Очень популярный вопрос среди автолюбителей – это, какие амортизаторы лучше: газовые или масляные, или газомаслянные? Причем интересует он не только любителей комфортной езды, но и тех, кто относит себя к разряду «гонщиков». В самом деле, амортизаторы обеспечивают многие важные параметры автомобиля, и прежде всего – управляемость и курсовую устойчивость.
Для чего нужны амортизаторы в машине, как они устроены и работают, какие бывают типы амортизаторов и в чем их преимущества и недостатки – ответы на эти вопросы помогут сделать правильный выбор среди большого числа производителей этой продукции, представленных на российском рынке.
Также рекомендуем изучить алгоритм проверки амортизаторов на работоспособность.
Для чего автомобилю нужны амортизаторы
Амортизатор – это составная часть того, что обеспечивает комфорт в кузове автомобиля (подрессоренной массы в технической терминологии). Наглядно проиллюстрировать противоположность этому термину можно старинной деревенской телегой на деревянных колёсах с металлическим ободом. Легко представить, как трясёт пассажиров в такой повозке при езде по неровной грунтовой дороге.
Сгладить эту тряску от ухабов и рытвин (или на техническом языке демпфировать колебания в вертикальной плоскости, возникающие от дорожных препятствий) – основная функция амортизаторов. Схематично амортизатор можно представить как пружину, расположенную между колесами машины (шина, кстати, тоже в этой схеме своеобразная пружина) и кузовом.
Вообще для оценки отклика на вертикальные воздействия дороги автомобиль можно представить, как механическую систему, состоящую из множества грузиков, пружинок и узелков трения, сложным образом связанных между собой и обеспечивающих требуемую плавность хода. И амортизаторам в этой схеме отводится важная роль.
Принцип работы и основные типы амортизаторов (масляные, газовые, газомаслянные)
Проиллюстрировать принцип работы амортизатора можно на простом примере (смотрите рисунки выше):
- Нижней частью подпружиненная амортизационная стойка через шток амортизатора соединена с колесом, а верхней – с кузовом машины.
- Воздействие от неровности через колесо передаётся на шток, который перемещает поршень внутри цилиндра.
- В поршне два перепускных клапана (упрощенно – отверстия разного диаметра), пропускающих практически несжимаемое масло с большей скоростью при движении штока (а значит и колеса) вверх, и с меньшей – вниз.
Таким образом, гидравлическая часть амортизатора работает как условно мягкая пружина на сжатие, и жёсткая – на растяжение («отбой» в технической терминологии).
Механическая пружина на рисунке приведена в большей степени для наглядности, а на практике она расширяет возможности настроек и служит своеобразным ограничителем при выходе гидроцилиндра амортизатора из строя.
Определение «масляный амортизатор» подразумевает, что в цилиндре в качестве рабочего материала используется только гидравлическое масло. Динамика работы масляного амортизатора всецело определяется работой (производительностью) перепускных клапанов.
Чтобы расширить динамический диапазон и возможности настроек масляных амортизаторов была придумана своеобразная газовая «подушка». Дело в том, что газы, в отличие от жидкостей, сжимаются, причём нелинейно (не пропорционально перемещению штока). Значит, будучи «приставленными» к «масляной» части цилиндра, сделают динамику такой системы более богатой.
На рисунке ниже упрощённо представлена конструкция однотрубного газового амортизатора.
- Понятно, что без нижней (газовой) части он становится масляным (только выдавливаемый излишек надо куда–то девать, но об этом – ниже).
- А поскольку амортизаторов, заполненных исключительно газом, на серийных автомобилях пока не встречается, то такую конструкцию правильнее называть «газомаслянным амортизатором».
- У масляных и газомаслянных амортизаторов рабочий цилиндр устройства, как правило, двухтрубный:
- В масляных амортизаторах во вторую (большего диаметра) трубу через дополнительные клапана выходит при сжатии излишнее масло, «поджимаемое» во второй трубе воздухом.
- В газомаслянных амортизаторах во вторую трубу вместо воздуха закачивается газовая подушка (обычно это азот под давлением).
Иногда газовую подушку в газомаслянных амортизаторах конструктивно располагают сбоку от цилиндра.
Помимо более узкого диапазона характеристик упругости, подушка из воздуха в масляном амортизаторе не эффективно рассеивает тепловую энергию, выделяющуюся в процессе интенсивной работы, что иногда приводит к закипанию рабочей жидкости. В газомаслянном амортизаторе этот эффект исключен.
Как и любая гидравлическая техника, цилиндры амортизаторов требуют высокоточной (прецизионной) механической обработки, непростой системы клапанов и уплотнений, причем для газомаслянных амортизаторов эта система только усложняется.
Поскольку газонаполненная часть амортизатора значительно расширяет динамический диапазон системы, в целом устройство предполагает более мягкую реакцию на дорожные неровности, чем в «масляном» варианте – это как бы последовательное соединение двух пружин: мягкой и жёсткой, которое суммарно даёт более мягкую реакцию, чем просто жёсткая пружина.
Интересно, что производители поступают ровно наоборот и настраивают газовые амортизаторы в большей степени на агрессивную манеру езды и спортивные автомобили. Точнее, на трассах с хорошим покрытием газовые амортизаторы настроены на более мягкую реакцию от вертикальных воздействий, а на плохих дорогах с этими же настройками становятся более жёсткими.
Необходимо подчеркнуть, что в спортивной езде плавность хода стоит далеко не на первом месте: куда важнее такие параметры, как управляемость и курсовая устойчивость, которые газовые амортизаторы обеспечивают лучше масляных.
Какой фирмы амортизаторы лучше?
Российский рынок амортизаторов для иномарок с долей основных игроков 10 и более процентов по данным журнала «Автоинструкция» представлен несколькими известными фирмами (диаграмма на рисунке выше):
- KYB (Каяба) – 35%;
- Boge (Боге) – 16%;
- Fenox (Фенокс) – 15%;
- Monroe (Монро) – 14%;
- Bilstein (Бильштайн) – 11%;
- Другие фирмы – 9%.
Интересно, что при опросе сервисных центров, проведенном изданием «Кузов», на предмет рекомендаций профессионалов по выбору производителя качественных амортизаторов, картина получилась несколько иная.
При бесспорном лидерстве таких фирм, как KYB, Bilstein и Boge, профессионалы только в 5% случаев советуют Monroe, хотя рыночная доля этой фирмы почти втрое выше. И практически не рекомендуют белорусский бренд Fenox, доля продукции которого весьма значима – 15%.
Чтобы разобраться, какие амортизаторы лучше поставить, необходимо кратко остановиться на характеристиках ведущих игроков российского рынка.
- KYB (Каяба) – продукция японского концерна популярна не только в России, но и в Европе благодаря высоким показателям качества и надёжности при относительно невысоком уровне цен. Амортизаторы этой фирмы можно встретить на конвейерах известных европейских автопроизводителей. Газомаслянный амортизатор серии Ultra SR пользуется особой популярностью у российских любителей спортивной езды;
- Bilstein (Бильштайн) – всемирно известная немецкая компания, выпускающая амортизаторы более 50 лет. Именно здесь была разработана конструкция однотрубного газонаполненного амортизатора. Продукция Bilstein устанавливается на европейские премиум-бренды: BMW, Porsche, Mercedes, Ferrari, Maseratti, Jaguar;
- Boge (Боге) – бренд принадлежит концерну ZF Friedrichshafen AG (Германия) – одному из старейших в мире производителей амортизаторов. С недавнего времени отошел к другой известнейшей торговой марке – SACHS и теперь однотипная продукция выпускается под двумя торговыми марками. Продукция концерна покрывает более 90% номенклатуры мировых автопроизводителей. На российском рынке предоставляется гарантия 1 год независимо от пробега;
- Monroe (Монро) – американская компания, продукция которой является, наверное, смой известной в Европе и предназначена для 99% выпускаемых в мире марок и моделей машин. Последние разработки Monroe – газовые амортизаторы серии Sensatrac обеспечивают высокие показатели управляемости и мгновенную реакцию на изменяющиеся условия движения;
- Koni (Кони) – амортизаторы – это единственный вид продукции голландской компании на протяжении почти 70 лет. Главная отличительная особенность амортизаторов Koni – возможность регулировать параметры жёсткости, адаптируя автомобиль, как к внешним условиям, так и к индивидуальным особенностям водителя и манере управления машиной.
Но все ли крупные производители амортизаторов широко представлены на российском рынке? На рисунке ниже – первые шесть игроков этого рынка в США по данным опроса издания Ranker.
Первая тройка состоит из участников российского рейтинга. А вот продукция американской Fox Racing и шведской Ohlins специфическая – она предназначена для мотоциклов, квадроциклов и внедорожников.
Американская Rancho Suspension в России достаточно известна и специализируется на поставках продукции для популярных в США пикапов и больших внедорожников.
А несколько лет назад Rancho была приобретена концерном Tenneco, владеющим в свою очередь торговой маркой Monroe.
Таким образом, первая тройка фирм-производителей амортизаторов c высокой репутацией для России – это KYB, Monroe и Bilstein.
Что касается объективных характеристик, обеспечиваемых амортизаторами и влияющими на безопасность, управляемость и комфорт автомобиля, выглядят они по данным самих производителей следующим образом.
Тормозной путь на скорости 40 км/час:
- Bilstein – 8,0 метров;
- Monroe – 8,5 метров;
- KYB – 9,0 метров.
Отличия довольно существенные, если помнить, что в критической ситуации бывают важны сантиметры тормозного пути.
Снос задней оси на 90° (режим крутого поворота):
- Bilstein – 59 км/час;
- Monroe – 52 км/час;
- KYB – 48 км/час.
Испытания на плавность хода (характеристики, тесно связанной с субъективным ощущением комфорта) и курсовую устойчивость проводятся применительно к каждой конкретной модели автомобиля, поэтому и сравнивать амортизаторы разных производителей можно только для конкретных машин.
Интересно, что такие испытания иногда дают парадоксальные результаты: маститые фирмы могут проиграть аутсайдерам, как по отдельным показателям, так и по совокупным результатам испытаний.
Какие выбрать амортизаторы для автомобиля?
И всё же, какие амортизаторы выбрать? Учитывая разнообразие конструкций, широкий спектр нагрузок и существенные различия в характеристиках разных моделей машин, а также индивидуальные особенности манеры вождения, односложных ответов на этот вопрос ожидать не приходится.
Опираться необходимо, прежде всего, на рекомендации производителя автомобиля, как по части характеристик, так и по части фирм–производителей амортизаторов.
Если же владелец хочет за счёт амортизаторов изменить динамику машины (либо нет возможности точно выполнить рекомендации производителя), общие соображения по поводу того, как выбрать амортизаторы для автомобиля можно сформулировать следующим образом:
Выбор по типу (масляные, газовые, газомаслянные):
- Предпочитающим комфорт, спокойную езду, надежность и демократические цены подойдут двухтрубные масляные амортизаторы;
- Если желательно, чтобы требования к комфорту сочетались с улучшенной динамикой прохождения поворота, а стоимость и надежность детали были в разумном диапазоне, тогда правильный выбор – это двухтрубные газомаслянные амортизаторы;
- Однотрубные газовые амортизаторы предназначены для любителей агрессивной манеры езды, предпочитающим управляемость машины плавности хода.
Кстати, возраст машины тоже немаловажный фактор при принятии решения. Устанавливать дорогие газовые амортизаторы на авто почтенного возраста с большим пробегом вряд ли целесообразно: упругие характеристики подвески и показатели прочности кузова со временем ухудшаются, и вместо ожидаемого можно получить обратный эффект.
Выбор по производителю (какой фирмы амортизаторы лучше):
- Если автомобиль принадлежит к бюджетному сегменту, и нет необходимости испытывать его на спортивных режимах, а средства на содержание ограничены, вполне могут подойти амортизаторы российской фирмы СААЗ или белорусской Fenox;
- Тем, кто ценит качество и готов за это заплатить (пусть даже машина не принадлежит к дорогим иномаркам) стоит обратить внимание на продукцию фирм KYB, Monroe и Boge (Sachs);
- Продукцию Bilstein и KONI (аристократов в мире амортизаторов) эксперты советуют как любителям спортивной езды, так и владельцам машин премиум-сегмента.
И, конечно, необходимо остерегаться подделок: если в магазине цена на продукцию Bilstein такая же, как и на белорусский Fenox, значит у такого продавца что-то не так (и не в отношении Fenox). А рецепт для проверки – это наличие сертификата соответствия, гарантийного талона и соответствие уникального заводского номера данным на официальном сайте производителя.
Отличия газовых, газомаслянных и масляных амортизаторов, их плюсы и минусы
Амортизатор газовый или масляный – строение и эксплуатация + видео
Что поставить себе в автомобиль для мягкой езды, амортизатор газовый или масляный? Эта извечная дилемма занимает не одно поколение автомобилистов, но с опытом выбор становится более понятным.
Вот и мы постараемся использовать знания бывалых для информативного ответа на поставленный вопрос.
Но сначала мы, конечно, разберем саму суть этого устройства, а потом углубимся в технические нюансы различных представителей.
Амортизатор газовый или масляный – почему они так называются?
Начнем с самого понятия, что же это вообще такое, амортизатор? Это важнейшая деталь подвески автомобиля, благодаря которой происходит гашение колебаний и поглощение толчков и ударов, действующих на кабину и передние колеса. Самые распространенные амортизаторы – гидравлические, газовые и газомасляные. Отличаются они рабочим телом, то есть веществом: газ или жидкость (масло).
Гидравлические амортизаторы – самые распространенные на сегодняшний день, они просты в конструкции и не требовательны к самому качеству изготовления.
Их конструкция это не что иное, как две трубки: первая – для хода поршня, а вторая – для хранения избыточной жидкости. В газовом, в отличие от масляного, в камере, где совершает движение поршень, находится сжатый газ под давлением.
Отличие газовых амортизаторов от масляных
Самое главное отличие газовых амортизаторов от масляных – это сама конструкция и рабочий состав, что мы уже частично затронули чуть выше.
В гидравлических амортизаторах масло переходит через жиклеры из одной части в другую, тем самым жидкость сжимается, создавая сопротивление ударам и толчкам со стороны дороги. Они, как и амортизаторы низкого давления, состоят из двух трубок и называются двухтрубные.
В газовых все наоборот, они состоят всего лишь из одной трубки, в которой и движется поршень. Поршень приводится в движение с помощью сжатого газа, находящегося в цилиндре.
Сжимается он также неохотно, за счет чего и гасит удары, которые приходятся на колеса авто во время движения.
Благодаря этой особенности строения, автомобильные амортизаторы можно классифицировать не только по рабочему телу, но еще и по конструкции: однотрубные и двухтрубные.
Не все знают, что существуют газомасляные амортизаторы, хотя многие эксперты относят их к разновидности газовых. Конструктивно они значительно отличаются от газовых и гидравлических, так как предоставляют собой двухтрубные детали.
В одной из камер находится масло и шток с поршнем, также камера оснащена обратными клапанами. В нижней части расположен ещё один поршень с клапаном, который соединяет гидравлическую камеру с отсеком, заполненным воздухом под давлением до трёх атмосфер. Когда амортизатор сжимается, шток с поршнем давит на масло в первой камере. На этапе разжатия шток поднимается вверх, создавая вакуум в первой камере, тем самым масло, попавшее во вторую камеру на стадии сжатия, возвращается в верхнюю часть амортизатора.
Газомасляные амортизаторы являются некой золотой серединой. На дороге они комфортнее, чем стандартные газовые, но уступают по этому параметру масляным. Однако в отличие от масляных они не допускают сильных кренов и раскачиваний в поворотах.
Из преимуществ можно отметить средний уровень комфорта на любой дороге и отсутствие перегрева. Главный же их минус — более высокая стоимость, меньший срок службы и сложная конструкция.
Если автомобиль большую часть времени проводит в городе, то для таких условий газомасляные амортизаторы станут лучшим выбором.
Плюсы и минусы газовых и масляных амортизаторов
Укажем на негативные моменты, которые могут встретиться в масляных амортизаторах. Если воздух в компенсационной камере будет просто-напросто отсутствовать, тогда амортизатор становится не годным из-за большого сопротивления сжатия.
Теплоотдача намного ниже, чем в газовых, поэтому масло может перегреваться и терять свои свойства, в результате чего амортизатор будет не эффективным. И последний отрицательный фактор, это перемешивание воздуха с жидкостью, в результате чего появляются пузырьки, что пагубно влияет на дальнейшую эксплуатацию.
Газонаполненные амортизаторы очень надежные, но благодаря этому страдает и пассажир, как ни странно.
А все из-за того, что газ нагнетается под давлением, он практически не сжимается при работе, и подвеска автомобиля становится жёстче, и при этом чувствуется каждый камешек.
Но нет худа без добра, на них очень хорошо ездить по трассам и автобанам, так что на спортивные автомобили ставятся именно они. Газовые амортизаторы на порядок дороже масляных из-за сложности их производства.
Делаем выбор амортизатора для своего автомобиля
Чтобы выбрать амортизатор в машину, нужно понять, как вы эксплуатируете автомобиль, и каков стиль вашей езды. Если вы хотите ездить с большим комфортом, никуда не торопясь, чтобы насладиться дорогой, то, скорее всего, вам нужен масляный вариант.
А если же вы – заядлый гонщик, и не можете без скорости, то газовые амортизаторы – это то, что нужно.
Для тех, кто постоянно ездит по бездорожью, ни газовые, ни масляные не подойдут по нескольким причинам: первые из-за своей жесткости, вторые из-за вспенивания масла и его нагрева, в таком случае лучше поставить газомасляные амортизаторы.
Кто находится долгое время за рулем и в основном ездит в городе, тому не стоит скупиться при покупке амортизаторов. Опытные читатели нашего сайта рекомендуют покупать образцы фирмы Кayaba (KYB) или же немецкие Bilstein и Sachs.
Есть еще несколько аспектов, почему не стоит забывать народную мудрость, что скупой платит дважды.
Плохие амортизаторы делают разгон автомобиля намного медленнее, чем обычно, возникают проблемы с торможением, плавностью хода и управляемостью автомобиля.
Все эти маленькие проблемы могут привести к большой аварии, так что будьте осторожнее и чаще проверяйте свой автомобиль.
- Андрей
- Распечатать
Какие стойки лучше газовые или масляные или газомаслянные ?
Водители постоянно обсуждают, какие стойки лучше газовые или масляные? Однако проблема оценки этих компонентов сложна, и она действительно сильно зависит от конкретной ситуации.
Иногда классические масляные амортизаторы являются лучшим выбором, в то время как в других случаях вы не можете отказаться от газовых амортизаторов. Они отличаются конструкцией, параметрами и влиянием на комфорт вождения.
Стоит немного приблизиться к этим различиям и объяснить, как сделать правильный выбор.
Применение амортизаторов в автомобиле
Их основная задача — поддерживать работу упругой подвески, то есть максимально возможное снижение вибраций, возникающих в результате неровностей. Если бы не амортизатор, автомобиль был бы установлен только на пружинах, которые не гасили вибрации.
Вождение такого автомобиля было бы похоже на круиз на катере. Благодаря демпфирующим элементам, таким как амортизаторы, автомобиль будет отклоняться от своего естественного положения из-за неровных дорог, но автоматически вернется в свое прежнее положение. Без амортизаторов время восстановления было бы явно больше.
Однако комфорт не единственная задача всей системы подвески. Более того, это всего лишь производная от его действий, а не приоритет.
Основная задача — обеспечить контакт колеса с поверхностью, а значит — безопасность, Если бы в системе не было элемента, отвечающего за демпфирование, колеса автомобиля могли отскочить от неровностей.
Вам не нужно объяснять, что это очень нежелательный и опасный эффект.
Это вызывает не только временную потерю контроля над автомобилем, но и некорректную работу электронных систем, таких как ABS. Эта система «освобождает» тормозное усилие, когда колесо теряет контакт с поверхностью.
Результатом может быть то, что ABS не будет тормозить автомобиль на неровной дороге.
В этой ситуации лучше не иметь никакой системы поддержки торможения, потому что для выполнения своих функций эта система требует постоянного контакта колес с землей.
Более того, неисправные амортизаторы означают, что компоненты подвески и тормозной системы быстрее изнашиваются, а тормозной путь увеличивается. Они также приводят к тому, что фары будут находиться в неправильном положении.
Принцип работы амортизаторов
Система демпфирования подвергается сжатию и растяжению во время работы. На профессиональном языке эти процессы называются сжатием и рефлексией.
Простейшими примерами являются масляные амортизаторы, в которых явление снижения вибраций путем снижения трения, возникает во время их движения. Поэтому масло используется в амортизаторах. Его движение, вызванное смещением поршня, рассеивает энергию, оказывая явное сопротивление, уменьшая вибрации.
Этот принцип применяется с использованием двух типов амортизаторов — однотрубных и двухтрубных. Оба типа отличаются друг от друга расположением компенсационной камеры.
Конструкция однотрубного амортизатора намного проще и состоит из следующих элементов: поршневой шток с постоянно прикрепленным поршнем, в котором есть два клапана, поршень, отделяющий рабочую камеру от компенсационной камеры, и, конечно, корпус.
В этой конструкции нет расширительного бака, потому что рабочая часть камеры имеет переменный объем. Нижняя часть однотрубного амортизатора представляет собой заполненную газом компенсационную камеру. Объем в обеих камер всегда постоянен, в то время как во время работы рабочая часть «занимает» некоторый объем у компенсационной части. Без этого маневра движение поршня было бы невозможным.
Двухтрубный амортизатор уже более сложен, но его работа также основана на идее, описанной выше.
В его конструкции все еще находится поршневой шток с прикрепленным поршнем с клапанами, внутренний корпус, а также рабочая и компенсационная камеры.
Однако вместо подвижного поршня, разделяющего две перегородки, имеется постоянно прикрепленная нижняя перегородка, в которой, как и в поршне, имеются клапаны.
В однотрубной конструкции компенсационная камера расположена под рабочей камерой, а здесь одна часть находится внутри другой. Компенсационная камера окружает рабочую камеру, и вместо сжатого газа в ней есть масло. Поскольку одна часть находится в другой, нетрудно найти недостаток такого решения. Это конечно охлаждение рабочей камеры, оно здесь хуже.
Различия и особенности амортизаторов масляные или газовые
Нефтяные и газовые амортизаторы отличаются в основном своей конструкцией. Если вы не уверены, какой тип элемента имеется в автомобиле, снимите его с автомобиля и удерживайте в том положении, в котором он находится в автомобиле. Теперь просто сожмите амортизатор и отпустите, а затем наблюдайте, как ведет себя шток поршня.
В случае газового амортизатора мы имеем дело с однотрубной конструкцией, в которой нет компенсационного бака. В нижней части амортизатора находится сжатый газ, который отделен от масла поршнем. При сжатии газового амортизатора давление увеличивается, что проявляется в нисходящем движении поршня. Поршневой шток скользит в рабочую камеру.
После отпускания амортизатора происходит так называемый отскок, при котором поршень движется вверх. Как следствие, давление масла над поршнем увеличивается, и жидкость снова проходит через клапаны и каналы.
В случае масляного амортизатора мы имеем дело с двухтрубной конструкцией. Когда амортизатор сжимается, масло стекает в пространство над поршнем, что означает, что количество пространства в цилиндре, предназначенном для жидкости, ограничено. Поэтому он вдавливается в расширительный бак.
Во время отскока шток поршня вытягивается из цилиндра, а давление масла над поршнем увеличивается. Жидкость, скопившаяся в расширительном баке, течет, уравновешивая объем штока поршня, который выскальзывает из рабочего цилиндра.
Поэтому основным отличием между масляными амортизаторами и нефтегазовыми (газовыми) амортизаторами является компенсационная камера. В первом случае она открыта, а во втором типе система глушителей закрыта.
Однако, если мы все еще не знаем, как распознать газовый и масляный амортизаторы, мы должны пойти в автомобильную мастерскую, где специалист может легко указать, какая модель элемента находится в нашем автомобиле. Таким образом, вы обязательно избежите неудач с неправильным выбором амортизатора.
Какие амортизаторы лучше масляные или газовые ?
При выборе газового амортизатора следует обратить внимание, прежде всего на его марку. На рынке доступны как оригинальные, а значит и дорогие запчасти, их более дешевые заменители, а также некачественные подделки, которые характеризуются низкой прочностью и устойчивостью к повреждениям и сложными условиями вождения.
Нам не обязательно покупать самые дорогие продукты, чтобы наслаждаться нужным качеством. Все, что нам нужно сделать, — это выбрать те бренды, которые пользуются наибольшим признанием среди водителей, и выбрать из них наиболее привлекательный вариант.
Чтобы ответить на вопрос, какая стойка лучше газовая или масляная, нужно узнать преимущества и недостатки этих продуктов.
Преимущества
Преимущество масляных амортизаторов, безусловно, заключается в безаварийной работе, которой они обязаны простой конструкции. Крайне маловероятно, что амортизация внезапно перестанет работать из-за некоторого ущерба.
К сожалению, однако, существует риск того, что масляный демпфер будет постепенно терять эффективность из-за вспенивания масла довольно быстро.
Это может произойти, если транспортное средство часто движется с высокой скоростью по неровной поверхности.
Заполненный газом (обычно азотный) амортизатор усиливает шасси, увеличивая сцепление с шинами, что улучшает управляемость автомобиля и позволяет развивать более высокие скорости.
Не удивительно, что эти амортизаторы часто используются в спортивных автомобилях. С другой стороны, сложная конструкция увеличивает частоту отказов амортизаторов.
Однако следует помнить, что благодаря азоту, отделенному от масла, не происходит пенообразование, что увеличивает срок службы амортизатора.
Недостатки
Масляный амортизатор.
- Большой вес;
- медленный ответ на неравенства;
- меньше сцепление с колесом;
- меньшая демпфирующая сила;
- риск изменения параметров масла из-за высокой температуры окружающей среды.
Газовый амортизатор.
- Более высокая цена;
- сложная конструкция;
- уязвимость;
- менее комфортная езда;
Трудно однозначно ответить на вопрос, какие стойки лучше газовые или масляные или газомаслянные.
Масляные амортизаторы, уступают технологической конкуренции (они просто старше), но у них есть два основных преимущества: они более удобны и дешевле одновременно. Благодаря масляным амортизаторам подвеска становится более мягкой и комфортной.
Благодаря этому водители, которые предпочитают более спокойную и комфортную езду, ценят этот тип амортизатора.
К сожалению, во время интенсивного движения по неровным поверхностям масло в амортизаторе может пениться, что постепенно снижает его эффективность демпфирования вибраций.
У многих пользователей также возникают проблемы при выборе производителя амортизатора.
Как правило, такие бренды, как KYB (Kayaba), Monroe, Sachs, Bilstein, Delphi пользуются наибольшим признанием среди водителей и профессионалов.
Амортизаторы KYB, разработанные для рынка запасных частей, производятся на тех же заводах и используют те же технологии и системы контроля качества, что и амортизаторы, установленные на заводском оборудовании.
Амортизаторы оснащены клапанами в сборе с повышенной эффективностью, предназначенными для компенсации износа других элементов шасси после установки в автомобиле для восстановления комфорта и безопасности вождения. Более дешевым выбором, когда бюджет на ремонт ограничен, может быть Delphi, Kamoka, Denckermann и MaxGear.
Стоимость
Многие пользователи решают для себя, какие стойки лучше газовые или масляные, исходя из соображений финансовой выгоды. Цены на масляные амортизаторы начинаются от 900 рублей, а газовых амортизаторов от 2000 рублей. Но фирменные продукты, стоят в несколько раз дороже. И даже в случае автомобилей популярных марок.
Какие амортизаторы лучше (надежнее): газовые, масляные или газомаслянные
Вот и добрались мы до одного из важнейших элементов подвески, а именно до амортизаторов. Перед каждым из владельцев (особенно не новых) автомобилей, существует такая дилемма – какие амортизирующие варианты купить и поставить на своего железного коня – газовые, масленые или все же газомаслянные? Чем одни лучше других и наоборот? Какие «взять» чтобы ходили долго, держали автомобиль «четко», лишний раз не раскачивали его, но и создавали нужный комфорт? Как видите вопросов очень много, в этой статье я постараюсь разложить все «по полочкам», как говорится для полного понимания проблемы, ну а вы, затем решите – что лучше и надежнее именно для вас. Обязательно будет видео в конце, так что читаем – смотрим …
Давайте вспомним, а для чего же нужны эти элементы автомобиля?
Амортизатор (применительно к авто) – это элемент подвески, который призван бороться с вертикальными колебательными движениями, которые создаются пружинами.
Они не позволяют кузову машины сильно раскачиваться, что улучшает скоростные характеристики, а также безопасность движения, ведь сильные колебания могут способствовать опрокидыванию авто на бок или даже перевороту (например на крутых поворотах) – если хотите то они сдерживают кузов.
Также амортизаторы дарят комфортность или спортивность вашей подвеске, все зависит от того – что вы ждете.
Сейчас существуют ошибочные мнения, что именно амортизирующие элементы держат кузов, НО ЭТО НЕ ВЕРНО. Его держат именно пружины, а вот амортизаторы просто гасят вертикальные колебания, и ТОЛЬКО немного поддерживают (газовый вариант).
Как работает (принцип)?
Очень кратко пробежимся по принципу работы. Вначале вам нужно учесть, что каждый амортизатор устанавливается на каждую точку опоры (в нашем случае на колесо), то есть их в современных автомобилях всего 4 штуки. Редко бывает по два на колесо, но в основном это для тяжелых или гоночных авто.
Принцип работы элементарен — корпус амортизатора, представляет из себя цилиндр, запаянный с одной стороны в него налито масло (классический вариант, про остальные ниже), это нижняя часть. В этом масле и цилиндре находится шток с поршнем на конце.
В поршне имеются обратные клапана, с различной пропускной способностью. Этот шток является верхней частью. Верхняя часть цилиндра запечатывается, обычно закрыта специальными прокладками и металлическими «пробками», в которых ходит шток.
Таким образом, масло изнутри не может уйти, оно там просто «заперто».
Обратные клапана поршня, имеют различную пропускную способность, в одном направлении «способность» больше (это у нас сжатие) в другом меньше (растяжение). Поэтому проседает шток амортизатора относительно быстро, а вот поднимается медленно, тем самым гасятся колебания.
Справедливости ради стоит отметить — что сейчас не обязательно «цилиндр» заполнен только маслом, существуют модели с частичном наполнением газа, но про это чуть ниже.
Типы амортизаторов
На данный промежуток времени существует всего два типа, так называемые – «газовые» и «масляные», однако многие твердят еще ободном типе «газомасляные». Но это всего лишь подтип газовых амортизаторов не больше. Это важно запомнить.
Существуют всего два типа амортизирующих элементов, это – газовые и масляные. И те и другие используют в своем строении смазку (то есть масло). Все остальное всего лишь подтипы
Сейчас вы можете справедливо задать вопрос – «а почему нет полностью газовых амортизаторов, у которых только газ внутри и ничего больше»? Все просто – любой элемент должен смазываться, причем достаточно хорошо, если избавится полностью от масла, то ресурс снизится в разы, как сальников, так и рабочих штоков, их банально быстро сотрет. Потому как газ не может хранить «смазывающие» элементы (либо составы).
НУ что вот мы и подошли к каждому из подтипов, предлагаю начать с масляного, как его еще называют «классического» амортизатора.
Масляный амортизатор
Что про него рассказывать, все что я описал сверху подходит под него на все 100%. ТО есть цилиндр, в нем масло, поршень со штоком и на поршне есть несколько обратных клапанов. Стоит лишь отметить — что в нем только масло, и ничего больше, то есть нет ни газа, ничего другого.
Устройство очень прочное, но не такое производительное. Все дело в том, что при частой езде по не качественным дорогам, масло внутри может закипеть, то есть проявится эффект кавитации, начнут образовываться пузырьки (если хотите то оно почти вскипает). Образуются полости внутри, они очень быстро проходят через клапана поршня, чем ухудшают его работу. То есть машина держать будет хуже.
От частого перегрева, вязкость масла также страдает, жидкость теряет свои свойства и опять же быстрее проходит через клапана поршня.
Еще одна особенность масляный вариант работает только в одну сторону, то есть только на сжатие. Например автомобиль его сжал, но шток не выходит обратно, то есть автомобилю (через пружину), его нужно вытащить обратно.
Стоит отметить — что эти варианты являются достаточно комфортными и мягкими, если хотите энергоемкими, зачастую они прекрасно глотают ямы и кочки.
НО не любят больших перегрузок и частых кренов, шток не выходит сам, его нужно тянуть, а если автомобиль в повороте? Вот почему для города, для небольших скоростей они реально идеальны (дают просто отличный комфорт), но вот для гонок, или резких разгонов и торможений, они не рассчитаны, хотя бы просто из-за кренов.
Таким образом, можно выявить такие положительные и отрицательные моменты
Плюсы:
- Распространен на рынке, на 50% автомобилей ставят именно такие варианты
- Простая конструкция
- Достаточно дешевый
- Достаточно прочный, может ходить от 60 000 км и выше
- С ним езда наиболее комфортна. Прекрасно глотает кочки
Минусы:
- Более расположен к кренам, шток не выходит назад сам, его нужно вытянуть при помощи пружины, если на небольших скоростях это практически не заметно, то вот при резком торможении или старте, у вас проседает либо перед, либо зад.
- Достаточно быстро перегревается, особенно летом и если часто ездите по не ровным дорогам
- При нагреве характеристики ухудшаются, внутри проявляется эффект кавитации
- От перегрева масло может потерять свои свойства и характеристики ухудшаться
- Если попадает воздух внутрь, то работоспособность падает в разы, нужно срочно заменить.
Масляные варианты прочные и неровных дорог это идеальное решение, будь то город или грунтовка, при высоких скоростях и гонках они быстро перегреваются, часто не могут держать крены.
Газовые амортизаторы
Это самый большой подвид, именно он подразделяется на два вида конструкций. И тот и другой называются газовыми амортизаторами, хотя по сути являются газомасляными – то есть там есть и масло и газ.
В наше время также достаточно распространенный – у него также имеется шток, на нем поршень с обратными клапанами, также есть цилиндр и масло закаченное в него.
Только под этим маслом есть еще одна камера (в этом же цилиндре), она отделена от камеры с маслом своим не проницаемым корпусом.
Именно в этой камере находится газ (зачастую азот), под высоким давлением, обычно бывает от 12 до 30 атмосфер.
В отличие от своего масляного собрата, он намного жестче, камера с газом также может сжиматься и разжиматься. Когда идет нагрузка сверху, (шток идет вниз) камера с газом начинает сжиматься, давлением масла верхней камеры, после того как нагрузка уменьшается, газовая камера расширяется, сама выдавливает шток наверх.
То есть такие элементы в отличие от первого (масляного варианта) работают не в одну сторону, только сжатие – А В ДВЕ СЖАТИЕ И РАЗЖАТИЕ. Благодаря чему «поджимают подвеску» к дороге.
Что нам это дает — колеса автомобиля всегда прижаты к дорожному покрытию, если хотите, то это самые жесткие амортизирующие элементы, управляемость особенно на поворотах будет намного лучше, крены практически вообще отсутствуют, прекрасно отрабатывает торможения, продольных кренов также нет. Вот почему зачастую применяют на спортивных и нагруженных машинах, которые ездят с большими скоростями и нагрузками.
- Также положительным моментом является еще и то что – газ не дает маслу закипать, отводя на себя избыточную температуру.
- Однако на авто с такими элементами вы будете чувствовать все ее неровности, даже мелкие, что говорится «эффект телеги»
- Плюсы:
- Прекрасно удерживает дорогу
- Нет кренов
- Подвеска всегда поджата, то есть работает не только на сжатие, но и на разжатие.
- Для спортивных и гоночных авто, где большие скорости и перегрузки идеальны
- Использование желательно на ровных дорогах
- Нет эффекта кавитации внутри, газ отводит тепло
Минусы:
- Дорогие из-за своего строения
- Сложная конструкция
- Не комфортная езда, во всех режимах
- Есть две камеры, и каждая из них может выйти из строя, что повлечет за собой выход из строя полностью амортизирующего элемента
Газомасленный амортизатор
Как я уже писал сверху это всего лишь подтип газовых, но их почему то упорно выводят в отдельный вид, хотя это не правильно.
Здесь конструкция уже значительно отличается от двух первых предшественников – все дело в том, что это так называемый «двухтрубный амортизатор«.
В одной камере располагается также масло и поршень со штоком, он также имеет обратные клапана. Внизу в камере есть еще один похожий на поршень элемент, он также имеет обратные клапана, вот только он соединяет первый контур и второй, в котором закачен воздух под средним давлением, около 3 атмосфер.
На стадии сжатия поршень давит на масло, оно проходит через клапана, а также заходит в резервную камеру с воздухом.
НА стадии разжатия, шток начинает идти вверх, что создает небольшое вакуумное усилие в первой камере, и тогда из второй камеры с воздухом, заходит масло которое туда зашло на такте сжатия. Таким образом, масляная камера всегда остается в масленом пространстве, а весь воздух всегда отводится во вторую камеру.
Стоит отметить — что этот газомасленный амортизатор также выдавливает шток наверх, то есть работает не только на сжатие, но и на разжатие. Однако давление колес к поверхности не такое критическое, как скажем у второго варианта (с отдельной газовой камерой).
Газомасленные варианты, более комфортны на дорогах (чем просто газовые), но менее комфортны чем масляные, также они прекрасно сглаживают крены, намного лучше, чем масляные варианты. Их можно назвать «золотой серединой».
Плюсы:
- Умеренная комфортность на любой поверхности
- Отвод тепла и воздуха из рабочей камеры
- Практически не перегреваются
Минусы:
- Стоят дороже (если сравнить с масляными вариантами)
- Сложнее конструкция
- Ресурс меньше чем у собратьев, из-за двух камер
Не смотря на то, что этот вариант дорогой, его можно назвать «золотой серединой» именно он прекрасно держит дорогу и дает умеренное комфортное движение, то есть «эффекта телеги» здесь не будет. Как я считаю, именно двухтрубные газовые подходят для большинства современных автомобилей в городе.
- Сейчас небольшое видео, смотрим
- Истчоник