Фото DR Внедрение беспилотных автомобилей может также значительно повлиять на экономику и развитие государств, как и появление железных дорог. России стоит задуматься уже сегодня: как при минимальных рисках и потерях получить максимальную выгоду? В ином случае мы опять будем в положении догоняющих.
В принципе, мы уже давно пользуемся машинами-беспилотниками – лифт, эскалатор, некоторые поезда уже много лет ходят по заданному человеком маршруту. Между прочим, не все технологии воспринимались с восторгом и энтузиазмом. В 1898 году в Лондоне в универмаге Harrods был установлен первый в стране эскалатор. Посетители настолько боялись самоходной машины, что директор магазина поставил у выхода эскалатора специальных служителей, которые выдавали каждому смельчаку, рискнувшему своей жизнью по стаканчику бренди — для восстановления душевных сил после опасной поездки. Мы привыкли воспринимать новости о беспилотных машинах как работы писателей-фантастов, но похоже, что будущее ближе, чем мы о нем думаем. Так несколько недель назад Форбс написал о беспилотном автомобиле, проект которого создали в Яндексе. Что уж говорить об американских и европейских тестах и запусках, о которых мы постоянно читаем новости. Кажется, самое время оценить возможные эффекты того, что мир перейдет на беспилотные автомобили.
Вначале немного статистики. Еще 30 лет назад, в 1986 году количество автомобилей, по данным wardsauto, в мире было менее 500 млн. 2009 году количество автомобилей вплотную приблизилось к 1 млрд. К 2017 году число автомобилей по разным оценкам составляет 1,2-1,3 млрд., из которых, по данным Eurostat/UNECE/ITF, почти 80% — частные автомобили.
Пока эксперты автомобильной промышленности пребывают в состоянии оптимизма и дают оценки роста количества транспортных средств, не учитывая изменение ситуации после массового появления беспилотников, прогнозируется удвоение автопарка – 2.5 млрд. в промежутке между 2040 и 2050 годами (Источник: greencarreports).
Почему многие считают, что уже сейчас нам лучше начинать готовиться и адаптироваться к новой реальности?
Основная причина — комбинация нескольких событий и трендов на стыке ИТ и автомобильной индустрии:
-
Конкуренция. Именно конкуренция заставляет работать изо всех сил и совершать прорывные открытия (вспомните битву за контракты на освещение городов между разработчиками генераторов постоянного и переменного тока, Эдисоном и Теслой, или за космос между СССР и США). И если автопроизводители и участники рынка пока улыбаются друг другу и говорят: «Давайте не будем спешить, главное безопасность и качество», то последние новости мировых компаний говорят о том, что гонка идет во всю:
- Audi объявила, что представит беспилотный автомобиль в 2020 году
- NVIDIA представит новую технологию поддерживающую беспилотные автомобили в 2018 году
- NuTonomy запустит беспилотные такси в Сингапуре в 2018 году (запуск в 10 городах ожидается в 2020 году)
- СЕО Ford объявил, что запустит беспилотный автомобиль в 2021 году
- Volkswagen, Baidu – 2019, Toyota – 2020, BMW, Tesla – 2021, Uber – 2030, и.т.д.
-
Готовность городов к рывку. Уже сегодня власти многих стран и муниципалитеты городов всерьез задумались над изменением существующей городской инфраструктуры с точки зрения внедрения беспилотного транспорта, например:
- Департамент транспорта США выделил семь грантов в $100 000 городам (Сан-франциско, Остин, Денвер, Портленд, и др.) для того, чтобы они разработали проекты изменений городской инфраструктуры с точки зрения внедрения беспилотных автомобилей. В июне будет проведен конкурс, победитель получит грант в $50 млн. на реализацию изменений
- Сингапур и Великобритания уже запустили тестовые зоны с маршрутами беспилотных автомобилей
- Новые велодорожки – прототипы будущих выделенных полос для беспилотников, построят на 23 улицах Москвы.
- Технологии.
- Прорыв в машинном обучении позволил добиться качественного новых технологий в компьютерном зрении. Автомобили научились различать статические и, что еще более важно, динамические объекты на дорогах, а скорость обработки данных и качество отфильтрованного сигнала позволяют автомобилю безопасно передвигаться в условиях городской среды.
- Развитие технологий интернет вещей (IoT) позволяет реализовывать концепцию connected car, согласно которой машины, находящиеся в движении мгновенно информируют друг друга о любых изменениях на дороге и адаптируют свое поведение в соответствие со складывающейся ситуацией. Например, на основе такой концепции в одном из проектов удалось сократить время приезда скорой помощи почти на 30%, заранее передавая сигналы о необходимости освободить полосу всем автомобилям, находящимся в той же полосе.
- Подобная концепция будет совершенно необходима для беспилотников, т.к. вряд ли беспилотнику будет понятен завывающий сигнал, который к тому же могут издавать и машины с очень важными пассажирами
- Привычки. Беспилотные автомобили будут достаточно дороги для покупки и использования в личных целях (во всяком случае первые 5-10 лет). Но привычки, которые создают у потребителей ко-шеринговые и райд-шеринговые компании, а также службы такси (Яндекс, Gett, Uber,Lyft) позволяют надеяться, что амортизировать стоимость приобретения беспилотного автомобиля можно будет на большое число городских «водителей/пассажиров», а значит поездка станет дешевой. Привычка отказа от личного транспорта в пользу моделей carsharing / ridesharing позволяет надеяться на продуктивное внедрение технологии беспилотных автомобилей на массовых рынках
Как быстро все может случиться?
Мы можем наблюдать большое количество пилотных запусков в разных городах мира. Весь вопрос в том, как быстро произойдет ролл-аут и от пробных запусков и пилотов эффекты станут видны на макро уровне?
Может быть, мы не правы и ускоряем события, но массовое внедрение произойдет гораздо быстрее, чем мы думаем. Посмотрите на график массового внедрения новых технологических продуктов в США (источник BlackRock).
Он характеризуется очень быстрым ростом функций, а с точки зрения использования беспилотных автомобилей он будет еще стремительнее расти, хотя бы потому, что населению не нужно будет инвестировать значительные средства в покупку автомобиля (спасибо Uber и Carsharing).
Зачем приобретать беспилотный автомобиль в личное пользование, когда ты можешь им дешево воспользоваться?
Доминирующее влияние на рынок беспилотных автомобилей будет оказывать не приобретение автомобилей в собственность, а совместное и служебное использование. Потребителю нужно будет только скачать мобильное приложение, прикрепить свою банковскую карту и начать пользоваться услугами.
В разговорах со многими малыми, средними и даже крупными бизнесами авто индустрии мы часто задавали один и тот же вопрос: «Вы думали, как изменится ваш бизнес, когда беспилотные автомобили будут повсеместно?»
Российские компании (даже те, кто вышли на международные рынки) в 95% случаев отвечали: «Это будет нескоро и у нас есть более насущные вопросы». Как бы хотелось поделиться с ними личным опытом работы в бизнесе медиа носителей, где доминировала аналогичная точка зрения.
В реальности, практически полный переход на интернет-распространение музыки, кино и компьютерных игр в России произошло быстрее, чем в европейских странах и даже быстрее, чем в США.
А вот европейцы, азиаты и американцы уже вовсю перестраивают свои бизнес-модели с учетом наступающей эпохи беспилотников.
Что изменится после массового внедрения автомобилей беспилотников и какие возможности откроются?
- Новые перспективы для бизнеса. Только в США влияние беспилотных такси на ВНП оценивает в $2 трлн к 2035 году (данные ARK).
Огромная индустрия откроет множество перспектив для нового бизнеса:
- Многие мобильные приложения, которые были созданы для удобства людей (но мы часто забывали ими воспользоваться) будут как никогда актуальны для беспилотных автомобилей (поиск и резерв парковки, карта лояльности на заправку – да автомобиль может быть очень лояльным пользователем, которому не лень сделать после работы круг до заправки и получить скидку), пр. Но эти приложения придется существенно преобразить и переделать не под потребности людей, а под потребности искусственного интеллекта
- Фундаментально новые сети заправок, автомоек, станций технического обслуживания
- Развлечения для пассажира. У нас может появиться дополнительный час (или больше) в день на отдых и развлечения, пока мы выполняем поездку. Есть много интересных бизнес-идей какие развлечения автомобиль может предоставить пассажиру
- Дополнительное свободное время и комфорт передвижения открывают огромные перспективы (триллионы долларов) и миллионы рабочих мест в индустрии туризма по всему мируПоявятся возможности точного предсказания времени в пути, машине можно будет при отлете указать время прибытия, а она сама проверит не опаздывает Ваш самолет.
- Появятся новые нетривиальные задачи оптимизации перемещения и стоянки общих автомобилей: сегодня опытный таксист знает в какой части города он будет наиболее востребован. Беспилотникам предстоит научиться заранее перемещаться в наиболее вероятные районы заказа, чтобы сократить время подачи автомобиля потребителю. Такого рода задач можно сформулировать множество, ведь как каждое научное открытие поднимает сразу несколько новых вопросов, на которые еще нет ответа, так и новые технологии создают новые возможности для бизнеса.
Наконец, рассмотрим положительные и отрицательные эффекты повсеместного использования беспилотников.
Давайте вначале остановимся на несомненных плюсах.
Скорее всего, эффекты будут посильнее тех, что принес миру эскалатор.
- Грузы будут доставляться быстрее. Робот-автомобиль не ограничен 40-часовой рабочей неделей. Он может двигаться круглосуточно. И если ранее в какой-нибудь населенный пункт груз ехал три дня, то машина робот доставит его за сутки.
- Такси станет намного дешевле. Не секрет, что основную стоимость в перевозке пассажира составляет зарплата водителя. Например, вот типичная раскладка денежного распределения в такси-сервисах (данные: сотрудников российских такси-сервисов) в Москве: водитель получает среднюю выручку в 7000 -8 000 руб. в сутки (16-20 часов работы) из них:
- 1 400-1 600 руб. — ежедневная оплата аренды автомобиля, в которую входят и отчисления владельцу бренда
- 1 200-1 400 руб. — горючее.
- 1 400-1 600. руб. — комиссия оператора
- Остальное (порядка 50% от выручки) — доход водителя
Сокращение вдвое стоимости поездки обрадует жителей городов и сделает поездки на такси более выгодными по сравнению с использованием собственной машины, особенно если учитывать оплату парковки. Американские источники еще более оптимистичны в своих прогнозах об уменьшении стоимости поездок на такси
- Уменьшится количество серьезных аварий. В McKinsey считают, что внедрение беспилотников уменьшит количество ДТП на 90%. Для владельцев автомобилей это значит, что меньше денег будет потрачено на ремонт, тех. поддержку и медицинские услуги по восстановлению после ДТП (а это $180 млрд. в год).
Но к этому прогнозу все-таки стоит относиться очень осторожно. Еще очень многие годы на дорогах будет микс обычных и роботизированных машин. Беспилотный автомобиль будет руководствоваться строгими правилами, ожидая того же от двуногих водителей.
Но последние не всегда ведут себя на дорогах адекватно. Вспоминается старый кавказский анекдот. «Водитель мчит на красный на перекрестке. На вопрос пассажира, почему он так делает – ответ: я джигит. На следующем перекрестке джигит тормозит на зеленый.
На новый вопрос следует ответ – а вдруг на пересечении другой джигит едет».
- В Великобритании провели исследование (UK study) на тему положительных эффектов для городов после массового внедрения беспилотников. Одним из самых значимых эффектов, по мнению исследователей, «станет увеличение свободного городского пространства на 15-20% (это очень много, например, в масштабах Москвы) за счет исключения парковочных пространств. Сегодня в Лондоне парковки занимают 16% от городской площади (6,8 млн. парковочных мест). Освобождение этих пространств значительно повысит качество жизни населения и откроет новые возможности для бизнеса (уличная торговля, веранды, детские площадки, зеленые зоны)».
К этому прогнозу стоит относиться еще более осторожно. Количество перемещающихся по городам вряд ли уменьшится. Рост экономики развитых стран во многом обеспечивается за счет повышения мобильности населения.
Потенциальная дешевизна беспилотных такси будет привлекать все большее число людей, которые предпочтут такси другому общественному транспорту. Вряд ли это позволит сократить количество машин на дороге и число необходимых паркингов.
Просто паркинги, скорее всего, тоже будут роботизированные, которые смогут размещать машины очень плотно друг к другу, экономя место на городских пространствах.
Теперь о потенциальных угрозах.
- Каждый раз, когда в мире происходит новый технологический прорыв, появляются трагические предсказания о экономических спадах, безработице и катастрофах (Что будет с тысячами лифтеров, телефонисток, трубочистов, кучеров?). Обычно все очень сильно преувеличивают масштабы проблемы. Но в случае беспилотных автомобилей есть над чем задуматься. Сегодня в мире, по подсчетам Venturebeat, около 300 млн единиц транспорта, используемого в коммерческих целях – таксисты, дальнобойщики, водители автобусов и т.д. На каждом транспортном средстве с учетом сменности работает не по одному человеку. Например, в США дальнобойщик — самая популярная мужская профессия (по данным Spark Capital, – 3,5 млн человек), которая позволяет зарабатывать $7 000 -15 000 в месяц без высшего образования.
- Аналогичная ситуация с автостраховщиками и дорожной полицией. Всегда не очень приятно, когда безработными оказываются сотни тысяч человек, умеющие пользоваться оружием. Хотя здесь не все столь очевидно. Ведь, вероятно, пассажир сможет давать указания беспилотнику, например, срочно остановиться в неположенном месте, а не ждать положенного и идти оттуда пешком.
Очень было бы интересно понаблюдать за разбором дорожной ситуации между полицейским, машиной-роботом и пассажиром.
- Автомобильная промышленность.
Пусть и неточные в количественном выражении, но качественно корректные оценки показывают, что сейчас на каждые пять-десять частных автомобилей населения в движении находится только один автомобиль.
Не означает ли это, что решение всех потребных задач по перемещению граждан способны выполнить в пять-десять раз меньшее число автомобилей. Выше уже отмечалось, что роботизированные общественные автомобили (такси, ) в каждодневном применении будут дешевле личного автомобиля.
Тогда следует ожидать массового уменьшения приобретения частных автомобилей.
А что делать автомобильной промышленности, которая многие десятилетия была локомотивом мировой экономики. В развитых странах автомобильная промышленность составляет до 3-7% ВВП (Источник: . На одно рабочее место на автосборочных предприятиях приходится до 7 рабочих мест на смежных производствах. А еще дилерские центры, торговые салоны и т.д. и т.п.
Как пережить уменьшение спроса в разы? Уже сейчас на деловых встречах и круглых столах обсуждается более глубокая кастомизация автомобиля: машины для большой семьи, спорта, туризма, удобные для перевозки велосипедов или лыж и т.п. Освобождающееся личное время позволит еще более повысить мобильность — и одному путешествующему в день может потребоваться больше перемещений и больше автомобилей, отстоящих друг от друга на большом расстоянии.
- За технологическими изменениями последуют значительно более инертные социальные изменения, которые предсказывать неимоверно сложнее.
Можно много мечтать о том, как будет выглядеть мир после массового внедрения новой технологии. Но, возможно, настал момент постепенно перейти от мечтаний к действиям. Появление новой технологии несет в себе риски и новые возможности как для городов, так и для бизнеса и населения, и совершенно не хочется эти возможности упускать.
Внедрение беспилотных автомобилей может также значительно повлиять на экономику и развитие государств, как и появление железных дорог. Нам стоит задуматься уже сегодня: как при минимальных рисках и потерях получить максимальную выгоду? В ином случае мы опять будем в положении догоняющих.
Как беспилотные автомобили будут решать вопросы жизни и смерти
Когда-то казалось, что все проблемы, связанные с моральным выбором умной машины, позволят разрешить законы робототехники, сформулированные писателем-фантастом Айзеком Азимовым.
Робот не должен причинять вред человеку — и точка. Но что делать беспилотному автомобилю, если у него отказали тормоза и сейчас он либо собьёт пешехода, либо рискнёт жизнью пассажира, съехав в кювет? Это не фантастика.
Автомобили-роботы уже выезжают на дороги.
«Беспилотный автомобиль: кого он должен спасать?» — под таким заголовком на сайте Массачусетского технологического института рассказывается о недавнем исследовании, опубликованном в журнале Science.
Учёные из MIT, предложили респондентам подумать над решением нескольких десятков моральных дилемм.
По сути, это исследование — вариация на тему знаменитой «проблемы вагонетки», которая прежде казалась абсолютно умозрительной.
«Проблема вагонетки» — это мысленный этический эксперимент, который с 60-х годов используют психологи. Представьте, что по рельсам несётся тяжёлая неуправляемая вагонетка и на пути у неё пять человек, привязанных к рельсам.
У вас есть возможность нажать на рычаг и перевести стрелку на другой путь, где человек всего один. Вопрос в том, будете ли вы это делать. Правильного и неправильного решения у моральных дилемм не существует.
Приверженцы утилитарного подхода считают правильным спасать как можно больше жизней, другие говорят о недопустимости вмешательства и совершения убийства своими руками.
Как из человека стать машиной: биохакеры и мировое господство
«Легко представить ситуацию, когда алгоритмы, заложенные в программу безопасного движения, войдут в конфликт друг с другом», — пишут авторы из MIT. И предлагают сделать выбор. «У машины отказали тормоза. Если она продолжит двигаться, то собьёт девочку, переходящую дорогу на красный свет.
Машина может уйти на соседнюю полосу, где горит зелёный, и тогда задавит пожилого человека. Помните, остановиться автомобиль не успевает — куда должен направить его бесстрастный алгоритм?». Я честно прошла весь тест, предложенный исследователями, и это оказалось непросто.
Намного сложнее, чем задачка про вагонетку, ведь меня спрашивали, как запрограммировать реальный автомобиль.
Сталкиваются ли с этическими вопросами разработчики беспилотного транспорта, я решила узнать у них самих — и встретилась с руководителем департамента беспилотных транспортных средств российской компании Cognitive Technologies Юрием Минкиным.
Компания несколько лет занимается созданием алгоритмов автономного вождения для КамАЗов, а недавно анонсировала систему C-Pilot для легковушек. Если испытания пройдут успешно, в городах скоро появятся авто без водителя.
Кстати, благодаря этим проектам частная компания Cognitive Technologies смогла получить поддержку государства в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки».
«Беспилотник априори морален»
Юрий Минкин: Я зайду с другой стороны. Один из главных ожидаемых результатов внедрения беспилотников состоит в уменьшении аварий и жертв буквально на порядки.
Сейчас на российских дорогах гибнут десятки тысяч человек, с распространением беспилотного транспорта их число снизится до сотен, а потом и до единиц. В этом смысле самоуправляемый автомобиль априори морален.
Он всегда сосредоточен на дороге, у него есть исчерпывающая информация, он может получать данные от других транспортных средств и элементов дорожной инфраструктуры. Создание таких автомашин — перспектива ближайших десятилетий.
Но ведь и с беспилотными автомобилями случаются аварии…
Юрий Минкин: Конечно, производители продумали ещё не всё. Недавно был громкий случай: аналогичный автомобиль Tesla столкнулся с фурой, не различив белый прицеп на фоне неба. Погиб пассажир.
Однако баг скоро устранят — клиенты получат исправленную прошивку (у машин этой компании программное обеспечение обновляется так же, как в смартфонах), и проблема будет решена.
Можно сказать, что жертва принесена не напрасно: больше в этой ситуации никто не пострадает.
Вы говорите, что перед разработчиком вопрос морали не стоит, но, похоже, вы просто уже решили его. Одна жертва лучше, чем пять?
Юрий Минкин: Конечно. Я считаю, что мы рассматриваем такой же уникальную ситуацию, как падение метеорита на человека. Моральная дилемма для беспилотника будет редчайшим случаем. У самого автомобиля морали нет, конечно, он действует по заданным ему критериям.
И в данном случае это должен быть критерий минимизации ущерба. Как оценивать ущерб, чтобы его минимизировать, — тонкий момент. Навстречу едет машина, мы не можем узнать, сколько в ней человек.
На переходе два ребёнка, а вдруг в машине их три? Но эти двое — очевидный факт, а что в машине, неизвестно.
Беспилотник Tesla Model S на автосалоне во Франкфурте. AP Photo/Michael Probst
Пдд вместо морального выбора
Кто же должен принимать такие решения?
Юрий Минкин: Если вы о том, кого сбивать — бабушку или ребёнка, — то это вопрос не к разработчикам. Это задача законодателя, сертифицирующих органов или кого-то ещё. Но вряд ли кто-то готов решать такой вопрос.
Сейчас есть нормы безопасности по тормозному пути, люфту рулевого управления и так далее. Правила должны быть разработаны и для беспилотников. В идеале — единые для всего мира. Но всё это произойдёт нескоро.
Вот когда машина первый раз кого-то собьёт, начнётся обсуждение: правильное ли решение принял робот? Тогда, наверное, и будет выработан более-менее чёткий подход.
Но вы же прямо сейчас что-то закладываете в алгоритмы?
Основой будущей технологической революции станут нейронные сети
Юрий Минкин: Есть действующие правила дорожного движения, и мы программируем в их рамках. Например, машина не должна выезжать на встречку. Чтобы, объезжая котёнка, мы не врезались в автобус и не убили 50 детей. По правилам в случае опасности нужно тормозить, и именно это наши беспилотники должны делать на данном этапе.
Мы не можем нарушать действующие правила. Законодательство не видит разницы между ребёнком и взрослым в вопросе, кого из них сбивать, так что и мы это в алгоритм не закладываем.
Сейчас, если машина уйдёт со своей полосы и собьёт старичка, чтобы спасти детей, она нарушит ПДД, то есть водитель будет виноват по закону, даже если поступит правильно с точки зрения морали.
Возможно, всё будет меняться, но, вероятно, вслед за прецедентами. Когда появились первые автомобили, не было вообще никаких правил. Потом машин стало много, и возникла необходимость упорядочить их движение. На следующем витке, когда останутся одни беспилотники и в авариях будут гибнуть не 30 тысяч в год, а всего 30, люди начнут думать, как избежать и этих жертв.
«Нам придётся верить производителю»
Будут ли владельцы беспилотников знать, как устроены их машины?
Юрий Минкин: Нет, конечно, рядовой пользователь и сейчас этого не знает. В современных автомобилях очень много электроники. Например, все мерседесы оснащены системой автоторможения, и она как-то действует.
До покупателя доводят максимально упрощённую, рекламную такую информацию. Рассказывать в деталях даже вредно — кто-то может не так понять, неправильно интерпретировать и так далее. Придётся верить производителю и статистике аварий.
Если безопасность гарантирована, не так уж и важно, как система работает, инженер её придумал или волшебник.
Недавний опрос MIT выявил парадокс. Абстрактно все соглашаются, что беспилотник должен минимизировать жертвы, в том числе за счёт своего пассажира. Но, отвечая на вопрос, а купили бы вы сами такую машину, так же дружно отказываются: никто не хочет быть той самой «минимальной жертвой». Что с этим делать?
Юрий Минкин: В нашем опросе мы тоже отметили эту особенность. Люди рассуждают не только о количестве жертв, но и о статусе: академики вроде как в приоритете. Предлагали даже способы распознавания — как подключиться к социальным сетям и выяснить, кто перед тобой. Но стоит человеку представить себя за рулём, он сразу теряет интерес к решению дилемм и старается уйти от ответа.
Есть такое: я купил себе машину, и она должна меня защищать. Эту проблему тоже нужно будет решать в рамках законодательства. Вот более близкий и реальный пример: в машину может быть встроено ограничение скорости. Для ограничения жертв опять же.
Да, я купил машину за свои деньги, но выше определенную она не разгонится — кто-то за меня решил, что мне делать! Такими, впрочем, будут все машины.
То есть купленная мною машина будет минимизировать жертвы, возможно даже, за мой счёт?
Юрий Минкин: Да. Но смотрите, сейчас шанс попасть в ДТП один, при беспилотниках он будет в сто или в тысячу раз ниже. Поэтому, конечно, в какой-то гипотетической ситуации машина вас убьёт, чтобы спасти ребёнка, но вероятность этого крайне низкая.
Да, в одном случае из миллиона она пожертвует вашей жизнью, чего не сделает другая машина. Но ещё в 999 999 случаях она вас спасёт: у неё десяток подушек безопасности, сотня систем и датчиков, которые мониторят окружающее пространство, чтобы вас защитить.
К тому же есть вероятность, что в будущем частных машин просто не останется, и это отчасти разрешит парадокс.
Инструкция: как сделать Марс обитаемым
Известно, что самолёт — самый безопасный вид транспорта, но многие боятся летать, чисто психологически. Есть ощущение, что пока я сам держу руль, то могу что-то изменить.
Юрий Минкин: Это иллюзия. Подумайте, вы не боитесь садиться за руль, хотя по сравнению с пилотом самолёта, который учится годами в специальном заведении, вы просто неопытный новичок. Его постоянно проверяют, а вы ездите каждый день, даже если неважно себя чувствуете.
На самом деле, хоть вы и держитесь за руль, вы в значительной степени ничего вокруг не контролируете, это факт. Сегодня любая авария с участием беспилотной машины привлекает повышенное внимание. Пьяный водитель сбил десяток человек — все поговорили и забыли.
А беспилотник собьёт — и сразу призывают запретить такие автомобили! Водители гораздо опаснее, но их никто не предлагает запретить.
Вы бы сами сели на беспилотник?
Юрий Минкин: Если он протестирован, проверен, то конечно. Постепенно люди поверят в эту технологию. Фобии, может, и останутся, но у отдельных людей.
Не так давно главным видом транспорта была лошадь, практически каждый умел ездить верхом. Сейчас это единицы — фанаты конного спорта и жители некоторых местностей. Так же будет и с пилотируемыми машинами.
Они станут экзотикой, позиция общества изменится на противоположную: «Человек за рулём?! Это же опасно!».
Беспилотные автомобили могут быть опасными и прожорливыми
Казалось бы, разработки в сфере автоматизации процесса управления транспортными средствами должны повысить удобство использования наземного транспорта и улучшить ситуацию с безопасностью на дорогах (по крайней мере, в странах с высокой культурой вождения).
Основатели Google вообще считают, что от личного транспорта можно будет отказаться, и машин на улицах станет гораздо меньше. Разумеется, не все утопические идеи должны обязательно находить воплощение в жизни.
Ларри Пейдж, например, недавно заявил, что от 40-часовой рабочей недели можно отказаться, поскольку большинство людей ходит на работу для общения, а материальные потребности можно удовлетворить за счёт гораздо меньших ресурсов. Он предложил корпорациям нанимать вместо одного работника с 8-часовой сменой двух сотрудников с 4-часовой сменой.
Это позволит решить проблему безработицы, а заодно позволит людям больше времени уделять личной жизни. При этом Пейдж с высоты своих доходов забывает о таком важном нюансе, как уровень заработной платы, который при 4-часовой рабочей смене неизбежно снизится… Впрочем, сегодня речь пойдёт не об этом.
Как сообщает издание The Guardian, специальный отчёт ФБР позволил выявить некоторые угрозы, сопряжённые с грядущим повсеместным распространением «беспилотных» автомобилей.
Прежде всего, американские правоохранители опасаются, что в таком автомобиле преступник сможет вести огонь по преследующим его автомобилям спецслужб, полностью отвлекаясь от дороги. Кроме того, лишённое водителя транспортное средство может быть начинено взрывчаткой и отправлено в пункт назначения по заданному маршруту.
Преступники также могут обходить заложенные в «беспилотный» автомобиль алгоритмы безопасности для проезда перекрёстков на запрещающий сигнал светофора или нарушения скоростного режима.
Впрочем, есть и оптимистичные моменты.
ФБР считает, что количество дорожно-транспортных происшествий с переходом на беспилотные автомобили должно снизиться, а преследовать «автоматические» транспортные средства станет проще: можно будет выдерживать обеспечивающую скрытность наблюдения дистанцию и совершать отвлекающие манёвры без опасения упустить преследуемого. По мнению авторов отчёта, в США эксплуатация «беспилотных» автомобилей на дорогах общего пользования будет повсеместно разрешена уже через пять-семь лет.
анонсы и реклама
Представители корпорации Toyota, как утверждает издание Bloomberg, тоже видят в автоматически управляемых автомобилях ряд недостатков.
Например, они считают, что сокращение времени в пути за счёт оптимизации дорожного трафика будет использовано многими американцами для отселения от места работы на большее расстояние.
В результате, времени на путь к месту работы они будут тратить столько же, как и раньше, а пройденное расстояние увеличится. Это повлечёт увеличение расхода топлива и пагубно скажется на экологии городов.
По словам экспертов, люди обычно склонны трансформировать увеличение скорости перемещения в пространстве не в экономию времени, а в увеличение преодолеваемого расстояния. Кстати, сама Toyota пока склоняется к «полуавтоматическому» режиму управления транспортным средством, при котором человек периодически берёт на себя функции водителя.
Зачем в 2020 году нужны десятки тысяч беспилотников, на которых нельзя ездить — Транспорт на vc.ru
Мнение менеджера по продукту vc.ru.
Через несколько месяцев почти миллион беспилотных Tesla начнут работать как роботакси. В это же время 20 тысяч автономных Jaguar i-Pace, созданных вместе с Waymo, подразделением Google, станут доступны для поездок всем пользователям. Тем временем в Европе Daimler вслед за General Motors приступит к серийному выпуску коммерческих самоуправляемых автомобилей.
Это лишь несколько примеров обещаний, данных автопроизводителями и ИТ-компаниями за последние несколько лет. К 2020 году почти все крупнейшие игроки планировали выпустить на дороги свои беспилотные автомобили, но за месяц до нового года мало что предвещает предстоящую революцию.
Обилие подобных заявлений уже дискредитировало любые разговоры о скором и неизбежном появлении беспилотника на улицах. Сложно без скепсиса относиться к заявлениям компаний вроде Waymo, которые утверждают, что во время следующего заказа такси на вызов может приехать беспилотник.
Одна из важных проблем новой индустрии — недосказанность и неразбериха в терминах. Например, в случае с Tesla. Компания пообещала до конца 2019 года выпустить обновление, которое сделает проданные автомобили «полностью беспилотными».
Согласно релизу Tesla, её электромобили смогут самостоятельно передвигаться в городе, используя уже установленные в машине датчики и камеры. Они научатся распознавать сигналы светофора, реагировать на дорожные знаки, проезжать перекрестки и решать более сложные задачи, чем движение и перестроение на автострадах.
При этом компания уточняет, что обновлённая система по-прежнему будет требовать от водителя постоянного контроля за её работой.
То есть в популярной шкале уровней автономности Tesla хочет приблизиться только к третьему уровню — к «условной автономности». Он подразумевает, что автомобиль следит за обстановкой с помощью сенсоров и двигается самостоятельно, но под постоянным контролем водителя, сидящего за рулём.
Business Insider
В широком же понимании под беспилотником подразумевается автомобиль пятого уровня автономности, когда машина вообще не требует внимания человека. В ней даже нет педалей газа и тормоза и руля. В автомобиле система контролирует все задачи, связанные с движением, в том числе и сопутствующие, например пробки.
Вызываешь автомобиль через приложение, садишься в него, располагаясь на удобном диване в большом и просторном салоне, во время движения работаешь за планшетом, смотришь фильм или читаешь книгу: примерно так представляешь себе поездку в машине, когда речь заходит о беспилотнике.
К сожалению, в 2019 году такие автомобили существуют только в виде концептов, собранных в единичных экземплярах. Нечто похожее на Volvo 360с или BMW iNext.
В салоне 360с нет руля и педалей. Вместо кресел — диван, трансформирующийся в кровать. Вместо приборной панели и подлокотников — телевизор и столик.
Volvo 360c
В концепте BMW салон по своей компоновке всё еще напоминает традиционные автомобили, но в нём есть исчезающий за приборной панелью руль, столик, диван и откидывающийся подголовник, чтобы с удобством общаться с пассажирами на заднем ряду.
BMW iNext
А ещё эти концепты могут проехать всего пару метров по стенду выставки или демонстрационного павильона. Кроме корпуса и небольшого электродвигателя, которым можно управлять вручную через пульт управления, в этих машинах ничего нет.
К концу 2019 года нет никаких предпосылок, что за несколько месяцев инженеры смогут внедрить в концепты все датчики, камеры и процессоры, необходимые для работы беспилотников, протестировать и наладить их серийное производство. Поэтому в 2020 году мы вряд ли прокатимся на автомобиле пятого уровня автономности без педалей и водителя
Пропасть между заявлениями компаний и ожиданиями общественности заставляет аналитиков впадать в другую крайность: предполагать, что беспилотное будущее появится совсем не скоро.
Технологический журналист Бет Киндиг считает, что автономные автомобили не появятся в ближайшие годы по нескольким причинам: отсутствие хорошей инфраструктуры для связи, в частности 5G, и высокая стоимость автономных автомобилей.
Однако не всё так плохо, как описывает аналитик, и оба утверждения к концу 2019 года можно оспорить. Во-первых, собранные образцы беспилотных автомобилей уже умеют работать в текущей инфраструктуре, без 5G и GPS. Алгоритмы большинства современных автономных машин опираются в первую очередь на данные с камер, сенсоров, лидаров и заранее скачанных карт.
Так работает беспилотник «Яндекс.Такси», которому не требуется постоянная связь с облаком для передвижения по городу. Все вычисления производятся непосредственно в автомобиле.
На своём подмосковном полигоне компании тестирует условия, при которых машина вовсе теряет сигнал в тоннеле или получает некорректные данные о GPS.
Во-вторых, с каждым годом составляющие, необходимые для работы беспилотника, становятся дешевле. Хороший пример: динамика стоимости одного из наиболее дорогих сенсоров — лидара. Он представляет собой быстро вращающийся лазер. На сегодняшний день это один из самых точных инструментов для измерения расстояния до окружающих объектов.
Ещё несколько лет назад его стоимость доходила до $75 тысяч. Однако в 2019 году появились лидары за $1000. Одновременно инженеры работают над другими компоновками сенсора. BMW делает ставку на твердотельные лидары, в которых не так много движущихся элементов, что повышает надёжность (теоретически) и удешевляет производство.
Лидар на крыше беспилотного автомобиля «Яндекс.Такси» Твёрдотельный лидар BMW
Даже если сравнить нынешние затраты на оборудование для автономного перемещения с затратами на водителей такси, они окажутся сопоставимыми. Содержание водителей, которые управляют одной машиной в таксопарках, в среднем оценивается на сумму около $30 тысяч в год. При этом единоразовая установка оборудования для беспилотного автомобиля обойдётся в $50 тысяч.
Если скорректировать описание пятого уровня автономности — убрать из него обязательное отсутствие педалей и руля и разрешить создавать беспилотные автомобили на базе серийных машин, перспектива появления роботакси в ближайшие несколько лет не кажется такой уж фантастической.
Более того, автомобили, подходящие по такое описание, уже есть. Они ездят по дорогам России, США, Китая. Они тестовые, в них пока сидит водитель за рулём, и встретить такие машины можно чаще на одних и тех же маршрутах. Однако они уже полностью управляются алгоритмами и служат рабочими прототипами будущих моделей.
Чего же тогда не хватает сейчас, чтобы в 2020 году беспилотный, не тестовый автомобиль можно было вызвать через приложение и поехать на нём на работу или домой? В первую очередь, данных.
Беспилотные автомобили могут двигаться самостоятельно благодаря анализу огромного объёма информации.
С одной стороны, они опираются на точнейшие карты улиц, на которых нанесены все знаки, светофоры, разметка, тротуары, расстояния между объектами и прочее.
С другой — алгоритмы создаются и обучаются на основе огромного массива размеченных данных: как и при каких условиях машина должна реагировать на возникшую ситуацию.
Чем больше данных собрано и проанализировано, тем увереннее ведёт себя машина на дороге. С этой точки зрения наиболее важный показатель, за которым нужно следить в ближайшие годы, — количество километров, пройденных беспилотниками.
Именно для сбора данных компании строят полигоны и выпускают обещанные тысячи тестовых беспилотников на улицы городов для проверки работы текущих алгоритмов и создания новых.
Конечно, если бы все компании объединились, вероятно, в 2019 году уже была бы, к примеру, создана точнейшая карта крупных городов мира. Вряд ли это произойдёт в обозримом будущем. У каждого автопроизводителя и разработчика свой формат данных, свой подход к их сбору, анализу и разметке.
2020 год станет гонкой за данными. Для этих целей компании планируют выпустить тысячи беспилотников на городские улицы. Большинство этих машин пока не рассчитано на перевозку пассажиров, зато они в разы ускорят сбор данных и тестирование алгоритмов.
Второй существенный барьер, который мешает повседневному использованию беспилотного автомобиля в 2020 году, — юридический.
Женевская конвенция, один из основных международных договоров по организации дорожного движения, всё еще требует от любого автомобиля, участвующего в дорожном движении, наличия человека за рулём.
Основным игрокам пока только предстоит согласовать с властями требования для работы беспилотных машин и решить большой объём правовых вопросов. По прогнозам J'son & Partners, их удастся решить не ранее 2023 года.
Беспилотный автомобиль на базе Tesla
Третий барьер, на мой взгляд, самый важный — как технологии автономного управлениям воспринимаются будущими пользователями. Ежегодный опрос Американской автомобильной ассоциации показал, что американцы по-прежнему не готовы к переходу на беспилотные автомобили.
Для популяризации беспилотника у людей должно выработаться полное доверие к алгоритмам и измениться отношение к владению автомобилем. Ведь беспилотник должен вытеснить не только существующие такси, но и личные машины.
Справиться с последней задачей помогают каршеринг и сервисы, предоставляющие автомобили по подписке. Они уже плавно изменяют отношение людей к владению автомобилем и взаимодействию с ним.
В 2019 году не обязательно покупать автомобиль, чтобы самостоятельно на нём передвигаться: можно за пару минут зарегистрироваться в приложении.
Такой же привычный сценарий, скорее всего, будет и с беспилотными автомобилями. Через сервис, напоминающий гибрид каршеринга и такси, пользователи смогут «заказывать» машину к подъезду и ехать в ней самостоятельно.
С появлением тысяч тестовых беспилотников на дорогах удастся развить и доверие к технологии. Чем больше автономных машин случайно будет встречаться на улице, тем привычнее и прозрачнее они станут для людей. Когда-то мы доверимся роботам окончательно и отпустим руль. Но никак не в 2020 году.
Хотя приятно было бы ошибиться.