*Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
О критериях отбора.
Сегодня на рынке предлагается большое количество самых разных амортизаторов для автомобиля. Большой популярностью пользуются модели от брендов из Европы: Sachs, Hola, Koni, TRW, Zekkert и другие.
Чуть менее востребованы, однако не менее качественны решения от производителей из Соединенных Штатов Америки: Delphi, Monroe и другие. Есть много решений и от производителей из Азии: Sensen, Tokico, Kayaba и другие.
Среди российских брендов также есть отличные варианты: СААЗ, БелМаг, Fenox и другие. Все эти бренды обладают нужными сертификатами качества и допусками.
Рейтинг амортизаторов
Подвеска автомобиля по многим параметрам зависит от ресурса имеющихся амортизационных решений. Именно амортизаторы компенсируют различные удары при езде по пересеченной местности. На сегодняшний день на рынке можно найти множество моделей масляных, газовых и газомасляных моделей.
Достоинства
- Трехуровневая система клапанов
- Соединение цилиндров без швов
- Качественное покрытие из хром
- Возможность отрегулировать жесткость
- Клапан из тефлона .
- Качество.
- Надежность.
- Адекватная цена.
Недостатки
Несмотря на довольно низкую стоимость, амортизатор обладает внушительной гарантией.
Достоинства
- Ресурс в 100 тыс. км.
- Стержни из хрома.
- Качественные уплотнители.
- Антикоррозийная защита.
- Втулки из тефлона.
- Адекватная стоимость.
Недостатки
Достоинства
- Универсальное применение.
- Модернизированный механизм поршней.
- Большой функционал по регулировкам.
- Адекватная стоимость.
- Высокое качество.
- Плавность.
- Переносимость высоких скоростей.
Недостатки
- Не так часто встречаются в продаже.
- Жесткость понравится не всем автомобилистам.
Достоинства
- Высокое качество.
- Устойчивость.
- Нет кренов.
- Есть модели почти под любые марки.
- Управляемость.
- Надежность.
- Работают при низких температурах.
Недостатки
- Высокая стоимость.
- Жесткость подойдет не всем автомобилистам.
Достоинства
- Высокое качество.
- Современная конструкция.
- Умная система подвески.
- Механизм из двух труб.
- Отличные показатели управляемости.
- Антикоррозийная защита.
Недостатки
- Высокая цена.
- Ресурс в 20 тыс. км.
- Подойдут только для ровных дорог.
Monroe Radial-Matic амортизатор
Достоинства
- Адекватная стоимость.
- Есть модели под большое количество марок авто.
- Качество.
- Надежность.
- Переносимость низких температур.
Недостатки
- Не подойдут любителям быстрой езды.
Достоинства
- Хорошее качество.
- Качественные уплотнители.
- Качественное масло из Кореи.
- Шток с хромом.
- Адекватная цена.
- Отличные показатели управляемости.
Недостатки
- Амортизаторы могут не выдержать суровых условий.
- Не переносят низкие температуры.
- Трудно найти в наличии.
Достоинства
- Адекватная стоимость.
- Высокое качество.
- Универсальное применение.
- Антикоррозийная защита.
- Подавление шумов.
- Динамика.
- Защитное лаковое покрытие.
Недостатки
- Плохая переносимость низких температур.
SACHS Advantage амортизатор
В случае, если дорога плохая, то амортизатор начинает работать в полную силу.
Достоинства
- Механизм из двух контуров..
- Датчики, которые следят за скоростью штока.
- Пять уровней по жесткости.
- Защитные свойства от пыли и грязи.
- Устойчивость.
Недостатки
- Непереносимость низких температур.
Достоинства
- Отличная устойчивость.
- Надежность.
- Доступная цена.
- Наличие большого модельного ряда.
- Устойчивость к изнашиванию.
Недостатки
- Плохое гашение неровностей.
Delphi McPherson амортизатор
Достоинства
- Отличный ресурс.
- Хорошие смазочные материалы.
- Сальники устойчивые к изнашиванию.
- Адекватная стоимость.
- Поддержка от производителя и гарантия.
Недостатки
- Подойдет не для всех транспортных средств.
- Минимальные показатели жесткости.
При выборе нужных моделей, в первую очередь стоит определиться с их типом. И чтобы не ошибиться и принять правильное решение, стоит принимать во внимание свой стиль вождения.
Если вы любитель скоростной езды и улицы в вашем городе не имеют множество ям, то лучшим вариантом будет покупка газовых амортизаторов. Если вы предпочитаете плавность, размеренность и комфорт, ваш выбор — масляные расходные материалы.
Гибридные решения могут стать отличным выбором для тех, кто любит сочетать скорость и комфорт при езде.
Приобретая модели, которые уже были в употреблении, обязательно нужно убедиться в том, что на амортизаторе не имеется дефектов. При визуальном осмотре, на устройстве не должно быть трещин.
Все детали должны быть на месте, плотно прилегают друг к другу. Если не будет какого-либо элемента, то лучше отказаться от покупки. Чтобы проверить амортизатор, можно применить метод прокачки.
Если усилий хватит, то, вероятно, внутри амортизатора уже имеются существенные повреждения.
Немаловажным фактором является и цена амортизаторов. Тут все будет зависеть от того, как часто вы используете автомобиль.
Например, если транспортное средство применяется лишь несколько раз для того чтобы выбраться в город или загородный дом, то нет смысла платить существенные суммы за амортизационные решения с высоким ресурсом.
Разумеется, премиальные бренды обладают превосходным качеством и внушительным ресурсом, однако все это будет лишним, если авто используется редко. В таких случаях рекомендуется присмотреться к бюджетным решениям.
В случае, если вы используете автомобиль ежедневно, то лучше присматриваться к качественным амортизаторам из премиального или среднего сегмента. Как правило, такие модели обладают отличным ресурсом. Помимо этого, стоит обращать внимание и на защитные свойства. Например, антикоррозийная защита позволит существенно увеличить эксплуатационный срок амортизаторов.
Оцените публикацию Загрузка…
Выбор амортизаторов: на что обратить внимание
Многие ценители авто задаются вопросом, какие амортизаторы выбрать:
- Газовые;
- Масляные;
- Газомаслянные.
При этом данным вопросом задаются не только те, кто хочет комфортно ездить на своей машине, но и те, кто любят быструю езду. И этот вопрос действительно важен. Ведь амортизатор отвечает за такие важные характеристики машины как управляемость и устойчивость по курсу.
Как срочно и дорого продать авто в Минске
- Для чего необходим амортизатор?
- Их устройство и работа?
- Типы амортизаторов?
- Их плюсы и недостатки?
На все эти вопросы будут даны ответы в этой статье. Мы разберемся, как выбрать лучшие амортизаторы из большого количества производителей, которые представлены на отечественном рынке.
Для чего необходимы амортизаторы?
Амортизатор нужен для того, чтобы обеспечивать комфорт в кузове во время езды машины, или подрессоренной массы – это научный термин. Отсутствие амортизаторов отлично показывает обычная деревянная повозка, с деревянными колесами и ободом на них.
Вы уже представили, как трясет пассажиров во время поездки по неровной дороге? Как раз для того, чтобы избавиться от эффекта оказываемого ухабами и рытвинами используется амортизатор. Он расположен между кузовом и колесами машины и в схеме представляет собой обычную пружину.
Чтобы лучше понять, как работает амортизатор нужно представить машину как сложную систему различных грузов, винтиков, пружин, узелков трения, которые взаимодействуют между собой.
И такой своей работой они дают возможность автомобилю ехать плавно и без тряски, а амортизаторам в этой схеме выдается очень ответственная роль.
По какому принципу работает амортизатор?
Чтобы понять, как устроен амортизатор, надо взглянуть на изображение.
Нижняя часть, которая называется подпружиненная амортизационная стойка, соединена с колесом посредством штока и с кузовом таким же способом. Когда проявляются неровности дороги, они отправляются на шток, который дает возможность перемещения поршня внутрь цилиндра.
Затем в поршне два перепускных клапана или просто отверстия разного диаметра пропускают несжимаемое масло, быстро, когда шток и колесо подымаются вверх, и наоборот медленно, когда шток идет вниз.
Исходя из этого, можно сказать, что гидравлическая часть амортизатора работает как мягкая пружина при сжатии, и как жесткая при разжимании.
А для чего нужна механическая пружина?
Для наглядности.
В действительности она расширяет некоторые настройки амортизатора и служит ограничителем, если гидроцилиндр выйдет из строя.
Как устроен двухтрубный масляной амортизатор?
Даже смотря на название можно понять, что основным средством для работы является гидравлическое масло. Работа данного амортизатора полностью зависит от перепускных клапанов.
Для того, чтобы расширить динамику и настройки амортизатора была придумана так называемая «газовая подушка».
Дело в том, что газ может сжиматься в отличие от жидкости, поэтому придумали специальную смесь газового и масляного амортизатора, чтобы увеличить его динамику для более успешной работы.
Как устроен однотрубный газовый амортизатор?
Очевидно, что без нижней газовой части, такой амортизатор превращается в масляной, но куда деваются остатки масла? Об этом чуть попозже. Но пока в машинах крайне редко встречаются амортизаторы полностью газовые, поэтому такой вариант принято называть «газомаслянным».
У амортизаторов, масляных и газомасляных, цилиндр для работы имеет две трубы. В первой, остатки масла выдавливаются через дополнительные клапаны во второй трубе, более широкой, и еще поддавливаются воздухом в той же второй трубе. У вторых, в трубу закачивается вместо воздуха газ, обычно это азот под давлением.
Еще нельзя забывать, что иногда газовую подушку размещают сбоку от цилиндра.
Типы амортизаторов
Если не считать узкий диапазон упругости, то воздушная подушка в масляном амортизаторе слабо рассеивает тепловую энергию, которая выделяется во время интенсивной работы, из-за этого бывают случаи, когда рабочая жидкость начинает кипеть. Но в газомаслянном амортизаторе такое явление исключено.
Любая техника, работающая на гидравлике, всегда требует механической обработки, множества клапанов и уплотнений, а в случае с газомаслянными амортизаторами требования только повышаются.
Амортизатор с газом значительно увеличивает динамику системы, и в целом дает более мягкий ход автомобилю в отличие от обычных масляных амортизаторов, он работает на соединении двух пружин, мягкой и твердой, в отличие от одной твердой пружины в масляном амортизаторе.
Но есть одна интересность: производители при создании газовых амортизаторов делают их такими, чтобы они могли участвовать в агрессивной езде или гонках. На гоночных трассах, на которых хорошая дорога, такой амортизатор дает мягкую реакцию на дорогу, а при езде на неровной дороге пружины становятся жесткими.
Еще стоит заметить, что для гоночных машин не так важна плавность хода, для них более важную роль играют устойчивость и управляемость, которую газовые амортизаторы обеспечивают лучше, чем масляные.
Фирмы, создающие амортизаторы
Вот так выглядит российский рынок амортизаторов. Здесь указаны только те компании, которые имеют долю рынка в 10% и более. Список составлялся профессиональным журналом:
- KYB (Каяба) – 35%;
- Boge (Боге) – 16%;
- Fenox (Фенокс) – 15%
- Monroe (Монро) – 14%;
- Bilstein (Бильштайн) – 11%;
- Прочие компании – 9%.
Здесь тоже есть одна интересная деталь: по другому опросу, проведенному российским журналом «Кузов», не все указанные выше марки используются профессиональными механиками из сервисных центров. Их тоже попросили составить свой рейтинг рекомендаций по выбору производителей амортизаторов.
И вот что получилось: бесспорными лидерами стали такие компании как KYB, Boge и Bilstein, однако фирмы Monroe и Fenox рекомендовать не стали, хотя они занимают значительную долю рынка.
Для того, чтобы определиться с выбором амортизаторов надо кратко пройтись по самым востребованным фирмам:
Производством данных амортизаторов занимается японская фирма, но ее продукция востребована в Европе и России. Все дело в том, что компания сочетает в своем товаре надежность, качество и небольшие цены. Приборы от данной фирмы используются на многих крупных автомобильных концернах. А газомаслянной амортизатор с названием Ultra SR популярен среди российских ценителей быстрой езды.
Это тоже еще одна известная и востребованная фирма, она занимается созданием амортизаторов уже в течение полувека и выполняет свою работу просто на отлично. Именно они придумали однотрубный газонаполненный амортизатор. Продукция фирмы устанавливается на самые роскошные европейские модели машин.
Данная фирма принадлежит одному известному германскому автоконцерну, она занимается созданием амортизаторов уже несколько десятилетий и появилась на рынке раньше других.
Сейчас компания отошла во владение другой фирма с названием SACHS, и теперь одинаковая продукция выходит от двух разных компаний. Данное предприятие сотрудничает с большим количеством производителей машин, процент равен примерно 90.
Товары от этой фирмы есть и на российском рынке, для отечественных машин предлагаются амортизаторы, на которые располагается гарантия на 1 год, независимо от того, сколько проехал автомобиль.
Это уже американская компания, они тоже давно занимается производством амортизаторов и выполняет свою работу качественно. Их продукция подходит примерно для всех марок и моделей автомобилей, которые появляются в Европе.
Из последних изобретений: фирма создала газовый амортизатор с названием Sensatrac, который дает большие возможности для управления машиной и обеспечивает мгновенную и качественную реакцию на изменения в качестве дороги.
Единственной продукцией, которой занимается данная фирма, являются амортизаторы. Они производятся компанией уже больше 70 лет.
Главное, что отличает эту компанию от остальных это то, что они создают амортизаторы с возможностью регулировки параметров жесткости, которые позволяют адаптировать машину, как к внешним условиям, так и внутренним, например, ориентируясь на особенности водителя и его манеру вождения.
В этом списке были представлены не все компании-производители амортизаторов, некоторых на российском рынке просто нет, другие – слабо представлены. Рынок США устроен по-другому, да, первые три позиции там тоже занимают участники российского рынка, но следующие позиции представлены неизвестными для обыкновенного автолюбителя компаниями.
Вот они: американская Fox Racing и шведская Ohlins не так сильно востребованы по причине того, что производят амортизаторы для мотоциклов, квадрациклов и внедорожников.
Еще одна фирма с названием Rancho Suspension занимается созданием продукции для пикапов и больших внедорожников, которые популярны на территории США.
К слову, данную компанию выкупил концерн Tenneco, которому принадлежит и Monroe.
Таким образом, можно сказать, что на российском рынке востребованы следующие компании:
Теперь настало время рассказать о тех самых характеристиках, которыми славятся данные продукты
Амортизаторы должны быть качественными и положительно влиять на следующие возможности автомобиля:
- Безопасность;
- Управляемость;
- Комфорт.
Вот как выглядят эти параметры
Путь, оставленный шинами при торможении на скорости 40 км/ч:
- KYB – 9 м;
- Monroe – 8,5 м;
- Bilstein – 8 м.
Это довольно существенные отличия, ведь в экстренных ситуациях все решают не метры, а сантиметры.
Возможность совершить круговой поворот:
- KYB – 48 км/ч;
- Monroe – 52 км/ч;
- Bilstein – 59 км/ч.
Только эти показатели можно сравнивать, опираясь на математику и сравнение самих амортизаторов.
Такие качества как плавность хода и устойчивость по курсу надо сравнивать только при использовании на автомобилях, чтобы провести такую процедуру, нужно взять две машины одной марки и установить на них различные амортизаторы, и проверить их работу, при этом их остальные характеристики тоже должны быть схожи. Тем более такое качество как плавность хода является субъективным, оно может подходить одному человеку, но другому подходить не будет.
Вас может удивить, но некоторые бренды, которые считаются самыми лучшими и качественными могут проиграть по некоторым показателям или даже по итогу, небольшим компаниям, чьи амортизаторы не так востребованы.
Ну, так, что же выбрать?
Вот вновь встала дилемма, какой амортизатор выбрать. Ведь они так сильно различаются: у них различные конструкции, разные спектры нагрузок.
Да и сами машины имеют различные характеристики, показатели, к тому же каждый водитель имеет свой стиль вождения. Из-за этого однозначного ответа на вопрос дать невозможно.
Лучше всего опираться на рекомендации производителей машин и создателей амортизаторов.
Если владелец желает изменить с помощью амортизаторов динамику своей машины или не может установить рекомендуемое оборудование, то при выборе необходимого агрегата следует опираться на следующие правила:
- Если предпочитаете езду в комфорте, спокойствии и надежности, а также приятные цены, то выбирайте масляные амортизаторы с двумя трубами;
- Если хотите, чтобы сохранились условия первого пункта, но добавилась улучшенная динамика при прохождении поворота, а также были низкие цены и высокое качество, то покупайте газомаслянные амортизаторы с двумя трубами;
- Если вы любитель агрессивной езды и предпочитаете управляемость машины ее плавности хода, то ваш выбор должен пасть на газовые амортизаторы, работающие с одной трубой.
Также во время покупки амортизатора узнайте возраст вашей машины, ведь это тоже важный показатель, даже хорошие амортизаторы будут плохо работать и долго не прослужат, если ваш автомобиль старый.
Если вы хотите установить газовые амортизаторы на довольно старый автомобиль, то лучше этого не делайте: характеристики упругости подвески и данные о прочности кузова будут ухудшаться со временем, а это приведет к совершенно обратному эффекту, и множество потраченных денег на газовый амортизатор улетит в трубу.
Выбираем амортизатор исходя из компании, которая его создала
Выбирать амортизатор подобным образом не рекомендуется, ведь выше было указанно, что многие популярные модели могут проигрывать по параметрам своим менее известным собратьям, да и разницу в характеристиках вы видели.
Ваш автомобиль принадлежит к бюджетному сегменту, не будет участвовать в гонках или просто быстро ездить, и при этом средства на его содержания минимальны? Тогда выбирайте амортизаторы от отечественного производителя СААЗ или от ближайшего соседа – белорусского Fenox.
Цените хорошие качества и готовы потратиться на дорогие амортизаторы, даже если ваша машина не относится к элитным иномаркам? Выбирайте самых качественных производителей: KYB, Monroe, Boge.
Владеете быстрой и качественной гоночной машиной или у вас есть дорогая машина премиум-класса? Делайте ставку на самых элитных производителей амортизаторов: Bilstein и KONI.
Конечно, надо еще постараться уберечься от подделок: если вы видите в магазине, что на одной полке стоят Bilstein и Fenox, то понимайте: амортизаторы, указанные первыми на самом деле обычная подделка.
Что сделать, чтобы не попасться на подделку? Спросите у продавца сертификат соответствия, талон на гарантию, и номер, указанный на продукции, он должен совпадать с тем, что написан на официальном сайте.
Надеемся наша статья немного внесла ясности в выбор амортизаторов для авто? Желаем вам только мягких дорог!
Подписывайтесь на нас в ВК: Срочный выкуп авто в Минске и РБ за 45 минут. Подавайте объявления о продаже авто!
Особенности выбора амортизаторов — Энциклопедия японских машин
Амортизаторы меняют сравнительно редко – два-три раза за срок службы автомобиля. Чаще — из-за неисправностей, иногда — желая улучшить поведение машины. Но как и какие выбрать взамен старых?
Общие сведения:
Амортизатор — узел подвески автомобиля, уменьшающий колебания кузова и колес. Он превращает кинетическую энергию их вертикальных перемещений в тепловую и рассеивает ее в окружающую среду.
В подвесках современных автомобилей применяют телескопические амортизаторы, в основном — гидравлические двухтрубные и гидропневматические однотрубные. И те и другие гасят раскачку за счет гидравлического сопротивления. Оно возникает при перетекании амортизаторной жидкости1 через специально подобранные отверстия постоянного (дроссели) и переменного (открывающиеся клапаны) сечения.
Телескопическая стойка (в обиходе — Мак-Ферсон) — агрегат подвески, соединенный верхней частью шарнирно с кузовом, а нижней — жестко с неподвижными деталями ступичного узла (поворотным кулаком или цапфой). Как правило, состоит из амортизаторной стойки, пружины и верхней опоры с подшипником. Воспринимает продольные, поперечные и вертикальные нагрузки, действующие между колесом и кузовом2.
Амортизаторная стойка — амортизатор увеличенных размеров, основной элемент телескопической стойки.
Патрон (вкладыш, картридж) (рис. 1) — телескопический амортизатор, устанавливаемый в корпус амортизаторной стойки или амортизатора, как правило, при их ремонте. Работать в подвеске “в чистом виде” не может.
Полный ход поршня (штока) — разность длины телескопического амортизатора в растянутом и сжатом положении.
Дроссельный и клапанный режимы — работа амортизатора, соответственно, с закрытыми и открытыми (открывающимися) клапанами.
На дроссельном режиме скорость поршня мала, и жидкость перетекает через постоянно открытые дроссели. С увеличением скорости гидравлическое сопротивление растет, открываются клапаны, и жидкость течет еще и через них — это клапанный режим3. Момент открытия клапанов задают при проектировании амортизатора в зависимости от требуемой его характеристики.
Характеристика амортизатора — зависимость сил его сопротивления4 от скорости перемещения поршня. Как правило, она несимметрична — сопротивление при сжатии меньше, чем при растяжении. Это ограничивает нагрузку, передающуюся кузову при наезде колеса на неровность.
Характеристику записывают на специальных стендах при максимальных скоростях поршня до 1,0 м/с. Однако ее можно нарисовать самостоятельно. Для этого нужно знать хотя бы одно значение силы сопротивления при соответствующей скорости поршня на каждом режиме.
Соединив три точки (центр координат и значения сил) плавной линией, получают приблизительную характеристику амортизатора. Это упрощает его выбор. Ведь у разных фирм скорость поршня, при которой определяют силы сопротивления, неодинакова, и без графика сопоставить их значения трудно (см.
“Амортизаторы для российских легковых автомобилей”).
Влияние характеристики амортизатора на свойства автомобиля
Характеристика может быть (рис. 2) регрессивной, прогрессивной, линейной или комбинированной. Каждая придает разные свойства одному и тому же автомобилю. Но амортизаторы с однотипными характеристиками могут отличаться друг от друга величинами сил сопротивления, тоже влияющими на поведение машины.
Поэтому специалисты сравнивают принципиальные (качественные, ярко выраженные) особенности характеристик разных типов.
Регрессивная наиболее распространена.
С ней амортизатор хорошо гасит колебания и уменьшает интенсивность крена кузова при резких маневрах, но пропускает на него вибрации от разбитой дороги (от совокупностей мелких неровностей — выбоин, швов, гребенки, булыжника на трамвайных путях — высотой около 30 мм).
Кроме того, если амортизатор рассчитан для магистрального автомобиля, переезд на нем единичных выступов (ступенек асфальта, образовавшихся при ремонте дороги) на высокой скорости может сопровождаться ощутимыми ударами.
Прогрессивную применяют реже. Ее основное преимущество — повышение виброзащиты кузова. Однако, проезжая череду плавных волн, машина может раскачаться вплоть до пробоев подвески.
При энергичной смене полосы движения не исключены повышенные крены и диагональная раскачка автомобиля. А когда он полностью нагружен, у водителя часто возникает ощущение “слабых” амортизаторов.
Если же их заменить усиленными, но с тем же типом характеристики, будут перегружены места крепления к кузову или подвеске.
Линейная по свойствам занимает промежуточное положение.
Комбинированная сочетает разные типы характеристик (например, прогрессивную и регрессивную). Кроме того, изготовители иногда делают их не “гладкими” — на отдельных участках кривую искажают, пытаясь влиять на нюансы поведения машины.
Какой амортизатор предпочесть?
Любые новые амортизаторы лучше неисправных. А “плохих” или “хороших” характеристик не бывает. Их оценка зависит от назначения и конструкции автомобиля, особенностей его эксплуатации, качества дороги, жесткости шин и, главное, личных пристрастий водителя — люди по-разному воспринимают колебания и реагируют на них.
Если нет специфических требований к машине, оптимальное решение — придерживаться рекомендаций автозаводов и покупать штатные амортизаторы.
Они универсальны по плавности хода, устойчивости и управляемости автомобиля, соответствуют заданным условиям его эксплуатации, их силовые параметры согласованы с прочностью кузова, а геометрические — с подвеской.
Когда на автомобиле часто ездят с полной нагрузкой или он дополнительно оснащен газобаллонной системой, можно купить амортизаторы посильнее — примерно на 30-50%. Приверженцам активного стиля управления машиной, желающим уменьшить интенсивность кренов кузова, подойдут амортизаторы с повышенным сопротивлением на дроссельных режимах.
А любителям “полетов” по загородным автострадам — еще и на клапанных.Часто поставщики запасных частей не афишируют параметры продукции, ссылаясь на фирменное “ноу-хау”. Автозаводы, естественно, не могут проверить все возможные варианты характеристик и за последствия применения неиспытанных амортизаторов не отвечают.
При выборе можно ориентироваться на каталоги известных фирм — они вряд ли будут рисковать своей репутацией. Тем не менее, полезно проконсультироваться о назначении продукции у технических специалистов в представительстве фирмы или у ее официального дилера.Кроме того, полезно проехать на автомобиле той же модели, что и у вас, но с приглянувшимися амортизаторами.
Применение нештатных амортизаторов
- Улучшив одно свойство машины, можно ухудшить остальные. Например, увеличение усилия на отбой повысит эффективность амортизатора. Но, если несимметричность характеристики велика, не исключено “притягивание” кузова к дороге при продолжительных колебаниях (на проселке, булыжной мостовой и т.п.). Ход сжатия подвески будет постепенно уменьшаться, а вероятность ее пробоя — увеличиваться. Кроме того, подскочив на неровности, колесо может зависнуть при отбое, оторвавшись от дороги, — это опасно.
- Слишком мощные амортизаторы могут вырвать “с мясом” места крепления к кузову или подвеске.
- Похожие с виду узлы одного автомобиля не обязательно годятся для другого той же марки, но иной модели или модификации. Даже их место по отношению к колесу или угол наклона к вертикали влияют на эффективность работы.
- Особенно тщательно нужно обдумать замену штатных однотрубников относительно дешевыми двухтрубниками на тех машинах, где при перемещениях колеса амортизатор наклонен больше чем на 45°. В этом случае альтернативы газонаполненному не существует.
- Патроны, установленные при ремонте, охлаждаются хуже штатных амортизаторов — “лишние” стенка и воздушная прослойка затрудняют теплоотвод. Чтобы при интенсивной работе подвески жидкость в патроне не перегревалась, а характеристика была стабильной5, в резервуар ремонтируемой стойки можно залить жидкость (масло) — она передаст наружным стенкам тепло от вкладыша. Однако многие изготовители этого не требуют. Отчасти из-за небольшой вероятности опасных последствий временного снижения эффективности амортизатора. Но в основном — не желая необоснованных рекламаций: в штатном резервуаре уплотнений патрона не предусмотрено, поэтому, например, при хранении собранного узла в горизонтальном положении жидкость может вытекать, создавая впечатление негерметичности вкладыша. Кроме того, если (по принципу “хуже не будет”) залить жидкости больше рекомендованного количества, при работе подвески она может появляться на наружных поверхностях стойки, также вызывая иллюзию неисправности.
- Если у двухтрубного ремонтного картриджа стойки диаметр штока меньше штатного (например, 20 вместо 25 мм), при динамичном стиле вождения или частых поездках по плохим дорогам на машине с полной нагрузкой велик риск погнуть его.
- Когда в сжатом состоянии амортизатор длиннее6, а в растянутом — короче штатного, не исключена опасность его поломки и ухудшения плавности хода автомобиля. В первом случае, особенно если разрушены буферы сжатия, перемещение подвески будет ограничено длинным амортизатором, который примет на себя все жесткие удары. Во втором или когда ход недостаточен — уменьшится перемещение колеса на отбой, и при движении по неровной дороге возможны рывки, дерганье и стуки в подвеске, особенно на незагруженной машине. “Длинноходный” амортизатор увеличит ход колеса в отбое, пружины могут сместиться со своих мест и перекоситься, тормозные шланги — выбрать запас длины и порваться, а сайлент-блоки — преждевременно износиться (углы их качания станут недопустимыми).Иногда при установке “длинных” или “коротких” амортизаторов помогают их увеличенные усилия сопротивления, уменьшающие амплитуду перемещений кузова и колес и, соответственно, вероятность ударов и рывков в подвеске.
- Когда штатные амортизаторы предназначены для установки буферов сжатия и пружин подвески, покупать замену с тонким штоком (например, 10,5 вместо 12 мм) рискованно — он может не выдержать нагрузки и погнуться.
Выбор амортизатора при покупке
Менять амортизаторы нужно парами. Некоторые фирмы даже продают их упакованными по две штуки. Допустимо ставить на автомобиль одновременно однотрубники и двухтрубники, но на одной оси они должны быть одинаковы.Желательно, чтобы у каждого амортизатора был паспорт с техническими характеристиками и гарантийными обязательствами изготовителя. А у патрона — еще и инструкция по сборке: каким моментом затягивать гайку резервуара, заливать ли жидкость для теплоотвода и, если надо, то сколько и какой, и т.п.Кроме того, иногда на амортизаторах есть защитные чехлы. Они могут быть транспортными, и при монтаже их надо снять. Об этом также должно быть сказано в инструкции.К сожалению, многие изготовители поставляют в магазины амортизаторы без технической документации. Их параметры можно проверить в специализированных фирмах на исследовательском оборудовании, но только после покупки. Кстати, долговечность амортизатора специалисты определяют по уменьшению его сил сопротивления, считая предельно допустимым потерю не более 25% от номинала. Не зная исходных значений, выявить такую неисправность невозможно.В любом случае у прилавка удастся только оценить качество изготовления амортизатора по косвенным признакам, придерживаясь указанной ниже последовательности действий.
Наружный осмотр
- Маркировка7 на амортизаторе должна соответствовать требованиям автозавода или каталогам изготовителя.
- Потеки и капли жидкости, вмятины (особенно у однотрубных амортизаторов) на наружной поверхности резервуара, а также царапины, риски, повреждения или неоднородность покрытия штока8 — недопустимы.
- Резьба штыревого крепления амортизатора должна быть без повреждений. Для дополнительной проверки можно навернуть на него несамоконтрящуюся гайку.
Проверка геометрических размеров (линейкой и штангенциркулем)
- Длина в сдвинутом состоянии.
- Ход штока. Если нет информации о разрешенных автозаводом отклонениях от номинального значения, пределом можно считать ±5 мм.
- Диаметр штока.
- Положение чашки пружины (при наличии) на резервуаре относительно нижней проушины или скобы крепления.
Проверка работоспособности амортизатора
- Подготовка
- Проверка
- Полностью сжать и растянуть амортизатор 3-5 раз, перед каждым циклом повернув шток в резервуаре примерно на 120° вокруг своей оси9.
Двухтрубник нужно предварительно прокачать (3-5 раз сжать и растянуть на полный ход), поставив вертикально штоком вверх (отклонение от вертикали не более 30°), и потом не класть и не переворачивать.Однотрубник можно проверять в любом положении без подготовки.
- Перемещения должны быть плавными, с заметным усилием, без заеданий на всей длине хода. Стуки, скрипы и прочие шумы недопустимы, за исключением “сопения” — его вызывает перетекание жидкости через клапанную систему.
- Сопротивление амортизатора при сжатии, как правило, меньше, чем при отбое (примерно в три раза). В конце хода растяжения не должно быть уменьшения усилия (провала), а сжатия — увеличения (подпора). У прокаченного двухтрубника провал свидетельствует о нехватке жидкости, а подпор — об ее избытке. У однотрубника провал — признак поврежденного уплотнения плавающего поршня.
- Жидкость не должна вытекать из амортизатора. Следы ее пленки на штоке допустимы (он будет жирный на ощупь), но без кольцевых наплывов на нем и у сальника, вновь возникающих после снятия их тканью8.
Особенности
- Если двухтрубную амортизаторную стойку (или патрон) после прокачки полностью сжать в вертикальном положении и отпустить шток, он должен самопроизвольно выдвинуться, как правило, не менее чем на 30 мм. Его выталкивает давление воздуха, сжатого в резервуаре вытесненной из цилиндра жидкостью. Это свидетельствует о правильной сборке узла. Кроме того, если из полностью сжатого вертикального положения, взявшись за крепежную часть штока, приподнять стойку, она должна опускаться под собственным весом.
- У однотрубника газовый подпор должен выдвигать шток полностью из любого положения.
- В “перевернутых” однотрубных патронах вместо штока из корпуса под действием выталкивающей силы выдвинут рабочий цилиндр. Штатный буфер сжатия подвески на него поставить нельзя. Заменитель должен быть внутри, поэтому ход картриджа меньше (примерно на 50-80 мм), чем у аналогичного двухтрубника. Кроме того, в конце хода сжатия, после касания буфера, усилие будет плавно и увеличиваться.
1 Амортизаторная жидкость изготовлена на масляной основе, содержит комплекс присадок (антивспенивающих, антикоррозионных, понижающих зависимость вязкости от температуры и т.п.). 2 К стойкам не относят амортизаторы, даже с установленными пружинами, соединенные с подвеской и кузовом шарнирно и воспринимающие только вертикальные нагрузки. 3 ОСТ 37.001.
084 «Амортизаторы телескопические гидравлические и гидропневматические автотранспортных средств. Методы стендовых испытаний» требует определять усилия сопротивления амортизаторов с закрытыми клапанами при максимальной скорости поршня 0,08-0,2 м/с, а с открывающимися – 0,25-0,52 м/с. 4 По ОСТу 37.001.440 «Амортизаторы гидравлические телескопические автотранспортных средств.
Общие технические требования» отклонения сил сопротивления амортизаторов от средних значений не должны превышать: на дроссельном режиме – при отбое ±30%, при сжатии ±50%; на клапанном режиме – соответственно ±15% и ±20%. 5 По ОСТу 37.001.
440 при повышении температуры от 20 до 80°С силы сопротивления амортизатора не должны уменьшаться более чем на 30% от первоначального значения как при отбое, так и при сжатии. 6 По ОСТу 37.001.434 «Амортизаторы гидравлические и гидропневматические телескопические автотранспортных средств.
Типы, основные параметры и размеры» предельное отклонение от номинальной длины в сдвинутом состоянии должно быть ±3 мм. 7 По ОСТу 37.001.440 на каждом амортизаторе должна быть маркировка как минимум товарного знака завода-изготовителя, даты изготовления, обозначения (номера) амортизатора.
8 Штоки многих амортизаторов защищены жесткими кожухами или гофрированными резиновыми чехлами и не видны. Если нет возможности их отсоединить или снять (неразборная конструкция, возражения продавца), от осмотра штока придется отказаться. 9 Амортизатор с неотсоединенным гофрированным защитным чехлом проверять без повертывания штока.
http://www.toyota-club.nm.ru, www.toyota.mnc.ru
- Перепечатка разрешается только с разрешения автора и при условии размещения ссылки на источник