Виды и назначение присадок к маслам

Главная › Присадки ›

Первым делом нужно разобраться, что же такое автомобильные присадки, и с какой целью автомобилисты активно используют их для двигателей своих машин. Не очень давно на рынке стали появляться так называемые присадки, и их сразу же активно начали покупать.

Часто можно встретить автомобильные присадки в составе синтетических и полусинтетических моторных масел. Но так как со временем масло теряет свои свойства, нужно использовать присадки для восстановления потерянных составляющих.

Для того чтобы присадки давали желаемый результат, нужно использовать их своевременно.

Виды и назначение присадок к масламМнение о необходимости использования присадок в моторное масло разделились.

Категории присадок

В зависимости от целей, для которых мы их используем, мы можем разделить моторные присадки на несколько различных категорий.

  1. Корректирующие октановое и цетановое число или антидетонационные присадки. Как уже ясно из названия, в основном они используются для повышения октановых и цетановых чисел топлива. При плохом качестве бензина в топливной смеси появляются пероксиды, которые опасны тем, что сгорают до начала сгорания топливной смеси, чем повышают температуру в камере сгорания до критических показателей, что приводит к детонации двигателя, а антидетонационные присадки предотвращают детонацию мотора тем, что уничтожают пероксиды и не дают им накапливаться.
  2. Депрессорные и диспергирующие. Депрессорные присадки снижают температурный порог, при котором масло начинает застывать. В основном их заливают в двигатель с зимним моторным маслом, но бывают присадки для дизеля, которые добавляют в топливный бак автомобиля, что препятствует застыванию топлива. Диспергирующие, в свою очередь, заливаются только в бак и предотвращают расслоение дизельного топлива и препятствуют образованию осадка парафина. Виды и назначение присадок к маслам
  3. Повышающие вязкость масла, они же загустители. Применяются для повышения вязкости. Дело в том, что во время роботы двигателя, некоторые детали которого поддаются трению, изнашиваются, например, комплектующие цилиндропоршневой группы, что приводит в увеличению зазоров между ними. Из-за этого масло попадает в камеру сгорания, и во время работы двигателя появляется дым. Как раз использование данных дополнительных веществ увеличивает вязкость масла и предотвращает его попадание в камеру сгорания.
  4. С антифрикционным покрытием. Используются для предотвращения появления задир на стенках цилиндра двигателя внутреннего сгорания и уменьшения зазоров между трущимися парами. Также уменьшает шум во время работы двигателя, снижает количество ядовитых веществ в выхлопных газах.
  5. Предотвращающие процесс окисления или ингибиторы. В основном это защитные присадки, которые используются для предотвращения коррозии металлов, которые имеют непосредственный контакт с топливом. Данная присадка вытесняет водяную плёнку с металлической поверхности, тем самым не даёт пройти процессу окисления металла.

Достоинства и недостатки присадок

Плюсы использования дополнительных веществ:

  • прибавка мощности двигателю с большим пробегом;
  • предотвращение появления коррозии некоторых элементов;
  • увеличивает предел начала застывания моторного масла в холодную погоду;
  • увеличивает вязкость масла, когда оно потеряло ряд своих свойств;
  • предотвращает появление отложений парафина в дизельном топливе и его расслоение зимой;
  • исполняет реставрирующую функцию при использовании в подуставшем силовом агрегате;
  • повышает октановое число в топливе плохого качества.

Минусы использования присадок:

  • несвоевременное использование может привести к поломке двигателя;
  • неподходящие присадки для вашего масла во время контакта с ним могут привести к неизвестным последствиям в результате химической реакции;
  • использование неизвестных брэндов не гарантирует вам никакого эффекта;
  • нельзя использовать присадки во время гарантийного срока после покупки автомобиля.

Производители моторных присадок

На данный момент на рынке автомобильной химии можно найти очень много разнообразных моторных присадок. Достаточно высокое число автомобилистов используют их постоянно. Всё из-за простоты их применения (достаточно просто залить в двигатель или бак, в зависимости от цели, для которой их используют) и благодаря моментальному эффекту.

Среди большого количества продукции производителей автомобильной химии при выборе дополнительных веществ для двигательного масла следует обратить внимание на такие марки, как «Liqui Moly», «BIZOL», «XADO», «Mannol», «Hi-Gear», «Nanoprotec», «К2», «Shell», «Sonax», «Runway», «NOWAX», «ABRO», «Eurol», «Dynamax», «Suprotec». При своевременном использовании продукции вышеупомянутых производителей вы можете быть уверены, что присадки выполнят своё предназначение и пойдут на пользу двигателю вашего автомобиля, а также помогут увеличить срок эксплуатации двигателя.

Виды и назначение присадок к маслам

Выводы

Мы спокойно можем сделать вывод, что использование разного рода моторных присадок в основном улучшает состояние трущихся составляющих двигателя, помогает провести внутреннюю очистку топливной системы автомобиля, предотвращает появление разных осадков в баке и моторе, при условии, что они будут использоваться своевременно и с топливом хорошего качества.

Надеемся, данный материал поможет вам дать ответы на некоторые ваши вопросы.

Виды и свойства присадок для моторного масла
Ссылка на основную публикацию
Виды и назначение присадок к маслам
Виды и назначение присадок к маслам

Присадки в моторное масло — виды, свойства и лучшие производители

Виды и назначение присадок к маслам

Моторное масло в ДВС необходимо для защиты и смазки деталей. Оно создаёт на металлической поверхности плёнку, снижающую коэффициент трения между входящими в контакт деталями. И не просто смазывает, а, также, охлаждает, моет и вообще всемерно способствует продлению работоспособности машины. Присадки в двигатель — и есть тот самый ингредиент, который помогает смазочной жидкости одинаково хорошо работать и при запуске на морозе, и во время скоростных гонок на жаре, усиливая его лучшие качества для предотвращения износа.

Виды и свойства присадок

  • Антифрикционные — снижают трение на всех скоростях и при любых температурах взаимодействия;
  • Противоизносные — упрочняют верхний слой металла, препятствуя абразивному износу детали;
  • Антикоррозийные — исключают возможность возникновения оксидов, «съедающих» поверхность и работающих как абразив;
  • Антиокислительные — предотвращают высокотемпературное старение масла;
  • Полимерные — регулируют вязкость смазочного состава;
  • Моющие — удаляют с поверхности деталей загрязнения;
  • Восстанавливающие — возвращают трущимся деталям заданный профиль;
  • Герметизирующие присадки «стоп течь» снижают вероятность появления протечек через слабые уплотнители и мелкие отверстия.

Комбинация активных ингредиентов в химически допустимых сочетаниях даёт великое множество вариантов состава присадок. И каждое соединение в составе присадки решает отдельную проблему.

Какие преимущества дает использование присадок

  • Сбережение целостности моторных деталей при внезапной потере масла;
  • Поддержание чистоты в полостях мотора;
  • Снижение уровня производимого шума;
  • Уменьшение потребности в топливе;
  • Увеличение ресурса двигателя.

Какие есть минусы?

Необходимость постоянного пользования присадками может восприниматься как финансовое обременение, хотя итоговая сумма расходов всё-таки снижается. Есть и реальная опасность: реметаллизанты, специальные составы для восстановления двигателя.

Они могут оседать не только на нагруженных трением поверхностях, но и в тонких масляных каналах, фильтрах, фильтрующих сетках, в гидрокомпенсаторах и т.д. Уменьшение просвета маслопроводов — явление крайне нежелательное.

Присадки для бензинового и дизельного двигателя

Некоторые присадки универсальны и работают одинаково хорошо в ДВС любого типа. Но, большинство модификаторов масла специализировано.

    • Добавки для дизельного двигателя обычно обладают расширенной функциональностью, так как моторному маслу дизеля приходится испытывать повышенные нагрузки. Определить пригодность к определенному типу мотора и марке авто можно по названию присадок или исходя из характеристик. Обычно, производитель указывает допуски в описании товара.
    • Добавки в масло для бензинового двигателя, рассчитанного на высокие обороты, обеспечивают качественную смазку при максимально допустимой скорости трения деталей. Подбор также осуществляется на основе свойств и описания.

При выборе следует ознакомиться с рекомендациями изготовителя машины. Также, в условиях бесконечного разнообразия присадок нужно ориентироваться на авторитетность марок и мнение квалифицированного автомобильного механика или консультанта. Они помогут выбрать присадку подходящую именно вашему авто, а также, учтут все нюансы использования.

Популярные присадки и их свойства

MOTUL

MOTUL Engine Clean Auto для любого типа моторов. Промывочная присадка. Эффективно удаляет загрязнения двигателей любого типа и конструкции. Смешивается с маслом перед заменой, растворяет и отделяет отложения от металла, образует мелкодисперсную смесь и удаляется. Используется при каждой замене масла.

Liqui Moly

Liqui Moly Oil Additiv для бензиновых и дизельных ДВС. Универсальная присадка для двух- и четырёхтактных двигателей. В составе — хорошо известный дисульфид молибдена, снижающий трение между деталями в первую очередь поршневой группы. Используется при каждой смене масла. Самопроизвольно не осаждается и не заполняет фильтр. Снижает расход масла и горючего.

Читайте также:  Поговорим о надувных матрасах для автомобиля

Liqui Moly Cera Tec для бензиновых и дизельных моторов, и трансмиссии. Синтезирована на базе совмещения органического соединения молибдена и керамического материала.

Заполняет неровности на поверхности металла, повышает устойчивость детали к динамическим нагрузкам. Резко понижает коэффициент трения. Однократное использование даёт долговременный эффект.

Сохраняет действенность на протяжении 50 тыс. километров пробега.

Liqui Moly Molygen Motor Protect для любого типа двигателя. Обеспечивает долговременную защиту мотора. Содержит соединения вольфрама. В условиях высокой температуры легирует сталь. Высокая концентрация ионизированного вольфрама на поверхности детали повышает жаростойкость сплава. Выравнивание поверхности слоем вольфрама облегчает механическое взаимодействие трущихся пар.

Виды и назначение присадок к маслам Liqui Moly Oil Additiv (1998), 300мл

820 ₽

Купить в 1 клик Смотреть наличие

  • Ватутина, 83 мало
  • Ипподромская, 77 мало
  • Большевистская, 34 мало
  • Станционная, 81 к3 мало
  • Курчатова 2 мало
  • Волочаевская, 8 мало
  • Первомайская,47 мало
  • Октябрьская, 4а мало
  • Солидарности,15 мало

Скрыть наличие
Виды и назначение присадок к маслам Liqui Moly Cera Tec (3721), 300мл

1 490 ₽

Купить в 1 клик Смотреть наличие

  • Ватутина, 83 мало
  • Ипподромская, 77 мало
  • Большевистская, 34 мало
  • Станционная, 81 к3 мало
  • Волочаевская, 8 мало
  • Первомайская,47 мало
  • Октябрьская, 4а мало
  • Солидарности,15 мало
  • Петухова, 57к2 мало

Скрыть наличие LAVR

Присадка LAVR для мягкой промывки двигателя. Вливается в мотор заранее, примерно за 200 км наступления необходимости в замене масла. Смывает отложения любой природы. Работает как кондиционер для уменьшения расхода смазочной жидкости. Умягчает отвердевшие резиновые и полимерные уплотнители. Очищает каналы малого сечения. Беспроблемно сочетается с любой маркой моторного масла.

Виды и назначение присадок к маслам LAVR Мягкая промывка двигателя (200км), 330мл

350 ₽

Купить в 1 клик Смотреть наличие

  • Ипподромская, 77 достаточно
  • Большевистская, 34 мало
  • Станционная, 81 к3 достаточно
  • Курчатова 2 мало
  • Волочаевская, 8 мало
  • Плотинная, 1а мало
  • Первомайская,47 мало
  • Октябрьская, 4а мало
  • Энергетиков, 6/2 мало
  • Солидарности,15 мало
  • Петухова, 57к2 мало
  • Промышленная 1а достаточно
  • Ленина 44 мало
  • Черемушная 72 к1 достаточно
  • Советская, 164 мало

Скрыть наличие

Стоит ли использовать добавки в масло?

Присадки формируют комплекс свойств моторного масла, в некоторых случаях помогают решить некоторые проблемы в работе ДВС. Но, уточнить необходимость использования и довериться в выборе лучше опытному автомеханику или квалифицированному консультанту.

Виды и назначение присадок к маслам

11 апреля 2016. Категория: Автотехника.

Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) обладают определенными недостатками, главным из которых является низкий КПД, который не превышает 30% для бензиновых и 40% для дизельных моделей. Для повышения работоспособности мотора в системе автомобиля предусмотрена система охлаждения, которая позволяет снизить потери мощности из-за сгорания топлива.

Немаловажную роль играет и моторное масло, которое необходимо регулярно заменять. Смазочные жидкости выполняют не только свою основную функцию (препятствуют трению деталей) но и позволяют увеличить ресурс мотора. Добиться этого удается за счет дополнительных компонентов в составе жидкости.

Присадки – это вещества, позволяющие в разы усилить естественные функции базовых масел или придать им новые свойства.

Виды и назначение присадок к маслам

Помимо присадок, входящих в состав смазочных составов, существуют дополнительные добавки. Почему же их не добавляют сразу во все моторные масла? Дело в том, что в готовой жидкости содержится оптимальное количество компонентов необходимых для полноценного функционирования систем.

Но эти вещества не всегда «спасают» ситуацию. Если автомобиль уже повидал многое – то не будет лишним использовать, например, присадки для дизельного двигателя с большим пробегом. Если же автомобиль новый и все его системы работают стабильно, то обычного масла будет достаточно.

Чтобы разобраться с разнообразием присадок разберемся с их классификацией. Условно такие добавки можно разделить на защищающие детали двигателя и «реаниматоры».

Присадки для защиты двигателя

Эти дополнительные компоненты позволяют сохранить исходные свойства смазывающих жидкостей, облагораживают масла, препятствуя образованию коррозии, окисления, нагара и много другого. Также они позволяют менять вязкость состава и его температуру застывания. Рассмотрим эти классификации подробнее.

Антиокислительные

Эти присадки добавляются к трансформаторным, турбинным и аналогичным типам масел, которые подвергаются окислению. Благодаря использованию добавок вы сможете увеличить эксплуатационный срок смазывающего состава. Присутствие этих присадок также повышает термоокислительную стабильность жидкости.

Антикоррозионные

Присадки разработаны для масел, которые обладают коррелирующим свойством и накапливают большие объемы продуктов коррозии в процессе работы.

Антикоррозионные присадки – это сульфид, алкилфенол, эфир фосфористой кислоты, окисленный петролатум и соли органических сульфокислот.

Главным свойством присадок этого класса является образование на металлических частях и поверхностях системы специальной защитной пленки.

Также стоит знать, что некоторые антиокислительные присадки, такие как ДФ 11 обладают такими же свойствами благодаря сере и фосфору, поэтому лучше такие компоненты не смешивать.

Моющие, антинагарные и дисперсные

Эта группа присадок снижает образование нагара и осадков, которые появляются в процессе эксплуатации масла. Добавки представляют собой соли щелочноземельных металлов, которые содержат кислые полярные группы. В зависимости от содержащегося количества металла дисперсные присадки делятся на слабощелочные и высокощелочные.

Основным свойством этих компонентов является возможность удержания мелкодисперсных твердых частиц в подвешенном состоянии. Также моющие присадки не позволяют крупным компонентам укрупняться и задерживаться на твердых поверхностях.

Депрессорные

Эти присадки снижают вязкость смазывающей жидкости, а также температуру застывания масла. Благодаря этому увеличивается прокачиваемость масла при низкой температуре. Благодаря входящим в состав добавки смесям жирных синтетических спиртов С12-С18 удается значительно улучшить свойства вязкости жидкости и снизить порог застывания на 20 и даже 30 градусов.

Имейте ввиду что некоторые депрессорные присадки, например, АзНИИ ЦИАТИМ 1 обладают также моющими и антикоррозийными свойствами.

Противозадирные

Противозадирными называются противоизносные присадки в масло, которые используются если детали автомобиля и его механизмы испытывают повышенное давление (задир). Эти добавки повышают смазывающие свойства масла. Поэтому противозадирные присадки также добавляются в трансмиссионные масла.

В качестве основного компонента добавок используются высшие жирные кислоты, например, олеиновая, стеариновая, пальмитиновая и прочие.

Вязкостные

Присадки этого типа позволяют повысить вязкость масла при высоких температурах, не меняя свойств жидкости в холодное время. Обычно эти добавки представляют собой полимерные вещества с хорошей вязкостью. К этим компонентам можно отнести полиизобутилен и полиметакрилат.

Противопенные

Антиокислительные, моющие и многие другие присадки могут привести к повышенному пенообразованию. Также такая проблема появляется в результате контакта масла с воздухом (обычно это происходит при переливе смазывающей жидкости).

Противопенные присадки предупреждают «ненужные» образования, но при этом также разрушают воздушно-масляную коллоидную систему.

В результате их использования защитный слой, образовавшийся на поверхностях механизмов, может быть поврежден, поэтому использовать такие компоненты необходимо с осторожностью.

Это основные присадки, позволяющие улучшить свойства масел, но, существуют компоненты, которые позволяют в некоторой степени «реанимировать» мотор и снизить расход топлива.

Восстанавливающие компоненты

Сразу стоит сказать что восстанавливающие присадки в двигатель это не панацея, и «убитый» мотор с их помощью не исправить, так же как и образовавшиеся течи и прочие повреждения.

Присадки для увеличения компрессии двигателя изготавливаются на разной основе, поэтому они делятся на две категории:

  • Реметаллизаторы (добавки, изготовленные на металлоплакирующей основе). Эти присадки создают дополнительный защитный плакирующий слой толщиной до 15 мкм в местах трения. Благодаря этому происходит восстановление поврежденных поверхностей, на которых образовались дефекты в результате износа поршневой группы или подшипников.
  • Минеральные средства. Присадки этого типа выполняют микрошлифовку стальных поверхностей системы. Благодаря этому восстанавливается металлокерамический слой на деталях двигателя.

Антифрикционные присадки для двигателя позволяют выполнить так называемую реставрацию системы. Они обычно используются для автомобилей с большим пробегом. Добавки обладают способностью создавать защитный слой, а некоторые из них обладают также моющими свойствами.

Виды и назначение присадок к маслам

Существующие сегодня присадки для уменьшения расхода масла будут действенными только в том случае, если маслосъемные кольца еще не окончательно стерлись. Поэтому если данная присадка не оказала никакого положительного эффекта лучше заменить маслосъемные колпачки и забыть об этой проблеме.

Читайте также:  Описание работы системы: ошибка P0089

Герметизирующие присадки для устранения течи масла в двигателе также заслуживают внимания, так как они позволяют устранить мелкие дефекты резиновых деталей. Такие добавки используются для моторных масел и для АКПП. Присадки этого типа обладают также антиокислительными свойствами.

Несмотря на свою, казалось бы, пользу, некоторые компоненты обладают и отрицательными свойствами.

Минусы присадок для моторного масла

При использовании присадок для масла, некоторые их компоненты могут привести к следующим отрицательным воздействиям на систему:

  • Реметаллизаторы могут снизить подвижность поршневых колец, а также увеличить окислительные свойства смазывающего состава.
  • Антифрикционные компоненты увеличивают температуру газа в цилиндре, а фторосодержащие частицы тефлона, находящиеся в области горения, могут привести к образованию ядовитого фосгена.
  • Средства, содержащие измельченный силикат магния, приводят к потере температурной стабильности, в результате чего расход масла не уменьшается а, наоборот, увеличивается.
  • Слоистые добавки (дисульфит молибдена, тантала, вольфрама, титана и нитрид бора) приводят к распаду дисульфита, в результате, образуется серная кислота. Детали мотора становятся подвержены образованию коррозии.
  • Современные нанодобавки приводят к потере стабильности моторного масла, а также могут обладать прочими, пока неизвестными негативными свойствами.

В заключении

Как видите, присадки могут оказать как положительное, так и негативное влияние на двигатель, поэтому при их выборе старайтесь не перебарщивать.

Если ваш автомобиль находится в исправном состоянии, вы используете моторное масло одной фирмы и уверены в его качестве, то дополнительные компоненты вам не нужны.

Если автомобиль прошел немало километров и его «здоровье» вызывает опасения, то качественные, а главное, правильно подобранные присадки позволяю продлить срок эксплуатации машины.

Присадки в моторное масло, виды присадок, применение

До начала двадцатого столетия в механизационной системе транспорта применялись масла без дополнительных добавок. В этот период нормальным показателем пробега масла в двигателе считался уровень в 700 км, а через каждые 1,5 тысячи происходил полный разбор мотора, с целью очистки деталей от различных загрязнений.

Виды и назначение присадок к маслам

В эпоху бурного развития машиностроительного направления к масляным компонентам начали предъявлять особые жесткие требования, что привело к пересмотру качественного состава масел.

Так возник стремительный скачок в развитии работ по производству и использованию специальных добавок в масляный компонент, то есть присадок.

С постоянным усовершенствованием механизмов силовых агрегатов велся поиск эффективных добавок, который не прекращается и по сей день.

Присадка — компонент, который добавляется к смазочным элементам в небольших количествах, с целью усовершенствования эксплуатационных показателей. Но не каждый химический элемент может быть применен в качестве присадки к смазочному раствору. Добавка обязана обладать рядом физических и химических свойств:

  • хорошая растворимость;
  • несмываемость водными массами;
  • неспособность оседать на масляных фильтрах;
  • отличные показатели стабилизации масел от различных окислителей;
  • улучшение эксплуатационных свойств автомасел;
  • предотвращение разрушения деталей;
  • экономическая целесообразность получения и использования.

Все вышеупомянутые аспекты при выборе химических элементов, применяемых в качестве присадок к маслам, приводят к определенным ограничениям. Из несметного числа изученных соединений применяют лишь малую часть компонентов.

В настоящее время автомагазины предлагают множество всевозможных промывок и добавок в двигательную систему транспорта. Однако не каждое средство можно применять.

Неверный подбор такого «помощника» способен негативно сказаться на работоспособности движка и вдобавок привести к основательным проблемам.

Поэтому при покупке определенного вида продукта от автовладельца требуется уверенность в назначении присадки. Также он должен знать, в каком состоянии находится ДВС автомобиля.

Основная задача присадок – это изменение химической структуры масла с целью предотвращения определенных воздействий в моторной системе автомобиля. Например, машина с недавнего времени стала чрезмерно «кушать» масло.

Наиболее эффективным и экономным вариантом исправления дефекта станет добавление специальных присадок в моторное масло.

Таким образом, автолюбитель меняет характеристики и параметры смазывающего средства, что позволяет моторной системе справляться с определенными условиями.

На сегодняшний день комплект добавок представляет собой смешанный состав элементов разного функционала, и вмещает до дюжины элементов. Их применение позволяет облегчить процентное соотношение компонентов при производстве смазочного раствора. Примерно 2/3 всех производимых присадок изготавливаются заграничными компаниями, и выпускаются в виде пакетов. Основные типы присадок к маслам:

  1. Антикоррозионный. Эта разновидность предотвращает появление коррозии в цветных металлических элементах.
  2. Антиокислительный. Присадки данного типа выступают в качестве блокиратора каталитической реакции окисления, металлических поверхностей деталей. Добавки замедляют фактор старения, то есть не дают основе масла окислиться под действием молекулы кислорода.
  3. Антипенный. Этот вид препаратов выступает в роли пеногасителя, которая образуется в результате внутреннего поверхностного напряжения смазывающего средства.
  4. Противокоррозийный. Подвид присадок образовывает на металлической поверхности деталей специальную пленку, которая помогает избежать появления ржавого налета от агрессивной среды работы двигателя.
  5. Антифрикционный. Помогает избежать трения механизмов.
  6. Полимерный. Улучшает показатели вязкостно-температурного баланса масел, что позволяет экономить топливо автомобильного транспорта в процессе эксплуатации.
  7. Депрессорный. Уменьшает температуру застывания смазочных материалов и способствует текучести при минимальных значениях.
  8. Диспергирующий. Данная разновидность присадок очень полезна, так как защищает поверхность механизмов от разного «мусора» и поддерживает отложения в диспергированной конфигурации. Другими словами, добавки удерживают в масле нерастворимые вещества и не дают им выпасть в осадок.
  9. Моющий. Содержат в своей структуре поверхностно-активные вещества, которые взаимодействуют с различными видами отложений (лакокрасочные загрязнения, нагар) и переводят их в смазывающий раствор.
  10. Противоизносный. Предотвращает механическое старение деталей двигателя и соприкосновения между собой.

Виды и назначение присадок к маслам

Выбор присадки для заливки в мотор

Как показывает практика, многие автомобильные добавки существенно облегчают работу и долговечность механизмов в двигателе. Определиться с составом можно без труда, требуется лишь узнать изначальное состояние транспортного средства.

Если машина относится к категории новых транспортных средств либо с несущественным пробегом, то можно подобрать добавки из геомодификаторов. Эта разновидность позволяет существенно улучшить показатели самого движка, то есть повышают его ресурс.

Главным достоинством считается тот факт, что присадку можно загрузить единожды – этот вид обладает долгосрочным эффектом.

Если мотор уже эксплуатируется достаточно долгое время и несколько износился, то лучше всего выбирать присадки с ярко выраженным действием, в структуру которых входит металлизированные элементы или микрокерамические соединения.

Такой состав позволяет избавиться от нежелательного расхода масла и загрязнений, снизить потребление топлива, тем самым регенерировав компрессию и надежность движка. Эти добавки придется менять при каждой замене масляного компонента.

Персональный сайт — 5.7

5.7. Присадки к маслам. Назначение. Виды. Примеры присадок различного назначения.

ПРИСАДКИ   К   МАСЛАМ

Развитие и совершенствование различных видов техники предъявляет все более высокие требования к качеству масел. Необходимый  уровень  эксплуатационных  свойств   масел  современного и   перспективного  ассортимента   может   быть   обеспечен  только сочетанием высококачественного базового масла с эффективными присадками. К их числу относятся:

  • антиокислительные, повышающие  стойкость  масел  к  окислению  при   высокой  температуре;
  • антикоррозионные,  защищающие металлические  поверхности  от воздействия агрессивных веществ,  
  • антиржавейные,  защищающие   от   атмосферной   коррозии;  
  • детергентно-диспергирующие, предотвращающие отложение продуктов окисления на нагретых деталях  двигателей  и   других   механизмов;   противоизносные  и противозадирные,   улучшающие  смазочные  свойства   масел;   депрессорные, понижающие температуру застывания масел;
  • вязко­стные,   улучшающие   вязкостно-температурные   свойства   масел;  антипенные,   предотвращающие  вспенивание   масел.  
  • Некоторые присадки являются многофункциональными, так как улучшают одновременно несколько свойств масел.
  • Окисление масел предотвращают введением антиокислитель­ных присадок — ингибиторов окисления.
  • В качестве антикоррозионных присадок используют различные серу- и фосфорсодержащие соединения, способные образовывать на металле стабильные защитные пленки.

Антикоррозионным действием обладают и многие антиокислительные при­садки. Антиржавейное действие оказывают непредельные жирные кислоты и их эфиры, соли нефтяных сульфокислот, окисленный петролатум..

Типичными моющими присадками являются соли щелочноземельных металлов с длинными алифатическими цепями, содер­жащие полярные группы кислого характера. В зависимости от содержания металлического компонента различают нейтральные, среднещелочные и высокощелочные присадки. К числу моющих относятся сульфонатные, алкилфенольные, алкилсалицилатные присадки.

Читайте также:  Бензин или «дизель»: какой мотор будет лучше по стоимости эксплуатации?

В отличие от моющих диспергирующие присадки преиму­щественно представлены беззольными (не содержащими металла) соединениями, имеющими в молекуле азотсодержащую основную группу.

Кроме специальных противоизносных и противозадирных присадок, противоизносные свойства масел улучшаются также высокотемпературными антиокислителями — произво­ными диэфиров дитиофосфорных кислот (ДФ-11, ДФ-1, МНИ-ИП-22к, ИНХП-21, ВНИИ НП-354).

Вязкостные присадки представляют собой полимеры двух основных типов: полиизобутилены и полиметакрилаты (в виде рас­творов в дистиллятных маслах). Полиизобутилены: КП-5. Полиметакрилаты (ПМА) полу­чают полимеризацией эфиров метакриловой кислоты и смеси первичных синтетических спиртов фракции С7—С12 нормального строения.

Пенообразование смазочных масел возникает вследствие их энергичного перемешивания с воздухом в процессе эксплуатации, перекачки, налива.

Образованию устойчивой пены могут способ­ствовать и некоторые присадки, являющиеся поверхностноактивными веществами.

Для борьбы со вспениванием масла используют противопенную присадку ПМС-200А, представляющую собой полиметилсилоксан. Ее вводят в масла в количестве 0,001—0,005%.

При разработке ряда масел, особенно моторных, которые отвечали бы требованиям современного и перспективного двигателестроения, следует иметь в виду, что отдельные присадки не в состоянии обеспечить всю совокупность эксплуатационных свойств. Создание композиций присадок является сложной задачей — необходимо сочетать присадки по их функциональному действию,  учитывать  возможность  эффектов   антагонизма   или   синергизма присадок по отношению друг к другу.

Присадки к маслам

Технический прогресс и проблемы защиты окружающей среды предъявляют все более жесткие требования к качеству масел. Эта задача на практике решается сочетанием углубления очистки базовых масел и применени­ем высокоэффективных присадок.

  1. Основные требования к присадкам таковы:
  2.  а) сохранять исходные свойства масел;
  3.  б) облагородить масла с точки зрения уменьшения коррозии, окисления,   нагарообразования;

 в) придать маслам новые физические свойства, например изменить вязкость, температуру застывания и т. д.;

 г) стабилизировать химический состав масла.

В настоящее время известно множество разнообразных присадок различного назначения, которые подразделяются на группы. Среди большого разнообразия присадок необходимо выделить следующие из них: антиокис­лительные, антикоррозионные, депрессорные, вязкостные, моющие, противозадирные, антипенные, загущающие и др.

Далее рассмотрим основные из них более подробно.

Антиокислительные присадки. Добавка таких присадок к маслам типа трансформаторного, турбинного и подобным им, которые подвергаются окислению в объеме, значительно увеличивает срок эксплуатации без замены этих масел.

Присутствие таких присадок (лучше в пакете с другими типами присадок) в моторных маслах, окисляющихся в тонком слое, повышает термоокислительную стабильность масел. С ионолом готовят трансформаторные, турбинные, индустриальные и другие масла.

Присадка ДФ-11 используется для приготовления моторных трансмиссионных, гидравлических и других масел.

Антикоррозионные присадки. Моторные масла без присадок могут обладать коррелирующими свойствами. Кроме того, в этом случаи также накапливают в своем объеме продукты коррозии. Для снижения такого отрицательного действия масел используют антикоррозийные присадки.

Сульфиды алкилфенолов, эфиры фосфористой кислоты, соли органических сульфокислот, а также окисленный петролатум. Следует отметить, что анти­коррозионными свойствами обладают и некоторые антиокислительные при­садки, например ДФ-11, которая в своей молекуле содержит и серу, и фосфор.

Общим свойством антикоррозионных присадок является способность образовывать на металлических поверхностях стойкие защитные пленки.

Моющие,   антинагарные  или   диспергирующие  присадки.

Известно, что масла для двигателей внутреннего сгорания эксплуатируются в условиях, способствующих их глубокому окислению и термическому разложению. Эти явления приводят к нагаро- и осадкообразованию, возникновению лаковых пленок на поверхности деталей двигателей.

Многие поверхностноактивные вещества снижают нагаро- , лако- и осадкообразование. Типичными представителями этой группы присадок являются соли щелочноземельных металлов с длинными алифатическими цепочками, содержа­щие кислые полярные группы.

В зависимости от доли металла в таких соединениях различают нейтральные, слабощелочные и высокощелочные присадки. Главным свойством этих присадок является диспергирующая способность, что позволяет им удерживать во взвешенном состоянии мелкодисперсные твердые частицы, образующиеся при эксплуатации масел.

При этом такие присадки препятствуют укрупнению твердых частиц, адсорбируясь на твердой поверхности. В итоге образуется стабильная суспензия типа масло-нагар.

В качестве моющих присадок нашли промышленное применение представители различных классов органических соединений.

1. Соли ароматических сульфокислот — сульфонаты. Обычно — это соли бария или кальция, например сульфонат бария  который полу­чают путем сульфирования дизельного масла (присадка СБ-3). Другие при­садки этого типа представляют собой кальциевые или бариевые соли диалкилнафталинсульфокислоты .

2. Алкилфеноляты бария или кальция, (присадка ВНИИНП-350).

3. Бариевая соль продукта конденсации алкшфенола с формальдегидом (присадка БФК).

Депрессорные присадки. Задача депрессорных присадок заключается в снижении вязкости и температуры застывания масел, улучшении их прокачиваемости при низких температурах.

Добавка этих присадок, а также некоторых других, например Д (ПМА «Д») — продукта полимеризации эфира метакриловой кислоты и смеси жирных синтетических спиртов С12-С18 нормального строения — значительно улучшает вязкостно-температурные свойства масел. В ряде случаев достигается снижение температуры застывания на 20 — 30 °С и даже больше.

Некоторые из депрессорных присадок обладают и другими полезными свойствами. Например, присадка АзНИИ — ЦИАТИМ- 1, кроме депрессорной является еще и моющей и антикоррозионной присадкой.

Противоизносные (противозадирные) присадки.

В условиях граничной смазки, при которых детали машин и механизмов испытывают огромные давления, повышающие их износ и так называемый задир, к мас­лам добавляют специальные присадки, повышающие смазывающую способность масел. В особенности это касается трансмиссионных масел, предназначенных для смазывания зубчатых, червячных и других передач, в которых развивается давление до 3000 МПа.

В качестве подобных присадок используют разнообразные поверхностно-активные вещества, например высшие жирные кислоты (олеиновую, стеариновую, пальмитиновую и др.) Для этой цели могут применяться также природные жиры и масла, и синтетические присадки, например, дитиокарбонатной природы.

Вязкостные присадки. Назначение этих присадок — повышать вязкость масел при положительных температурах и не оказывать существенного влияния на них при отрицательных температурах. Обычно их применяют к маслам с невысокой вязкостью.

Как правило, присадки данного типа являются полимерными веществами, обладающими высокой вязкостью, и хорошо смешиваются с маслами. Среди подобных присадок наибольшее распространение получили полиизобутилены и полиметакрилаты с молекулярной массой от 4000 до 25000.

При этом следует отметить, что чем выше молекулярная масса присадки, тем лучше она растворима в масле, тем выше ее термостабильность. Присадкам на основе полиизобутилена присвоена серия КП (КП-5, КП-10. КП-20).

При этом чем выше цифра в маркировке, тем выше молекулярная масса присад­ки. Полиметилметакрилаты готовят путем сополимеризации эфиров метакриловой кислоты и спиртов нормального строения.

Имеется две марки присадки подобного типа: ПМА «5-7» и ПМА «В-2» с молекулярной массой от 3000 до 4000 и от 12000 до 17000 соответственно.

Противопенные присадки. В процессе перекачки, налива и других операций со смазочными маслами, когда имеет место их контакт с воздухом, возникает явление пенообразования.

Повышенному пенообразованию могут способствовать и другие присадки, введенные в масло, например антиокислительные и моющие, обладающие поверхностно-активными свойствами.

Для борьбы со вспениванием вводят антипенные присадки, которые не только предупреждают образование пены, но и разрушают эту воздушно-масляную коллоидную систему.

Механизм действия таких присадок состоит в снижении прочности поверхностных пленок в результате адсорбции на них молекул противопенных присадок. Лучшими присадками этого типа счита­ются кремнийорганические соединения — силиконы или силоксаны. Одним из примеров такой присадки является присадка ПМС-200А полиметилсизооксан, которая вводится в масло в микроколичествах.

Многофункциональные присадки. Было отмечено, что ряд присадок обладает многофункциональными свойствами. Такие присадки вводить в масла удобнее, чем отдельно несколько разных присадок.

Это тем более предпочтительно, если учесть тот факт, что некоторые присадки подавляют полезные свойства других.

Многофункциональные присадки могут быть или заранее приготовлен­ным пакетом присадок разного действия, или одной многофункциональной присадкой, содержащей в своем химическом строении одновременно серу, фосфор, металлы и различные полярные функциональные группы.

Одной из таких многофункциональных присадок является упоминавшаяся ранее присадка ДФ-11, обладающая одновременно моющими, противоизносными, противокоррозионными, антинагарными и антиокислитель­ными свойствами.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector