Российский авторынок продолжает испытывать сложности, вот и в 2019 году немало моделей пропали из продажи.
Ford
Уход именно этой марки стал, пожалуй, самым заметным, ведь предлагать прекратили весь легковой модельный ряд, оставив в линейке только коммерческие Transit. Однако нужно отметить, что весь прежний ассортимент на момент написания материала всё ещё присутствует на официальном сайте.
Ford Focus
В своё время второе поколение машины продавалось примерно теми же тиражами, что сейчас Lada Vesta и Kia Rio. Однако у третьего с самого начала судьба не заладилась: внешность на любителя, салон тесный, цена высокая. Рестайлинг картину не поправил, и в итоге конвейер во Всеволожске был остановлен.
Автомобиль предлагался в трёх кузовах (седан, пятидверный хэтчбек, универсал) с двигателями объёмом 1.6 и 1.5 л мощностью от 85 до 150 л.с., которые в зависимости от модификации агрегатировались с механикой на 5 ступеней, 6-ступенчатым классическим автоматом и «роботом» PowerShift, также имеющим 6 ступеней.
Ford Fiesta
Младшая сестра «Фокуса» по модельной линейке в своё время уже уходила из нашей страны. Тогда машину завозили из-за границы, но спустя несколько лет Ford решил локализовать модель, рассчитывая на увеличение спроса. Этого не произошло.
Конкуренты оказались покрупнее, попросторнее, а иногда и подешевле. У машины было два кузова (седан и хэтчбек), аналогичный фокусовскому двигатель 1.6 в трёх вариантах форсировки и две коробки — механика и PowerShift — с пятью и шестью ступенями соответственно.
Ford Mondeo
У солидного седана, как и у Focus, всё пошло не так со сменой поколений, когда он из европейского стал глобальным. При этом у него из моторной гаммы изъяли тщедушный 1.6, стартуя аж с 2.5 литров и 150 сил с безальтернативным автоматом.
Вторым двигателем стал EcoBoost на 2 литра и 199 или 240 л.с. Дизайном, как ни странно, не обидели. Собирать на месте стали только седан, но, в отличие от предыдущей генерации, остальные кузова даже завозить не стали.
Ford Ecosport
Этот маленький кроссовер изначально задумывался для «третьих» стран, но потом его зачем-то повезли даже во вполне развитую Европу. Как там, так и у нас эту машинку ждала незавидная участь.
Volkswagen придумал названия для новых кроссоверов
Оказалось, что потребитель предпочтёт больше автомобиля за меньшие деньги, а не наоборот. На выбор можно было взять полуторалитровый двигатель, выдающий 123 л.с.
, с механикой или «автоматом» на переднем приводе или 2 литра на «автомате» и полном приводе.
Интересно, что к моменту принятия решения об уходе марки с рынка модель только обновилась, да так и висит до сих пор на сайте как «новый EcoSport».
Ford Kuga
Кроссовер C-класса некоторое время очень даже неплохо брали. Правда, было это тоже до смены поколений. Но и нынешнее на российском рынке смогло даже пережить рестайлинг, но это его не спасло от ухода вместе со своими товарищами по марке.
Здесь, как и у Ecosport, двигатель «завязан» с типом привода: переднему — 2,5-литровый «атмосферник» от «Мондео» с 150 силами, полному — EsoBoost, где с 1.5 л снимают или 150, или 184 л.с.
Ford Explorer
Чисто американский, большой и солидный. Понятно, что в этом поколении у него нет рамы, но большинству хватит просторного салона и какого-никакого полного привода.
Всё это у здоровяка, конечно, есть. По силовому агрегату выбрать вообще ничего не давали, это в любом случае атмосферный 3.5, располагающий выгодными по налогу 249 силами, с 6-ступенчатым «автоматом».
Nissan
iStock
Японская компания, конечно, отстаёт от американцев, но и российский рынок покинули две модели, что тоже немало. После этой чистки гамма Nissan состоит из четырёх локализованных кроссоверов: Terrano (Москва), Qashqai, X-Trail и Murano (Санкт-Петербург).
Nissan Juke
Компактный кроссовер с необычной внешностью никого буквально не оставляет равнодушным: его либо любят, либо ненавидят. Да и его продажи тоже лихорадило изрядно. Когда-то он довольно успешно продавался у нас со всей палитрой модификаций, включая бешеный Nismo.
«Дорогая, я в гараж». Водители все чаще отказываются от ремонта на СТО
Потом продажи свернули и через некоторое время запустили вновь, но уже без полного привода, Nismo других особенностей. В прошлом ноябре кончился срок действия ОТТС, для продления нужно было внедрить ЭРА-ГЛОНАСС, и компания не стала этого делать, реализовав за 2018 год 2547 машин. Новое поколение Juke, сохранившее фирменные черты, у нас не появится.
Nissan GT-R
Легендарный «Годзилла» поколения R35 с 3.8-литровым наддувным V6 и компоновкой transaxle продавался у нас с самого начала и прошёл через все обновления.
Однако и у него в декабре 2018 года закончился срок действия ОТТС, а с продажами в 25 штук за год Nissan не захотел вкладываться в установку ЭРА-ГЛОНАСС. Поэтому в нынешнем году поставки прекращены.
Увидим ли мы новое поколение в случае его выхода, неизвестно.
Nissan Almera
Пресс-служба Nissan.
Эту модель продвигали как специально выпущенную для России. Если говорить упрощённо, то это такой Франкенштейн, где на ходовую часть Renault Logan надет кузов японского Nissan Sylphy с салоном, похожим на первое поколение всё того же «Логана» после рестайлинга.
Nissan запатентовал в России новый седан Sentra
Среди отличительных черт модели был очень просторный задний диван и… пожалуй, всё. Неудивительно, что он проиграл сражение своему родственнику по технике, который сменил поколение и стал выглядеть гораздо приятнее как снаружи, так и внутри. Последние «Альмеры» были собраны ещё в прошлом октябре, но запасов хватило, чтобы зацепить и 2019 год.
Audi
iStock
Компания, в отличие от предыдущих марок, не снимала с продаж ничего массового, ограничившись спортивными купе.
Audi TT
Пресс-служба Audi.
Купе, которое на протяжении трёх поколений остаётся узнаваемым. Последняя модель, конечно, выполнена на модульной платформе MQB.
Популярностью похвастать автомобиль уже не мог: за прошлый год было реализовано и поставлено на учёт лишь 116 экземпляров с ценами от 2 700 000 рублей. И вот в 2019 году продажи прекращены. Хотя машина пережила рестайлинг, о планах поставки такой версии пока ничего не слышно.
Audi R8
Пресс-служба Audi.
Знаковый для немецкой компании автомобиль, первый среднемоторный суперкар.
Машина является родственником Lamborghini Gallardo, только более приспособленным к «мирной жизни». Прошлый год принёс лишь 8 проданных и зарегистрированных суперкаров. С уходом R8 в гамме не остаётся изначально спортивных автомобилей. Отныне есть только модификации «гражданских».
Haval H6 Coupe
Китайский кроссовер, созданный на базе модели H6, продавался в России с осени 2017 года.
Haval оценил кросс-купе F7x на уровне обычного кроссовера
Гаммы двигателей, коробок и трансмиссий, по сути, не было, то есть предлагался только один вариант — 2 литра, 190 л.с.
, 6-ступенчатый «робот» и передний привод — по цене от 1 450 000 рублей, являясь на тот момент самым дорогим паркетником марки (H9, естественно, не в счёт, это большой рамный внедорожник).
С таким ценником модель оказалась, по сути, нишевой, продавшись за 2018 год в количестве 155 машин. В апреле 2019 года все имеющиеся запасы автомобилей были распроданы.
Citroen C4 Spacetourer
Пресс-служба Citroen.
Этот минивэн до рестайлинга носил красивое название C4 Picasso. 5-местная версия всегда была менее популярна, чем Grand C4 Spacetourer на 7 мест.
Объявлены российские цены на полноприводные Peugeot и Citroen
В России за прошлый год было продано 13 и 254 экземпляра соответственно. Разница настолько заметная, что концерн PSA прекратил производство младшей модификации в мае этого года.
Сейчас же на официальном российском сайте отсутствуют варианты и на 5, и на 7 мест. Оба минивэна предлагались с двигателем 1.6, выдающим 150 л.с., в сочетании с 6-ступенчатым «автоматом». У большого дополнительно существовала версия с дизелем на 115 сил и МКПП.
Fiat Fullback
Пресс-служба Fiat.
Классический пример бейдж-инжиниринга из пикапа Mitsubishi L200 в этом году уходит в историю совсем, а не только на российском рынке. Поскольку марка не ассоциируется у покупателей с полноприводными пикапами, модель потерпела крах.
А у нас не помогли даже более гуманные цены, расширенный набор комплектации и более длинная гарантия по сравнению с прародителем. За предыдущий год продажи составили всего 233 экземпляра.
Toyota Prius
Один из пионеров гибридостроения никогда не был у нас особо популярен, да и не продавался он официально вплоть до третьего поколения. Сейчас же в строю авангардно выглядящее четвёртое, которое в январе пропало из продажи и, соответственно, с сайта.
Бывший ведущий Top Gear сравнил туалеты на заводах Toyota и Lada
Официально говорится о том, что причина всего лишь в предстоящих поставках рестайлинга, то есть старые закончились, а новых пока нет. Причём в пресс-службе тогда сказали, что «сроки зафиксированы в связи с высоким спросом на мировых рынках». Но скорее всего это означает «у вас продается слишком мало, так что неизвестно, когда модель вернётся, и вернётся ли вообще».
SsangYong
Пресс-служба SsangYong.
Корейцам не привыкать уходить, в 2016 году они уже это делали. В 2017 году предприняли попытку вернуться, но тщетно.
За тот же 2017 год удалось продать 123 машины трёх моделей — Actyon, Tivoli и XLV (по сути, удлинённый Tivoli), — а за 2018 и того меньше — 101.
В результате об уходе марки заговорили на исходе 2018 года, а уже весной 2019 года последние экземпляры были распроданы. Actyon предлагался по цене от 1 169 000 рублей, Tivoli — от 999 000 рублей, XLV — от 1 289 000 рублей.
Какие марки авто восстанавливают продажи в России
Март стал прорывным месяцем для российского авторынка. Впервые за 15 месяцев динамика продаж вышла в плюс. Тогда говорить о тенденции было рано, а по итогам мая и первой половины июня – самое время. Так, майский прирост составил рекордные 14,7%. Июнь эстафету принял и продолжил «восхождение». На 15 число темпы реализации показали рост еще на 1,2 процентных пункта.
Из 80+ брендов, представленных на отечественном рынке (3+ модели), только 12% сработали с отрицательной статистикой. Все лидеры (топ-10 брендов) показали плюсовые результаты. Лучше стали продаваться китайские автомобили, европейские марки сохранили первенство, а японские машины ставят рекорды по предзаказам.
Эксперты настаивают: рынок растет активно благодаря всем участникам листа топ-25. Но среди них нельзя не выделить марки, которые де-факто сыграли решающую роль в оздоровлении российских автосалонов. Кто они?
Что подешевле
Основная активность российских автолюбителей пришлась на сегмент бюджетных авто (январь – июнь). Да, уже третий год подряд более 70% автомобильных продаж регистрируются в ценовой категории «эконом».
- Самый высокий прирост среди иномарок бюджетного класса показал компактный Kia Sportage. Он увеличил продажи на 60%. Во многом благодаря целой серии специальных предложений, которую автопроизводитель запустил для привлечения внимания к новинкам этого лета.
- Lada нарастила реализацию почти вдвое – на 75%. Результат налицо: Vesta заняла третье место рейтинга, переместившись сразу на три позиции вверх, впервые за историю сумев обойти популярную Hyundai Solaris.
- Прирост реализации +6,8%, который показал Kia Rio, на фоне результатов Kia Sportage и Lada Vesta не впечатляет. Но здесь надо смотреть на абсолютные показатели статистики – почти 8100 проданных авто по итогам мая и более 28 тысяч реализованных машин за пять месяцев года – это безусловное лидерство. Для сравнения, майские продажи того же Sportage составили 2258 авто, а Vesta – 6556.
Это интересно: Что лучше использовать антифриз или тосол
Седаны лучше всех продают японцы
Средняя ценовая категория своих лидеров не меняет. Как в кризис, так и на выходе из него российский рынок продаж седанов бизнес-класса формируют японские автомобили. Безусловным победителем остается Toyota Camry.
Чтобы подогреть активность поклонников, производитель обновил самый популярный седан в базовой сборке и улучшил класс отделки более дорогих комплектаций. Хотя, по версии аналитиков, прирост продаж +20% марке обеспечило снижение цен на версии с 6-ступенчатыми силовыми агрегатами.
Еще один седан, который претендует на звание драйвера отечественного рынка, – Almera от Nissan. Его реализация выросла на 78% с результатом в 1786 проданных машин. Пока абсолютные результаты не особо поражают, но внедряемая производителем система скидок и специальных программ кредитования только начала действовать.
Габариты в тренде
Второй тренд отечественного рынка автомобильных продаж (кроме популярности бюджетных машин) – предпочтение транспорту покрупнее. И здесь лидеров, привнесших немалый вклад в восстановление статистических показателей, опять три.
- Кроссовер Volkswagen Tiguan нарастил продажи в 2,5 раза. Смена поколения паркетника оказалась очень кстати, а калужская сборка добавила привлекательности его ценнику. В итоге за май продано 2165 моделей местного производства против 635 машин годом ранее.
- Российские автолюбители «распробовали» качество хэтчбеков XRAY с явной заявкой на статус кроссовера. С января концепт наращивает реализацию ударными темпами. Результат 3000 проданных автомобилей становится для модели нормой. Хотя май в этом плане немного подвел (до 3000 не хватило 113 реализованных авто), но по сравнению с прошлым годом это динамика +80%. Безусловным преимуществом Lada XRAY является ее стоимость и адаптация к российским дорогам. Хотя модель хорошо продается не только в России. Германия в последние три месяца демонстрирует постоянное предпочтение российским Lada, включая кроссовер XRAY.
Это интересно: Porsche задумывается о создании собственного мотоцикла
- Исключительно удачная замена хэтчбека Solaris на паркетник Creta тоже принесла свои положительные плоды на отечественном рынке продаж автомобилей. Hyundai Creta – в тройке лидеров не только по объемам реализации и голосам автолюбителей, но и по темпам роста заказов автомобиля. Машина новая, потому говорить о динамике здесь некорректно. Но в сравнении с тем же Solaris Creta выдала рост в 122%.
Из других драйверов российского авторынка эксперты выделяют Volkswagen Polo, Renault Duster и Toyota RAV4.
Что будет с ценами на автомобили после коронавируса — рассказывают эксперты
Автомобильная отрасль оказалась в числе наиболее пострадавших от коронавируса – салоны автодилеров были закрыты, а из-за падения доходов спрос упал едва ли не до нулевых отметок. Но участники рынка пытаются не терять оптимизма – и уже строят планы на выход из карантина. Мы расспросили экспертов и представителей отрасли о том, чего ждать от авторынка образца середины 2020 года.
Апрель 2020 года стал одним из самых сложных месяцев для российской экономики – но пока есть основания полагать, что апрелем дело не закончится. Кризис, связанный с приостановкой деловой активности по всему миру, затронет всех – в том числе и авторынок.
В мировых масштабах автомобильный рынок показал снижение на 44,8% по сравнению с апрелем прошлого года, а первые 4 месяца года принесли отрасли падение продаж на 29,2%.
Несмотря на все, что произошло в Китае за последние полгода, страна остается мировым лидером по продаже автомобилей – в апреле там продали их почти 2 миллиона.
Но Китай уже постепенно отходит от карантина, тогда как в странах Западной Европы падение продаж в апреле составило рекордные 80,1%.
Ситуация на российском авторынке не лучше: продажи в апреле упали на 72,4% – в России было продано 38 922 новых автомобиля за месяц. Это вполне логично, учитывая остановку работы автодилеров. Как рассказал Виталий Овчинников из сервиса МЭТР, больше всего продаж в России потеряли китайские производители:
Что интересно, падение продаж на российском рынке было крупнейшим с середины 2000-х – по крайней мере, за те годы, что Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) ведет статистику. Апрель нанес удар по дилерам, но они все еще надеются запуститься весной.
Вторая сторона кризиса – остановка работы крупных предприятий. Например, АвтоВАЗ останавливал работу в начале апреля, потом поработал с 13 по 29 апреля, а снова запустит конвейер с 18 мая.
Остановка, по официальным сообщениям, была связана с корпоративным отпуском и праздничными днями, но уже летом завод запланировал перейти на 4-дневную рабочую неделю из-за ожидаемого снижения спроса.
Особенность «коронакризиса» в том, что параллельно с остановкой работы крупных предприятий российскую экономику сотрясал очередной валютный кризис – рубль спустя несколько лет относительной стабильности упал до отметок около 75 рублей за доллар, и это не могло не повлиять на цены. Правда, говорит Денис Петрунин из ГК «АвтоСпецЦентр», падение спроса оказывает еще более сильное влияние:
Особая ситуация на рынке подержанных автомобилей – с одной стороны, при росте цен на новые автомобили владельцы подержанных не готовы сбавлять ценники. Но с другой – все прекрасно понимают, что у населения попросту нет свободных денег на руках, а те, что есть – будут копиться в виде резервов на будущее в неопределенности.
Как отмечает автоэксперт Илья Ушаев, в перспективе кризис заставит торговаться и продавцов подержанных автомобилей:
Все указывает на то, что дальнейшую судьбу российского авторынка покажет то, насколько быстро Россия будет выходить из всеобщей самоизоляции и нерабочего периода.
В зависимости от этого дилеры пытаются прогнозировать спрос и цены на автомобили.
Например, Дмитрий Мельников из СибАвтоКонсалт говорит, что если карантин закончится уже скоро, дилеры будут пытаться компенсировать свои потери за счет роста цен:
Пока же перспективы выхода страны из карантина не очень ясны: нерабочий период завершился, а рабочий во многих регионах так и не наступил. Однако некоторые регионы уже разрешили работать автодилерам – правда, где им брать покупателей (а тем – деньги на автомобили), сказать не может никто.
Что ждет рынок новых автомобилей
На российский авторынок в последние годы влияет государственная политика.
Влияет сильно – настолько, что работа автопроизводителей, которые не подписали специальные инвестиционные контракты с Минпромторгом, не позволит им даже выйти в ноль.
Правительство пытается нарастить локализацию производства до максимума, а основными программами поддержки стали промышленные субсидии (компенсация утильсбора) и скидки по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».
Но в таком формате господдержка работала до кризиса, который серьезно спутал карты производителям. Как считает Виталий Овчинников, несмотря на все виды поддержки, существующие в отрасли, российское автопроизводство рискует потерять несколько компаний:
На уровне правительства, судя по всему, есть понимание масштабов катастрофы. Уже в мае стало известно, что государство намерено помочь автомобильной отрасли, и среди направлений поддержки будут такие:
- запланированные на 2021-2022 годы закупки автомобилей перенесут на 2020-й;
- на программы льготного автокредитования выделяют еще 7 миллиардов рублей;
- на льготный лизинг пойдет 6 миллиардов рублей;
- на новую программу аренды пустят 2,5 миллиарда;
- на закупку автомобилей скорой помощи в регионы направят еще 5 миллиардов рублей.
Всего это дает примерно 220 тысяч автомобилей и 15,5 миллиардов рублей господдержки. То есть, почти в 6 раз больше, чем объем продаж в апреле. Правда, дойдут ли эти деньги до всех участников рынка – большой вопрос.
- Что касается рынка, то, как считает Денис Петрунин, в период кризиса ему придется консолидироваться – мелкие игроки рискуют быть поглощены более крупными:
- Еще не стоит забывать о курсе доллара – пока уровень локализации производства автомобилей в России далек от 100%, любые колебания курса будут вызывать соответствующие изменения в ценах. Как говорит Марина Дембицкая из РГС Банка, на первое время дилерам хватит тех запасов автомобилей, которые они закупили по старым ценам – а даже если доллар и вырастет, рынок адаптируется к нему постепенно:
- Действительно, при ослаблении рубля примерно на 10% начиная с марта, цены на новые автомобили не росли скачкообразно, и до сих пор общее повышение цен было ниже этой цифры.
Но мало кто покупает автомобили за собственные средства, значительная часть уходит в кредит, и тут тоже есть изменения. Банк России опустил ключевую ставку до 5,5%, а потом недвусмысленно намекнул на возможное снижение до рекордно низких 4,5%. Как считает Александр Разин из «Байкал-Сервис ТК», это поможет автопроизводителям, но кризиса отрасли все равно не избежать:
Но в конечном счете любая дискуссия в 2020 году сводится к одной теме – когда снимут карантин. Как ни странно, в России образовался некоторый дефицит модели Geely Coolray, которая собирается в Белоруссии – где карантин не вводился в принципе. Но все производители зависят от комплектующих, а их зарубежные заводы временно перестали отгружать, отмечает маркетолог Екатерина Джамбулатова:
В целом же эксперты сходятся на том, что кризис серьезно ударит по дилерам – многие компании будут вынуждены закрыться из-за отсутствия спроса и кассовых разрывов, а автопроизводители пострадают из-за падения спроса на автомобили. И то, насколько долго продлятся ограничения, влияет в конечном счете на выживаемость отрасли.
Что с подержанными авто
Сегмент подержанных автомобилей отследить не так просто – не каждая сделка регистрируется официально, да и ГИБДД не будет раскрывать такие данные. В основном, оценивается положение у официальных дилеров, работающих по Trade-In.
В целом, кризис и рост цен на новые автомобили может вызвать оживление на вторичном рынке.
Например, Илья Ушаев считает, что потребители уйдут в нижний ценовой сегмент, но отдавать 600 тысяч рублей за «Ниву» уже согласен не каждый – и многие предпочтут б/у автомобиль.
Это не касается только юрлиц и лизинговых компаний – тем проще покупать новые машины и раз в 3 года сдавать их дилерам в Trade-In и брать новые.
Рост спроса на подержанные авто вполне закономерно приведет к увеличению цен на них. Конечно, цены не будут реагировать на каждое изменение курса доллара, но владельцы подержанных машин вполне могут отслеживать цены на новые авто. Как считает исполнительный директор CarPrice Олег Заньков, б/у автомобили будут расти в цене и в текущем, и в следующем году:
С другой стороны, личный автомобиль в период самоизоляции оказался весьма полезным – пока власти регионов сокращают движение общественного транспорта, а людей на улицах штрафуют, поездки на автомобиле остаются относительно безопасными – как для здоровья, так и для кошелька (даже если для этого нужно оформлять пропуск).
Так что, возможно, коронавирус сменит направление интересов в сторону личного транспорта – что, конечно, отразится на ценах.
Долгосрочная аренда и онлайн-покупки: что принесет пандемия
Пока все считают коронавирус «черным лебедем» современности, он необратимо меняет будущее – даже в тех вещах, которые казались неизменными. Например, до кризиса вряд ли кто-то задумывался бы об успехе проекта по онлайн-продаже автомобилей – а теперь это становится реальностью.
Как отмечает Марина Дембицкая, доля онлайн-продаж автомобилей может продолжать расти и после кризиса, причем это поддерживается всеми заинтересованными сторонами:
Правда, пока это все эксперимент, и его успех под вопросом. На то есть несколько причин:
- онлайн-оплата на сотни тысяч рублей – дело затратное, и комиссия за операцию ляжет на дилера;
- есть правовые вопросы – когда клиент купил авто и на него заполнили ПТС, автосалон не сможет отвезти его даже на эвакуаторе, так как формально у салона нет на это никаких документов;
- если клиенту не понравится доставленный автомобиль (например, он найдет скол на ЛКП), вернуть его будет невозможно, так как ПТС уже заполнен;
- оформить автокредит без визита в банк тоже будет затруднительно.
Но российские дилеры уже начали такие продажи, один из вариантов – передача авто клиенту в специальной «стерильной» зоне на территории автоцентра. С другой стороны, до этого центра клиенту еще нужно как-то доехать.
Вирус – не единственная проблема, куда серьезнее сейчас выглядит снижение платежеспособности клиентов. И в Минпромторге решили помочь россиянам обзавестись автомобилем, не покупая его – запустить программу «Доступная аренда».
Как говорит Виктор Овчинников, «на программу в рамках господдержки заложено 2,5 миллиарда рублей. «Доступная аренда» будет запущена в июне, и в Минпромторге надеются с ее помощью продать 12 000 легковых автомобилей. Это немного, но, с другой стороны, аренда в нынешних условиях становится актуальным европейским трендом, и возможно, поможет рынку».
В западных странах это очень распространенная модель, но удастся ли ее адаптировать к российским реалиям – большой вопрос.
На данный момент неизвестны условия аренды – известно лишь, что операторами программы будут банки и лизинговые компании в регионах.
Правда, такая аренда могла бы дополнить рынок: уже есть каршеринг, обычная аренда авто с оплатой за дни, не хватает лишь долгосрочной аренды.
Но, учитывая всю глубину кризиса, даже такие меры могут не дать достаточного эффекта – а правительство вряд ли согласится тратить еще больше на спасение автомобильной отрасли.
Российский авторынок: итоги первых трех кварталов 2020 года
Весеннее падение спроса на новые автомобили в России продолжает отражаться на квартальных отчетах Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
В первом полугодии оно достигло 15%, а по результатам первых девяти месяцев 2020 года его удалось немного сократить, ведь свой вклад внесли итоги продаж июля (плюс 7% по сравнению с июлем 2019-го) и сентября, который тоже показал небольшой прирост, — 154 тысячи машин против 149 тысяч автомобилей, реализованных за аналогичный период прошлого года (+3,4%).
Суммарно за девять месяцев 2020 года в России продано 1 млн 95 тысяч новых легковушек и легких коммерческих автомобилей против 1 млн 271 тысячи машин годом ранее: падение составило 13,9%.
Несмотря на то, что в сентябре примерно половина представленных на нашем рынке брендов продемонстрировали положительную динамику, по итогам трех кварталов в плюсе оказались только Skoda, Suzuki, Porsche, Cadillac, Fiat, Isuzu, а также китайские марки Haval, Geely, Chery, Changan и FAW.
Ни одной компании из пятерки лидеров не удалось избежать падения спроса.
Продажи Лады за три квартала упали на 14% (с 265 тысяч до 227 тысяч машин), Kia потеряла сразу 17% (139 тысяч автомобилей), у Hyundai и Renault падение тоже составило по 14% (114 тысяч и 88 тысяч соответственно).
Поэтому девятипроцентное снижение объема продаж автомобилей марки Volkswagen на этом фоне выглядит достаточно скромно: за первые девять месяцев покупателей нашли 74 тысячи машин вместо прошлогодней 81 тысячи.
По итогам трех кварталов самыми популярными моделями на рынке остались Лада Гранта, Лада Веста и Kia Rio, причем если продажи Лад упали на 13%, то Rio потерял уже чуть больше 15%, а следующий за ним кроссовер Hyundai Creta и вовсе показал прирост (плюс 0,2%), постепенно сокращая разрыв.
Из списка бестселлеров по итогам девяти месяцев 2020 года вновь исчезла Шеви Нива (в июле внедорожник окончательно перешел в модельный ряд Лады, а в АЕБ успехи моделей из разных брендов, увы, считают по отдельности), ну а положительную динамику, помимо Креты, показали только Toyota RAV4 и Skoda Octavia (плюс 22% и 5% соответственно).
Постепенное восстановление российского рынка позволило в очередной раз пересмотреть прогноз продаж на весь 2020 год.
По новым расчетам АЕБ, падение российского рынка составит около 13% (три месяца назад предполагалось, что оно достигнет 24%), а за год будет реализовано 1 млн 552 тысячи новых автомобилей.
Впрочем, стоит учитывать, что в Ассоциации европейского бизнеса все же надеются на относительно стабильную ситуацию в четвертом квартале и отсутствие серьезных «карантинных» ограничений.
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе—сентябре 2020 года (в сравнении с тем же периодом 2019-го)
Лада | 227661 | 265200 | –14% |
Kia | 139477 | 168141 | –17% |
Hyundai | 114160 | 132248 | –14% |
Renault | 88054 | 102479 | –14% |
Volkswagen | 74525 | 81593 | –9% |
Toyota | 66169 | 74394 | –11% |
Skoda | 65163 | 61483 | +6% |
Nissan | 40535 | 48674 | –17% |
ГАЗ | 31747 | 42422 | –25% |
BMW | 29671 | 30236 | –2% |
Mercedes-Benz | 28651 | 30721 | –7% |
УАЗ | 21618 | 26331 | –18% |
Mitsubishi | 19618 | 28840 | –32% |
Mazda | 18160 | 21816 | –17% |
Lexus | 14148 | 15610 | –9% |
Datsun | 12091 | 16514 | –27% |
Haval | 11647 | 7024 | +66% |
Audi | 10131 | 11346 | –11% |
Geely | 9741 | 6341 | +54% |
Chevrolet | 9203 | 16270 | –43% |
Ford | 8909 | 25969 | –66% |
Chery | 6365 | 4244 | +50% |
Suzuki | 5396 | 4734 | +14% |
Volvo | 4944 | 5896 | –16% |
Changan | 4809 | 1306 | +268% |
Porsche | 4301 | 4200 | +2% |
Land Rover | 4164 | 5992 | –31% |
Subaru | 4124 | 5251 | –21% |
Peugeot | 2999 | 3351 | –11% |
Citroen | 2218 | 2265 | –2% |
FAW | 1868 | 960 | +95% |
Mini | 1820 | 1854 | –2% |
Infiniti | 1290 | 2797 | –54% |
Jeep | 1231 | 1373 | –10% |
Honda | 1178 | 1339 | –12% |
Cadillac | 1023 | 669 | +53% |
Genesis | 1007 | 1563 | –36% |
Lifan | 1004 | 3472 | –71% |
Fiat | 914 | 869 | +5% |
Dongfeng | 714 | 1166 | –39% |
Isuzu | 690 | 597 | +16% |
Jaguar | 674 | 1311 | –49% |
Opel | 305 | — | — |
IVECO | 251 | 295 | –15% |
Zotye | 158 | 1213 | –87% |
Brilliance | 136 | 172 | –21% |
Foton | 65 | 160 | –59% |
smart | 56 | 611 | –91% |
Chrysler | 22 | 36 | –39% |
Hawtai | 40 | — | |
SsangYong | 4 | — |
Топ-25 самых популярных автомобилей в России в январе—сентябре 2020 года (в сравнении с тем же периодом 2019-го)
Лада Гранта | 84410 | 96974 | –13% |
Лада Веста | 72464 | 83502 | –13% |
Kia Rio | 58689 | 69349 | –15% |
Hyundai Creta | 52098 | 51969 | 0% |
Volkswagen Polo | 41634 | 42413 | –2% |
Hyundai Solaris | 32871 | 45284 | –27% |
Toyota RAV4 | 26048 | 21270 | +22% |
Лада Ларгус | 25470 | 31663 | –20% |
Volkswagen Tiguan | 23744 | 25441 | –7% |
Renault Logan | 21660 | 25181 | –14% |
Renault Duster | 21212 | 27649 | –23% |
Kia Sportage | 20405 | 26068 | –22% |
Toyota Camry | 19951 | 25046 | –20% |
Лада 4х4 | 19391 | 23464 | –17% |
Renault Sandero | 18424 | 22102 | –17% |
Skoda Octavia | 18142 | 17313 | +5% |
Nissan Qashqai | 16288 | 18195 | –10% |
Skoda Rapid | 15253 | — | — |
Renault Kaptur | 14277 | 20145 | –29% |
Nissan X-Trail | 14151 | 15534 | –9% |
Mazda CX-5 | 13808 | 16945 | –13 |
Лада XRAY | 13746 | 21582 | –36% |
Hyundai Tucson | 13711 | 16413 | –16% |
Kia Optima | 13172 | 19494 | –32% |
Skoda Kodiaq | 12583 | 17517 | –28% |
Возвращение к рецессии: продажи новых машин в России упали впервые за три года
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по итогам 2019 года сократились на 2,3% — до 1,759 млн штук, сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). После двух лет восстановительного роста рынок вернулся к рецессии, отмечается в презентации, представленной на пресс-конференции во вторник.
Прошлый год «оказался более трудным, чем ожидалось», отметила АЕБ. Спад в первом полугодии «был ожидаем после увеличения НДС», а вот «надежды на восстановление во второй половине года не оправдались». «Спрос оставался слабым весь год, несмотря на его существенное стимулирование со стороны дистрибьюторов и дилеров», — указывает организация.
Со снижением продаж или очень скромным ростом в 2019 году столкнулось большинство марок массового сегмента. Продажи «АвтоВАЗа» за год выросли всего на 1%. Продажи Nissan упали на 20%, а Toyota — на 5%. На 12% сократились продажи Mitsubishi. Продажи Volkswagen упали на 2%.
Продажи Hyundai выросли, но менее чем на 1%. Исключениями стали Skoda (+9%), Datsun (+9%) и, например, Renault (+6%). При это в случае c Renault при подсчете в объем продаж были включены коммерческие автомобили.
Хорошие показатели продаж продемонстрировали китайские марки: продажи Haval за год выросли на 282%, Geely — на 186%, Changan — на 86%.
Продажи Kia за год сократились на 1%, но управляющий директор KIA Motors Rus Александр Мигаль отмечает, что для компании важен другой показатель. «Если смотреть чуть глубже, то 41% — это [продажи автомобилей Kia] Rio, 59% — это уже машины более высокого ценового сегмента.
И что для нас очень важно, мы видим тренд увеличения более высокого ценового сегмента в доле наших продаж уже несколько лет», — заявил он Forbes. В прошлом году на Kia Rio приходилось 42% продаж производителя, а на более премиальные автомобили — 58%.
Мигаль подчеркивает, что в «очень стабильной» автомобильной индустрии один процент — это существенно.
В люксовом сегменте ситуация для многих марок выглядит лучше, чем в массовом. Продажи Mercedes-Benz выросли на 11%, Genesis — на 24%. BMW в прошлом году продала на 17% больше машин.
Добиться хороших показателей компании помогло обновление модельного ряда, развитие программы трейд-ин и новых услуг, рассказал президент BMW Group Россия Штефан Тойхерт.
При этом продажи Land Rover упали на 12%, Infiniti — на 25%.
По данным АЕБ, в декабре 2019-го продажи машин показали рост до 179 000 штук — это на 2,3% больше по сравнению с декабрем 2018 года.
Но вряд ли это можно считать переломом падающего тренда, сказал председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
По его словам, «некоторый подъем» продаж типичен для конца кварталов, когда автопроизводителям нужно «закрыть плановые показатели». «Возможно, здесь есть объем искусственных регистраций», — добавил он.
В 2020 году АЕБ ожидает «продолжения непростого периода», так как «участники рынка достигли потолка возможностей в стимулировании спроса».
Организация считает, что изменений к лучшему не будет без внешних факторов, таких как ведущий к росту располагаемых доходов экономический рост, стимулирующие спрос правительственные меры и отсутствие дополнительных налогов и сборов, вызывающих рост розничных цен.
Но уверенности в том, что в 2020 году произойдет «какое-либо существенное улучшение во внешней среде», у АЕБ нет, следует из презентации. Организация прогнозирует, что в 2020-м продажи сократятся на 2,1% и составят 1,72 млн новых машин. «Автомобильная тема выпала из приоритетов правительства. В списке национальных проектов нас нет», — подчеркнул Шрайбер.
Прошлогодний рост Шрайбер назвал «сдержанным», добавив, что рост цен на автомобили уже много лет не достигает даже половины общего уровня инфляции. Он отметил, что «когда инфляция 5%, то цены повышаются на 1-2%». «Но есть госрегулирование, повышение утильсбора будет влиять на цены, и вы возможно этого еще не видите», — отметил он.
Утилизационный сбор правительство повысило с 1 января. Шрайбер поясняет, что «в начале года реализуется производство предыдущего года и на него повышение утильсбора не распространяется». Поэтому он прогнозирует, что «до марта цены останутся на прежнем уровне, а позднее увидим новые заявления производителей по ценам».
«Но я бы не ожидал большого повышения цен», — подытожил глава комитета АЕБ.
Kia в 2020 году надеется сохранить уже полученную долю рынка и достигнутое сегментирование продаж (41% и 59%), заявил Мигаль. Он отметил, что сделать это компании помогут «накопленная база» и большая программа новых продуктов. Позитивные ожидания Kia на фоне стагнирующих доходов россиян Мигаль объясняет «гибкой программой трейд-ин» и системой поддержки с привлечением банков-партнеров.
Предыдущие два года продажи новых автомобилей в России росли двузначными темпами: в 2017 году — на 11,9%, в 2018-м — на 12,8%. В марте прошлого года об уходе с российского рынка легковых автомобилей сообщил концерн Ford Sollers.
Автопроизводитель назвал этот сегмент убыточным. Источники Reuters рассказывали, что бизнес в России приносит компании значительные убытки.
В то же время в декабре продажи в России возобновил Opel, на фоне падения продаж покинувший рынок в 2015 году.
Закончились полностью: какие автомобили оказались в дефиците
Желающие приобрести автомобиль столкнулись с проблемой дефицита на рынке. У дилеров осталось не так много моделей, которые можно приобрести сразу, без ожидания. Между тем из-за ухудшения эпидемиологической ситуации их количество продолжит сокращаться, отмечают эксперты. Сколько придется ждать автомобиль, разбирались «Известия».
На каком автомобиле можно уехать сразу
Аналитики агрегатора онлайн-продаж Autospot.ru подсчитали количество автомобилей различных марок и моделей, которые есть у дилеров в наличии. К октябрю нынешнего года на складах насчитывалось почти 27 тыс. автомобилей. Год назад автомобильные запасы были в 2,2 раза больше.
Больше всего шансов уехать из автосалона на автомобиле у покупателей Lada, Hyundai и Kia. Хорошие шансы есть у тех, кто пришел в салоны Nissan, Renault и Volkswagen. Самые скромные запасы у Subaru, MINI, Changan, Jeep, Jaguar, Porsche.
— Наше исследование показывает, что автомобилей в наличии осталось немного, а их количество, видимо, продолжит сокращаться из-за высокой степени риска второй волны пандемии COVID-19, которая может привести к остановкам заводов.
Кроме того, после повышения цен на автомобили в конце августа — начале сентября россияне стали активнее покупать новые машины. И эта тенденция может сохраниться до конца года, — предупреждает директор по маркетингу Autospot.
ru Ярослав Шипачёв.
Между тем исследование агрегатора нельзя назвать всеобъемлющим. Площадка Autospot.ru представляет 700 дилерских центров из 52 городов России, в то время когда их общее число по России составляет более 3 тыс.
Объявлений становится меньше
Сокращение объявлений о продаже новых автомобилей фиксирует и сайт «Авто.ру», который работает со значительно большим количеством автодилеров.
— Есть модели, которые закончились полностью во всех комплектациях. Например, в марте на «Авто.ру» одномоментно было порядка 150 дилерских объявлений о продаже кроссовера Volkswagen Teramont, а сейчас — ни одного.
В сентябре по всей стране нельзя было найти Audi A4, сейчас их завезли, но совсем немного — 22 автомобиля. Еще в количестве менее 10 экземпляров на Россию остались новые Haval H6, Mercedes-Benz GLS, Volkswagen Multivan и Jaguar E-Pace.
Причем по всем этим машинам в марте на сервисе было по 100+ объявлений среднесуточно, — рассказала «Известиям» руководитель пресс-службы «Авто.ру» Валентина Ананьева.
Из наиболее популярных моделей, которые в начале весны дилеры тысячами размещали на «Авто.ру», сильнее других, сократилось число Skoda Octavia (–89%), Volkswagen Polo (–86%), Kia Rio (–78%). Резкое снижение демонстрируют и некоторые модели «АвтоВАЗа», прежде всего XRAY (–89%) и Largus (–86%).
Встретимся в новом году
Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков дает схожую цифру сокращения складских запасов автомобилей, что и аналитики Autospot.ru
— В обычном режиме склад примерно составляет два месяца торговли, 250 тыс. Сейчас, естественно, меньше, примерно 100–150 тыс. автомобилей. Плюс по некоторым маркам одни и те же машины с центрального склада доступны от разных дилеров.
На нашем сайте «Цена-Авто» сейчас 35,5 тыс. машин в наличии от 800 дилеров. Всего в стране более 3 тыс. дилеров. Даже если считать, что у нас много крупных дилеров, общий сток существенно более 100 тыс.
Так что, думаю, оценка в 150 близка к реалиям рынка, — рассказал «Известиям» Целиков.
В пресс-службе сети автосалонов Fresh Auto отметили, что испытывают дефицит по некоторым моделям KIA и Haval. Одним из самых дефицитных является Renault Duster в штатной комплектации.
— Наиболее позитивная ситуация по корейским брендам и Skida, где первые авто из новой партии пришли в конце сентября. По остальным локальным брендам поставки ожидаются в конце октября. По импортным брендам — вероятно, уже после Нового года, если не будут введены новые ограничения, — поделился с «Известиями» генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин.
Доплата за ожидание
Сейчас срок ожидания популярных автомобилей может составлять от месяца до полугода, отмечают дилеры.
— Если заказать модели локальной сборки сейчас, ждать придется около одного месяца, авто импортной сборки — от одного до трех месяцев, редкие комплектации или эксклюзивные вариации премиальных импортных автомобилей — до полугода, — рассказал Денис Петрунин.
В процессе ожидания цены на автомобиль могут вырасти. Во всяком случае, в стандартном договоре это условие прописано. При этом договор включает пункт, в котором прописано, что клиент может отказаться от автомобиля, если его не устроит конечная цена, тогда ему вернут деньги.
— Предварительно вносится предоплата. Чтобы отказаться, есть специальная процедура, где пишется заявление, и его рассматривают. Но в целом есть такая практика, что человек может отказаться от авто, даже если внес предоплату, — пояснили в пресс-службе Fresh Auto.
Впрочем, не все автомобильные бренды готовы повышать цены. К примеру, Mitsubishi предлагает контрактовать автомобили 2021 года производства сейчас. Акция пока действует всего на две модели российской сборки — кроссовер Outlander и внедорожник Pajero Sport.
— Мы понимаем, что машин февральского-мартовского производства придется ждать достаточно долго. Но взамен мы фиксируем розничную цену в договоре уже сейчас, а ведь они будут на 40 тыс. дороже, — рассказал «Известиям» директор по маркетингу и PR «ММС Рус» Илья Никоноров.
Чуда не произошло
Автодилеры не могли предугадать, что покупательская активность после снятия ограничений будет такой высокой. Во-первых, роль сыграл отложенный спрос, во-вторых, и колебания курса рубля вызвали ажиотаж в автосалонах.
— Рубль сделал минус 20 процентов по весне. Цены так же вырастут. Если сейчас — процентов на 10–12, значит, еще ждать роста цен минимум на 5–7%. Если рубль и дальше не будет валиться, — предполагает Сергей Целиков.
Производство планируется на полгода вперед, пояснил «Известиям» ситуацию президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» РОАД Вячеслав Зубарев.
— В марте все думали, что ситуация со спросом будет намного хуже, поэтому автопроизводители где-то сократили свои программы, где-то сократили численность рабочих, заказы. И тогда это смотрелось вполне логичным, — пояснил Зубарев.
Осенью автопроизводители ожидали, что поставки наладятся, однако чуда не произошло: поставки стали чуть лучше, но склады, по данным РОАД, полупусты.
— Второй скачок пандемии сейчас влияет на автопроизводителей. Если в каком-нибудь Китае или Корее поставщик даже небольшой детали закрывается на карантин, это всё равно приводит к сбоям в производстве и перебоям с поставкой, — отметил Зубарев. Он рассказал, что не ожидает больших накоплений на складах дилеров до конца года.
— То, что будет поставляться, будет сразу раскупаться — люди понимают, что цены будут только расти, — дал свой прогноз президент РОАД.