выходя из дома.

Программа «Робофеста» расширилась за счет участия ученых, инженеров, писателей, журналистов, предпринимателей. Среди них были писатель-фантаст Ник Перумов, ученый-астрофизик и популяризатор науки Сергей Попов, журналист и автор книги «Homo Mutabilis» Настя Травкина, вице-президент Сбербанка Альберт Ефимов, создатель робота Федора Евгений Дудоров и многие другие.

Российские соревнования роботизированных автомобилей

Разработки «Робофеста 2020»

  • Роботизированная платформа для диагностики болезней растений. Беспилотное устройство размером 172х172 см, работающее без подзарядки до 16 часов, фотографирует растения, а затем отправляет снимки на сервер. Вслед за этим нейронная сеть определяет заболевания и с помощью чат-бота отправляет фермеру информацию о местонахождении очага болезни. Эта разработка московских студентов позволяет сократить расходы на лекарства, гербициды и удобрения. Ежегодно в мире потери урожая от несвоевременно проведенной обработки посевов составляют $75 млрд. Прибор уже прошел полевые испытания на полях Тимирязевской академии и показал хорошие результаты, выявив грибковые болезни и нехватку микроэлементов у растений. В результате платформа для диагностики болезней победила в направлении «Агропромышленный комплекс».
  • Робот-манипулятор для погрузки багажа в аэропорту сканирует груз, сортирует его, учитывая размер и вес, а затем помещает в специальный контейнер для погрузки на борт самолета. Аналогичная система уже установлена в аэропортах Монреаля, Лос-Анджелеса и Токио, но поскольку действует по принципу механического захвата, то иногда повреждает багаж. В новом проекте эту проблему устранили благодаря технологии вакуумного захвата. Разработка студентов Донского государственного технического университета победила в направлении «Аэропорты» и заинтересовала международный аэропорт Краснодара.
  • Автоматизированная лаборатория микробиологических исследований позволяет проводить анализ потенциально опасных проб на наличие вирусов и бактерий с помощью роботов. Сотрудники медицинских учреждений смогут проводить анализы удаленно, без контакта с вирусами. Кроме того, автоматическая система, разработанная в Нижнем Новгороде, позволит повысить точность исследований.
  • Роботизированная система, помогающая продлить срок хранения овощей и сократить потери урожая, представляет собой стальное основание (для овощей) с вентиляционными шахтами по периметру овощехранилища. Каждая шахта оборудована датчиками углекислого газа, температуры и влажности. Как только датчики фиксируют отклонения от нормы, автоматически включается система, регулирующая температуру. Контролировать систему можно удаленно. Разработка команды из Краснодара стала призером в направлении «Агропромышленный комплекс». Системой уже заинтересовались промышленные предприятия, в том числе краснодарская компания «Прогресс Агро».
  • Беспилотный летательный аппарат для мониторинга и анализа вегетационного состояния плодовых растений. Разработчики предполагают, что реализация этого проекта в агрохолдингах позволит улучшить контроль за растениями, а также повысить урожайность и качество выращиваемой продукции.

На фестивале прошли соревнования по 12 робототехническим направлениям, среди них — полеты дронов, лего-конструирование, заезды автомобилей-беспилотников, танцевальные турниры роботов-андроидов и состязания экороботов, собирающих и сортирующих мусор. Победителями «Робофеста 2020» в общем зачете стали участники из Краснодарского края. По общему количеству первых мест лидерами стали команды Ростовской области, вторую строчку заняли команды Ленинградской области, третье место поделили между собой участники из Краснодарского края и Челябинской области.

Посмотреть программу и архив трансляций «Робофеста 2020» можно на сайте. 

Тренировка киборгов: сборная России по кибатлону готовится к чемпионату мира

Российская сборная по кибатлетике начала подготовку к чемпионату мира Cybathlon-2020, который пройдёт в ноябре 2020 года в Швейцарии. Наши спортсмены будут состязаться с 86 командами из 29 стран. Лайф посетил тренировку и выяснил, как люди с ограниченными возможностями здоровья справляются с различными заданиями и преодолевают препятствия.

Лидер проекта «Кибатлетика» Андрей Давидюк рассказал о состязаниях. Он отметил, что тренироваться и воссоздать близкие к реальным условия — очень правильная идея, и выразил уверенность, что россияне непременно займут призовые места. Участники расположатся на четырёх параллельных дорожках и начнут выполнять задания на скорость и точность, а судьи оценят уровень их подготовки и технику.

Кибатлетика — это профсостязания людей с ограниченными возможностями здоровья, которые благодаря роботизированным технологиям и интерфейсам могут стать людьми без ограниченных возможностей, —пояснил Давидюк.

Участники выполняют задания с помощью высокотехнологичных киберпротезов рук и ног, экзоскелетов, электроколясок. Это российские разработки, которые используются в повседневной жизни.

Пилот команды Caterwill Юрий Ларин продемонстрировал инвалидную коляску, которая больше похожа на инопланетный вездеход. Устройство умеет преодолевать препятствия и подниматься по лестницам с помощью колёс и гусениц и даже имеет специальную руку для открывания дверей.

Управляется оно с пульта на подлокотнике. Он позволяет регулировать наклон кресла, скорость и многое другое.

Элина Жукова из команды Super Motorica показала высокотехнологичный протез руки, с которым она живёт и в обычной жизни. Он управляется с помощью специального приложения, в котором можно задать необходимые жесты.

Я могу выбирать, какой жест я могу поставить. Открывается 3D-моделька кисти, она начинает повторять. Удобно, потому что есть действия, для которых нужна определённая настройка. Взять ручку или кружку — это относительно разные действия, — поделилась девушка.

Читайте также:  Причины ДТП – статистика разных стран

Спортсмены усиленно тренируются, чтобы показать высокие результаты и продемонстрировать российские технологии на мероприятии в Швейцарии. Правда, из-за пандемии Cybathlon-2020 пройдёт в онлайн-формате. Тренер Андрей Суконкин оценил уровень подготовки пилота команды Super Motorica Сергея Бачу. Молодой человек, по его словам, готов больше чем наполовину, но время отточить мастерство ещё есть.

Довольно непросто, да, надо по максимуму концентрировать внимание, чтобы всё сделать правильно. На соревнованиях будет волнительно, потому что это важное мероприятие. Что поможет победить? Прежде всего желание и настрой, и тренировки, —заключил сам кибатлет.

Ранее Лайф сообщал, что в России впервые создали уникальные элементы протеза для рук.

Полигон для тестов коптеров и беспилотников испытают на олимпиаде Кружкового движения

МОСКВА, 18 февраля. /ТАСС/.

Финалисты олимпиады Кружкового движения Национальной технологической инициативы (НТИ) в апреле протестируют первый в России роботизированный полигон городской среды для одновременного испытания моделей беспилотных автомобилей и коптеров. Школьники смоделируют на нем «умный» логистический хаб для доставки грузов по земле и воздуху, сообщили ТАСС в пресс-службе Кружкового движения.

Роботизированный полигон разработала компания «АСРоботикс», участник Кружкового движения НТИ, которая является одним из лидеров современного инженерного образования в России и выступает организатором профиля «Автономные транспортные системы» олимпиады.

Финал этого профиля пройдет в апреле в Московском политехническом университете. В заключительный тур вышли 42 школьника 8-11 классов из Томской, Ростовской, Новгородской, Новосибирской, Мурманской, Свердловской, Архангельской, Самарской областей, Красноярского края и Москвы, а также Белоруссии.

«Наш профиль ежегодно проходит технологическую эволюцию. В этом году мы специально к финалу олимпиады создали первый испытательный полигон городской среды одновременно для беспилотных автомобилей и коптеров.

Мы постарались воссоздать максимально реальную среду города в масштабе 1 к 18.

В этих условиях школьникам предстоит решить интересную задачу и создать автономную транспортную систему доставки товаров по земле и воздуху — от производителя до потребителя», — процитировали в пресс-службе слова руководителя компании «АСРоботикс» Алексея Черткова.

Роботизированный полигон городской среды представляет собой интерактивную площадку размером 48 кв. м. Все элементы «города» — светофоры, шлагбаумы, ворота, роботы-погрузчики, сортировщики и другие — автоматические, связаны в единую сеть и «общаются» между собой по Wi-Fi.

Школьники могут сами менять настройки полигона, управлять его средой, изменяя или добавляя разные элементы для отработки новых задач передвижения беспилотных автомобилей и коптеров.

Это стало возможным благодаря созданию уникального сервера управления полигоном, не имеющего аналогов в мире робототехники.

Такие полигоны можно использовать для проведения инженерных соревнований и конкурсов, занятий и проектной работы в школах, технологических кружках и других центрах дополнительного образования, отметила пресс-служба. «Вокруг Кружкового движения сложился пул ведущих компаний, разрабатывающих образовательное оборудование для погружения школьников в тематику НТИ.

Например, с помощью интерактивного полигона старшеклассники могут попробовать себя в роли инженера беспилотных автомобилей и дронов, ведь задачи, которые они решают в формате олимпиады или кружка, максимально приближены задачам по созданию реальных беспилотников», — процитировала пресс-служба слова президента Ассоциации участников технологических кружков Алексея Федосеева.

Олимпиада Кружкового движения

Кружковое движение НТИ — это всероссийское сообщество технологических энтузиастов. Его цель — сформировать следующее поколение предпринимателей, инженеров, ученых и управленцев.

Среди инициатив движения — олимпиада НТИ, проектные школы «Практики будущего», фестивали идей и технологии Rukami, программа конкурсов и проектов в области космоса «Дежурный по планете», цифровая платформа управления талантами и другие.

Олимпиада Кружкового движения Национальной технологической инициативы проводится Кружковым движением НТИ, АСИ, РВК в партнерстве с ведущими технологическими компаниями «Аэрофлот», «Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», «Ростелеком», «1С», «Роснано», «Газпромнефть», Movavi, ОАК, «Сухой», Bayer, «Роскосмос», начиная с 2015 года. В рамках основного трека олимпиады для школьников 8-11 классов проходят соревнования по 30 инженерным направлениям, победа в 16 из которых дает 100 баллов ЕГЭ по профильному предмету и возможность поступления в ведущие технические вузы России. С 2018 года проводится студенческий трек, победители которого получают возможность поступить в магистратуру престижных университетом страны, а также пройти стажировку в лидирующих компаниях инженерной отрасли. В 2019-2020 учебном году в партнерстве с АНО «Россия — страна возможностей» и АНО «Платформа НТИ» впервые прошла олимпиада Кружкового движения НТИ.Junior, в которой приняли участие почти 23000 школьников 5-7 классов.

Задачи НТИ интегрированы в нацпроект «Наука». Согласно целям нацпроекта, в 2024 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития. Нацпроект предусматривает обновление не менее чем на 50% приборной базы у ведущих научных организаций.

Гонки на радиоуправляемых машинках, автомодельный спорт и автомоделизм, соревнования радиоуправляемых машин

Автомоделизм — хобби для любого возраста, молодые и взрослые люди приобретают радиоуправляемые модели машин. Они тренируются на специальных трассах или в парках, во дворах или за городом. Соревнования и гонки на радиоуправляемых машинках — это следующий этап, после обучения.

 Гонки бывают, как дворовые и городские, так и международные чемпионаты с отличными призами. Некоторые люди занимаются коллекционированием копийных моделей машин, они называются стендовыми автомоделями.

 Так же, в автомоделизме есть направление — кордовые модели, которые не имеют радиоуправления, а движутся по специальному кордодрому.

Автомодельный спорт — современное, стремительно развивающееся направление в России, в котором постоянно проводятся гонки на радиоуправляемых машинках.

В соревнованиях используются специальные машинки — с уменьшенным масштабом (например, 1:10, 1:8), с различными двигателями: внутреннего сгорания или электро, машинки в различных классах: шоссейные или внедорожные.

Шоссейные гонки (OnRoad) Внедорожные гонки (OffRoad)
Участвуют виды автомоделей: Участвуют виды автомоделей:

  • монстры
  • трагги
  • багги
  • траки
  • шорт-корсы
  • ралли
  • триалы
  • трофи

Гонки на радиоуправляемых машинках

Соревнования радиоуправляемых машин в России проводятся практически каждый месяц, в самых разных городах: в Москве, в Санкт-Петербурге, в Твери, в Удомле и многих других городах.

Главным отличие гонок является классы моделей — OffRoad, OnRoad. Более детальные отличия: масштаб модели, двигатель — двс или электро, класс модели: багги, шорт-корс, дрифтовые, и др.

, привод: полный 4WD или задний 2WD

Пожалуй, самое известное соревнование радиоуправляемых машин  — это Russian Grand Prix (Гран-при России), проводится ежегодно в апреле месяце, на выставке Хобби Экспо в Москве.

Есть так же, гонки радиоуправляемых машин: Летний, Зимний кубок России, кубок РФ по багги, кубок России на внедорожниках, Чемпионаты городов: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Омск, Владимир, Челябинск и многих других.

Ближайшие соревнования радиоуправляемых машин вы можете посмотреть в таблице ниже, которую предоставляет и обновляет ФАМС

Когда мы поедем на роботакси

Беспилотные автомобили на низком старте, но в ограниченном круге сегментов. В ближайшие два года они могут потеснить машины под управлением водителей всего в трех зонах — доставки небольшого багажа вроде пиццы, перевозки крупногабаритных грузов и такси на закрытых территориях.

Компаний, претендующих на доли будущего рынка, объем которого, по оценкам консалтинговой компании J’son & Partners, к 2035 году составит 364,8 млрд долларов, — сотни.

Разработкой беспилотных автомобилей занимаются все кому не лень: ИТ-гиганты; стартапы, созданные специально для создания беспилотных систем на транспорте; команды, родившиеся в недрах университетов и научных организаций, и, конечно, автопроизводители.

Многие из них уже заявили о готовности своих технологий к битве за место на рынке и ожидают только отмашки со стороны регулирующих государственных ведомств, которые пока не позволяют выезжать на дороги общего пользования автомобилям без водителя за рулем (исключение — американские штаты Калифорния, Аризона, Невада, Мичиган, Флорида, Юта и Техас, узаконившие подобный эксперимент).

В том, что административные барьеры в скором времени будут сняты, впрочем, никто не сомневается.

Поправка про роботов, вероятно, уже в нынешнем году появится в Венской конвенции о дорожном движении (сегодня этот документ разрешает управлять автомобилем только человеку), участниками которой является большинство развитых государств.

На национальных уровнях законодательную почву для легитимации беспилотных автомобилей на дорогах готовят во многих странах, в том числе в России. В тестовом режиме робокары, которых пока еще страхует инструктор на водительском сидении, уже катаются по улицам городов.

Гонка за софтом

Для большинства современных разработчиков беспилотный автомобиль — это не машина с нуля, а обычная машина, на которой устанавливаются лидар (оптический дальномер, позволяющий определять точное местоположение автомобиля в пространстве), радар (для обнаружения окружающих автомобилей и объектов, определения их размеров, скорости и дальности нахождения), видеокамеры, которые обеспечивают обзор на 360 градусов, и многочисленные сенсоры для отслеживания различных параметров окружающего пространства.

Больше всего споров в этой комбинации вызывает лидар. Этот инструмент слишком дорогой, он стоит около 40 тысяч долларов, и с его использованием стоимость процесса разработки продукта и в итоге самого продукта становится космической.

Противники лидаров (в их числе знаменитый Илон Маск) предлагают в своих проектах более дешевые оригинальные технические решения. Но большинство тестируемых робомобилей сегодня все же с лидарами.

Сторонники «оптического зрения» убеждены, что эти приборы со временем подешевеют в десятки раз и станут безальтернативными в беспилотных машинах.

Информацию со всех датчиков обрабатывает программное обеспечение. Чем оно лучше, тем умнее, безопаснее и маневреннее беспилотный автомобиль ведет себя на скорости в потоке. Именно в технической оснащенности, главным образом в софте, соревнуются между собой разработчики «автопилотов».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *