К началу шестидесятых годов по дорогам СССР колесили «Запорожцы», «Москвичи», «Волги» и «Победы». Однако огромной развивающейся стране не хватало легковых машин. Автомобили было почти невозможно купить — их распределяли только по спискам на предприятиях. Поэтому в июле 1966-го года ЦК КПСС приняло решение о строительстве нового автозавода.
Ему следовало стать самым большим автопроизводителем в стране, чтобы удовлетворить потребность советского гражданина в личном автомобиле. Так началась история Волжского автозавода. Завод был построен в рекордные сроки. Потребовалось всего три года из отведенных шести.
Производственное оборудование для ВАЗа изготавливалось на 844 заводах СССР, 900 заводах других социалистических стран, а также в странах Европы и в США.
История создания
Строить новый современный автозавод в Тольятти поручили дружественным Советскому Союзу итальянцам.
Договор, подписанный Министерством автомобильной промышленности СССР с концерном «Фиат» в августе 1966 года, подразумевал не только возведение предприятия полного цикла, но и оснащение его оборудованием, а также обучение персонала. Новое производство нарекли «ВАЗ» — Волжский автомобильный завод.
Назвать его по аналогии с другими заводами страны, например, Горьковским и Ульяновским, не позволили соображения политкорректности и правила именования: неуместных шуток было бы не избежать.
Эмблему для моделей ВАЗа должны были придумать советские дизайнеры. Идея поместить на значке ладью, как и сам эскиз будущего логотипа, принадлежит сотруднику столичного руководства завода Александру Декаленкову.
Изготавливать эмблемы для машин поручили итальянцам. С этим, кстати, был связан казус. Первые три десятка логотипов были выпущены Фиатом с ошибкой — вместо буквы «Я» в слове «Тольятти», итальянцы написали «R».
Курьез обошелся без скандалов — бракованные логотипы в срочном порядке заменили.
Взлеты и падения
С первых дней работы волжский автогигант не испытывал проблем. Спрос на автомобили был такой, что продажи ограничивались лишь объемами производства. Примерно через год работы завод выпустил 100 000 «копеек», а через еще два с половиной года – с конвейера сошел миллионный «ВАЗ».
В 1973 году «копейку» начали поставлять за границу. Тогда же появился «экспортный» бренд «Lada».
Как выяснилось, название «Жигули», которое носили все автомобили ВАЗ, у французов созвучно со словом «Жиголо», то есть «мужчина, танцующий за деньги». Поэтому пришлось переименовывать экспортные «Жигули» в «Лады».
Впоследствии маркировать Ладами стали и автомобили для внутреннего рынка, впоследствии и вовсе запретив название «Жигули»..
С приходом девяностых и распадом СССР завод столкнулся с невиданным до этого понятием – «конкуренция». На фоне криминальных войн за контроль над ВАЗом, унесших сотни человеческих жизней, в страну хлынул поток подержанных иномарок.
Десятилетия существования без конкуренции тормозило развитие атвогиганта, и автомобили ВАЗа безнадежно отстали от зарубежных. Интерес к «Жигулям» у россиян был потерян, а заводу пришлось сокращать объемы выпуска автомобилей.
Государство попыталось решить проблему, повысив таможенные пошлины на ввоз подержанных иномарок, но это не помогло.
После долгих лет поиска выхода из кризисного положения он был найден в сотрудничестве с Renault-Nissan. В 2008-м году альянс стал владельцем 25% акций АвтоВАЗа. В этом же году АвтоВАЗ заполучил нового главного дизайнера – Стива Маттина. Прежде он занимал аналогичные должности в Мерседесе и Вольво.
От «Классики» до модерна
ВАЗ 2101
Первым автомобилем, сошедшим в 1970-м году с конвейера ВАЗа, стал слегка переработанный Фиат. Это был седан Fiat 124, адаптированный для советских условий эксплуатации. Модель получила увеличенный со 110 до 175 мм клиренс, усиленную подвеску и тормоза, а также обозначение ВАЗ 2101, за что в народе ее прозвали «Копейкой». Это был символ советской автомобильной эпохи и родоначальник целого семейства заднеприводных седанов и универсалов — «классики». «Копейка» пережила не одну реинкарнацию в последующих моделях АвтоВАЗа. Одну из наследниц «Копейки», ВАЗ 2104, сняли с производства лишь в 2012 году.
Вслед за «Копейкой» в 1971 году в производство был запущен универсал ВАЗ 2102. Затем появилась «Тройка» ВАЗ 2103 – «люксовая» модель ВАЗа. По сути, она была основательно переработанной «Копейкой». Четыре фары, хром, щегольская панель приборов. Ей на смену пришел ВАЗ 2106, который вошел в историю как самая продаваемая модель автогиганта.
За 30 лет жизни на конвейере, было реализовано 4,3 миллиона «Шестерок». После серьезного рестайлинга «Копейки» появились ВАЗ 2105, ВАЗ 2107 и ВАЗ 2104. Автомобили получили прямоугольные фары, обновленный салон и модернизированные моторы. В настоящее время «Тройка» крайне популярна у любителей старины, а «Шестерка» — у таксистов из теплых стран.
ВАЗ 2107
К концу семидесятых автогигант начал выпускать первую модель повышенной проходимости ВАЗ 2121 «Нива» (с 2006 года – Lada 4×4). В её конструкции широко применялись элементы дизайна и детали от «Шестёрки», а салон и вовсе был взят почти без изменений. ВАЗ 2121 был единственной собственной разработкой АвтоВАЗа и первым в мире кроссовером.
ВАЗ 2121
Абсолютно новое поколение автомобилей («Спутник») появилось у ВАЗа лишь в середине 80-х годов. За индекс 2108 его прозвали «Восьмёркой», а за клиновидную форму передка – «Зубилом».
Новый двигатель, коробка передач, аэродинамика, силовая структура кузова, передний привод, подвеска МакФерсон и многое другое – результат тесного сотрудничества тольяттинцев с Porsche и подразделением Фиата (UTS). В рамках этого партнерства велись работы по созданию «Восьмерки» по всем фронтам кроме дизайна. Его немцам не доверили.
Позднее в производство пошли версии «Восьмерки» с кузовами пятидверный хэтчбек и седан. Последние параллельно с ВАЗ 2108 готовили сами тольяттинцы.
ВАЗ 2108
К концу восьмидесятых на ВАЗе запустили производство дешевой микролитражки «Ока». Идеи и технические решения тольяттинцы позаимствовали у Daihatsu Cuore образца 1980 года. На протяжении 20 лет, начиная с 1988 года, «Оку» выпускал сначала АвтоВАЗ, а затем КАМАЗ и СеАЗ.
Ока
В начале девяностых в модельной гамме завода появился ВАЗ 2110. Седан, разработанный на шасси «Восьмерки», получил оригинальный кузов и интерьер. За ним последовали хэтчбек и универсал. После этого почти 10 лет завод не пытался поставить на конвейер новинки.
ВАЗ 2110
В 2003-м году на совместном предприятии GM-АвтоВАЗ начали выпускать Chevrolet Niva. На следующий год тольяттинцы наладили производство компактного семейства Калина (седан, хэтчбек и универсал).
А в 2007-м году на ВАЗе выпустили глубоко модернизированную «десятку» — Lada Priora. В конце 2011-го года на смену седану Калина пришла его удешевленная и перелицованная модификация, которую назвали Гранта.
А в 2012-м году на конвейер встал построенная на базе Renault Logan универсал Lada Largus.
Lada Priora
В ближайшее время запланирован старт производства еще нескольких моделей на платформе альянса Renault-Nissan. Но в компании уверяют, что автомобили собственной разработки АвтоВАЗа будут модернизироваться и конвейер не покинут.
Lada Largus
Интересные факты из истории АвтоВАЗа
- Около 70% деталей нового седана Гранта достались ему от Калины.
- Разработчик «Нивы» Пётр Михайлович Прусов утверждает, что автомобиль был назван в честь его детей Натальи и Ирины и детей первого главного конструктора ВАЗа Соловьёва Вадима и Андрея.
- ВАЗ 2121 «Нива» была единственной советской моделью, которая когда-либо официально продавалась в Японии.
Изначально город Тольятти носил имя Ставрополь. Однако 28 августа 1964 г по решению Президиума Верховного Совета РСФСР он был переименован в честь генсека Итальянской компартии Пальмиро Тольятти, умершего неделей раньше во время посещения детского лагеря «Артек».
В 1966 году в городе началось строительство крупнейшего в России Волжского автомобильного завода по производству легковых автомобилей. Параллельно со строительством завода возводился и новый жилой район Тольятти
С советских времен и по наши дни Lada является излюбленным объектом тюнинга. Начиналось все с тормозной жидкости, плещущейся в круглых фарах классических моделей, и длится до сих пор. За все годы тенденции в тюнинге вазовских автомобилей неоднократно менялись.
В 1977 году АвтоВАЗ получил Государственную премию СССР в области искусства, литературы и архитектуры.
Долгое время подъем на задней части крыши моделей 2108 и 2109 считался «вредительством» специалистов Porsche, ведь из-за него сильно загрязнялось заднее стекло и увеличивался коэффициент аэродинамического сопротивления. Позже выяснилось, что этот «хвостик» необходим для большей стабильности автомобиля на скорости.
ВАЗ 2109
Летом 2010-го года премьер Владимир Путин проехал более 300 км по новой трассе «Амур» из Хабаровска в Читу за рулём ярко-желтого седана Лада Калина. Вскоре этот цвет кузова был переименован из «Спорта» в «Премьер». Кстати во время этой поездки за кортежем Путина на всякий случай ехали еще две точно такие же запасные Калины. Одна своим ходом, а вторая на эвакуаторе.
Спустя год после автопробега на заводе началось производство современных инвалидных колясок.
Последний представитель отечественной «классики» ВАЗ 2107 (или «Семерка») с 2006 года и до сих пор выпускают на египетском заводе Lada-Egypt.
Первая «Копейка» с порядковым номером 0000001, выпущенная в 1970-м году, 30 лет была в руках одного хозяина в Самаре. В 2000-м году завод выкупил ее для своего музея. По соседству хранится и миллионный ВАЗ 2103.
Главный дизайнер АвтоВАЗа Стив Маттин до 2005-го года участвовал в разработке облика Мерседесов А-класса, S-класса, M и GL-класса. После этого до 2009 года он был вовлечен в создание дизайна моделей Volvo S60, V60 и XC60.
*index 43* Волжский автомобильный завод
Модель РїСЂРѕРёР·РІ. фирмы «Bauer». Цвет — бирюзовый металлик. Прибыла РІ коллекцию 30.05.2012 Рі.
Впервые появившись РЅР° СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРј рынке РІ середине мая 2006 РіРѕРґР°, эта масштабная модель РѕС‚ фирмы Генриха Бауэра РЅР° сегодняшний день стала неотъемлемой частью любого уважающегося себя коллекционера отечественного автотранспорта. Решил Рё СЏ РЅРµ отстать РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС… Рё Рё приобрести ее 🙂 . РџСЂРё смехотворной цене «РїСЏС‚нашка» потрясает своей деталировкой. Здесь Рё детально проработанная светотехника, как спереди, так Рё сзади; характерные шильдики РЅР° РєРѕСЂРјРµ, зеркала заднего РІРёРґР°, РґРІРѕСЂРЅРёРєРё отдельными деталями Рё даже подрессоренные передние Рё задняя подвески. Отлично проработан Рё салон. РЎ геометрией РЅРµ РІСЃРµ так гладко. РџСЂРё бесспорной узнаваемости прототипа РІ модели, последняя РІСЃРµ-таки имеет явные огрехи СЃ пропорциями салона, крыши Рё, как следствие, оконных проемов. Особенно заметна ошибка РІ геометрии проема лобового стекла. РћРЅРѕ получилось чрезмерно вытянутым. Для сравнения, РІ этих компонентах масштабная РєРѕРїРёСЏ Р’РђР—-21099 РёР· серии «РђР› РЎРЎРЎР » получилась гораздо удачнее. Однако Р·Р° превосходную детализацию Рё красивый бирюзовый металлик ставлю этой «РїСЏС‚нашечке» заслуженную четверку!
ВАЗ-2115 «Lada Samara» — четырёхдверный переднеприводный седан разработки Волжского автомобильного завода. Серийный выпуск с 1997 года. Входит в линейку Lada Samara.
Автомобиль ВАЗ-2115 стал первенцем из линейки под условным названием «Самара-2», которая представляет собой модернизацию моделей семейства Спутник/Самара.
ВАЗ-2115 представляет собой рестайлинговую модель ВАЗ-21099.
От предшественника новая модель отличается новой крышкой багажника, новой передней и задней оптикой, бамперами, окрашенными в цвет кузова, спойлером багажника с дополнительным стоп-сигналом, обтекателями порогов, молдингами дверей, а также новым салоном и модернезированным электрооборудованием.
Автомобиль начали собирать в 1997 году в опытно-промышленном производстве, а с 2000 года он был запущен и на заводской конвейер. В 2004 году он полностью заменил собой модель ВАЗ-21099.
На автомобиль устанавливаются 1,5 и 1,6—литровые бензиновые двигатели. Первоначально выпускались модификации с карбюраторным двигателем.
Но в 2000 году вышла модификация с двигателем ВАЗ-2111 с распределенным впрыском топлива. В настоящий момент ВАЗ-2115 находится в широкой продаже по всей России.
Предусмотрены два варианта исполнения: «стандарт» и «люкс» с 8-клапанным двигателем 1,6 л модели ВАЗ-11183.
Двигатель автомобиля ВАЗ 2115 четырёхцилиндровый, восьмиклапанный, рядный, инжекторный с распределенным впрыском топлива.
Первоначально в планах модернизации линейки Самара-2 было изменение не только экстерьера кузова и отделки, но и усовершенствование подвески, трансмиссии и тормозной системы.
Однако, в конечном итоге, все эти узлы были заимствованы от семейства Самара-1 без каких бы то ни было значительных изменений.
Но это позволило достичь высокой степени унификации с «девятым» семейством. А вот реализованные улучшения пошли автомобилю явно на пользу.
Автомобиль получил более обтекаемые формы, стал приятнее на глаз. Гораздо удобнее стала погрузка вещей в багажник — теперь погрузочная высота находится на уровне бампера. Более совершенный инжекторный двигатель развивает большую мощность, расходует меньше топлива и быстрее прогревается. Кроме того, электронная система управления двигателем следит за уровнем токсичности выхлопных газов.
Было также усовершенствовано электрооборудование.
Теперь в стандартную комплектацию входят электростеклоподъемники, противотуманные фары, подогрев сидений.
Появилась бортовая система контроля, позволяющая сделить за состоянием лампочек, уровнем масла, износом тормозных колодок прямо с места водителя.
- Страна производства: Р РѕСЃСЃРёСЏ Производитель: РђРћ «АВТОВАЗ» (Тольятти) РљСѓР·РѕРІ: несущий РўРёРї РєСѓР·РѕРІР°: хэтчбек/ седан Число дверей: 4 Число мест: 5 РўРёРї РїСЂРёРІРѕРґР°: передний, двигатель впереди поперечно Конструкция подвесок: впереди стойки McPherson, сзади полунезависимая РЅР° продольных рычагах Габаритные размеры, РјРј 2115: 4330С…1650С…1420 Колесная база, РјРј: 2460 Клиренс, РјРј: 160 Объем багажного отделения, Р» 2115: 390 Снаряженная масса, РєРі: 950-1095 РљРѕСЂРѕР±РєР° передач: механическая, 5-ступенчатая РЁРёРЅС‹: 175/70 R13 Хронология производства 1997 Рі. — Начало производства Р’РђР—-2115
- Тип двигателя/ число клапанов бензиновый впрыск/ 4R/ 8
Рабочий объем, л 1499 Мощность, л.с. 71 Максимальный крутящий момент, Н•м 118 Максим альная скорость, км/ч 156 Разгон до 100 км/ч, с 12,2 Расход топл. 90 км/ч/ ГЦ, л 6,2/ 9,7 модель 2012 года
АвтоВАЗ отмечает 50-летний юбилей выпуска первого автомобиля
19 апрель 2020 Лада.Онлайн 2 876
19 апреля 2020 года исполняется 50 лет с выпуска первых автомобилей марки LADA. В этот день в 1970 году с конвейера Волжского автозавода сошли шесть седанов ВАЗ-2101 «Жигули» – 2 синих и 4 вишнёвых, что символизировало цвета флага РСФСР. С тех пор на автозаводе в Тольятти было выпущено более чем 50 серийных моделей. Первая LADA – самая массовая в СССР и в России. Об этом рассказывается в пресс-релизе на официальном сайте LADA.
Продажи «Жигулей» начались в августе 1970 года. ВАЗ-2101 дал начало самому многочисленному семейству легковых машин в истории предприятия, и, более того, — в истории российской автомобильной промышленности. С 1970 по 1988 год выпущено около 4,8 млн ВАЗ-2101 и его модификаций. Помимо ВАЗ-2101, самыми массовыми стали LADA 2106 (4,3 млн шт.), LADA 2107 (2,8 млн шт.), LADA 4×4 (2,5 млн шт.).
Доработка зарубежного прототипа
Первая модель LADA базировалась на итальянском седане FIAT-124, который в 1967 году получил звание «Автомобиль года» в Европе.
Для производства и продаж в Советском Союзе зарубежный прототип прошел серию испытаний на дорогах, бездорожье и специальных участках брусчатки.
По итогам тестов в конструкцию лицензионного автомобиля было внесено свыше 800 конструктивных изменений – и значительная часть была направлена на повышение надежности.
Была переработана подвеска: изменена кинематика, усилены многие детали, в том числе пружины и шаровые опоры. FIAT-124 обладал клиренсом около 130 мм. При модернизации итальянского шасси дорожный просвет спереди был увеличен до 175 мм.
В результате доработок машина стала тяжелее на 90 кг, но это компенсировалось увеличенной мощностью мотора.
ВАЗ-2101 получил новый двигатель с верхним расположением распределительного вала и увеличенным межцентровым расстоянием цилиндров, что в будущем позволило дорабатывать мотор и повышать его объем. В сцеплении увеличился наружный диаметр фрикционных накладок – со 182 мм до 200 мм.
В коробке передач появились синхронизаторы, разработанные для более скоростных спортивных «Фиатов». Кузов стал прочнее, а вместо двух проушин под домкрат (по одной с каждого борта) появились четыре, что обеспечило гораздо более надежное вывешивание автомобиля.
Появились отверстия под внешнюю пусковую рукоятку – в бампере, кузове и радиаторе. Вместо сигнальной лампы перегрева двигателя, применяемой итальянцами, на комбинации приборов ВАЗ‑2101 появился указатель температуры охлаждающей жидкости.
Часть изменений хорошо заметна внешне, в чем могут убедиться посетители корпоративного музея АВТОВАЗа, где экспонируется FIAT-124 – редкий для России автомобиль предоставлен музею из частной коллекции. Сравнить его можно с первым проданным автомобилем ВАЗ-2101, который поступил в корпоративный музей после 19 лет эксплуатации.
Время показало, насколько верными были конструктивные решения, заложенные в ВАЗ-2101.
Автомобиль стал достаточно прочным, надёжным и комфортным – высокую оценку он получил как у отечественных потребителей, так и на зарубежном рынке, куда поступил уже в 1971 году.
Первая партия автомобилей была отправлена в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. В 1971 году было экспортировано более 57 тысяч автомобилей LADA – это более трети всего годового экспорта легковых автомобилей СССР в то время.
Сегодня в России на учете стоят несколько сотен тысяч седанов ВАЗ-2101. Заслуженные автомобили и сегодня трудятся по прямому назначению – в качестве транспорта, но все чаще становятся предметом реставрации и коллекционирования.
Российский автомобиль ХХ столетия
50 лет "копейке": за что мы любим первый массовый советский автомобиль
19 апреля, видимо, не очень замеченным пройдет юбилей события, в действительности очень важного для нашей страны. К нему давно готовились причастные, даже, по некоторым сведениям, планировалось присутствие на празднике первого лица. Но эпидемия внесла свои коррективы, и, видимо, торжества если состоятся, то уже осенью.
Впрочем, это не преуменьшает значение этого события: по официальной версии, именно 19 апреля 1970 года на Волжском автозаводе были собраны первые шесть автомобилей «ВАЗ-2101». В стране началась эпоха автомобилизации, а у советского человека появилась цель — купить собственный автомобиль «Жигули».
Красивый, комфортабельный… Почти что иномарка!
Теперь об этом мало кто помнит, но в 60-х годах прошлого века в СССР попытались провести целый ряд экономических реформ, чтобы вывести страну из застоя; их автором и инициатором был председатель Совета министров Алексей Косыгин.
Не все удалось сделать, мешали идеологические рамки, но люди все-таки начали получать за свою работу не мифические «трудодни», а реальные деньги. Которые надо было на что-то тратить, а не складывать в кубышку. А что им могла предложить советская промышленность? Увы, многое было в дефиците.
В стране росло количество не обеспеченных товарами денег. И именно в те годы началось массовое производство радиоприемников и стиральных машин, холодильников.
Купить автомобиль было практически невозможно: завод АЗЛК в 1960-е годы выпускал и продавал в стране всего 40–60 тыс. автомобилей «Москвич-408». И еще на Украине собирали около 40 тыс. в год «запорожцев» «ЗАЗ-965». И все.
На всю страну. Так родилась идея строительства небывалого по масштабам автомобильного завода, где бы наладили выпуск относительно недорогой, но современной «народной» машины.
Автором идеи, говорят, был тот же Косыгин, и его поддержал сам Брежнев.
Массовый автомобиль мог стать тем самым товаром, за который граждане охотно отдали бы свои кровные накопления. Кроме того, современный автомобиль можно было продавать за рубежом, чтобы заработать для страны так необходимую валюту. Конечно же, нужен был мощный рывок, но в стране своих технологий для этого не было.
Поиски партнеров по строительству предприятия вели без лишней огласки. По слухам, к этой деятельности привлекли даже КГБ.
В мемуарах бывших сотрудников есть описания тайных встреч с представителями разных автомобильных концернов, но на самом деле они происходили, скорее всего, чтобы убедить основного претендента быть посговорчивее. Ведь выбор был невелик.
О сотрудничестве с американскими компаниями не было и речи; по политическим же причинам практически исключались варианты с немецкими Opel и Volkswagen. Были встречи с представителями французских концернов PSA и Renault, но в конце концов лучшие условия предложил итальянский Fiat.
C Италией, страной с традиционно сильным левым движением, у СССР были неплохие отношения, а в середине 1960-х годов страну захлестнула волна всеобщих забастовок.
Многомиллиардный контракт с Советским Союзом мог выправить финансовое положение концерна, и он готов был пойти на уступки. Этому способствовали и сливы в западной печати — мол, русские начали переговоры с Renault и т.д.
, а также, говорят, «правильная» работа наших «сотрудников в штатском» с руководителями итальянских профсоюзов.
В общем, в июле 1966 года ЦК КПСС и советское правительство приняли решение о строительстве нового крупного автомобильного завода, способного ежегодно выпускать по 600–700 тыс. автомобилей.
Понятно, что никакого тендера не было: подготовка технического проекта была сразу поручена итальянскому автомобильному концерну Fiat.
И уже через несколько дней в Москве глава компании Джанни Аньелли и министр автомобильной промышленности СССР Александр Тарасов подписали контракт по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом.
Волжский автомобильный завод, 20 июня 1970 года
© Лев Портер/ТАСС
Кстати, первоначально рассматривалось порядка 20 перспективных промышленных площадок. Учитывались многие факторы: избыток электроэнергии, наличие хороших подъездных путей (желательно, чтобы рядом была река) и мощных строительных организаций в регионе.
Говорят, чаша весов почти склонилась в пользу некой площадки на Днепре (влиятельный глава ЦК Компартии Украины Владимир Щербицкий очень на том настаивал!), но в конце концов все-таки решили остановиться на Тольятти.
Видимо, сыграло свою роль итальянское название города, которое он получил в 1964 году в честь покойного лидера итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти. А был до этого скромный провинциальный Ставрополь-на-Волге. Повезло так повезло!
И уже 3 января 1967 года строительство Волжского автозавода объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодежь, отправились в Тольятти.
Параллельно со строительством корпусов шел монтаж производственного оборудования — его произвели на 850 отечественных заводах, а также на 900 заводах социалистических стран, Италии, ФРГ, Франции, Англии, США.
Подобного масштаба мирового сотрудничества в СССР до того не было.
В Советском Союзе пришлось вводить новые промышленные стандарты, запускать в производство новые, высококачественные материалы, создавать практически с нуля новые отрасли. Ведь до начала 1970-х годов в стране не было собственного массового производства современных пластиков, резинотехнических изделий, шин, смазочных материалов, высокооктанового бензина.
Тут, говорят, большую роль сыграли сотрудники ряда секретных НИИ, которые по заданию партии и правительства активно «перенимали» новейшие зарубежные технологии. А еще до того в стране не было развернутой сети АЗС, а о том, что такое автосервис, вообще никто не знал. И сеть современных асфальтовых дорог тоже начала формироваться в это время.
Так что эффект, который произвела в экономике скромная «копейка», невозможно переоценить.
Всемирный автомобиль по-русски
В качестве «народного автомобиля» для СССР был выбран итальянский седан Fiat 124-й модели 1966 года в базовой комплектации с 1,2-литровым двигателем.
Почему же взяли машину, построенную по заднеприводной схеме, хотя в модельном ряду у итальянцев был уже более современный хетчбэк с передним приводом? Но тогда классическая схема с задним приводом считалась более надежной, не зря же «сто двадцать четвертый» в 1967 году получил почетный титул «Автомобиль года»!
Уже летом 1966 года в СССР привезли несколько этих итальянских автомобилей, которые предназначались для всесторонних испытаний. Их гоняли по всей стране, от Крыма до Воркуты; работы велись и на недостроенном Дмитровском полигоне НАМИ. За четыре года 35 образцов пробежали более 2 млн км!
Но сразу стало понятно — стандартный итальянский автомобиль не выдерживает испытаний обычными российскими дорогами, и в результате в конструкцию итальянские и советские инженеры внесли более 800 принципиальных изменений.
Кстати, в Италии итоговая модель получила индекс Fiat-124R (R значит Russia), и она очень заметно отличалась от стандартного «итальянца». Хотя внешне изменения были невелики — у «ВАЗ-2101» иные, массивные клыки бамперов, утопленные ручки дверей и, конечно, разные эмблемы.
Но по начинке советский автомобиль был совершенно другим.
Просто «ВАЗ-2101» (и его последующие модификации) были хорошо подготовлены к советским условиям эксплуатации. Для Советского Союза был, по сути, создан новый мотор — того же объема, но с верхним расположением распределительного вала и увеличенным расстоянием между цилиндрами. (Между прочим, это позволило потом двигатель совершенствовать и совершенствовать.)
По настойчивой просьбе советской стороны был добавлен «кривой стартер». Это, кто не помнит, такая железная рукоятка, вращая которую (с помощью грубой мужской силы, естественно), можно было запустить двигатель.
Например, при отказе электростартера или аккумулятора. «Родные» задние дисковые тормоза заменили на барабанные как на более стойкие к загрязнению и долговечные. Доработали сцепление и коробку передач.
Дорожный просвет увеличили на 30 мм — до 170 мм, а подвеску вообще кардинально переработали и усилили.
Но, как показала практика, все же недостаточно.
А что такое «достаточно», если автомобиль порой использовали как грузовик, перегружая его сверх всякой меры? Помню, мои друзья при строительстве дачи возили по не самой хорошей дороге мешки с цементом — по десять штук входило (хотя пришлось снять задний диван). И ничего… Можно сказать, что практически все узлы и агрегаты итальянского автомобиля прошли «акклиматизацию» к долгим русским зимам, местным дорогам и особенностям эксплуатации.
И в результате, по сути, получилась совершенно новая малолитражка, с невиданным в СССР уровнем комфорта, которая с честью выдерживала испытания суровым климатом и не самыми лучшими дорогами огромной страны.
Тысячи владельцев в первый же год с радостью обнаружили, что двигатель «жигулей» легко и уверенно запускается даже в 20-градусный мороз, а в салоне при этом тепло! Словом, эта машина стала первой «иномаркой», которую мог приобрести за свои кровные рубли простой советский гражданин. Простояв несколько лет в очереди, конечно.
Удивительное дело, но еще за два года до появления первого серийного автомобиля журнал «За рулем» объявил конкурс на лучшее название новой машины. Такого в нашей истории еще не было. В редакцию пришло почти 60 тыс. писем, из которых отобрали примерно 1,5 тыс.
вариантов названий. Среди них были как интересные («Фиалка», «Сокол», «Юность», «Мечта» и т.д.), так и безумные.
Так как машину должны были выпустить в канун 100-летия Ленина, некоторые предлагали увековечить эту дату в названии: «Ленинец», «ВИЛ», «Юбилей» и «Мемориал».
Мечта каждого советского мужчины — ГАЗ-21
От первой «Волги» до самых редких моделей Горьковского автозавода
15 октября 1956 года с конвейера Горьковского автозавода сошел первый автомобиль «Волга». Гордость советского автопрома тех времен сразу стала мечтой почти каждого жителя страны Советов. И зачастую — мечтой неосуществимой. Простые люди годами копили средства и стояли в очереди в ожидании покупки. Но «Волги» изначально выпускались для особых случаев и особых людей.
Каждый знал — если по дороге едет «Волга», то ее пассажиром сто процентов будет начальник или парткомовский работник. «Волгой» награждали ударников соцтруда, артистов, певцов и лучших спортсменов СССР, она была особым призом в лотерее Гослото.
О том, как все начиналось и чем закончилась история элитного авто, — в небольшом экскурсе «Реального времени» в историю этого особенного автомобиля.
Один из самых знаменитых и респектабельных советских автомобилей — ГАЗ-21 «Волга» — празднует сегодня свой день рождения. Его запустили в производство 64 года назад на Горьковском автозаводе.
«Волга» стала преемницей послевоенной «Победы». Правда конструкторы сделали корпус значительно больше. Это был комфортный автомобиль, в котором переднее сидение было сдвоенным и представляло из себя диван, не разбитый пополам рычагом переключения скоростей. Его решили установить на руле.
«Волга» стала преемницей послевоенной «Победы». Рината Назметдинова
Разработчики оснастили первую модель силовым агрегатом объемом 2,5 литра, который развивал мощность до 75 л. с., и помимо трехступенчатой механики — совершенной диковинкой для тех лет — автоматической коробкой передач. Всего же было представлено более 30 модификаций авто — и таксомоторные, и грузопассажирские, и дизельные и даже «тропические».
Однако в первую очередь этот автомобиль конечно был предназначен для советской номенклатуры не самого высшего эшелона. Его цена превышала 5 тысяч рублей при зарплатах, державшихся на уровне 100—200 рублей в месяц.
Проектом по созданию машины руководил художник-конструктор Лев Еремеев. Дизайнеры опирались на американские тренды, а также авиационные и космические мотивы. Особенностью внешнего облика автомобиля стала цельноштампованная хромированная решетка с вертикальными прорезями.
Особенностью внешнего облика автомобиля стала цельноштампованная хромированная решетка с вертикальными прорезями. Максима Платонов
Изначально на авто устанавливали мотор от «Победы». Лишь спустя год, «Волга» обзавелась своим двигателем объемом 2,4 литра. Пережив несколько модернизаций, 21-я модель ГАЗа была снята с производства в 1970 году.
ГАЗ-24 — просто и надежно, а редкий 3105 — дорого и богато
Разрабатывать следующую модель «Волги» начали еще в 1958 году, но в серийное производство эволюционное продолжение ГАЗ-21 было запущено лишь спустя почти 10 лет. Серия выпускалась намного дольше 21-й модели — ГАЗ-24 завод в Горьком делал до 1985 года.
Ходовой образец ГАЗ-24 из 3-й серии прототипов. wikipedia.org
Был в истории Нижегородского автозавода даже автомобиль для спецагентов — ГАЗ-23. Эту модель «Волги» разработали по спецзаказу КГБ.
На то время она была самой совершенной машиной, поскольку сочетала в себе передовые разработки с комфортным и эргономичным салоном: двигатель объемом 5,5 литра V-образной конструкции, 3-ступенчатую коробку передач автоматического типа, усиленный кузов и множество других модернизированных характеристик.
Они обеспечивали небывалые по тем временам скоростные качества, высокую динамику разгона, а также улучшенную маневренность и управляемость на дороге. Автомобиль выпускался с 1962 по 1970 годы и был тщательно засекречен. До наших дней сохранилось всего несколько экземпляров, каким-то образом избежавших обязательного уничтожения после списания.
ГАЗ-23 разработали по спецзаказу КГБ. wroom.ru
Затем был ГАЗ-3102 — автомобиль для государственных чиновников: машина выпускалась малыми партиями, но ее производство продолжалось 27 лет и было прекращено только в 2009 году.
Выездной художественный совет Министерства автомобильной промышленности обсуждает натурный пластилиновый макет автомобиля ГАЗ-3102. из архива В.Н. Носакова, 1967 год. / wikipedia.org
Кстати, совсем недавно была найдена самая редкая модель «Волги» — ГАЗ-3105. В 1988 году было выпущено всего 55 таких автомобилей, из которых до наших дней «дожил» лишь один.
Седан получил новый кузов, независимую подвеску, дисковые тормоза на всех колесах, полный привод, гидроусилитель руля и новый 3,4-литровый двигатель V8 мощностью 170 л. с.
Диковинным для отечественного автопрома того периода стали кондиционер, регулировка руля в двух плоскостях, обогрев сидений и аудиосистема.
Самая редкая модель «Волги» — ГАЗ-3105. В 1988 году было выпущено всего 55 таких автомобилей, из которых до наших дней «дожил» лишь один. wroom.ru
Следующая модель — ГАЗ-31029 — стала доступна широким массам, выпускалась она всего 5 лет: с 1992 по 1997 гг.
За ней в 1997 году ГАЗ запустил в конвейер «Волгу» 3110, особенностями которой стали гидроусилитель руля и измененный рулевой редуктор. Производилась эта серия до 2005 года.
ГАЗ-31105 появился на рынке в 2004 году и был лучше прежнего как по внешнему облику, так и по внутренней оснастке. Последняя Волга-31105 сошла с конвейера спустя 5 лет с момента выпуска.
ГАЗ-31105 «Волга» конца 2004 года. Dmitriy707 / wikimedia.org
Есть ли будущее у «Волги»?
Эпохальное шествие «Волги» в отечественном автопроме вышло на финишную прямую в 2009 году, когда ГАЗ решил выпускать Volga.
Разработка абсолютно нового концепта «Волги» стартовала в начале нулевых, а в 2007 был представлен первый опытный образец.
Новая модель «Волги» была как внешне, так и внутренне стилизована под американские машины, что ставило ее в один ряд с иномарками и должно было обеспечить повышенный интерес со стороны россиян.
Разработка абсолютно нового концепта «Волги» стартовала в начале нулевых, а в 2007 был представлен первый опытный образец. autonews.ru
На этом можно было бы закончить историю автомобиля «Волга», бывшего некогда пределом мечтаний многих советских людей.
Но несколько лет назад в автомобильной среде России начали ходить слухи о ведущихся на заводе ГАЗ разработках принципиально нового концепта автомобиля, и в 2016 году в интернете даже стали появляться фотографий новой модели «Волги»-2016, которая якобы получила рабочее название ГАЗ-5000GL.
Но какой в итоге предстанет перед покупателями новая «Волга», станет известно в 2021 году, заявил в одном из интервью губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Пока же ни о технических параметрах, ни об экстерьере авто ничего не известно.
На ретромобиле — с ветерком по дорогам Татарстана
Пока же любители автобренда «Волга» объединяются в ретроклубы, проводят парады редких машин, а некоторые по-прежнему сидят за рулем лучшего автомобиля, который когда-либо производился как в Советском Союзе, так и после его распада.
В Татарстане известным коллекционером и почитателем «Волги» многие годы является глава Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. Максим Платонов
К примеру, в Татарстане известным коллекционером и почитателем «Волги» многие годы является глава Госсовета РТ Фарид Мухаметшин — обладатель ГАЗ-21, который он приобрел у отставного генерала в конце 80-х. Тот служил в Германии и разъезжал на «Волге» за границей. Клуб автолюбителей «ГАЗ-21 «Волга» был создан в 2006 году и сегодня его участниками являются порядка 130 фанатов «Волги».
ОбществоИстория Татарстан
История АвтоВАЗа на старых фотографиях
20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти.
Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну «Fiat».
15 августа 1966 года в Москве глава ФИАТа Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом.
3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта.
Уже 21 января 1967 года был вынут первый кубометр земли под строительство первого цеха завода — корпуса вспомогательных цехов (КВЦ). С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод.
Продолжился монтаж производственного оборудования, произведённого на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.
1 марта 1970 года первые 10 кузовов будущих автомобилей выдал цех сварки, а 19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», по конструкции в основном повторявших итальянскую модель «FIAT-124», но собранных почти полностью из локализованных комплектующих.
Интересно, что 15 апреля 1970 года Волжский автомобильный завод посетил Генри Форд-младший. 28 октября 1970 года в Москву был отправлен первый эшелон с автомобилями «Жигули».
При расчётном сроке строительства в 6 лет, завод был пущен в эксплуатацию на 3 года раньше, что позволило СССР сэкономить более 1 млрд советских рублей.
24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода, которая будет выпускать 220 тысяч автомобилей в год. 16 июля 1971 года был выпущен 100-тысячный автомобиль с маркой «ВАЗ».
10 января 1972 года Государственной комиссией подписан акт о приёмке в эксплуатацию второй очереди Волжского автозавода мощностью 220 тысяч автомобилей в год.
Официально завод был принят Государственной комиссией с оценкой «отлично» 22 декабря 1973 года — после выпуска миллионного автомобиля; указом президиума ВС СССР Волжский автомобильный завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
За архитектуру комплекса Волжского автомобильного завода в 1977 году была вручена Государственная премия СССР в области литературы, искусства и архитектуры. Проектная мощность завода — 660 тысяч автомобилей в год. На 1 февраля 2012 года проектная мощность завода составляла 900 тыс. автомобилей в год.