В ближайший четверг чемпионат WRC откроет новый сезон – стартует знаменитое Ралли Монте-Карло.
C интригой у раллистов нынче полный порядок: из семи пилотов, которые выступают в турнире по полной программе, пятеро в межсезонье сменили команды – включая чемпиона мира и бронзового призера.
Но у российских болельщиков есть отдельная причина внимательно следить за происходящим на спецучастках, трамплинах и пунктах контроля времени.
Москвич Николай Грязин второй сезон подряд проведет в чемпионате мира, выступая в категории WRC 2 –.от нее уже всего один шаг до высшей лиги.
В межсезонье Николай сменил Skoda Fabia на Hyundai i20, но что еще важнее – вместо частной команды россиянин будет представлять коллектив Hyundai Motorsport N. А это заставляет следить за выступлениями Николая вдвое внимательнее чем раньше.
Мы нашли пять причин, по которым и вы не разочаруетесь, если будете кликать на новостях с упоминанием о Грязине.
Причина № 1. Мы уже шесть лет не видели русских в WRC
Если выступления россиян в Формуле 1 представляют собой вполне естественное чередование достижений и спадов, в среде российских поклонников WRC пока господствует разочарование.
Да, на счету наших раллистов – точнее, одного-единственного Евгения Новикова – есть два призовых финиша на этапах чемпионата мира. То есть всего на два меньше, чем завоевали Квят и Петров в Ф1. Однако, во-первых, оба этих подиума были добыты аж семь лет назад.
А во-вторых, на фоне того, насколько многообещающим было начало карьеры Новикова, два подиума выглядят «ударом на копейку» из расхожей поговорки.
Евгений был талантлив – что подтверждали уважаемые в мире ралли люди. У россиянина не было проблем с бюджетом – что позволило уже в 18 лет попасть в WRC (Себастьен Леб, к примеру, сделал это в 28). Новиков смог проявить себя вопреки неблагоприятным обстоятельствам.
Будучи клиентом коллектива M-Sport, он не раз сталкивался с весьма легкомысленным отношением со стороны команды – начиная с назначения на роль гоночного инженера чуть ли не стажера и заканчивая хронически ломающимися домкратами.
Что не помешало в 2012 году добыть те самые два подиума и набрать в полтора раза больше очков, чем товарищ по команде – а им, между прочим, был Тьери Невилль, сейчас являющийся одним из лидеров чемпионата мира.
В 2012 году Евгений Новиков закончил сезон на 6-м месте, а в 2013-м – на 7-м. Казалось бы, невелика разница – одна позиция в общем зачете. На деле же первый результат стал прорывом, а второй – разгромом
XPB Images
В 2013 году Евгений стал пилотом основного состава M-Sport – и казалось, что до первой победы россиянина в WRC рукой подать. Но вместо этого все сошло на нет буквально за год.
Сезон оказался провальным, потом в межсезонье не удалось собрать необходимый бюджет – и программа выступлений в чемпионате мира оказались под вопросом.
По слухам, у Евгения была возможность остаться в обойме, пересев на автомобиль категории WRC 2 – но не лишенный самолюбия пилот решил, что ему такая техника уже не по рангу. Так что, после Ралли Великобритания 2013 года Новиков исчез из числа участников WRC раз и навсегда.
Причина № 2. У Николая Грязина есть почти все, чтобы добиться успеха
В прошлом году Николай выиграл в своей категории Ралли Финляндия. Эту победу можно считать знаковой – и не только потому, что москвич впервые победил на столь высоком уровне.
На чрезвычайно быстром финском гравии очень важным, а то и ключевым преимуществом является опыт.
Именно поэтому здесь время от времени выстреливают молодые скандинавы – начиная с Томми Мякинена и заканчивая Эсапеккой Лаппи, – а гениальные пилоты из-за пределов Скандинавии остаются не у дел.
С двумя подиумами (включая победу в Финляндии, где был сделан этот снимок) Николай Грязин закончил прошлый сезон на 4-м месте в своей категории WRC 2
Николай, впервые выступая на финском этапе WRC, избежал катастрофических ошибок – к примеру, той, что лишила победы Пьера-Луи Лубе: лидировавший с отрывом в минуту француз (будущий чемпион WRC 2) зрелищно убрался в деревья.
Но при этом ехал Грязин далеко не шепотом: в последний день в борьбе за победу он весьма уверенно удержал за спиной гораздо более опытного финна Яри Хуттунена.
С первого раза на столь специфичной трассе поймать близкий к идеалу компромисс между скоростью и риском – средненький пилот вряд ли смог бы совершить такое.
К тому же, говоря о Николае Грязине, нельзя забывать о его отце Станиславе Грязине – авторитетном раллисте, в свое время первым из россиян выигравшем этап раллийного чемпионата Европы.
С одной стороны, Станислав прекрасно знает этот спорт изнутри, с другой – он мало похож на тех излишне восторженных пап, которые обвиняют в неудачах всех, кроме своего отпрыска.
И наличие такого наставника, как Грязин-старший, существенно минимизирует риск, что Грязин-младший на подходе к вершине «потеряет берега».
Причина № 3. Контракт с Hyundai – настоящий прорыв в карьере Грязина
До недавнего времени выступления в ралли были частным проектом семьи Грязиных. Теоретически на свои деньги можно добраться и до WRC. Но, во-первых, нужных денег у Грязиных нет – об этом Николай сам рассказал Motorsport.
com в интервью, которое мы опубликуем в среду. А во-вторых, в любом случае стать одним из лидеров чемпионата мира можно только в составе заводской команды.
И чем раньше молодой пилот наладит контакт с такой командой – тем лучше для него.
Hyundai i20 считается машиной с хорошим потенциалом, но требующей определенной доводки. Это может, с одной стороны, помешать сразу же добиться первых успехов, а с другой – снизить прессинг на пилота
Reynaud Guillaume
Конечно, нынешний контракт с Hyundai попадания в WRC не гарантирует. Прямо сейчас корейская команда дефицита талантов не испытывает: в новом сезоне в высшей лиге за нее будут выступать действующий чемпион мира, действующий вице-чемпион мира плюс (на отдельных этапах) лучший раллист всех времен и народов.
Но в любом случае выступление за заводскую команду в WRC 2 позволит чаще мелькать перед глазами нужных людей и демонстрировать им достоинства, заметить которые в иной ситуации было бы сложнее.
К примеру, инженерная подготовка или умение находить общий язык с командой – вряд ли в прошлом сезоне глава Hyundai Андреа Адамо регулярно заглядывал в палатку прибалтийского коллектива SRT, чтобы понять, как со всем этим у Грязина.
Теперь же руководство Hyundai Motorsport неизбежно будет интересоваться делами 22-летнего москвича.
Причина № 4. Грязин – гонщик, который вам наверняка запомнится и понравится
Первая же история, которую Николай расскажет вам о себе, вряд ли когда-нибудь выветрится из вашей памяти: пилот, выигравший этап чемпионата мира по ралли, долгое время пугался громкого звука мотора и отказывался сесть даже в карт! В детстве будущий раллист попал в дорожную аварию, после чего автомобили – даже несмотря на наличие отца-раллиста – не вызывали у Николая особого восторга. И за руль гоночного автомобиля сел только в 14 лет.
В последние несколько лет постоянным соавтором успехов Николая является челябинский штурман Ярослав Федоров
Открытый и общительный человек, не забывающий дома чувство юмора и не страдающий звездной болезнью. Имеющий в стенограмме экзотическую пометку «Лох» и час не общавшийся со штурманом после того, как обоим понравилась одна и та же девушка на подиуме (письмо с подтверждением есть в редакции!) – к Грязину очень быстро проникаешься симпатией, и чаще всего эта симпатия оказывается долгоиграющей.
Опять же, не каждый день встретишь гонщика, в экипаже которого наряду со штурманом есть… свинья.
Кукла на руку по имени Порки – многолетний талисман Ярослава Федорова – сначала прославилась в среде российских раллистов, регулярно появляясь в посвященных выступлениям челябинца видеороликах. А потом отправилась и на зарубежные трассы.
По словам Грязина, «на некоторых гонках ее узнают чаще, чем нас самих. А вообще, наличие свиньи на борту имеет свои плюсы – например, все неудачи можно свалить на нее».
Порки облегченно вздыхает на финише Ралли Германия, при подготовке к которому российский экипаж серьезно ошибся с настройками своей Skoda Fabia
Причина № 5. Мировое ралли – это просто круто
Ралли не может похвастаться ни рекордной максималкой, ни высокими средними скоростями, ни отчаянной контактной борьбой, ни дакаровскими запредельными нагрузками на спортсменов – но в одном с ралли не может сравниться ни одна гоночная дисциплина. В разнообразии дорог, по которым приходится ездить.
Покрытые льдом лесные дорожки в Швеции, убойные турецкие грунтовки, идеальный асфальт в Германии и разбитый – на Корсике, аргентинские броды и финские трамплины – и к каждой из этих дорог нужно найти свой подход, на каждой из них найти свой предел, который отделяет победу от катастрофы.
А если что-то пойдет на так – приходится крутиться по парковке для зрителей или заливать пиво в радиатор. Так что, участников чемпионата мира – и Николая Грязина в частности – наверняка ждет более чем увлекательный сезон.
Не верите – оцените фотографии, сделанные по ходу выступлений Николая Грязина на прошлогодних этапах чемпионата мира.
1/6
2/6
3/6
4/6
5/6
6/6
Российское ралли 2020 в эпоху COVID-19
В 2020 году первоначальная программа чемпионата России по ралли включала в себя шесть этапов – ралли «Карелия», «Пено», «Эковер», «Гуково», «Белые ночи» и «Псков».
Кубковая серия состояла из четырнадцати этапов – ралли «Вятка», «Барда»,«Золотые купола», «MX5», «Малахит», «Яккима», «Голубые озёра», «Стилобит», «900 озёр», «Выборг», «Южный Урал», «Санкт-Петербург», «Ураласбест», «Пушкинские горы».
В отличие от российских кольцевых серий раллистам удалось начать сезон – на момент введения ограничений состоялся первый этап чемпионата и сразу шесть этапов Кубка. Но затем наступила пауза, изредка разбавленная новостями о переносе или отмене тех или иных этапов.
В итоге на сегодня официально отменены два этапа высшей лиги. Февральское «Пено» отменили из-за аномально тёплой зимы и отсутствия снежного покрова, а августовское ралли «Гуково» не состоялось из-за отсутствия согласования от Министерства спорта Ростовской области. Точнее, оно состоялось, но в формате этапа… чемпионата Ростовской области по ралли!
Что же касается кубковой серии, то и она потеряла несколько гонок. Отменено ралли «Стилобит», а ралли «Голубые озёра» и «900 озёр» состоялись в формате учебно-тренировочных сборов. Очки в Кубке России по ралли участникам данных гонок не начислялись.
Таким образом, первыми после перерыва гонками в российском ралли стали прошедшее в последние выходные июля ралли «Эковер» – этап чемпионата страны. А также состоявшееся в первые выходные августа ралли «Выборг» – оно входило в программу Кубка России по ралли. Продолжили же сезон чемпионатное ралли «Белые ночи» и кубковый этап – ралли «Южный Урал».
Ралли «Эковер»
Первый в сезоне уральский грунтовый этап собрал 21 экипаж – по традиции на Урал добираются немногие столичные гонщики. Но самое главное, что в этот раз в Асбест приехали фавориты абсолютного зачёта: Василий Грязин, Роман Русских и Игорь Буланцев.
Правда, Русских ещё на тестах «зачехлил ракетку» – небольшая ошибка, но допущенная на высокой скорости, привела к вылету и перевороту в несколько оборотов. В результате аварии Роман и его опытнейший штурман (с мировым опытом) Дмитрий Чумак не пострадали – чего не скажешь о машине. Skoda Fabia R5 отправилась на замену кузова, это как минимум…
Таким образом, трио фаворитов сократилось на одно громкое имя, но освободившуюся вакансию тут же занял местный пилот – Сергей Ременник. Как показали дальнейшие события, именно он стал тем, кто на финише гонки оказался ближе всех к победителю.
Да, вопрос стоял именно так: кто окажется вторым, третьим и далее. Почему? Дело в том, что вопрос о победителе с самого старта не стоял на повестке дня: лидер сезона Василий Грязин никому не дал возможности усомниться в своём превосходстве.
Только вдумайтесь – москвич выиграл все спецучастки кроме заключительного, где он стал всего лишь вторым, проиграв показавшему лучшее время Игорю Буланцеву пять с половиной секунд.
Но на финише отрыв Васи от занявшего второе место Сергея Ременника составил почти две с половиной минуты! Замкнул же тройку призёров ставший лучшим в «серийном» зачёте N4 Артём Востряков.
А где же Буланцев? Где быстрый Денис Ростилов? От них ждали высоких результатов, но…
На первом спецучастке Денис Ростилов показал второе время вслед за Грязиным, проиграв ему девять с половиной секунд – на N-групповой Mitsubishi Lancer Evolution IX екатеринбуржец сумел привезти почти шесть секунд Игорю Буланцеву, пилотировавшему Ford Fiesta R5.
Но уже на втором спецучастке Ростилов допустил ошибку: в одном из поворотов на втором прохождении допа «Кросс» его машина встала на два колеса, и, дабы избежать переворота, Денис распрямил траекторию, что привело к вылету с трассы. Но, возвращаясь назад, Mitsubishi застряла.
В итоге экипаж сумел выбраться на трассу, но потеряв на этом около тринадцати минут. В итоге Денис и его штурман Георгий Трошкин оформили сход: это позволило им вместо тринадцати минут отделаться лишь пятью за пропущенный спецучасток.
По итогам дня экипаж откатился на девятнадцатое место в общем зачёте.
На второй день гонщики вновь вышли на старт и на всех (кроме последнего – из-за пробитого колеса) допах показывали результаты в тройке лучших. Это позволило неудачникам первого дня закончить гонку на седьмой позиции в абсолютном зачёте и четвёртой в зачёте N4.
Лидером же по итогам дня стал Василий Грязин – ничего удивительного, ведь именно он выиграл оба спецучастка и оторвался от ближайшего соперника более чем на двадцать секунд. Игорь Буланцев шёл вторым, замыкал тройку лучших Сергей Ременник.
Утро второго дня началось с неприятной новости: из-за сбоя в системе хронометража организаторы были вынуждены отменить результаты третьего спецучастка, открывавшего программу заключительного дня гонки. Остальные пять допов прошли в штатном режиме.
Василий Грязин довёл ралли «Эковер» до победного финиша. Единственным неприятным моментом для него стал перегрев заднего дифференциала на заключительном допе гонки: экипажу пришлось чуть сбросить темп, но это не повлияло на итоговый результат.
А вот судьба второй и третьей позиций в абсолюте решилась на предпоследнем спецучастке. Игорь Буланцев пробил левое переднее колесо и, потеряв три минуты на его замену, разом откатился со второй на пятую позицию общего зачёта.
Атака на заключительном спецучастке вкупе с проблемами на автомобиле Тимофея Андрющенко (он остался без тормозов и турбины) позволили Буланцеву отыграть одну позицию, но вернуться в тройку лидеров он не смог – четвёртое место.
По итогам гонки вторым в абсолютном зачёте стал Сергей Ременник. Третье место у Артёма Вострякова.
Сергей Ременник: «Это была прекрасная гонка! Здорово, что Марина [Данилова] смогла ко мне присоединиться, и мы проехали это ралли вместе. Получается, чуть больше года без постоянных тренировок и эпизодические выезды на соревнования — отсутствие постоянной практики дает о себе знать. Такой высокий темп, как задают ребята, мы держать, увы, не можем, но ехать безопасно и без поломок привести машину на финиш получается. Чтобы добавить в скорости — секретов нет, мы знаем, как этого добиться. Просто нужно уделить должное внимание и иметь больше практики за рулем. Вася Грязин, Денис Ростилов и Игорь Буланцев показали высокий темп, было приятно гоняться с ними. Наш результат вполне закономерен и даже лучше, чем стоило бы ожидать: по итогу гонки оказаться вторыми! Да! На это способны».
В зачёте N4 первенствовал тот же Востряков, оставивший позади Тимофея Андрющенко и Александра Рогозина.
А в зачёте R3 под занавес гонки разыгралась настоящая спортивная трагедия…
Даниил Ростилов лидировал до самого последнего спецучастка. Но два пробитых колеса привели к потере почти семнадцати(!!!) минут – в лидеры вышел сочинец Родион Щербаков.
Он финишировал на спецучастке, но добраться до финишного сервиса не смог из-за поломки двигателя – «кулак дружбы».
В результате Даниил Ростилов всё-таки стал победителем гонки в зачёте R3, ведь больше никого в зачёте и не осталось!
В зачёте R2 гонка прошла под флагом борьбы ученика и учителя – Вадима Мещерякова и Андрея Трухина.
В распоряжении Вадима был куда более совершенный автомобиль Peugeot 208 R2, но на стороне Андрея – огромный опыт и природная скорость.
В итоге Мещеряков одержал победу, а Трухин занял лишь третье место – виной тому раннее прибытие на КВ и, как следствие, минутная пенализация. Это позволило выйти на второе место Павлу Девятых.
Ралли «Выборг»
Вслед за уральской чемпионатной гонкой российских раллистов ждал кубковый этап в Выборге. На старт ралли «Выборг» вышли девятнадцать экипажей – всего на два меньше, чем на ралли «Эковер».
Основное внимание было приковано к сражению пары лидеров сезона – Дениса Громова и Алексея Петрова, однако победителем гонки в абсолютном зачёте стал петербуржец Павел Щербаков.
Впрочем, он не получал очки в зачёте Кубка России по ралли, поэтому максимальное количество баллов за победу увёз из Выборга Алексей Петров. Вторым в зачёте этапа кубковой серии стал Дмитрий Воронов – он же выиграл зачёт 1600Н. Третьим стал Вячеслав Никонов – он также одержал победу в зачёте 1400Н.
Лидер Кубка России по ралли Денис Громов закончил гонку на пятой позиции, но это не повлияло на его лидирующую позицию в серии.
Ралли «Белые ночи»
Предпоследний этап чемпионата России по ралли состоялся в конце августа в Республике Карелия. По понятным причинам ралли «Белые ночи» в 2020 году впору было называть «Тёмные ночи» – к августу сезон белых ночей в Карелии, конечно же, уже закончился.
Лидер сезона в чемпионате страны Василий Грязин продолжил своё победное шествие – в Карелии Грязин выиграл третий (из трёх состоявшихся) этап высшей лиги российского ралли. Кстати, ему этот результат не сделал никакой погоды!
В соответствии с изменениями, внесёнными в правила проведения чемпионата России, в зачёт участникам идут два лучших результата, показанных по ходу сезона, плюс результат обязательного финала. Грязин уже имел в своём активе две победы, и третья попросту осталась за рамками подсчёта очков. Но благодаря победе Василий не дал никому из соперников набрать столь нужные шестьдесят очков.
В отличие от предыдущего этапа чемпионата, проходившего на Урале, в Карелию приехали не три, а сразу семь участников на автомобилях R5 и Proto. Помимо Василия Грязина и Игоря Буланцева на «эр-пятых» на старт вышли Илья Лотвинов и Артур Мурадян, а на прототипах стартовали Дмитрий Воронов, Александр Осипов и Алексей Аксаков.
Прибавьте к этому списку одиннадцать полноприводных Mitsubishi и Subaru – вот вам и список претендентов на подиум!
Но о борьбе за победу можно было говорить лишь до третьего спецучастка. На первом допе Василий Грязин показал второе время, проиграв Илье Лотвинову – в лесу над трассой висела пыль, и в условиях нулевой видимости Вася попросту решил не рисковать. В конце первого дня он так прокомментировал события пятницы:
Грязин: «Результатом по первому дню доволен, но недоволен первым спецучастком. Пыли было ужасно много, я даже не знаю, что можно было сделать. Это было небезопасно. Я пытался атаковать, и в паре моментов это могло закончиться не просто списанным автомобилем, а чем-то ещё и по здоровью нехорошим. Тут, конечно, ничего не сделаешь, но это был ужас. Потому что на этом допе реально выигрывает тот, кто едет первым. Я в любом случае веду борьбу, стараюсь ехать быстро, но смотрю на ситуацию. У меня есть две победы, решать будет всё финал, но если бы я не был гонщиком, я не мог бы ехать вторым!»
Однако начиная со второго спецучастка Василий принялся выигрывать допы и уже на третьем вышел в лидеры, причём сразу с большим отрывом. Если после первого спецучастка он проигрывал вышедшему в лидеры Лотвинову семь с небольшим секунд, то после третьего занимал первое место с отрывом от того же Лотвинова почти в девятнадцать секунд!
Как выяснилось позднее, Илью развернуло после одного из многочисленных трамплинов, и на этом он потерял около двадцати секунд. А на втором спецучастке заключительного дня ралли Илья Лотвинов и вовсе допустил ошибку на входе в крутой левый поворот, вылетел с трассы и перевернулся, разбив свою Skoda Fabia R5 – задняя правая подвеска была вырвана с корнем…
Не повезло и другому претенденту на высокие места – Игорю Буланцеву. В первый день ралли «Белые ночи» он зацепил булыжник в колее, что привело к поломке рулевой тяги и вылету.
А в субботу он сперва перевернулся на первом прохождении спецучастка «Лумиваара», потеряв заднее антикрыло и заднее стекло своей Ford Fiesta R5, а позднее уже на втором прохождении всё той же «Лумиваары» перевернулся ещё раз и на этом прекратил борьбу.
Но на этом неприятности соперников Василия Грязина не закончились. Александр Осипов страдал от троящего мотора, после чего расколотил задний редуктор, пробил колесо, в результате чего вылетел и повредил радиатор, а в итоге был вынужден оформить сход по технике.
Осипов: «Всё началось с камня, который мы не увидели, и размотало колесо. После этого в следующий поворот мы, естественно, не попали. Съехали в канаву, и начались проблемы. Замяли поддон, пропало давление масла, замяли радиатор. Потом ещё и привод сломали и подвеску заклинило…»
Дмитрий Воронов, Павел Щербаков и Алексей Аксаков пробивали колеса. Денис Ростилов на приземлении пробил радиатор.
В итоге победа Василия Грязина и Ярослава Фёдорова была весьма убедительной.
Ставшие вторыми Дмитрий Воронов и Виктор Позерн проиграли им более полутора минут. Петербуржцы выступали в Карелии на полноприводном прототипе Lada Proto G:
«Это абсолютно конкурентоспособный автомобиль, он имеет потенциал. Он лёгкий, у него нет свесов, хорошая мощность и надёжная трансмиссия. Осталось поработать с управляемостью, и, как минимум, сможем немного проигрывать R5-м. И обгонять машины группы N. В европейских чемпионатах доступа прототипам пока нет, но если машина показывает хорошее соотношение «цена/скорость», то её можно продавать для участия в гонках на уровне национальных чемпионатов в европейских странах».
Обладатели третьего результата в абсолюте (и одержавшие победу в «серийном» зачёте N4) Павел Щербаков и Алексей Горюнов отстали от Грязина почти на две с половиной минуты.
Четвёртое место занял экипаж Артура Мурадяна и Юрия Куликова. Замкнули пятёрку лучших Антон Бодров и Игорь Тер-Оганесьянц.
Далее – Артём Востряков и Евгений Голубев, Денис Коваленко и Игорь Маров. Восьмое место и первое в зачёте R2 заняли Вадим Мещеряков и Алексей Игнатов. Девятыми (и первыми в R3) финишировали Михаил Миронов и Максим Романцев. Десятое место в абсолюте у Юрия Образцова и Андрея Локотина.
Ралли «Южный Урал»
- Летний раллийный сезон завершила очередная уральская гонка – девятый этап Кубка России по ралли, ралли «Южный Урал».
- Вслед за серебром ралли «Выборг» ярославский экипаж Алексея Петрова и Андрея Верещагина пополнил свой послужной список золотом ралли «Южный Урал».
- Лидеры личного зачёта Кубка России Денис Громов и Юлия Атаева закончили гонку лишь пятыми – это не помешало им сохранить лидерство с огромным запасом.
- Второе место на финише «Южного Урала» заняли Алексей Миронов и Дмитрий Петухов, третьими финишировали Владислав Минин и Матвей Безруков.
Дмитрий Воронов и Кирилл Еникеев стали четвёртыми в общем зачёте гонки и первыми в моноприводном зачёте 1600Н. Их товарищи по команде «Лада Спорт Роснефть» одержали победу в зачёте 1400Н.
Что дальше?
Совсем скоро – 18-19 сентября – пройдёт очередной этап Кубка России по ралли, ралли «Санкт-Петербург». А участников чемпионата России по ралли ждёт финальный этап – ралли «Псков» пройдёт в первых числах октября.
Михаил Хващевский, Антон Басанаев
YolkyClassic: так гоняли зимой наши деды
Ралли классических автомобилей — мероприятие, как правило, летнее и весьма изысканное. Иногда не поймешь, кто здесь ярче сверкает — приглашенные звезды или начищенные до блеска раритеты.
Элегантные дамы в исторических нарядах, уютные рестораны, торжественные церемонии… Все это осталось лишь в наших воспоминаниях, когда экипаж «Авто Mail.
Ru» отправился на первое в России зимнее ретро-ралли YolkyClassic.
А ведь все обещало стать легкой прогулкой в режиме «путешествие выходного дня».
Задание звучало на удивление просто — группа товарищей на исторических автомобилях не моложе 1984 года выпуска собирается близ древнего города Переславль-Залесский и наматывает по лесным дорогам вокруг Плещеева озера порядка 50 км, попутно преодолевая пару скоростных участков. По сути, нам всего лишь предстояло разведать маршрут для мероприятий последующих лет — YolkyClassic планируется сделать традиционным.
Однако в том и состояла интрига. В России подобное зимнее ретро-ралли пока еще никто не рисковал проводить. Было непонятно, насколько успешно выдержат (и выдержат ли вообще) испытание холодом олдтаймеры и их экипажи.
Тем не менее, основатели проекта GorkyClassic (подробнее о нем — в нашем материале «На ГАЗ-66 — в ралли, или Современная история горьковской классики»), историки завода «ГАЗ», Иван Падерин и Александр Лекае на такое мероприятие решились, благо опыт подготовки интересных автомобильных фестивалей у них уже имелся.
И поэтому приглашение все же содержало намек на экстрим. Нам рекомендовалось взять с собой «полевое обмундирование» и, как бы невзначай, сообщалось, что «лучшие друзья «Ёлки-драйвера» — это трос и лопата.
Неужели и правда кто-то собрался засаживать в сугроб уникальные раритеты? Такая вероятность действительно не исключалась. Организаторы для того и сделали весьма либеральными требования к допуску на старт.
Главное, чтобы машина была исправна, а все остальное, за исключением года выпуска, по большому счету не лимитировалось. Хотя даже в этом вопросе было сделано исключение — ГАЗ-24-10 (стартовый № 10) местных переславских ребят датировался 1985 годом.
Впрочем, никто из участников против не был. Ведь соревноваться всегда интереснее в большой компании. Да и дружеская помощь, как потом выяснилось, в таких гонках отнюдь не лишняя.
И все равно решиться на участие в первом зимнем ралли смогли только самые отчаянные. Штурмовать лесные тропы отправились в общей сложности десять экипажей.
Среди них — вазовская «трешка» 1982 года и пара «Москвичей», один из которых представлял чрезвычайно редкую модель «410» — фактически, это был прообраз современных кроссоверов, который задолго до «Нивы» совместил в себе комфорт обычной легковушки и проходимость внедорожника.
Увидеть такую машину в действии, да еще в ее родной стихии, до YolkyClassic было практически нереально (кстати, историю создания этой интересной модели вы можете прочитать в материале «Первые в мире кроссоверы»).
Но большая часть поклонников старины, конечно, выступала на «Волгах». К примеру, нам любезно предоставили седан ГАЗ-24 образца 1979 года. Между прочим, тоже уникальный экземпляр. Наверняка вы уже обратили внимание на весьма странный для номенклатурной машины нежно-голубой цвет кузова. Это не новодел.
Таких «двадцатьчетверок» собрали всего 30 штук, чтобы поощрить строителей, которые особенно отличились в подготовке Олимпиады-80. Первый и, по сути, единственный владелец «нашего» автомобиля был как раз из их числа. «Волгу» он берег, использовал редко, и потому до наших дней она дожила практически в оригинальном состоянии.
Пришлось только краску обновить, поскольку с течением времени она утратила былую нарядность.
Но в этой аутентичности как раз и скрылся подвох.
Если многие из участников YolkyClassic добирались до старта своим ходом и потому изначально подобрали для «боевых» раритетов зимние шины, то нам выкатили «Волгу» из гаража на оригинальных покрышках.
А это значит, что ледовые трассы предстояло покорять на узеньких диагональных шинах, которые разрабатывались в эпоху, когда зимнее вождение считалось подвигом сродни покорению Северного полюса.
Лично я те времена не застал, равно как и мой штурман Лена Кузнецова, а потому даже наши самые худшие предположения не сбылись… На деле все оказалось гораздо печальнее.
На чистом подмороженном асфальте держак был еще ничего — только трясло сильно, так как задубевшие покрышки приобрели далекую от круглой форму.
Но когда мы въехали в лес, сразу как-то забылись и неудобная посадка, и тяжелый руль, и невнятные тормоза… Да и вообще все «прелести» 35-летней машины.
Я думал только об одном — как сохранить контроль над автомобилем и не засадить уникальный аппарат в еловый бор. Так активно за последнее время рулем я еще не крутил! Хорошо, помог полученный в школе вождения ФСО опыт, где меня учили езде именно на «советском» заднем приводе.
Чуть ли не каждый поворот приходилось идти в скольжении, да что там поворот — даже на прямой «Волгу» частенько ставило боком! Столько адреналина и на треке не всегда получишь.
А ведь наши деды именно по таким дорогам путешествовали — как уверяют местные жители, лесные тропы, по которым мы мчали, мало изменились с середины прошлого века. Вот уж действительно, были люди…
Видимо, вдохновившись примером предков, никто из нас газ не сбрасывал, даже несмотря на реальный риск.
Вот идущий первым экипаж на самом заслуженном в нашей компании автомобиле, 21-й «Волге» 1959 года выпуска, не удержался на трассе и, при попытке с ходу форсировать промоину, застрял в кювете. Естественно, остальные участники бросились на помощь.
И не успел я вылезти из машины, как понял, насколько действительно было скользко. Совершаю головокружительный кульбит и смачно плюхаюсь на лед, утыкаясь носом в покрышку своей же машины…
И хотя друзей-соперников мы успешно вытащили, потом помощь понадобилась уже нам самим. Учтите, на зимнем ретро-ралли штурману придется работать еще и «разгоняющим» — самостоятельно тронуться у машины не всегда получается, даже когда пытаешься аккуратно стартовать внатяг на второй передаче. Колеса просто бесполезно шлифуют лед.
Так что на промежуточный финиш в деревне с трогательным названием Жупеево мы прибыли изрядно уставшими: у меня отваливались руки от бесконечного вращения «баранки», а Лена, похоже, научилась выпрыгивать из машины на время — чуть ли не на каждой остановке ей приходилось становиться для «Волги» дополнительной точкой сцепления. Думаю, не надо пояснять, что это значило для хрупкой девушки.
К жизни нас вернули блины, глинтвейн (безалкогольный!), а также искреннее внимание аборигенов. Такого они в своей жизни еще не видели — колонна исторических машин отлично вписалась в антураж типично русской деревни.
Нам же было приятно вдвойне — мы сделали это! Смогли преодолеть отнюдь не легкий путь.
А ведь еще на старте дорогу нам решительно преградила барышня на суровом рамном внедорожнике, которая авторитетно заявила, что, мол, на своих раритетах нам в лес даже соваться не стоит.
Назад мы отправились в приподнятом настроении. И пусть в связи с экстремальными условиями организаторы решили отменить заезды на скорость, желания подубасить у нас это не отняло.
Появилась уверенность в своих силах и, конечно, первые потери. Кто-то на промоине замял крыло, кому-то пришлось кувалдой выпрямлять фартук бампера… Пожалуй, лишь «Москвич-410» не знал проблем.
Ему, с его «зубастыми» шинами и дорожным просветом как у трактора, бездорожье оказалось нипочем.
И когда наша «Волга» замерла на финальной парковке, мы с Леной дружно подумали, что на следующий год, пожалуй, найдется немало желающих сменить исторический костюм на телогрейку и валенки — зимнее ретро-ралли того стоит. Да и вообще, нельзя упускать возможность увидеть редкие машины на фоне русской зимы. Ведь совсем недавно такой сюжет был возможен только на архивных фотографиях…
Юрий УрюковФото автора и А. Малышева
Motul вышел на трассу ретро-ралли Yolkyclassic
В конце февраля этого года при технической поддержке Motul в окрестностях города Переславль-Залесский, расположенного к северо-востоку от Москвы, состоялся уникальный лесной пробег классических автомобилей – Yolkyclassic.
Благодаря ему Gorkyclassic, известный слет-фестиваль любителей ретро-техники Горьковского автомобильного завода, обрел свою зимнюю раллийную ипостась.
В этом году ралли «Ёлкиклассик» прошло в тестовом режиме, как разведка и подготовка к стартам зимы 2015.
На старт этого любительского ралли-рейда допускались исторические модели марок ГАЗ, ВАЗ, ЗАЗ, Москвич и ИЖ, выпущенные в 1950-1980 годах – простые, обиходные и вполне бюджетные экземпляры. В машинах использовались специальные масла MOTUL HISTORIC RANGE 20W50 (для моделей 1950-1970 гг. выпуска) и MOTUL 6100 10W40 Synergy+ (для автомобилей моложе 1970 г.).
Маршрут Yolkyclassic длинной 45 км пролегал через глухой лес и отличался многочисленными подъемами, спусками и виражами. Обледеневшая дорога в глухом лесу покрыта тонким слоем чистейшего снега, обочина — десятисантиметровый слой вязкого крупообразного снега.
«Пожилой» технике подобное испытание далось нелегко, однако до финиша дошли все участники. Безусловным фаворитом пробега стала редчайшая модификация Москвича-402 – полноприводный Москвич-410. Таких машин в свое время было выпущено всего 7580 шт.
Предназначались они для ремонтных бригад, обслуживающих технику в полевых условиях.
По своему сумасшедшему энтузиазму, эйфории участников от общения друг с другом и с машинами Yolkyclassic напоминает самое первое собрание Gorkyclassic трёхлетней давности в Горьком.
И как с тех пор Gorkyclassic из клубного мероприятия стал лучшим в стране автомобильно-историческим фестивалем, так и Yolkyclassic вырастет в ярчайшее событие зимы для всех ценителей красивых советских машин.
Мероприятие задумано как ралли выходного дня, прекрасная возможность очутиться в сказочном диком лесу, в глубоком снежном безмолвии, увидеть и потрогать настоящую русскую зиму.
Подводя итоги Yolkyclassic, Антон Малышев, менеджер по спонсорству и спецпроектам компании «ТекЛюб» (эксклюзивного импортера Motul в России), заметил: «Для Motul мероприятия, связанные с классическими автомобилями, –значительная часть истории компании. Специально для ретро-автомобилей Motul выпускает четыре продукта линейки MOTUL HISTORIC RANGE. Yolkyclassic rally представляется знаковым событием, хорошей возможностью вспомнить о многолетней спортивной истории компании Motul».
Стоит заметить, что Motul присутствует в самых престижных мировых чемпионатах по авто и мотоспорту с начала 1950-х годов.
В качестве официального поставщика смазочных материалов для гоночных команд компания участвует во таких международных соревнованиях как: MotoGP, World Superbike, World MX, Endurance, Superbike, Supercross, Stunt, Trial, IOM TT, Rallycross, FIA GT1 World Championship, 24 Hours of Le Mans (автомобили и мотоциклы), Formula Nippon, Intercontinental Le Mans Cup, SuperGT, Dakar, IRC, Drift, Pikes Peak и мн. других. // Журнал «Кузов»
Дешево и сердито: ралли выходного дня по-российски
Этап чемпионата или Кубка России по ралли — это всегда большие затраты денег и времени.
На такую серьезную гонку, не считая дороги туда и обратно, у спортсменов и команд уходит от двух до четырех полноценных дней! Не удивительно, что в наши непростые времена, когда у пилотов-частников каждая копейка на счету, число участников главных российских серий ощутимо сократилось. Зато наш раллийный народ наконец-то как следует распробовал альтернативный формат соревнований, который можно условно назвать гонками выходного дня.
В разных регионах страны они называются по-разному: где-то — ралли-спринт, где-то — мини-ралли.
Но суть таких соревнований одинакова: участники состязаются на компактном маршруте, состоящим из нескольких проездов по одному или паре-тройке коротких спецучастков.
А на всё про всё — от регистрации экипажей до награждения призеров — уходит лишь один полноценный день. В итоге спортсменам можно сэкономить как на жилье, так и на полноценном сервисе: выходит дешево и сердито!
В однодневных гонках более демократичные технические требования, нежели на этапах чемпионата и Кубка России. Поэтому в мини-ралли и ралли-спринтах выступает немало «заслуженной» техники, которая уже не годится для соревнований на высшем уровне
Поначалу такие гонки привлекали в основном пилотов-любителей — профессионалы считали неразумным участвовать в соревнованиях, состоящих из каких-то 20-40 «боевых» километров, к тому же не самых интересных в спортивном плане.
Однако сегодня картина изменилась: гонки выходного дня проводятся уже в добром десятке российских регионов, да и «качество» трасс на них изрядно подросло.
И вот вам результат — на ралли в компакт-формате активно потянулись не только любители, но и профи!
Взять хотя бы пятый этап серии ралли-спринтов на Кубок ФСО Авто, что проводятся в Лужском районе Ленинградской области.
В минувшую субботу ее участники впервые опробовали новую трассу близ поселка Большие Озерцы, поставив новый рекорд массовости турнира: 23 экипажа стартовало в «каркашенных» классах и 16 — в зачетах для серийных автомобилей! Повлиял ли на это приход к руководству клубом ФСО Авто известного питерского раллиста Игоря Жемеркина, или гонщиков привлекла интересная конфигурация нового спецучастка — сказать трудно. Но то, что большинство приехавших в Лугу остались довольны трассой и организацией — это факт.
Пятикилометровый спецучасток в Озерцах включал в себя как широкие полевые дороги, так и узкие лесные «тропы», изрядно сдобренные поворотами разной крутизны. На трассе был даже трамплин — большая редкость для ровных лужских дорог. К слову, трамплин этот даже забрал одну «жертву»: экипаж Ивана Васильева и Кирилла Панова не удержал свою «восьмерку» после приземления и перевернулся на крышу.
Вообще же сходов в этой гонке было совсем немного, и в основном они случились из-за отказов техники. Так, известный питерский раллист Алексей Семенов, выкативший на старт тренировочный Mitsubishi Lancer Evo X, сломал редуктор, а Влад Морозов из Соснового Бора сошел из-за поломки системы охлаждения на своей Хонде Civic.
В наиболее мощном спортивном зачете в Озерцах собралось восемь экипажей: два — на автомобилях BMW и шесть — на седанах и хэтчбеках Subaru Impreza. Высокая явка «японцев» была неспроста: впервые в истории питерских автоклубов в гонках дебютировала раллийная команда Subaru Team SPB.
Понятное дело, что подиум в «абсолюте» целиком оккупировали субаристы — во главе с Денисом Коваленко и Евгением Макаревичем, которые приехали в Лугу потренироваться перед культовым ралли Белые ночи.
Второе место заняли братья Андрей и Константин Ковалюк, а бронзу записали на свой счет постоянные участники чемпионата России Денис Громов и Сергей Герасименко, результат которых подпортил 20-секундный штраф за сбитые искусственные гасители скорости — ретардеры.
Денис Коваленко и Евгений Макаревич
В зачете Спорт 2000 победил экипаж лужанина Александра Присяжного на Renault Clio, а вторым и третьим по скорости оказались два Максима на хэтчбеках Ford Fiesta — гость из Пскова Павлов (серебро) и хозяин трассы Петров (бронза). В классе Спорт 1600 неожиданностей не произошло — быстрый новгородец Иван Нехаенко легко уехал на своей Ладе Калине и от петербуржца Олега Григорьева на Жигулях, и от лужанина Михаила Чугаевым на вазовской «восьмерке».
Олег Григорьев и Эдуард Ионин в этом году не сходят с пьедестала на этапах Кубка ФСО Авто
В стандартных зачетах судьбу общего подиума решил финальный, четвертый проход по спецучастку, где питерский субарист Руслан Жалилов из-за прокола пропустил на третье место местного пилота Дмитрия Луганского на ВАЗ-2108.
Серебро «абсолюта» досталось Артему Углову, а победу отпраздновал еще один питерский гонщик на Импрезе, Виктор Соколов.
При этом подиум в моноприводном классе Стандарт 2000 получился чисто вазовским: компанию экипажу Луганского на нем составили дуэты под началом Кирилла Марины из Великого Новгорода на «восьмерке» и Дмитрия Григорьева из Пушкина на «семерке».
Быстрейший экипаж в «стандартном» классе, Виктор Соколов и Максим Мамедов
Ну а на следующий день гоночный праздник был уже на ярославской земле — в известном еще с советских времен Сильницком карьере состоялось мини-ралли Петровская верста.
Эта гонка порадовала не только рекордным по длине пелотоном (51 экипаж!), но и наличием в стартовой ведомости громких имен.
Тут был и единственный чемпион СССР, СНГ и России Вячеслав Прохоров, и восьмикратный победитель отечественных первенств Тимофей Воробьев, и обладатель Кубка страны в 1600-кубовом классе Алексей Клюев…
Подцепив гоночную «болезнь» еще в 70-е годы прошлого века, ярославец Тимофей Воробьев до сих пор остается в раллийном строю!
Многоопытный пилот из Владимира, чью «восьмерку» вы видите в полете на заглавном снимке, победил в зачете Свободный Моно.
На Петровской версте Клюев оставил позади и ярославского призера чемпионатов страны Андрея Головкина (Ford Fiesta R2), которого подвел 10-секундный штраф за касание ретардеров, и прошлогоднего победителя любительской серии Золотое кольцо, москвича Антона Зотова на ВАЗ-2108.
А вот в абсолютном зачете учинить разгром более молодым соперникам нашим ветеранам так и не удалось. Прохоров так и не смог вывести свою Mitsubishi на старт, а Lancer Evo VII Воробьева оказался совсем не в той кондиции, чтобы гоняться за куда более современными автомобилями марки Subaru.
В результате Тимофей Иванович сумел «зацепиться» лишь за третью ступень пьедестала — и то, лишь благодаря 20-секундному штрафу, который получил за сбитые ретардеры Александр Васильев. На вторую ступень пьедестала поднялся Тимофей Андрющенко, не выступавший в гонках с прошлого сезона.
Ну а победителем мини-ралли стал еще один москвич Александр Русанов, уверенно выигравший все три проезда по 12-километровому спецучастку.
Александр Русанов и Алексей Селиванов провели отличную тренировку перед грядущим кубковым ралли 900 озер на Псковщине
В «серийном» зачете, где участники соревновались не в чистой скорости, а в точности выполнения заданных организаторов нормативов времени, также отличились субаристы: тут лучшим стал экипаж москвича Ильи Вагина.
А вот лидер серии Золотое кольцо, Олег Мартынов, слишком быстро проехав первый спецучасток, поднялся только на третью ступень пьедестала — пилота из Владимира сумел опередить его более пунктуальный земляк Кирилл Моисеев, выступавший на вазовской «восьмерке».
Александр Васильев и Петр Сабиров на легендарном Сильницком трамплине
В ближайшие выходные поклонников отечественного ралли ждет одна из ключевых гонок сезона — ралли Белые ночи, на котором будут разыграны очки пятого этапа чемпионата России. Ну а у тех спортсменов, кто не собирается в Карелию, есть альтернатива в виде сразу двух гонок выходного дня — это уральское ралли Асбест и новые соревнования Чимбулатский карьер в Кировской области.