Фото Виктории Перевязко, «Кубань 24»
Отчет ГИБДД показал, в какие дни недели на дорогах происходит больше всего аварий.
ГИБДД впервые обнародовала расширенный отчет о ситуации с аварийностью в России за январь. Статистика показала, что из 11,5 тыс. ДТП большая часть пришлась на четверг — 1,9 тыс., пятницу — 2 тыс. и субботу — 1,9 тыс.
Госавтоинспекция сделала и более детальную выборку по времени суток. Наиболее опасным в России считается промежуток между 17:00 и 20:00. В это время произошло 14% всех ДТП в январе. А днем «пьяных» аварий оказалась среда.
Согласно отчету, больше нарушений совершают водители со стажем. Те, кто за рулем больше 15 лет, становились участниками 1 тыс. ДТП, 31%. Водители с пяти-десятилетним стажем замечены в 2,3 тыс. аварий, 23%. Проездившие более трех лет совершили 1,3 тыс. аварий, 13%. При этом чаще всего, в 26% случаях, виновниками становятся водители в возрасте от 30 до 40 лет.
Если разделять виновников аварии по гендерному признаку, то 69% нарушений совершили мужчины, пишет «Коммерсант».
- аварии,
- водители,
- ГИБДД,
- ДТП
Гаи рассказала, когда чаще всего происходят дтп — автоцентр.ua
Полиция
Статистика ДТП показывает, что наибольшее количество происшествий с пострадавшими фиксируется в пятницу и воскресенье (около 40% подобных происшествий), а по времени суток пик аварийности приходится на период с 16:00 до 20:00 (около 30% происшествий).
Каждое четвертое ДТП происходит по причине превышения скорости, а каждое пятое – из-за нарушения Правил пешими участниками движения.
Именно эти две причины являются наиболее тяжелыми по своим последствиям – более 60% всех погибших в дорожно-транспортных происшествиях лишись жизни именно вследствие наездов на пешеходов и в результате превышения скорости. Об этом сообщили в пресс-службе Управления ГАИ в Днепропетровской области.
, что утром по вторникам в сентябре лучше не ездить
Статистика ДТП показывает, что наибольшее количество происшествий с пострадавшими фиксируется в пятницу и воскресенье (около 40% подобных происшествий), а по времени суток пик аварийности приходится на период с 16:00 до 20:00 (около 30% происшествий)
А вообще, в данном регионе с начала 2013 года уже зафиксирован рост статистики аварийности на 5%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а по погибшим – на 20%! Всего же с начала года в Днепропетровской области произошло 183 ДТП, в которых 24 человека погибли и 213 – были травмированы. В среднем за сутки в области фиксируется 7 ДТП с пострадавшими, в которых 1 человек гибнет и 8 – травмируются.
С начала года в Днепропетровской области произошло 183 ДТП, в которых 24 человека погибли и 213 – были травмированы
В связи с этим в Госавтоинспекции призывают участников движения проявить сознательность и строго придерживаться правил движения! Ведь это нужно не для того, чтобы инспектор ГАИ не смог выписать штраф за нарушение, а в первую очередь – для повышения безопасности и сохранения жизни и здоровья своего и остальных участников движения!
ГАИ рассказала, в какие дни недели и время суток, по статистике, чаще всего происходят ДТП. Во избежание неприятностей в это время участникам движения следует быть особо осторожными и внимательными
Статистика по ДТП в России: названы самые опасные и безопасные дни недели для водителей
В какие дни недели на дорогах России гибнет больше всего водителей, а какие дни являются наиболее безопасными?
В Госавтоинспекции подвели итоги минувшего 2019 года. О любопытной статистике на российских дорогах расскажет Joinfo.com со ссылкой на данные, оказавшиеся в распоряжении информационного агентства ТАСС.
Сообщается, что самыми опасными днями недели для водителей в 2019 году были пятница и суббота. При этом, в последний для большинства россиян рабочий день недели происходило больше всего аварий, а первый выходной установил антирекорд по количеству смертей на дорогах.
Самыми безопасными днями недели в ГАИ называют воскресенье и среду. Наверное, это связано с тем, что большая часть аварий происходит по вине пьяных водителей, а учитывая размеры штрафов, в начале и в середине рабочей недели немногие, к счастью, отваживаются садиться за руль «под мухой».
Что касается самого опасного времени суток, то тут сотрудники ГАИ называют утро и вечер – 09:00 и 20:00. Именно в эти часы, как правило, на дорогах в разных городах наблюдаются наиболее масштабные пробки в связи с тем, что люди едут на работу и возвращаются домой.
Всего на территории Российской Федерации в 2019 году произошло более 164 тысяч дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших в авариях – около 17 тысяч человек, в том числе 794 несовершеннолетних ребенка. 5 000 погибших – пешеходы.
Во всех ДТП, произошедших на российских дорогах в течение 12 месяцев 2019 года, пострадали 211 000 человек.
В среду, 26 февраля 2020 года, президент России Владимир Путин, выступая на заседании расширенной коллегии МВД, отметил, что за последние восемь лет смертность на дорогах в России сократилась более чем на треть, однако работа в этом направлении должна быть продолжена. По словам президента, почти 90% погибших в авариях – граждане в возрасте 18-50 лет.
Самые частые ДТП в России
Каждый день на дорогах страны происходит 460 ДТП с пострадавшими. В них гибнет 50 человек.
Сергей Антонов
любит статистику
Если посмотреть на статистику МВД и страховых компаний, то большинство дорожных происшествий происходит по одинаковым сценариям. Мы изучили эти данные и собрали картину типичного ДТП в России.
В статистику МВД, которую публикуют в открытом доступе, попадают только ДТП с погибшими и ранеными.
Каждая десятая авария в стране произошла по вине пьяных водителей. В таких ДТП в прошлом году погибло 4645 человек — это четверть всех смертей на дорогах.
12,5% аварий заканчиваются тем, что один из участников ДТП уезжает с места происшествия, 40% из них так и не найдут. Еще 1,5% автовладельцев бросают машину и сбегают сами — но таких находят почти всегда.
Самый опасный регион, по статистике МВД, — Чечня. Здесь на тысячу аварий с пострадавшими приходится 414 погибших. На втором месте Ингушетия: 291 погибший. На третьем — Кабардино-Балкария: 270. Выживают пострадавшие чаще всего в Санкт-Петербурге: на тысячу ДТП приходится 36 погибших.
Аварии, в которых пострадали только машины, посчитать сложно. По статистике страховщиков, примерно треть водителей оформляют такие ДТП по европротоколу. В 2017 году без вызова автоинспекторов обошлись примерно 500 тысяч водителей.
Кроме того, статистика не учитывает ситуации, когда водители договариваются на месте, не вызывая аварийного комиссара. Например, одна машина разбила бампер другой, виновник на месте отдал владельцу пострадавшего автомобиля деньги — и все разъехались почти довольные. Сколько происходит таких аварий — никто не знает.
Средний возраст водителя, попавшего в ДТП, — от 30 до 40 лет. По вине таких автовладельцев случается треть всех аварий. Причем те, кто сел за руль недавно, ездят аккуратнее: чаще всего происшествия случаются с теми, у кого водительский стаж от двух до десяти лет.
Девять из десяти ДТП происходят из-за того, что водители нарушают правила дорожного движения. Чаще всего — не соблюдают знаки приоритета на перекрестке. При этом треть всех нарушений происходит из-за того, что с дорогой что-то не так. Например, дорожный знак не видно, или его вообще нет, или стерлась разметка.
Самый частый вид дорожного происшествия — столкновение двух автомобилей. На втором месте — наезд на пешехода.
На третьем — когда машина переворачивается, например если водитель не справился с управлением на скользкой дороге.
Есть и экзотические причины: в прошлом году в ГИБДД зарегистрировали 428 случаев наезда на животных. Хотя типичное ДТП банально: не пропустил чужой автомобиль на перекрестке и врезался в него.
Три четверти всех дорожных аварий в прошлом году произошли в населенных пунктах. Больше половины — в региональных столицах.
На долю загородных трасс приходится всего четверть ДТП, но последствия обычно тяжелее: получают травмы и гибнут здесь в три раза чаще, чем на городских улицах.
Самые опасные ДТП — на высокоскоростных федеральных трассах: каждая вторая смерть в автоавариях случается за городом.
40% всех аварий происходит с июля по октябрь. Больше всего — в августе: в прошлом году в этом месяце случилось 17 тысяч ДТП с пострадавшими. Для сравнения, в феврале — почти в два раза меньше. Самый аварийный день недели — суббота. Самое аварийное время — с пяти до восьми часов вечера. Каждое пятое ДТП происходит в этот трехчасовой промежуток.
Проанализировав статистику, мы нарисовали картину типичного российского ДТП.
Статистика неумолимо говорит нам,- пора что- то предпринимать
Введение
Вопрос очень уж избитый, но, тем не менее, до конца так и не решенный. Это пьянство за рулем. Сколько уж об этом писали, но видимо, до людей не доходит, что нельзя садиться за руль, если принял на грудь.
Проблема нетрезвых водителей является, пожалуй, одной из наиболее острых проблем безопасности дорожного движения не только в России, но и во многих других странах мира. Зачастую ДТП с участием нетрезвых водителей приводят к страшным последствиям с гибелью людей и травматизмом.
Несмотря на ужесточение борьбы государства с пьянством за рулем, эта проблема по-прежнему остается чрезвычайно актуальной.
Неумолимая статистика
Вот уж скажу про свою родную Костромскую область. За десять месяцев в области по вине пьяных водителей произошло 88 ДТП, в которых 16 человек погибли и 125 получили травмы различной степени тяжести. Об этом нам сообщает “Народная газета” в 47 номере от 18 ноября этого года. Ну, о чем еще можно здесь говорить.
По статистике, порядка 7,5-8 % аварий в России ежегодно совершается по вине водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. На первый взгляд, цифра может показаться не такой большой. Однако именно «пьяные» аварии характеризуются наиболее серьезными последствиями.
Такие ДТП чаще других аварий становятся причиной гибели людей или приводят к их инвалидности.
Что еще интересно в этом вопросе
В основном не в крупных городах водители нарушают запрет. А в сравнительно небольших городах и сельской местности. Так свыше 35 % аварий совершается нетрезвыми водителями в районных центрах.
На сельскую местность приходится порядка 15 % таких ДТП. На крупных автомагистралях совершается около 19 % «пьяных» аварий из общего числа.
В какие дни недели можно чаще всего встретить пьяного водителя?
Неравномерным является распределение аварий с участием нетрезвых водителей по дням недели. По данным статистики самым опасным днем в этом отношении является воскресенье. Вторую строчку печального рейтинга занимает суббота. На третьем месте по количеству аварий с участием нетрезвых водителей находится понедельник.
Какие бывают степени опьянения
- Степень опьянения оценивается по количеству алкоголя, содержащегося в крови человека. По этому признаку выделяют три степени опьянения:
- · легкая – 0,5-1,5 промилле;
- · средняя – 1,5-2,5 промилле;
- · тяжелая – 2,5-3 промилле.
Необходимо отметить, что даже небольшое содержание алкоголя в крови водителя крайне отрицательно сказывается на способности управлять автомобилем. Безопасным порогом считается 0,2 промилле.
При таком содержании алкоголя функции организма не изменяются.
Так какой же можно сделать вывод?
Я не думаю, что в других регионах этого не происходит. Возможно, только, что цифры другие. Очевидно, одно,-надо принимать меры. Хотя многие могут возразить, что наказание за пьянство за рулем и так куда еще серьезнее. И ничего уже не придумать.
Может быть, ввести конфискацию транспортного средства, ну для начала, если любитель выпить за рулем попался на второй раз. Не каждый водитель способен за стакан спиртного поменять своего любимого коня.
Как было сказано выше, пьют “сильнее” в воскресенье, субботу и понедельник. Очевидно, что именно в эти “опасные” три дня и необходимо усиливать контроль на дорогах. Особенно, взять под контроль воскресный день.
Как день, когда нарушителей, любителей выпить за рулем, на дорогах больше всего.
Резюме
Пьянство за рулем – серьезная проблема, которая требует самых серьезных решений. Очевидно, нельзя оставлять в стороне и вопрос с пьяными пешеходами, а также велосипедистами, водителями разных скутеров, самокатов и т.д. Надеюсь, читатели меня поправят и дополнят эту информацию в своих высказываниях и репликах. Поскольку вопрос напрямую затрагивает, наши жизни и жизни близких нам людей.
- Информация взята из газеты и с сайта: https://cnev.ru/polezno/stati/osnovnye-prichiny-dtp-pyanstvo-za-rulem
- Личный сайт Адвоката Подробнее >>>
- Группа в VK https://vk.com/club185577807
В какие дни недели случается больше всего дтп
Недавно мы разбирались с гендерной составляющей дорожно-транспортных происшествий. На этот раз Esquire решил рассмотреть, в какие дни водителям стоит быть наиболее внимательными.
Источник фото
Не зря говорят, что понедельник — день тяжелый. Именно на первый день недели в 2019 году в Южной столице пришлось наибольшее количество ДТП — 407. А вот самым аварийным днем этого года пока остается среда – 238 ДТП. Правда понедельник отстает совсем ненамного – 234 аварии. К слову в прошлом году среда была на втором месте по количеству ДТП.
На понедельник же день в 2019 и в 2020 годах приходится наибольшее количество получивших травмы разной степени тяжести и погибших. Следующими по количеству травм в 2019 году идут среда и вторник, а в 2020 – пятница и среда.
Так что по понедельникам и средам будьте предельно внимательны на дороге. Причем, это относится как к водителям, так и к пешеходам.
Самый безопасный день на дорогах города – воскресенье. Он отличается не только меньшим количеством аварий, но и меньшим количеством получивших травмы. А вот ДТП с летальным исходом в прошлом году в меньше всего было пятницу, в этом – в субботу.
Если расставить дни по количеству ДТП в порядке убывания, то в 2019 году получится следующая картина:
- понедельник (407),
- среда (387),
- вторник (379),
- пятница (367),
- суббота (355),
- четверг (344),
- воскресенье (291).
В 2020 году картина пока выглядит так:
- среда (238),
- понедельник (234),
- пятница (232),
- четверг (217),
- вторник (207),
- суббота (193),
- воскресенье (165).
В целом, по данным Департамента полиции Алматы, с начала этого года, на территории города Алматы зарегистрировано 1 486 ДТП. 46 человек погибли, 1 718 получили травмы. 1 478 из них произошли по вине водителей.
Основными видами нарушений ПДД со стороны водителей стали:
- нарушение правил маневрирования – 489, при этом погибли 13 человек, травмированы – 566;
- нарушение скорости движения – 452, при этом погибли 24 человек, травмированы – 511;
- нарушение правил проезда нерегулируемого перекрестка – 63, погиб – 1, травмированы – 72;
- выезд на полосу встречного движения – 10, погиб – 1, травмированы – 23.
Основными причинами ДТП по вине водителей являются:
- боковое столкновение – 307;
- попутное столкновение – 222;
- наезд на пешехода – 639;
- наезд на препятствие – 81.
Когда происходит больше ДТП?
Недавно один из сайтов рунета опубликовал весьма любопытную статистику по вождению машин, связанную с количеством серьезных аварий не только по дням недели, но и по часам и времени года.
Согласно данным, скачок серьезных дорожно-транспортных происшествий происходит не в так называемый «час пик».
Эту информацию журналисты подробно обсудили с экспертом-психологом, автоинструктором и сотрудником ДПС.
Статистика
Напомним, что по итогам 11 месяцев (по данным управления ГИБДД по Новосибирской области), самым «неаварийным» днем стала среда (321 дорожное происшествие), а самым опасным — суббота (460 аварий). Второе «почетное» место занимает воскресенье (396 случаев), пятница получила бронзу (384 ДТП). Остальные дни недели немногим отличаются от среды.
Парадокс, ведь в будние дни машин в городе больше, деловая жизнь кипит, все едут на работу, с работы, на встречи… Интенсивность движения очень высокая.
Но если говорить о серьезных ДТП с пострадавшими (и даже погибшими), в эти дни процент аварий меньше.
Еще один интересный факт: наиболее аварийное время суток считается с 20.00 до 21.00, а не час пик (с 5 до 7 вечера).
Почему так происходит и о чем нужно не забывать в это время?
Мнение психологов
Вот что говорит по этому поводу директор одного из медицинских центров, психотерапевт и психолог, Игорь Поперечный. Он считает, что уровень опасности на дороге повышается не тогда, когда водитель спешит по своим профессиональным делам, а когда человек хочет побыстрее закончить всю работу, вернуться домой и отдохнуть.
В рабочие дни и часы человек не уделяет себе много времени, он ответственен, собран и более спокоен.
Единственный способ обезопасить себя и других — успокоиться и вспомнить об умеренности в плане вождения. Для этого нужно глубоко вздохнуть, снизить скорость, вообщем не дать эмоциям вас захлестнуть, даже если на дороге, по вашему мнению, все хамы и неучи.
- Проблемы обычно возникают из-за психологической неуравновешенности, чрезмерного возбуждения не только от негативных, но и от положительных событий.
- Психолог говорит, что даже он сам порой слишком нервничает на дороге, но вовремя берет себя в руки, поэтому и аварий у него за 35 лет ни разу не было.
- Давайте посмотрим видеоматериал об аварийности на дорогах:
Мнение инспекторов ГИБДД
У старшего инспектора отдела пропаганды ГИБДД Алексея Толочного есть своя точка зрения на эту проблему, что отлично дополняет психологическую картину, описанную выше.
Он полагает, что на данную статистику по дням недели и часам повлиял сезон и дачный период, то есть время загородного отдыха.
Интенсивность движения на автомагистралях возрастает. Летом на дороги выезжают так называемые «подснежники», которые пользуются машинами только в этот период времени, а зимой они спокойно паркуют свои ТС в гаражах или во дворе дома.
Были случаи большого количества дорожно-транспортных происшествий как раз на загородных дорогах, причем с очень неприятными последствиями. Например, в одной аварии погибло несколько человек. Для зимы это не особо характерно.
На морозный сезон приходится меньше происшествий независимо от дня недели, будь то будни или выходные.
Мнение автоинструкторов
Еще одна причина повышенной ДТП-опасности в субботу и воскресенье — это пробки на дорогах города в рабочие будни, и скорость движения транспортных средств само собой снижается, чего не скажет о выходных. Конечно, не стоит забывать и о мелких столкновениях, которые часто случаются, наоборот, при большой загруженности автодороги.
Но, как правило, в этих случаях машины получают незначительные механические повреждения, а вот люди не страдают. Что касается выходных, в связи с меньшим количеством автомобилей скорость движения выше, соответственно столкновения серьезнее, а иногда и с жертвами.
В темное время суток сказывается, конечно же, снижение видимости и усталость водителей после рабочего дня.
Автоинструкторы считают, что учиться вождению нужно и в часы пик и в более-менее свободное время. Это связано с тем, чтобы начинающий водитель почувствовал различные методы и стили вождения при различной загруженности дорог.
Удачного вам безаварийного вождения и будьте аккуратны, особенно с 20.00 до 21.00!
В статье использовано изображение с сайта www.avi.udm.ru
Почему в России много аварий и где вероятность попасть в аварию — ЗА БАРАНКОЙ — медиаплатформа МирТесен
Сколько аварий происходит на дорогах
Всего с января по октябрь 2020 года в России произошло 105 932 аварии, в которых погибло 11 396 человек и 134 547 были ранены. Это огромная цифра, которая означает, что каждый день в ДТП гибнет 42 человека. Однако с годами ситуация очевидно улучшается. В 2019 году произошло 164 358 аварий с 16 981 погибшими и 210 877 ранеными.
Относительно недавно ситуация на дорогах была гораздо хуже. Так, в 2008 году в нашей стране зарегистрировали 218 322 ДТП. В них погибли 29 936 человек и 270 883 человека получили травмы.
Подводить итоги 2020 года еще рано, зато период с 2008 по 2018 год в ГИБДД тщательно проанализирован со всех сторон.
Именно этот период стал показательным — количество ДТП с пострадавшими снизилось фактически на четверть — на 23,7%.
И если отношение числа пострадавших к количеству ДТП за это время осталось практически неизменным (1,39 в 2009 году и 1,38 в 2018 году), то соотношение количества раненых и погибших в авариях весьма разнится.
В 2009 году на одного погибшего приходилось 9,2 участника дорожного движения с различными травмами. При этом в 2018 году соотношение составило 1 к 11,8. Отмечается, что показатель числа погибших на сотню ДТП (с 2008 по 2018 год) снизился с 13,6 до 10,8, а показатель числа раненых за такое же количество аварий за аналогичный период — с 125,5 до 127,8 единицы.
Согласно Стратегии безопасности дорожного движения, к 2024 году власти планируют сократить смертность в ДТП в несколько раз. К этому сроку президент Владимир Путин поручил снизить показатель смертности до 8,4 погибших на 100 тысяч населения. К 2030 году — до четырех человек на сотню тысяч.
Риск гибели на дорогах уже снизился. Однако риск получить травмы в России остался на прежнем уровне.
Почему аварий в России стало меньше
Динамику ДТП следует рассматривать с учетом различных факторов. Среди них действия властей по увеличению безопасности дорожного движения, рост автопарка страны и другие.
Прежде всего, в МВД отмечают утверждение федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения» в 2006-2012 годах и 2013-2020 годах, а также кадровые сокращения в ГИБДД после принятия закона «О полиции» в 2011 году. Так, к 2016 году в основном за счет ДПС личный состав уменьшился на 29% (или порядка 41 тысячи человек).
Что касается автомобилизации населения, то с 2008 года число зарегистрированного транспорта выросло на 72% — с 34 до 59,7 млн единиц. Число легковых автомобилей на одну тысячу человек населения увеличилось на 40% — с 212 до 293 единиц.
depositphotos.com
Такая динамика предполагает снижение показателя транспортного риска. Согласно теории транспортного самообучения нации или «формуле Смида», число погибших в результате ДТП в расчете на одно транспортное средство снижается по мере роста числа транспортных средств на душу населения.
Снижение смертности на дорогах во многом зависит и от самих автомобилей. На 1 января 2009 года в России было зарегистрировано более 32 млн легковых автомобилей.
Из них парк иномарок занимал лишь треть (34,3%).
Однако на 1 января 2018 года автопарк РФ состоял из 42,4 млн легковушек, и к этому времени расклад сил изменился — в меньшинстве оказались отечественные марки (их доля составляет 38%).
Кроме того, структура парка автомобилей тоже менялась, поскольку россияне чаще пересаживались на новые машины. Поэтому доля автомобилей, которые находились в эксплуатации сравнительно недолго (менее пяти или десяти лет), росла.
В ДТП теперь попадают автомобили с улучшенными характеристиками пассивной и активной безопасности. Количество пострадавших в авариях стало уменьшаться в том числе поэтому.
Несмотря на то, что автомобили становятся безопаснее, в ГИБДД посоветовали пассажирам по-прежнему располагаться на местах, соответствующих геометрическому центру автомобиля, а также на крайнем правом заднем сиденье.
Последнее объясняется более удаленным положением от встречного транспортного потока. При этом максимально опасным, согласно статистике, является расположение пассажира слева либо справа от водителя на переднем сиденье.
Где в России чаще случаются ДТП
Стабильно высокие показатели ДТП демонстрируют регионы в центральной части России, на юге страны и за Уралом.
Где число погибших в авариях на 100 тысяч населения самое высокое по итогам 2018 года:
- Республика Калмыкия;
- Республика Тыва;
- Ленинградская область;
- Новгородская область;
- Забайкальский край;
- Республика Адыгея;
- Псковская область;
- Еврейская автономная область;
- Магаданская область;
- Рязанская область.
Следом расположились Владимирская область, Тульская область, Воронежская область, Калужская область, Краснодарский край, Республика Мордовия, Сахалинская область, Курская область, Липецкая область и Республика Крым.
depositphotos.com
Еще 50,7% ДТП и 46,9% числа погибших участников дорожного движения в 2018 году пришлось на эти регионы:
- Воронежская область;
- Москва и Московская область;
- Санкт-Петербург и Ленинградская область;
- Краснодарский край;
- Волгоградская область;
- Ростовская область;
- Республика Башкортостан;
- Республика Татарстан;
- Пермский край;
- Нижегородская область;
- Самарская область;
- Саратовская область;
- Свердловская область;
- Тюменская область;
- Челябинская область;
- Красноярский край;
- Омская область;
- Приморский край.
В Научном центре безопасности дорожного движения отдельно отмечают, что аварийность в Северо-Кавказском федеральном округе можно охарактеризовать как статистическую аномалию — там в период с 2008 по 2018 год наблюдалась высокая летальность при относительно низком числе фиксированных случаев травмирования.
Немаловажен и фактор социально-экономического развития территорий. Согласно статистике, в определенной группе регионов, отличающихся низким уровнем и качеством жизни, число погибших в расчете на 100 ДТП больше, чем у регионов с высоким потенциалом развития.
Так, в среднем в группе регионов, куда входят Москва, Санкт-Петербург и их области, Самарская область, Тюменская область, ХМАО и ЯНАО — число погибших на сотню ДТП составляет 9,9, а раненых — 127,9.
Совсем другие цифры в группе территорий с республиками Дагестан, Саха, Бурятия, Ростовской областью, Камчатским краем и другими — 16,2 погибших и 137,2 раненых на 100 аварий.
Эта статистика сходится с показателями Всемирной организации здравоохранения, согласно которым риск летального исхода в результате ДТП в странах с низким уровнем дохода троекратно превышает значение данного показателя в странах с высоким уровнем дохода.
Из-за каких нарушений чаще всего происходят аварии
За 10 лет группа лидеров среди видов ДТП изменилась. Раньше первое место занимал наезд на пешехода (40,6%), следом шли столкновение (35,3%) и опрокидывание транспортных средств (13%).
Начиная с 2014 года в среднем 40% от общего количества ДТП — это столкновение автомобилей, 31% — авария с пешеходом, и около 8% — опрокидывание транспортных средств.
За весь период исследований максимальное число погибших фиксируется в результате столкновения транспортных средств (41-44%) и наезда на пешехода (29-31%).
Основными причинами ДТП по типу «столкновение транспортных средств» называют:
- Выезд на «встречку» — 6544 ДТП и 3212 погибших;
- Выезд на «встречку» там, где это запрещено, — 934 ДТП и 520 погибших;
- Несоблюдение очередности проезда перекрестков — 7988 ДТП и 612 погибших;
- Неправильный выбор дистанции — 4217 ДТП и 546 погибших;
- Нарушение правил расположение ТС на проезжей части — 1798 ДТП и 383 погибших;
- Превышение установленной скорости движения — 307 ДТП и 133 погибших;
- Несоответствие скорости условиям движения — 1073 ДТП и 323 погибших.
Отдельно стоит упомянуть проблему пьяного вождения. За 10 лет доля ДТП по этой причине стабильно оставалась на уровне 6-8%. При этом, как утверждают авторы аналитического отчета «Анализ структуры, причины и условий дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации за период с 2008 по 2018 год» уровень выявляемости такого вида нарушений ПДД не превышает и 11 процентов.
Рост количества ДТП идет постепенно с начала года. Пик обычно приходится на период с августа по октябрь.
В течение недели аварии случаются чаще всего в период с пятницы по воскресенье — причем это долгосрочная тенденция, которая не зависит от времени года.
Такую статистику можно объяснить интенсивностью и скоростью транспортных потоков, а также человеческим фактором — в том числе фактором адаптации участников дорожного движения к смене погодных условий и сокращению длительности светового дня. При этом неблагоприятные метеоусловия — туман, дождь, снегопад — оказывают точечное сезонное влияние на показатели ДТП, в то время как наибольшее количество аварии происходит в ясную либо пасмурную погоду.
Где чаще всего происходят аварии? Установлено, что основная зона локализации ДТП — улично-дорожная сеть городов и населенных пунктов. На этих территориях с 2008 по 2018 год количество происшествий снизилось со 156 409 до 129 265 ДТП. При этом число погибших снизилось с 16 704 до 8 914 человек.
Для сравнения — на дорогах вне городов и населенных пунктов в 2008 году произошло 61 291 ДТП. А в 2018-м — 36 124 аварии. Смертность уменьшилась с 13 083 до 8 682 человек.
Однако число погибших в расчете на 100 ДТП на автомобильных дорогах (вне городов и населенных пунктов) на протяжении десятилетия в три раза превышает показатель на улично-дорожной сети городов и населенных пунктов — 8,4 против 27,2 в 2008 году и 6,7 против 24,6 в 2018 году соответственно.
Трассы следует считать основной зоной риска — на них водителям следует быть особенно внимательными.
Так, в городах и населенных пунктах в среднем три из пяти участников дорожного движения скончались на месте ДТП до прибытия скорой медицинской помощи.
А на дорогах вне городов и населенных пунктов доля погибших на месте ДТП составляет три четверти. Этот факт можно объяснить не только ограничениями скоростного режима, но и возможностью своевременного оказания медицинской помощи.
Какие неисправности автомобилей приводят к ДТП
Происшествия, в которых были зафиксированы технические неисправности транспортных средств, составляют не более 3 процентов от всех ДТП.
Сравнивать динамику таких ДТП будет некорректно, поскольку «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации» на протяжении десяти лет менялись. И все же актуальные данные помогут составить представление о ситуации на дорогах.
Максимальное количество аварий происходит с участием легковых автомобилей, и в них, по состоянию на 2018 год, погибает каждый шестой, а каждый восьмой получает травмы. Доля ДТП с участием грузового транспорта составляет 17-19%, хотя показатели смертности в них весьма высокие — погибает практически каждый третий.
В период с 2016 по 2018 год чаще всего фиксировались следующие виды технических неисправностей автомобилей, из-за которых случались аварии:
- Установка на одну ось шин различных размеров, конструкций, моделей, с различными рисунками протектора;
- Одновременная установка шипованных и нешипованных шин;
- Конструктивные изменения по сравнению с серийным автомобилем;
- Неисправность внешних световых приборов;
- Износ рисунка протектора;
- Несоответствующий коэффициент светопропускания стекол.
По мнению экспертов, такая ситуация связана с тем, что россияне экономят на ремонте машин.
Порой водители обращаются в автосервис лишь тогда, когда неисправность достигла критической точки, а для ремонта заказывают самые дешевые детали.
Кроме того, сейчас, когда из-за пандемии и падения курса рубля покупательская способность россиян снизилась, парк автомобилей обновляется меньшими темпами — поэтому техника стареет и изнашивается.
Как состояние дорог влияет на ДТП
Плохое качество улично-дорожной сети фиксируется в каждом третьем ДТП (35,6%) — фактически в два раза чаще, чем десять лет назад.
В 2008 году по причине «влияния недостатков транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети» произошло 39 087 ДТП (ранено 48 440 человек, погибли 5 799).
Кривая количества ДТП постепенно двигалась вверх и достигла пика к 2016 году — 71 550 случаев (тогда получили травмы 91 208 человек, погибли 7 845). С этого момента она начала идти вниз, и к 2018 году смертность упала до 5 573 случаев, ДТП — до 59 421 ед., а раненых — до 75 851 человека.
depositphotos.com
Ключевыми недостатками состояния улично-дорожной сети прежде всего называют организацию дорожного движения. Это, например, отсутствие либо плохая различимость разметки, отсутствие дорожных знаков (а также неправильное их применение либо плохая видимость) и отсутствие тротуаров с пешеходными дорожками.
Также множество ДТП происходит по вине качества дорог (недостатки зимнего содержания, дефекты покрытия, неудовлетворительное состояние обочин), а также недостатка освещения.
Зоной риска называют сельские населенные пункты, а также городские населенные пункты с низкой численностью населения. То есть в средних и малых городах, где показатель тяжести последствий ДТП в среднем троекратно превышает аналогичные значения крупных городов.
Таким образом, качество и характеристики дорожной инфраструктуры влияют на уровень ее безопасности. Эти факторы определяются проектированием, строительством, содержанием и эксплуатацией трасс. Дорожная отрасль несет огромную ответственность за безопасность перед участниками движения.