Самым опасным последствием неумелого прохождения водного препятствия станет глобальный ремонт силовой установки. Гидроудар — штука серьезная. Однако есть несколько действенных методов по сохранению мотора даже при глубоком погружении.
Лето полностью вступило в свои права, и тысячи горожан отправились в лоно природы. Берега рек и водоемов усыпали палатки и кемперы, у манящей прохладой воды не протолкнуться, а противоположный берег — пуст. Может рискнуть и попробовать взять штурмом водную преграду?
Риск в данном случае всегда не оправдан: если машина «захлебнется» на середине речки, то выходные будут испорчены, а счет за ремонт «наложит вето» на весь летний отдых. Поэтому первое правило для форсирования любого неизвестного брода — пройти его своими ногами и убедиться в пригодности данного пути на собственном опыте. Далее надо уточнить «физические возможности» собственного автомобиля.
Сделать это несложно: в интернете есть точные цифры, которые однозначно подскажут допустимую для автомобиля «глубину погружения». Например, Mitsubishi L200, который выступил в роли «подопытного кролика», может «нырнуть» без последствий на 700 мм. Для среднестатистического «летнего» форсирования речки этого более, чем достаточно.
Следующий важный пункт — механика процесса. Подключаем полный привод, дабы нивелировать саму возможность проворота колес и замедления, и подъезжаем к броду.
Заходить в воду надо на невысокой скорости, не убирая ногу с педали газа. Дизель в воде может заглохнуть только в случае наполнения водой выхлопной трубы, а чтобы этого не произошло достаточно «крутить мотор» в постоянном режиме.
Выхлопные газы не дадут H2O проникнуть в выхлоп, и все получится.
С бензиновым силовым агрегатом все намного сложнее: его нельзя заливать. Если высоковольтные провода и свечи намокнуть — мотор заглохнет. Поэтому, двигаясь по водной «целине», надо толкать перед собой волну, не давая ей захлестнуть моторный отсек. «Правило волны» — ключевой момент в преодолении брода.
Толкая воду вперед, водитель защищает всю подкапотную электронику, генератор и прочее навесное, и может спокойно брать серьезные преграды. Только достигнув самого глубокого места, можно постепенно добавлять газ. Увеличение скорости на выходе позволит легче «взять» размытый берег, быстрее выбраться из воды.
Как видите, особых навыков и ловкости в этом упражнении не требуется, а самую важную роль играет подготовка, а не сам аттракцион.
Главная ошибка, которую исправно совершает каждый третий водитель — это доверие пассажиру, отчего-то решившему, что он гений и может раздавать советы и команды.
Принимать решение, как и платить за возможные последствия, должен только собственник авто. Так что брод — это тот самый случай, когда надо семь раз отмерить, чтобы один раз проехать.
Что случилось с самым продаваемым брендом из КНР Что случилось с самым продаваемым брендом из КНР
В госдуму внесен законопроект, облегчающий подъезд к водоемам
Госдума собирает отзывы на резонансный и очень спорный законопроект: предлагается разрешить автотуристам парковаться ближе к воде. Каждый год несколько десятков миллионов человек отправляются в путешествие на авто. Иногда — дальнее, через полстраны к южным морям. Иногда — короткое, за город, чтобы расслабиться на природе.
Бывалые туристы знают: чем ближе вода, тем лучше пикник. Но сегодня автотурист не вправе подъехать к морю, реке или озеру ближе, чем на 200 метров. Железные кони и на суше приносят достаточно вреда экологии, что будет, если пустить их еще и к воде?
Между тем, проект поправок в Водный кодекс предлагает сократить до 50 метров запретную зону для автомобилистов вдоль берегов. С инициативой приблизить стоянки моторизованных туристов к воде выступило Законодательное собрание Оренбургской области. Проект внесен в Госдуму, сейчас профильный комитет собирает отзывы.
Как уточняет адвокат Алексей Сикайло, в документе речь идет прежде всего о так называемых диких пляжах и стоянках.
«Ограничение на стоянку в границах водоохранных зон не распространяется на специально оборудованные места, имеющие твердое покрытие, — говорит Алексей Сикайло. — Таким образом, если рядом с берегом расположен официальный кемпинг с заасфальтированной площадкой, вам никто не помешает там переночевать сколько угодно раз. Для этого кемпинги и создаются».
Эксперты раскритиковали предложение приблизить парковки к берегам водоемов
Если вдоль берега проложено шоссе, то не возбраняется по нему ездить. Для чего еще его там провели?
«Но если вы какими-то звериными тропами забрались на машине или мотоцикле в удаленное от цивилизации место, то не вправе подъехать к водоему ближе, чем на 200 метров», — говорит адвокат.
Ни парковаться, ни двигаться вдоль берега в двухсотметровой зоне нельзя. Развитие сети кемпингов решило бы многие проблемы. Но разработчики инициативы сетуют, что даже вблизи цивилизации природа не всегда обустроена для отдыха на колесах.
Сегодня автотурист не вправе подъехать к берегу ближе, чем на 200 метров. Инициатива предлагает сократить эту дистанцию до 50 метров
«Вместе с тем в границах водоохранных зон большинства водоемов и водотоков дороги и оборудованные стоянки с твердым покрытием отсутствуют, — говорится в пояснительной записке.
— Подобная ситуация складывается на всех крупных реках и озерах страны, при этом люди приезжают отдыхать не на один день, с детьми, с большим количеством груза». Но сегодня оставлять машины надо вдалеке от диких пляжей.
Соответственно, туристу приходится выбирать: палатка на берегу, машина далеко в кустах или палатка возле машины, но тогда далеко ходить до воды. По мнению разработчиков проекта, вреда от сокращения водоохранной зоны не будет.
«Принятие соответствующих изменений будет способствовать увеличению доступности водных объектов для граждан и при этом не приведет к загрязнению, засорению, заилению указанных водных объектов и истощению их вод», говорится в пояснительной записке.
Как рассказывают эксперты, сегодня за нарушение своими колесами водоохранной зоны водителю грозит штраф от 3 до 4,5 тысячи рублей. «По-человечески вполне понятно желание инициаторов проекта разрешить парковаться как можно ближе к берегу, — говорит Алексей Сикайло. — Конечно, намного удобнее поставить машину рядом с водой и тут же разбить лагерь, кто будет спорить?
Но ограничения введены не просто так. Для сокращения водоохранной зоны нужны веские аргументы, мало просто сказать, что вреда экологии не будет. Покажите научные расчеты, приведите мнение специалистов. Мы должны беречь природу, это не обсуждается. Поэтому инициатива требует тщательной проработки. В целом же нам надо воспитывать культуру туризма, основанную на уважении к природе».
Блогеры выяснили, каким бензином экономичнее заправляться
Кстати, в некоторых регионах отдельные штрафы предусмотрены за выезд на лед. Потому что рыбаки и автотуристы не отказывают себе в том, чтобы не просто нарушить границу водоохранной зоны, но буквально выйти из берегов.
В начале года в Приморье в бухте Воевода на острове Русский под лед ушли 29 машин рыбаков, устроивших импровизированную парковку на застывшем море. Для побывавших на дне морском автомобилей в Приморье даже придумали термин: «топляк». А на владельцев «топляков» были оформлены протоколы: согласно региональному закону, штраф за выезд на лед составляет от 1 до 3 тысяч рублей.
В Татарстане же завели уголовное дело на водителя, решившего с товарищем покататься на машине по льду Камы. В нескольких сотнях метров от берега автомобиль заехал в полынью. Водитель сумел спастись, а пассажир утонул. Теперь автовладельцу придется отвечать по статье УК «Причинение смерти по неосторожности».
А как у них
Во многих западных странах парковка на льду или возле водоемов не запрещена законодательно. Так, к примеру, до недавнего времени гости фестиваля ледяных скульптур Winterfest, который проходит в Швейцарии, оставляли свои машины прямо на льду Женевского озера.
Однако с этой традицией пришлось попрощаться в 2016 году, когда из-за треснувшего льда в воде оказались сразу 15 автомобилей. Вытащить удалось только пять. Метеорологи тогда объяснили инцидент аномально высокими зимними температурами.
Поэтому через два года перед началом очередного фестиваля его организаторы были вынуждены вывесить на своем сайте предупреждение: никакой парковки на льду.
Подготовила Диана Ковалева
Преодоление водных преград
При острой необходимости преодоления водной преграды вброд — не стоит спешить. Для начала, нужно внимательно осмотреть водоем, если надо, — то может даже придется сделать обследование брода и, самое главное, — подготовить автомобиль.
- Местность нужно осмотреть на наличие уже готовых бродов. Например, могут быть проложены дороги или тропинки через водоем, с выходом на другой стороне. Если ничего подобного нет, — то необходимо выбрать место, где берега с двух сторон более пологие.
- Определившись с местом брода, необходимо сделать его проверку. Совершить это нужно, чтобы очистить дно от камней, различных коряг, и даже засыпать ямы. Особое внимание нужно уделить укреплению берега в местах съезда и выезда из воды. Как правило, проверку брода делают самой проходимой машиной, на которой установлена лебедка. Место для спуска и выезда не должно быть круче 10-12 градусов. Если угол выезда больше, то при перегонке автомобилей берег будет намокать и становиться серьезным препятствием для перемещения других транспортных средств. Автомобили также требуют специальной подготовки при пересечении водоема вброд.
- Чтобы избежать нанесения различного рода повреждений вентилятору, а также не допустить уменьшения мощности двигателя, на его привод рекомендуется надеть ремень привода вентилятора. Если вы видите, что аккумуляторная батарея находится ниже планируемого уровня воды, то ее нужно временно перенести выше, например, в кабину к водителю. Также стоит загерметизировать отверстие масляного щупа, крышки маслоналивной горловины. А генератор, свечи и прерыватель стоит обмотать специальной изоляционной лентой, или, при ее отсутствии, хотя бы резиной от старой автомобильной камеры. Кроме того, при помощи солидола и специальной заслонки нужно загерметизировать окно картеры моховика: необходимо снять крышку с бензобака автомобиля и деревянным колечком закупорить отверстия. Не забывайте закрыть жалюзи радиатора.
- Когда автомобиль заканчивает передвижение по воде и начинает постепенно и плавно выезжать на берег, нужно поэтапно увеличивать количество оборотов коленчатого вала, чтобы автомобиль не заглох при выезде. Но делать это нужно плавно, ни в коем случае не допускается резкое повешение оборотов, т.к. это приведет к пробуксовке. Но если машина все-таки забуксовала при выезде на берег, нужно остановиться и буксировать ее тягачом или более мощнейшим автомобилем. Если нет посторонней помощи, вытянуть транспортное средство, можно попробовать самостоятельно. Для этого нужно попытаться съехать обратно в воду и начать выезд, немного изменив направление. После того, как машина выехала на сушу, необходимо просушить тормозные колодки (делать это нужно при работающем двигателе, плавными нажатиями на тормозную педаль).
Направление автомобиля, при движении, должно быть таким, чтобы на воде не образовывались волны, которые способны залить двигатель автомобиля.
Поэтому, как правило, езду в воде выполняют не напрямую, а под некоторым углом. Сам процесс захода автомобиля в воду должен проходить плавно, и, на первой передаче.
Движение непосредственно уже в воде выполняют на повышенных оборотах коленчатого вала и снижают обороты, только когда автомобиль выехал на берег. Ни в коем случае нельзя снижать обороты во время движения в воде, так как может произойти заливание водой двигателя, — и он заглохнет.
Если машина заглохнет в воде, то завести транспортное средство уже станет невозможно, поскольку вода начнет заполнять выхлопные трубы.
Водитель должен строго контролировать уровень погружения автомобиля в воду, поскольку может произойти попадание жидкости в цилиндры двигателя. Также при движении в воде, нужно стараться избежать переключения передач, нельзя делать резких поворотов.
Теперь рассмотрим случай, когда водоем замерзший, и необходимо через него переехать.
- Прежде всего, нужно определить место переправы и толщину льда. Как правило, выбирают наиболее ровное место, с пологими берегами (обязательно в этом месте лед должен быть прочно связан с берегом).
- Чтобы определить выдержит лед переезд или нет, необходимо через 15-25 метров вырубать лунки. Потом стоит измерять толщину льда в этих отверстиях. При проведении замеров считается глубина чистого льда, который имеет стекловидную форму. Если на поверхности находятся прослойки снега или воздушные поры, то такая «трасса» может не выдержать переправу автомобиля и лучше поискать другое место для преодоления ледяных преград. Кроме того, необходимо отказаться от поездки через водоем, если лед находится выше воды и не соприкасается с ней. Лед толщиной 15 см может выдержать автомобиль, масса которого не превышает двух тон. Но нужно быть осторожным при переправе через лед морей и озер, поскольку в них находится соленая вода и лед в них на 20-30 % слабее.
- Перед началом спуска автомобиля на лед нужно обеспечить плавный съезд, расчистить снег, убрать мешающие предметы. Потом, по возможности, можно посыпать места спуска и подъема песком. Сам съезд необходимо выполнять плавно, без резких рывков и ударов, торможение выполнять только двигателем. Скорость передвижения по льду не должна превышать 10-15 км/ч, не рекомендуется выполнять резкое торможение, переключение передач и стремительное повышение скорости для пересечения преграды. Ни в коем случае нельзя производить остановку на льду. Непосредственно, при передвижении автомобиля, стоит обязательно открыть двери, вес машины стоит быть предельно, уменьшить, высадив пассажиров. Автомобили должны двигаться только в один ряд, держа дистанцию не менее 30 м. Если впереди идущая машина остановилась, объезжать ее нельзя. Во время движения не исключен прогиб льда, — в таком случае нужно плавно добавить скорость и проехать опасный участок.
Переезд реки вброд на автомобиле
Переезд реки вброд начинают с обследования дна: определения глубины, твердости грунта, выявления ям и больших камней. Признаками брода могут быть: дороги и тропинки, подходящие к реке с обеих сторон, местное расширение реки на ее прямом участке, пологие берега на изгибах реки. Выбирая место переезда, надо пройти по реке, проверить брод, установить вешки, вбив в дно колья для ориентирования во время движения. Оба берега реки на въезде и выезде должны быть пологими. Глубина брода, преодолеваемого легковыми автомобилями, не превышает 0,4-0,5 м, а грузовыми — 0,6-0,8 м. Эта глубина ограничивается приводом вентилятора. Если вода достигает шкива, то она будет поднята ремнем к лопастям вентилятора, который распылит воду на провода высокого напряжения и свечи. Двигатель остановится.
Перед преодолением брода следует закрыть жалюзи и при необходимости снять ремень вентилятора.
Ехать надо под углом к течению на первой передаче при высокой скорости вращения коленчатого вала, не останавливаясь и не снижая оборотов двигателя.
Остановка автомобиля на реке опасна, потому что грунт, особенно песок, быстро вымывается течением из-под колес и автомобиль вязнет в грунте. Сдвинуть автомобиль с места после этого будет затруднительно.
Во время преодоления брода тормозные колодки автомобиля намокают и тормоза теряют эффективность. Об этом надо не забывать и не начинать движение с высокой скоростью после преодоления брода. Вначале нужно многократными притормаживаниями прогреть тормоза, просушить колодки. И только после того как будет чувствоваться их прежняя эффективность, можно повысить скорость движения.
Преодоление брода может осуществляться колонной. В этом случае на обоих берегах ставятся регулировщики, а также выделяется дежурный тягач. Очередной автомобиль въезжает в воду только после того, как предыдущий выедет на противоположный берег.
Перед преодолением водной преграды по льду прежде всего нужно определить место переправы, толщину и прочность льда, крутизну берегов и состояние льда у берегов. Обычно переправу устраивают в местах с ровными и пологими берегами с крутизной не более 5-6°.
При разведке места переправы необходимо убедиться, что лед прочно связан с берегом и не зависает над водой. Если в пробуренной лунке вода поднимается на 0,8-0,9 толщины льда, можно считать, что лед не зависает.
Затем нужно установить, нет ли больших трещин, полыней, уточнить глубину снежного покрова на льду и обозначить место переправы вехами. Для определения толщины льда необходимо пробурить лунки через каждые 15-25 м. Измерение проводить при помощи линейки или лопаты.
В расчет берут наименьшую толщину льда, учитывая только сплошной стекловидный лед. Толщина льда 15 см вполне достаточна для переправы автомобиля массой до 2 т. Утолщение льда на каждые 5 см допускает увеличение нагрузки на 1 т.
Необходимо отметить, что прочность льда водоемов с соленой водой меньше, чем с пресной, на 25-30%. Если толщина льда недостаточна для переправы, его можно усилить намораживанием или деревянными настилами.
Но это можно делать только при температуре воздуха ниже —10° С. Допускается усиливать только тот лед, толщина которого не менее половины предельно допустимой, т. е.
не менее 30 см для автомобилей средней грузоподъемности и не менее 40 см для автомобилей большой грузоподъемности.
Полосу переправы по льду предварительно необходимо расчистить от снега. По ширине она должна быть 10-15 м. Движение по льду осуществляется с открытыми дверцами. Всех людей из кузова и из кабины необходимо высадить.
По льду следует двигаться без резких поворотов, торможений, переключений передач и даже кратковременных остановок автомобиля. Водитель не должен пугаться треска льда и выступившей из-под него воды.
При появлении на льду трещин шириной до 3 см или длиной до 70 см, а также при сильном прогибе во время движения необходимо плавно увеличить скорость и выехать из опасной зоны.
Не рекомендуется преодолевать ледяную переправу на автомобиле весной при начавшемся разрушении льда, а также осенью, когда он непрочен.
При переправе по льду автоколонны устанавливается очередность движения и дистанция, которая должна быть не менее 30-40 м. Движение автомобилей допускается только в одном направлении и только в один ряд.
Объезд остановившихся на льду автомобилей запрещен. Переправа по льду во встречном направлении допускается на расстоянии не менее 70-100 м от первой.
Гололед не прощает малейших ошибок, неточностей в вождении. Каждый зимний сезон подтверждает это. Вместе с тем, конструкции современных автомобилей позволяют эксплуатировать их и в сложных дорожных условиях с достаточной степенью надежности. Важно, чтобы водитель умел правильно пользоваться тем, что Представлено в его распоряжение.
Поделиться0
Полезные советы: переправа через реку
Отдых на природе помогает туристам восстановить силы, получить новые эмоции и впечатления, зарядиться энергией. Нередко во время похода требуется пересечь водоем, но при этом рядом не оказывается моста. Приходится переходить вброд.
Тщательно выбирайте участок, где предстоит пересекать реку. Для этого важно соблюдение некоторых условий:
- Оценить ширину, глубину водоема, скорость течения, климатические, метеорологические условия. К ним относятся погода, температура воздуха, акватории. Также стоит учитывать, как быстро изменяется уровень воды, предвидятся ли дожди или ветра.
- Определить скорость течения реки можно следующим образом. Попросите товарища удалиться от вас на 10 метров. Затем пусть он бросит в воду веточку или щепку. Засеките время, чтобы определить, за сколько секунд щепка доплывет до вас. Разделив расстояние на полученное время, получится необходимая величина. Помните, переходить водоем вброд при скорости водобега свыше 3-4 метров в секунду очень рискованно.
- Определите удобное место, которое подведет к побережью на одной стороне, и выведет на другой. Наиболее подходящим участком для пересечения считается тот, где есть перехватчики – местные жители, опытные туристы на другом берегу или находящиеся рядом. Они помогут при падении или сильном течении. Хорошо осмотрите окрестности: возможно, рядом есть переправочные станции или мостики.
Оптимальное место для перехода ручья вброд определяется по признакам:
- Бассейн постепенно расширяется на прямом участке течения;
- на поверхности видны отмели, перекаты или небольшие островки;
- на берегах встречаются хорошо протоптанные тропы, что свидетельствует о том, что ваши предшественники пересекали водоем в этом же месте.
Обратите внимание, не виднеются ли коряги, затопленные деревья, ветви. Подобная картина наблюдается у равнинных бассейнов.
Пересечь горный ручей гораздо сложнее. Важно учесть подготовку туристов, наличие и необходимость использования дополнительного снаряжения.
Разведка
Чтобы определить, насколько выбранный участок безопасен, нужно провести разведку. Для этого один из участников похода неспеша пересекает водоем, опираясь на шест длиной не менее 2 метров. При каждом шаге шест ставят сверху по течению.
Если установить палку неправильно, мощный поток воды снесет ее, человек потеряет равновесие и упадет. Чтобы обеспечить безопасность, лучше расставлять перехватчиков на расстоянии 20-30 метров вниз по течению.
Правила безопасности при пересечении реки вброд
- Проверьте наличие снаряжения, оцените состояние ручья, проведите разведку.
- Никогда не переходите реку по совету посторонних. Следуйте только в том месте, где проводилась разведка именно вашей тургруппой.
- Не снимайте одежду и обувь. Можно вынуть стельки, снять носки.
- Пристегивайтесь к веревочным перилам только с помощью карабина, через грудную обвязку или петли от нее.
- Держите товарища за плечи крепче – это повысит безопасность всей группы.
- Обязательно оставьте перехватчиков ниже по течению водоема.
Переход реки и прохождение сложных участков
Первым должен идти опытный турист, физически и эмоционально крепкий, выносливый. Следующий за ним человек должен уметь плавать, чтобы при необходимости мог оказать помощь. Только после того, как «первопроходец» выйдет на другой берег, акваторию пересекает вся группа. Неуверенных в своих силах лучше отправлять вслед за сильными участниками похода.
При переходе ручья вброд на сложном участке потребуется шест, 2 веревки. Каждую из них будут удерживать 2 человека. Первый турист должен пристегнуться к основному и вспомогательному тросу.
Люди, которые держат снаряжение, должны разойтись так, чтобы главная веревка проходила выше по течению, а дополнительная – ниже.
При таком подходе, если «первопроходец» упадет, то один канат удержит его и не даст скатиться, а другой поможет подтянуть к берегу.
Остальные участники похода переходят водоем лицом к водобегу. Последний человек отвязывает трос по мере завершения перехода.
Способы перехода реки вброд
Перейти бассейн можно, если группа встанет в круг и, держась за плечи, будет пересекать ручей. Главное двигаться по кругу – по часовой стрелке.
Допускается одновременный переход через бассейн всей группой способом «колонна». Первым, вторым и последним отправляют самых сильных участников похода. Неуверенных и слабых туристов рекомендуется поставить в середине цепи. «Первопроходец», держась за шест, начинает движение. Туристы, крепко держась за впереди идущего человека, двигаются приставным шагом лицом к водобегу.
Пересечь водоем вброд можно парой или шеренгой. Этот метод предполагает, что 2 человека, если в шеренге больше участников, крепко держат друг друга за плечи и пересекают водоем против течения. Первый турист может пользоваться шестом.
Преодоление водных преград вброд
Современным машинам, обладающим высокой проходимостью, так называемым “вездеходам” порой не страшны мелкие речушки, ручьи, наполненные водой овраги. Но водителям даже этих машин следует помнить старую пословицу: “Не лезь в воду, не разведав броду”. И в самом деле, преодолевать водную преграду не так просто.
Водителю нужен определенный опыт, сноровка. Нужно и автомобиль соответственно подготовить. А перво-наперво произвести разведку водной преграды. Разведка брода. Чтобы преодолеть реку, надо найти мелководный участок, который можно переехать по дну. К нему вас могут привести тропинки и дороги, подходящие к реке с обоих берегов.
Признаками брода могут быть желтоватый цвет воды, значительное уширение реки, особенно на прямых участках, мелковолнистая поверхность воды и пологие берега реки, лишенные растительности. Опасайтесь болотистых мест, заросших тиной, осокой, камышом: они, как правило, не пригодны для переправы вброд, тут наверняка встретите топкое дно.
Что надо выявить, произведя разведку? Прежде всего, определить глубину и ширину реки, скорость и направление течения, состояние грунта на местах съезда в воду и выхода автомобиля на противоположный берег. Инструментами разведки могут служить заостренный шест или штыковая лопата.
Разведав водное препятствие, надо решить, можно ли сразу спускаться в воду или же произвести дооборудование брода – очистить дно от камней и коряг, заровнять отдельные глубокие места: ямы, выбоины, срезать крутости берегов.
Возможно потребуется съезд в реку и выезд из нее укрепить подручными материалами, а направление и границы брода обозначить вехами. Когда решение принято, все подготовительные работы проведены, можно начинать движение. В составе колонны обычно разведка брода производится на высокопроходимой машине (тягаче), снабженной лебедкой.
Трос лебедки в данном случае заблаговременно закрепляют на берегу за якорь, дерево и т. п. Автомобиль-разведчик в воде должен двигаться на пониженной передаче и в конце каждого разведанного участка пути останавливаться (без выключения двигателя). При этом дно реки тщательно прощупывается вехой.
Ну, а если автомобиль в воде забуксовал, его следует выводить на берег при помощи лебедки. Важно помнить, что глубина брода, при которой возможна переправа, зависит от конструкции автомобиля и, конечно, скорости течения воды. Если она не превышает 2 м/сек и дно брода при этом имеет твердый грунт, рекомендуем пользоваться нижеприведенной таблицей.
Таблица 10
Глубина преодолевамого брода в метрах |
* Если снять ремень вентилятора, то глубина преодолеваемого брода увеличится до 1 м.
Подготовка автомобиля. Для успешной и безопасной переправы вброд необходимо специально подготовить автомобиль с целью предотвратить попадание воды в двигатель и агрегаты силовой передачи через неплотности в соединениях и сапуны. Прежде всего, нужно снять ремень вентилятора, чтобы не повредить его лопасти и радиатор.
Перед нижней частью радиатора установить лист фанеры, закрыть жалюзи и временно поднять выше аккумуляторные батареи (если они расположены ниже уровня воды). Необходимо также принять меры к тому, чтобы вода не попала в распределитель, отверстие масляного щупа, патрубки для заправки маслом, не забрызгала свечи зажигания.
Если приходится преодолевать водные преграды повышенной глубины, то в таких случаях двигатель, агрегаты и узлы автомобиля полностью герметизируют.
Для надежной герметизации отдельных механизмов и приборов обычно используются специальные приспособления, различные пробки, заглушки, в частности, хорошо размятый пластилин или специальная замазка, состоящая из равных частей пластилина и воска, изоляционная лента, солидол и т.п.
В первую очередь надо произвести герметизацию поддона картера и приборов электрооборудования. Водонепроницаемость крышки люка, служащего для установки зажигания по меткам маховика, осуществляется при помощи специальной металлической заслонки и солидола; контрольное отверстие бензонасоса закупоривается деревянным стержнем.
Отверстие прерывателя-распределителя закрывается конусной деревянной пробкой, а герметичность прилегания крышки прерывателя-распределителя к его корпусу осуществляется при помощи замазки и изоляционной ленты.
Маслоналивная труба двигателя, отверстие масляного щупа, генератор, свечи зажигания, топливные баки герметизируются изоляционной лентой и резиной; картеры ведущих мостов предохраняются от попадания воды с помощью уплотнительных колец, набивки смазки и т. п.
Для герметизации проводов высокого напряжения на каждый провод надевают резиновую трубку диаметром около 15 мм. Концы трубок плотно затягивают на стержнях свечей и на бобышках крышки прерывателя-распределителя.
Исключить попадание воды в двигатель можно также удлинением выпускной трубы. При этом отверстие выпускной трубы должно быть выше уровня воды.
Помните, тщательная герметизация агрегатов и систем автомобиля обеспечит успешное преодоление водных преград повышенной глубины.
Преодоление реки. Спускаться в реку нужно медленно и осторожно, по обозначенному заранее вехами маршруту, под некоторым углом к берегам реки, по течению.
Движение автомобиля через реку необходимо осуществлять плавно, без рывков, на первой передаче. Обороты коленчатого вала двигателя при этом рекомендуется поддерживать большими, во избежание попадания воды в глушитель.
Автомобиль нужно вести так, чтобы не создавать сильной волны, которая может залить двигатель.
Во время преодоления брода не следует переключать передачи, по возможности избегайте поворотов. Категорически запрещается останавливаться и выключать двигатель, когда автомобиль находится в воде. Если он заглохнет, то запустить его не удастся, так как глушитель быстро заполняется водой.
Остановка автомобиля во время движения вброд опасна и тем, что колеса быстро погружаются в грунт. В результате этого происходит вымывание грунта из-под колес потоком воды и очень трудно в последствие вытащить застрявший автомобиль.
Выезжая из воды на противоположный берег, следует плавно увеличить обороты двигателя, чтобы двигатель не заглох. Резкое же увеличение оборотов может вызвать пробуксовку колес автомобиля.
В крайнем случае, если при выезде на берег произойдет буксование колес, то следует плавно осадить автомобиль в воду и повторять маневр, изменив немного направление движения.
После преодоления реки нужно остановить автомобиль и тщательно осмотреть двигатель. Убедиться, не попала ли вода в агрегаты трансмиссии, и если да, вылить ее и заправить агрегаты вновь. Затем установить на свои места ремень вентилятора, аккумуляторные батареи и т. п.
На первом километре движения следует периодически легко притормаживать, чтобы прогреть и просушить намокшие во время переправы тормозные колодки.
Помните, что после переправы вброд тормоза работают значительно хуже, так как попавшая между тормозными колодками и барабаном вода является своего рода смазывающей средой, которая снижает тормозной эффект.
Убедившись в нормальной работе тормозной системы, притормаживание можно прекратить.
Переправа вброд может осуществляться колонной. В этом случае очередной автомобиль въезжает в воду лишь после того, как впереди идущий автомобиль выедет на противоположный берег. При переправе вброд автомобильной колонны на обоих берегах ставятся регулировщики, а также выделяется дежурный тягач.
Преодоление рек (озер) по льду. Нередко водителям приходится преодолевать замерзшие реки и озера. Дело это нелегкое и требует большой осторожности и знания определенных способов. Игнорирование их может привести к печальным последствиям.
Как же проехать зимой реку или озеро? Нужно вначале определить место переправы, толщину и прочность льда, крутизну берегов и состояние льда у берега. Обычно переправы устраивают в местах с ровными и пологими берегами и крутизной не более 5-6 градусов. Рис. 30. Промер толщины льда
При разведке места переправы необходимо убедиться, что лед прочно связан с берегом и не зависает над водой. Считается, что лед не зависает, если вода в лунках выступает на 0,8-0,9 толщины льда. Если при проверке окажется, что лед зависает, то переправа в этом месте опасна.
Затем следует установить, нет ли больших трещин, полыней, уточнить глубину снежного покрова на льду и обозначить (при необходимости) место переправы вехами и табличками с указанием грузоподъемности льда через 15-25 м вырубают лунки и в них замеряют лед с помощью мерной линейки или лопаты (рис. 30).
Причем в расчет берут его наименьшую толщину и учитывают только чистый сплошной слой стекловидной формы.
Толщина льда в 15 см вполне достаточна для переправы автомобиля весом до 2 тонн. Утолщение льда на каждые 5 мс допускает увеличение нагрузки на одну тонну.
А если толщина льда более 30 см, при увеличении ее на каждые 5 см допускается увеличение общей нагрузки на 2,5 тонны.
Зависимость между толщиной льда (чистого) и допустимой грузоподъемностью для безопасного переезда по льду приведена в таблице 11.
Таблица 11
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЧНОСТИ ЛЬДА ДЛЯ ДВИЖЕНИЯАВТОМОБИЛЕЙ
Ориентировочно можно определить минимально допустимую для переезда толщину кристаллического льда по формуле: а = 11 v Q, где: а – толщина льда в см; Q – полный вес автомобиля в тоннах.
Для безопасной переправы автопоездов по льду рекомендуется, чтобы расстояние между тягачом и прицепом было равно: L = ?Q + 6 м, где: L – расстояние в метрах; Q – полный вес автомобиля в тоннах.
В том случае, когда сцепные устройства не обеспечивают такой длины, расчет грузоподъемности льда необходимо определять на суммарный вес тягача и прицепа. Если лед не выдерживает расчетной нагрузки, то можно использовать длинный стальной трос.
Необходимо отметить, что прочность льда морей и озер, имеющих соленую воду, намного меньше, чем пресных водоемов. Поэтому и грузоподъемность льда морей (соленых озер) для тех же толщин следует уменьшать примерно на 25-30%.
Если толщина льда недостаточна для переправы, лед в полосе переправы при необходимости можно усиливать намораживаением (или деревянными настилами).
Но это следует делать при температуре воздуха ниже – 10оС, если температура выше, намораживать лед нецелесообразно. Допускается усиливать только тот лед, толщина которого не менее половины предельно допустимой, т. е.
не менее 30 см для автомобилей средней грузоподъемности и не менее 40 см для автомобилей большой грузоподъемности.
Полосу переправы не льду необходимо предварительно расчистить от снега. По ширине она должна быть 10-15 м. Нередко поверхность льда приходится расчищать от бугров, наростов. Крутые сходы на лед и выезды с него рекомендуется посыпать песком, шлаком и т. п.
Во избежание буксования колес автомобиля рекомендуется на льду оставлять слой снега около 10 см (если он рыхлый) и около 5 см (если слежавшийся). При отсутствии снега на льду можно заблаговременно посыпать трассу песком, шлаком, а также надеть на ведущие колеса автомобиля мелкозвенчатые цепи противоскольжения.
Техника движения по льду. Съезжать на лед нужно плавно и двигаться только по заранее выбранному направлению на промежуточных передачах при средних оборотах коленчатого вала двигателя.
Движение по льду производится с обеими открытыми дверцами кабины. Людей высаживают из кузова автомобиля и кабины и они пешим порядком переправляются на противоположный берег.
По льду следует двигаться без резких поворотов, торможений, переключения передач и даже кратковременных остановок автомобиля. Водителя не должен пугать треск льда или выступающая из-под него вода.
В случае появления на льду трещин шириной до 3 см и длиной до 70 см, а также сильного прогиба во время движения, необходимо плавно увеличить скорость и выехать из опасной зоны.
Не рекомендуется преодолевать ледяную переправу на автомобиле весной, при начавшемся разрушении льда, а также осенью, когда он не прочен.
При переправе по льду автоколонны устанавливается очередность движения и дистанция между автомобилями, которая должна быть не менее 30-40 м. Движение автомобилей по льду допускается только в одном направлении и в один ряд. Объезд остановившегося на льду автомобиля запрещен. Переправа по льду во встречном направлении допускается на расстоянии не ближе 70-100 м от основной.
По непрочному льду рекомендуется переправляться так: взять буксирный трос, закрепить его одним концом за крюк движущегося автомобиля, а другим – за крюк автомобиля, стоящего на берегу.
Контрольную проверку прочности льда производить нужно и в том случае, если водителю придется двигаться уже по использованной ранее ледяной переправе.
Top wpDiscuz
Преодоление водных преград
Преодоление водных преград
Переезд реки вброд начинают прежде всего с обследования дна, определения глубины, твердости грунта, выявления ям и больших камней.
Признаками брода могут быть: дороги и тропинки, подходящие к реке с обеих сторон; местное расширение реки на ее прямом участке; места, где поверхность воды покрыта мелкой рябью; пологие берега на изгибах реки; перепады воды, после которых образуется сильное течение.
Выбирая место переезда, надо пройти по реке, проверить брод, установить вешки, вбив в дно колья, для ориентирования движения. Оба берега реки на въезде и выезде должны быть пологими. Глубина брода, преодолеваемого легковыми автомобилями, обычно не превышает 0,4 — 0,5 м, а грузовыми — 0,6 — 0,8 м.
Эта глубина ограничивается шкивом привода вентилятора. Если вода достигает шкива, то она будет поднята ремнем к лопастям вентилятора, воздушный поток которого распылит воду на свечи, и двигатель остановится.
Перед преодолением брода необходимо закрыть жалюзи и при необходимости снять ремень вентилятора. Ехать надо наискось, под углом к течению, на первой передаче, при большой скорости вращения коленчатого вала двигателя, не останавливаясь и не снижая оборотов, иначе вода может залить глушитель, и двигатель остановится.
Остановка автомобиля на реке опасна, потому что грунт, особенно песок, быстро вымывается течением из-под колес и автомобиль быстро погружается в воду. На колеса, погрузившиеся в песок, будет воздействовать большое сопротивление качению, и дальнейшее движение автомобиля окажется невозможным.
Выехать можно лишь на буксире другого автомобиля или трактора.
Когда буксирных средств нет, надо колеса автомобиля вывесить домкратом или вагой, подложить под них камни и выложить перед ними дорожку длиной около метра из крупных камней или досок, засыпанных песком. Если из-за попадания воды в приборы зажигания, двигатель остановится, необходимо протереть ветошью свечи зажигания, провода высокого напряжения, крышку распределителя и катушку зажигания.
Преодолевая водные преграды повышенной глубины, двигатель, агрегаты и узлы автомобиля полностью герметизируют. Для этого используют специальные приспособления, различные пробки, заглушки, пластилин или специальную замазку, состоящую из равных частей пластилина и воска, изоляционную ленту, солидол и т. п.
В первую очередь надо произвести герметизацию поддона картера и приборов электрооборудования. Герметизацию крышки люка, служащей для установки зажигания по меткам маховика, осуществляют с помощью специальной металлической заслонки и солидола. Контрольное отверстие бензонасоса закупоривают деревянной пробкой.
Отверстие прерывателя-распределителя закрывают также конусной деревянной пробкой, а крышку прерывателя-распределителя герметизируют с помощью замазки и изоляционной ленты. Маслоналивную трубку двигателя, отверстие масляного щупа, генератор, свечи зажигания, топливные баки герметизируют изоляционной лентой и резиной.
Картеры ведущих мостов предохраняют от попадания воды уплотнительными кольцами, набивкой смазки и т. п. На провода высокого напряжения надевают резиновые трубки диаметром около 12 мм. Концы трубок плотно затягивают на стержне свечи и на бобышках крышки прерывателя-распределителя.
Исключить попадание воды в двигатель можно также, удлинив выпускную трубу, при этом отверстие выпускной трубы должно быть выше уровня поверхности воды. Надо помнить, что только тщательная герметизация агрегатов и систем автомобиля обеспечит успешное преодоление водных преград повышенной глубины.
После преодоления реки следует остановить автомобиль и тщательно осмотреть двигатель. Убедиться, не попала ли вода в агрегаты трансмиссии. Если вода обнаружена, то ее надо вылить и заправить агрегаты маслом.
Затем необходимо установить на свои места ремень вентилятора, аккумуляторные батареи и т. п. На первом километре движения следует периодически легко притормаживать, чтобы прогреть и просушить намокшие во время переправы тормозные колодки.
Убедившись в нормальной работе тормозной системы, притормаживание можно прекратить.
Переправа вброд может осуществляться колонной. В этом случае на обоих берегах ставятся регулировщики, а также выделяется дежурный тягач. Очередной автомобиль въезжает в воду только после того, как впереди идущий автомобиль выедет на противоположный берег.
Перед преодолением водной преграды по льду прежде всего определяют место переправы, толщину и прочность льда, крутизну берегов и состояние льда у берегов.
Обычно переправу устраивают в местах с ровными и пологими берегами и крутизной не более 5 — 6°. При разведке места переправы необходимо убедиться, что лед прочно связан с берегом и не зависает над водой.
Если вода в лунках поднимается на 0,8 — 0,9 толщины льда, можно считать, что лед не зависает.
Затем устанавливают, нет ли больших трещин, полыней, уточняют глубину снежного покрова на льду и обозначают место переправы вехами и табличками с указанием грузоподъемности льда. Обычно для определения толщины льда через 15 — 25 м вырубают лунки и в них замеряют лед с помощью мерной линейки или лопаты.
В расчет берут его наименьшую толщину, учитывая только сплошной, чистый, стекловидной формы лед. Толщина льда в 15 см вполне достаточна для переправы автомобиля весом до 2 т. Утолщение льда на каждые 5 см допускает увеличение, нагрузки на одну тонну.
Ориентировочно можно определить минимально допустимую толщину льда для переезда по формуле:
- (FAvtom03.gif)
- где h — толщина льда, см;
- G — полный вес автомобиля, т.
- Для безопасной переправы автопоездов по льду рекомендуется, чтобы расстояние между тягачом и прицепом было равно
- (FAvtom03.gif)
Необходимо отметить, что прочность льда морей и озер с соленой водой меньше, чем у пресных водоемов, на 25 — 30 %. Если толщина льда недостаточна для переправы, лед в полосе переправы при необходимости можно усилить намораживанием или деревянными настилами. Но это следует делать только при температуре воздуха ниже — 10 °C.
Допускается усиливать только тот лед, толщина которого не менее половины предельно допустимой, т. е. не менее 30 см для автомобилей средней грузоподъемности и не менее 40 см для автомобилей большой грузоподъемности. Полосу переправы по льду необходимо предварительно расчистить от снега. По ширине она должна быть 10 — 15 м.
Движение по льду производится с открытыми дверцами автомобильной кабины. Людей из кузова автомобиля и кабины высаживают. По льду следует двигаться без резких поворотов, торможений, переключений передач и даже кратковременных остановок автомобиля. Водитель не должен пугаться треска льда и выступившей из-под него воды.
В случае появления на льду трещин шириной до 3 см или длиной до 70 см, а также сильного прогиба во время движения необходимо плавно увеличить скорость и выехать из опасной зоны. Не рекомендуется преодолевать ледяную переправу на автомобиле весной при начавшемся разрушении льда, а также осенью, когда он не прочен.
При переправе по льду автоколонны устанавливаются очередность движения и дистанция между автомобилями, которая должна быть не менее 30 — 40 м. Движение автомобилей допускается только в одном направлении, только в один ряд. Объезд остановившихся на льду автомобилей запрещен.
Переправа по льду во встречном направлении допускается на расстоянии не менее 70 — 100 м от основной. По непрочному льду рекомендуется переправляться с буксирным тросом, закрепленным одним концом за крюк движущегося автомобиля, а другим концом за автомобиль, стоящий на берегу.
Контрольную проверку прочности льда нужно производить и в том случае, если водителю придется двигаться по использованной ранее ледяной переправе.
Следующая глава