Виды датчиков положения коленвала

Виды датчиков положения коленвала

Современный автомобиль оснащен большим количеством электроники, что упрощает управление, и повышает комфортность эксплуатации. Многие функции контроля и управления лежат на измерительных и контролирующих устройствах. Одним из них является датчик коленвала. В статье рассматривается принцип работы, основные функции, симптомы и признаки неисправности датчика коленвала, дается инструкция по его замене с демонстрационным видео.

Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) еще называют датчиком синхронизации. При выходе его из строя останавливается двигатель.

Почему так происходит? Причина в том, что с помощью датчика электронный блок управления синхронизирует работу газораспределительного механизма.

Благодаря ему определяется момент, когда искра подается на свечи и происходит впрыск топлива в каждый цилиндр. Если датчик выходит из строя, возникают неполадки с впрыском топлива, двигатель глохнет.

Устройство

Конструкция датчика коленвала состоит из:

  • чувствительного элемента — намагниченного стального сердечника;
  • алюминиевого или пластмассового корпуса цилиндрической формы;
  • основания с фланцем и крепежным отверстием;
  • разъема для присоединения к проводке авто;
  • кабеля связи с эмалированной изоляции.

Чтобы обеспечить надежность конструкции, обмотка герметизирована компаундом. Синхронизирующий диск коленвала имеет 58 зубцов, расположенные по окружности на одинаковом друг от друга расстоянии через 6 градусов. В шкиве отсутствует двое зубьев, служащие для определения начального положения коленчатого вала, благодаря которым генерируются импульсы синхронизации.

Виды датчиков положения коленвала

Устройство датчика синхронизации

Принцип работы и функции

При повороте коленчатого вала зубья действуют на устройство, меняя его магнитное поле, благодаря этому образуются импульсы напряжения.

Таким образом, от датчика коленчатого вала синхронизирующий импульс поступает на контроллер, информируя его тем самым о частоте и положении коленчатого вала.

Это является основанием для расчета момента времени, какой необходим для срабатывания модуля зажигания и топливных форсунок. Связь с ЭБУ осуществляется через разъем.

Очевидно, если устройство синхронизации будет подавать неправильно сигналы, нарушится цикличность подачи зажигания и топлива. Это приведет к неправильной работе мотора или к его остановке (автор видео — StarsAutoCom).

  • Современные автомобили оснащаются разными видами ДПКВ.
  • Существуют следующие их виды:
  • индуктивного типа (магнитные);
  • датчик Холла, основанный на эффекте Холла;
  • оптический датчик.

Так как видов устройств синхронизации несколько, для замены нужно брать то устройство, которое прописано в мануале к авто.

Виды датчиков положения коленвала

Внешний вид ДПКВ

Возможные неисправности и их признаки

Важно понимать, что ДПКВ не может плохо работать: он либо работает без перебоев, либо выходит из строя. При неисправности горит CHECK на приборной панели.

Признаки неисправности датчика коленвала:

  • падает динамика автомобиля;
  • самопроизвольное повышение и понижение оборотов двигателя;
  • нестабильная работа на холостых оборотах;
  • при динамичной нагрузки возникает детонация;
  • двигатель плохо запускается либо не запускается вообще.

Перечисленные признаки могут быть симптомами неполадок с другими приборами или узлами. Одним из симптомов часто бывают холостые обороты. Если количество оборотов плавает, это не всегда означает проблемы с датчиком синхронизации. Чтобы точно знать, что причины неполадок в выходе из строя ДПКВ, необходима проверка датчика коленвала на работоспособность.

Диагностика датчика коленчатого вала

Прежде чем принимать какие-то меры по устранению неисправностей, нужно узнать причину, почему правильно не работает датчик. Для этого его нужно отсоединить от разъема, снять и проверить. Обычно он располагается на крышке масляного насоса.

Виды датчиков положения коленвала

Место расположения прибора

Сняв устройство, сначала нужно сделать визуальный осмотр на выявление механических неисправностей. При осмотре следует обратить внимание на целостность корпуса, состояние контактов, сердечника и контактной колодки. Все загрязнения нужно очистить с помощью спирта или бензина.

После визуального осмотра выполняется проверка датчика положения коленвала с помощью специальных приборов. Наиболее популярны два варианта проверки:

  1. Первый способ – мультиметром. С его помощью измеряется сопротивление обмотки. Оптимальное сопротивление обмотки устройства должно находиться в интервале от 550 до 750 Ом.
  2. Для второго способа понадобится несколько приборов: вольтметр, сетевой трансформатор, измеритель индуктивности, мегомметр. Индуктивность должна находиться в пределах от 200 до 400 мГн. Сопротивление обмотки датчика измеряется тестером. Оно должно превышать значения 20 МОм при напряжении 500 В. Сетевой трансформатор предназначен для снятия намагничивания с диска синхронизации.

Виды датчиков положения коленвала

Проверка мультиметром ДПКВ

Часто, чтобы выявить неисправность прибора, достаточно измерить сопротивление его обмотки.

Особенности замены

Прежде чем производить замену обязательно следует проверить ДПВК на исправность. Единственный способ устранения поломки – это замена датчика коленвала. Чтобы поменять ДПКВ необходимо приготовить ключ на «10».

Замена датчика коленвала состоит из следующих этапов:

  1. Сначала следует выключить зажигание.
  2. Далее нужно отсоединить разъем. Через разъем устройство получает питание и передает информацию ЭБУ.Виды датчиков положения коленвала

    Разъем соединения с ЭБУ

  3. Ключом на «10» выкручиваем болт крепления устройства.
  4. Перед снятием прибора следует сделать отметки, где он находился. Затем демонтируем его с крышки маслонасоса.
  5. Устанавливаем новый расходник.
  6. Далее присоединяем разъем к устройству синхронизатора. Если разъем не подключить, то не будет связи между прибором и ЭБУ.

Когда будет подключен разъем, включено питание автомобиля, можно заводить двигатель и проверять его динамику, работоспособность на холостых оборотах, при динамичной нагрузке. Таким образом должны исчезнуть признаки неполадок с топливной системой.

Видео «Как заменить ДПКВ»

В этом видео от канала «В гараже у Сандро» демонстрируется процесс замены датчика коленчатого вала, если он не исправен и проявились симптомы или признаки его неисправности.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Датчик коленвала как гарант работы двигателя + видео

Современное чудо инженерной мысли – автомобиль, очень сложно представить себе без обилия электронных систем.

Электронные системы по своей функциональности можно разделить на следующие системы управления: двигателем, ходовой частью и трансмиссией и салоном (безопасность и комфорт).

Вот именно об одной из таких систем, которая контролирует работу системы впрыска топлива, по сути движения автомобиля. Это датчик положения коленчатого вала.

Что собой представляет датчик коленвала

Датчик коленвала в разных источниках (книгах, инструкциях, описаниях или каталогах) может иметь несколько равноправных наименований. ДПКВ – датчик положения коленчатого вала, датчик синхронизации. Чуть реже встречается название «датчик ВМТ».

Виды датчиков положения коленвала

Датчик оборотов коленвала, без оговорок можно назвать единственным датчиком, неисправность которого приводит к остановке двигателя.

Почему так? Дело в том, что датчик коленвала, задача которого выполнять синхронизацию работы топливных форсунок или системы зажигания. То есть сбой в его работе приводит к сбою, соответственно системы впрыска топлива.

Датчик коленчатого вала в процессе работы подаёт сигналы (сообщает) ЭБУ о положении коленвала, частоте и направлении вращения коленвала. Принцип работы датчика коленвала может отличаться в зависимости от типа применяемого датчика на конкретной модели автомобиля.

Виды датчиков положения коленвала

Типы датчика оборотов коленвала

  • Магнитные (индуктивного типа). Датчики коленвала этого типа не требуют для себя отдельного источника питания. Для сигнала ЭБУ напряжение индуцируется в тот момент, когда зуб синхронизации проходит сквозь магнитное поле, образованное вокруг датчика. Помимо контроля за оборотами коленвала, датчик коленвала используется и как датчик скорости.Виды датчиков положения коленвала
  • Датчик Холла (в основе эффект Холла). Движение тока начинается в момент приближения к датчику изменяющегося магнитного поля. Диск синхронизации перекрывает магнитное поле, и его зубья взаимодействуют с магнитным полем датчика. Датчик оборотов коленвала этого типа применяется ещё и как датчик распределителя зажигания.
  • Оптический датчик. В датчиках этого типа диск синхронизации выполнен с пазами (зубьями) или отверстиями. Диск прерывает световой поток между приёмником и светодиодом. Приёмник, перерабатывая полученный световой поток в импульс напряжения, передаёт его в ЭБУ.Виды датчиков положения коленвала

Электронный блок управления (ЭБУ), принимая сигналы, которые генерирует датчик частоты вращения коленчатого вала, определяет: положение коленвала относительно верхней мёртвой точки (ВМТ) в 1 и 4 цилиндрах двигателя, частоту вращения коленвала и направление его вращения.

Благодаря полученным результатам ЭБУ создаёт сигналы для управления: форсунками, моментом зажигания, включением (выключением) электробензонасоса, работой тахометра (показаниями).

Где находится датчик коленвала

Датчик синхронизации имеет такой же корпус, как и другие датчики, например, датчик распредвала. А отличает его от других датчиков длинный провод с разъёмом, которым он подключается к бортовой цепи.

Место расположения датчика коленвала является очень неудобным по расположению, именно поэтому к нему подключён длинный (до 70 см.) провод с разъёмом. Датчик крепится на кронштейне вблизи шкива привода генератора.

Читайте также:  Почему «уходит» антифриз

Виды датчиков положения коленвала

При установке датчика коленвала выставляется зазор между самим датчиком и зубчатым шкивом. Правильным считается положение датчика, когда зазор между его сердечником и диском синхронизации составляет 0,5-1,5 мм. расстояние зазора регулируется при помощи шайб (прокладок) между посадочным гнездом датчика и самим датчиком.

В процессе эксплуатации, могут наблюдаться неисправности датчика оборотов коленвала, хотя это довольно редкое явление. При неисправности датчика, шкива привода генератора, загорается сигнал «CHECK ENGINE». В буфере ошибок контроллера могут появится либо код 35 либо 19.

Проверка исправности датчика положения коленвала производится при помощи тестера. Просто измеряется сопротивление обмотки датчика омметром. Сопротивление должно находиться в пределах 800-900 ом.

Виды датчиков положения коленвала

Механические повреждения датчика могут происходить при выполнении каких-либо ремонтных работ в подкапотном пространстве, либо если между датчиком и зубьями шкива попадают посторонние предметы.

А вообще-то, умудрённые опытом автомобилисты рекомендуют всегда иметь в багажнике запасной датчик оборотов коленвала. Стоимость его невелика, а значение для работы двигателя, просто неоценимо.

Для автомобилистов и особенно для владельцев отечественных автомобилей важно всегда возить с собой запасной датчик положения коленчатого вала, особенно если часто приходится ездить на большие расстояния.

Учитывая низкое качество комплектующих это более чем актуально, к тому же стоимость датчика доступная практически для всех марок автомобилей. Прежде чем приступить к замене датчика нужно удостовериться в его неисправности. Кроме перечисленных способов можно провести визуальный осмотр. Как правило, ДПКВ редко выходит из строя.

Зачастую причиной неполадок становится недопустимый зазор между датчиком и зубьями шкива или попадание в этот зазор посторонних предметов. Кроме того, причиной может стать сильное загрязнение сердечника датчика, в таком случае достаточно очистить его и установить на место.

И ещё, при подключении клеммной колодки важно не перепутать полярность контактов, в противном случае двигатель также не заведётся. Из-за неверной полярности ДПКВ также не будет функционировать.

Удачи вам при эксплуатации авто с исправным датчиком синхронизации.

  • Андрей
  • Распечатать

Как проверить датчик коленвала

Статьи на похожую тематику

Коленчатый вал
это металлическая деталь сложной формы, имеющая шейки для крепления шатунов. Является неотъемлемой частью кривошипно-шатунного механизма (КШМ). Основная функция детали заключается в преобразовании усилий полученных от шатунов в крутящий момент.
Датчик положения коленвала (ДПКВ)
это датчик считывающий электромагнитные импульсы со шкива коленвала и отдающий их бортовому компьютеру. От дпкв зависит синхронизация работы системы зажигания и топливных форсунок.

В самом конце статьи вас ждет подборка видео проверок!

На сегодняшний день в автомобильной промышленности существует 3 типа ДПКВ: оптические, индукционные и на основе эффекта Холла. В данной статье расскажем вам как проверить датчик коленвала, на примере самого популярного индукционного типа.

  • Индукционный — состоит из намагниченного сердечника поверх которого намотана медная проволока. Конец катушки располагается максимально близко к коленвалу, для замера скорости его вращения и изменений напряжения;
  • Оптический — в основе лежит светодиод излучающий света и приемник который фиксирует момент исчезновения и появления света. Когда луч света прерывается, во время попадания на контрольный зуб, приемник это фиксирует и передает данные в ЭБУ;
  • Датчик Холла — на коленчатом валу находится магнит, при прохождении мимо датчика в последнем возникает постоянный ток, данные фиксируются и отправляются в ЭБУ.

Вне зависимости от типа, любой датчик ДПКВ предназначен для передачи в ЭБУ 2 параметров.

  • момент прохождения поршней через верхнюю мертвую точку и нижнюю мертвую точку;
  • замер положения коленвала.

Полученные данные отправляются в ЭБУ, после чего происходит корректировка следующих показателей.

  • Угол поворота распредвала;
  • угол опережения зажигания;
  • объем подачи топливной смеси;
  • Работа клапана адсорбера.

В зависимости от технической сложности двигателя задачи для ЭБУ могут кардинально разниться, однако ни один из существующих в данный момент блоков управления не способен работать без датчика коленвала!

Если датчик коленчатого вала неисправен, в работе ДВС могут быть сбои в виде: запоздания искрообразования, опережения угла зажигания, обедненной топливовоздушной смеси, все это ведет к нестабильной работе двигателя или вовсе его отказу запускаться.

Признаки неисправности датчика коленвала

В зависимости от года выпуска автомобиля, технической сложности двигателя и электроники симптомы одной неисправности могут проявляться по разному.

Бывают ситуации, когда все признаки указывают на определенную поломку, в итоге замене подлежит совершенно другой узел.

Мы постарались максимально подробно описать все признаки неисправности датчика коленвала, что бы вы могли максимально точно определить поломку.

  • Симптом №1 Снижение динамических характеристик;
  • Симптом №2 Провалы при интенсивном ускорении;
  • Симптом №3 Детонация при интенсивном ускорении «из за топливовоздушной смеси»;
  • Симптом №4 Во время движения обороты могут самопроизвольно меняться;
  • Симптом №5 Нестабильный холостой ход;
  • Симптом №6 Появление ошибки на приборной панели «например ошибка №53»;
  • Симптом №7 Все пункты прогрессируют;
  • Симптом №8 Датчик коленвала полностью выходит из строя, двигатель завести не получится.

Как правило признаки неисправности не единичны, они комбинируются и быстро прогрессируют. Пункты №1, №2 и №3 как правило возникают в один момент с появлением ошибки, в дальнейшем появляются нестабильные обороты как на холостом ходу так и во время движения.

Мы расскажем о 4 способах проверки индуктивного датчика, так как он является наиболее распространенным. Снятие сопровождается обязательным визуальным осмотром!

Перед снятием датчика, обязательно нанесите метки его первоначального положения!

Общее техническое состоянием (в том числе и датчика коленвала) автомобиля можно проверить с помощью диагностического сканера. Из представленных на рынке можем порекомендовать Scan Tool Pro Black Edition.

Виды датчиков положения коленвала

Данное устройство совместимо с большинством старых и новых автомобилей начиная с 1993 года выпуска, при наличии ODB2 разъёма.

К преимуществам данной модели можно отнести диагностику не только двигателя, а так же сопутствующих систем автомобиля. Подключение происходит с помощью bluetooth (для андройд) и wi-fi (для IOS).

Вся информация об общем состоянии автомобиля и описание имеющихся проблем выводится на экран телефона/планшета на русском языке.

Проверка осциллографом

Виды датчиков положения коленвалаосциллограф

Данный метод является наиболее точным, однако далеко не у каждого автовладельца имеется опыт работы с осциллографом и сам прибор имеется под рукой далеко не у каждого. Если в вашем распоряжении нет опыта и самого прибора, можете сразу перейти к следующей инструкции.

В чем преимущество использования осциллографа? Он позволяет увидеть и зафиксировать сам процесс формирования сигналов и увидеть процесс их формирования!

Алгоритм проверки:

  • 1. контактные щупы необходимо подсоединить к контактам датчика, сама полярность значения не имеет;
  • 2. запустить программу для диагностики;
  • 3. используя любой металлический предмет, необходимо пару раз провести им в непосредственной близости от датчика;
  • 4. если ваш датчик ДПКВ исправен, то каждое движение предмета будет фиксироваться на осциллограмме, если неисправен, то осциллограмма останется без изменений.

Формирование сигналов может быть разным! С 100% уверенностью о исправности датчика может сказать только опытный мастер.

Проверка значения индуктивности

Виды датчиков положения коленваламультиметр цифровой

Для теста индуктивности катушки ДПКВ потребуется следующее оборудование:

  • 1. мультиметр имеющий функцию измерения индуктивности;
  • 2. если ваш мультимет не поддерживает эту функцию, то понадобится измеритель индуктивности;
  • 3. мегаомметр;
  • 4. сетевой трансформатор.

Для получения максимально корректных данных, проверку следует выполнять в помещении имеющем температуру воздуха 21-23 градуса цельсия!

Шаг №1

  • Вам следует ориентироваться на результаты индуктивности в пределах 200 — 400 мГн.
  • Мультииметр поддерживает функцию, нужно соединить 2 щупа мультиметра с 2 выводами катушки, полярность не имеет значения.
  • Мультииметр не поддерживает необходимую функцию, для проверки используем измеритель индуктивности.

Шаг №2

Потребуется мегаомметр установленный на выдаваемое напряжение 500 В. Проверяем сопротивление изоляции между проводами катушки минимум 2 раза! Значение сопротивления изоляции не должно быть ниже 0,5 МОм.

Шаг №3

На шаге №2 может проявится намагничивание катушки «межвитковое короткое замыкание», в следствии чего данные будут некорректны. Необходимо воспользоваться сетевым трансформатором, после повторить шаг №2.

Проверка омметром

Виды датчиков положения коленвалаомметр

Данный метод является наиболее распространенным, из всех перечисленных. Несмотря на простоту, у него есть один существенный недостаток, он имеет серьезные погрешности и не способен дать 100% гарантий выявления неисправности.

Метод подразумевает измерение сопротивления катушки индуктивности, для это вам понадобится обычный мультиметр, имеющий функцию измерения сопротивления «оммометр». Необходимо соединить 2 щупа мультиметра с выводами катушки, полярность не имеет значения.

Читайте также:  Технические характеристики G4ED 1,6 л/105 л. с.

Исправный датчик должен иметь сопротивление в пределах 530 — 730 Ом. В самом начале необходимо заглянуть в документацию вашего датчика или поискать в интернете, какое сопротивление считается нормальным.

Подборка видео

Датчик положения коленвала от «А» до «Я»

Датчик положения коленвала ― единственный датчик электрооборудования автомобиля, при неисправности которого невозможен пуск двигателя.

По его импульсу определяется время впрыска топлива во впускной коллектор и момент искрообразования у бензиновых двигателей.

У четырехцилиндровых двигателей его импульс совпадает с моментом когда поршни первого и четвертого цилиндров проходят верхнюю мертвою точку поэтому его часто называют датчиком ВМТ.

Виды ДПКВ

По принципу действия эти устройства разделяются на следующие типы:

  • Индуктивный (магнитный) датчик положения коленчатого вала. Для его работы не требуется питание. Устройства такого типа состоят из сердечника и намотанной на него катушки из тонкой эмалированной медной проволоки. Такой датчик положения коленвала устанавливается вблизи шкива привода генератора, на котором сделаны выступы подобные зубцам с плоской вершиной, так чтобы при прохождении зубца вблизи сердечника в катушке индуцировался импульс электрического напряжения. Для повышения помехоустойчивости зубцы делаются с равными промежутками по всему периметру шкива, а на участке соответствующему ВМТ первого и четвертого цилиндров в последовательности выступов отсутствуют два зубца. Таким образом, датчик коленвала выдает последовательность импульсов, а сигналом ВМТ является отсутствие двух импульсов последовательности.Виды датчиков положения коленвала
  • Датчик положения коленчатого вала на основе эффекта Холла. Состоит из полупроводникового чувствительного элемента и интегрального усилителя. Требует для своей работы питания. Эффектом Холла называют возникновение поперечного напряжения в проводнике с электрическим током, помещенным в магнитное поле.

Симптоматика неисправности

Наиболее часто встречающиеся признаки неисправности ДПКВ:

  • Двигатель не запускается.
  • Выстрелы в глушитель и воздушный фильтр, при попытке пуска мотора.
  • Неустойчивость работы двигателя.
  • Мотор «не тянет».
  • Детонация под нагрузкой.

Появление этих событий не говорит о непременной неисправности датчик коленвала, а лишь должно стать поводом для его проверки.

Местонахождение

Виды датчиков положения коленвала
Статья в тему:  VIN номер автомобиля: зачем нужен и как его расшифровать

Проверка

  • Диагностика неисправности индуктивного датчика, расположенного на лобовине начинается с внешнего осмотра шкива. Например, на автомобилях семейство ВАЗ шкив изготавливается из двух частей ― внутреннего диска и наружного кольца с дорожкой для поликлинового ремня привода и синхрозубцами. Между ними находится демпфирующий слой резины, который и скрепляет их между собой. Часто встречается случай разрушения резиновой прослойки, при этом наружное кольцо остается надетым на внутренней диск, но не вращается вместе с ним, а прибор из-за такой неисправности шкива не выдает синхросигнал ВМТ. Двигатель в этом случае, конечно же, не запускается. Нельзя также исключать возможность ослабления крепежа шкива. Признаки этой неисправности будут идентичны предыдущей. Убедитесь также в надежности крепления самого датчика. Теперь отверните ДПКВ и внимательно осмотрите его. Его сердечник не должен иметь следов соприкосновения со шкивом, а корпус трещин и сколов. Если следы механической поломки не обнаружены, проверьте целостность его обмотки омметром, так как чаще всего он выходит из строя из-за обрыва в обмотке или разъеме. Сопротивление его обмотки обычно бывает около 600 Ω. При значительно меньшем показателе предполагается межвитковое замыкание, событие это маловероятно, но возможно.
  • Как проверить датчик коленвала действующий на основе эффекта Холла. Это можно сделать не снимая его со своего места. Перед проверкой убедитесь в том что на него поступает питание и нет обрыва провода «массы». Подключите вольтметр с пределом измерения около 15 В к выходу прибора и к «массе» автомобиля, соблюдая полярность. Включите зажигание, и вращайте коленвал двигателя вручную ключом храповика. Показания вольтметра должны изменяться от 0,4 до 8 В (в идеале от 0 до 12 В).

Статья в тему:  Коробка автомат: устройство и принцип работы

Замена датчика

Процесс замены этого узла несложен. Единственное на что нужно обратить – установка необходимого для нормальной работы узла зазор между ним и зубцами синхронизации.

Обычно его величина бывает от 0,5 до 1,5 мм, но вернее будет уточнить этот параметр для вашего ДВС. Для измерения зазора между датчиком и шкивом понадобится набор плоских щупов.

В этом случая он измеряется достаточно просто ― нужно найти щуп, перемещающийся в зазоре с легким защемлением и посмотреть маркировку, нанесенную на него.

Если же датчик устанавливается в кожухе сцепления для выставления зазора будет необходим штангенциркуль. В этом случае зазор определяется несколько сложнее. Проверните маховик так чтобы в отверстие для установки датчика был виден штифт, формирующий импульс в датчике.

Штангенциркулем измерьте расстояние до него от плоскости крепления датчика обозначим его как Х. На датчике измерьте расстояние от торца сердечника до крепежного кронштейна обозначим его У.

Зазор, который получится при установке датчика без регулировочных шайб, обозначим его Z, будет равен Х-У.

Если он меньше необходимого, то под кронштейн датчика нужно подложить шайбы толщина которых рассчитывается как Zтреб — Z где Zтреб ― требующийся зазор, если же немного больше, что маловероятно и все же, то необходимо сточить низ кронштейна на толщину равную Z — Zтреб.

Разновидности датчиков положения коленвала

Современный автомобиль имеет в своей конструкции сложные электронные схемы. По сравнению с двигателем карбюраторного типа, инжекторные двигатели, как правило, управляются при помощи высокопроизводительных микропроцессорных устройств.

Для работы электронного блока управления двигателем необходимо обеспечить непрерывное получение информации о значениях угла поворота коленвала.

Датчик положения коленчатого вала, или как его еще называют – датчик синхронизации, обеспечивает получение и передачу данной информации электронному блоку управления двигателем.

Для обеспечения высокой точности в процессе определения и передачи информации электронному блоку управления двигателем, передача информации осуществляется при помощи коротких импульсов, которые соответствуют определенному углу поворота коленвала.

Виды датчиков положения коленвалаВ данном случае изменение амплитуды импульса, а также его длительность отмечается в случае прохождении коленчатого вала в контрольных точках. Как правило, это 180, 270 и 360 градусов. В зависимости от принципа работы, различают несколько видов датчиков положения коленвала. Один из них – датчик синхронизации магнитного типа. Принцип работы синхронизатора данного типа схож с принципом работы генератора переменного тока. Основной конструктивный элемент магнитного датчика – ротор с постоянными магнитами. В процессе вращения коленчатого вала приводится во вращение ротор датчика, который в свою очередь генерирует импульсы определенной амплитуды. Следующий тип датчиков – датчик на эффекте Холла. Датчик данного типа имеет многополюсный ротор и специальный элемент, который обеспечивает генерацию импульсов неизменяющейся амплитуды при вращении ротора.

Если вам для ремонта потребуется датчик холла купить, приобретайте датчик, предназначенный именно для своей машины, поскольку общее название еще не говорит о совместимости комплектующих разных производителей.

Данный тип датчиков положения коленчатого вала является наиболее точным и эффективным по сравнению с датчиками другого типа. Следует также упомянуть оптические датчики положения коленчатого вала. Принцип работы оптического датчика следующий. Датчик данного типа имеет светодиод и приемник светового потока.

Когда световой поток от светодиода беспрепятственно попадает на приемник, датчик подает импульс на электронный блок управления двигателем.

В датчике устанавливается специальный диск с отверстиями, который в процессе вращения обеспечивает попадание светового потока светодиода на приемник при определенном угле вращения коленчатого вала двигателя.

Особенности конструкции датчиков, их разновидности

Наверное, для многих водителей не является секретом, что современный автомобиль содержит в своей конструкции сложные электронные схемы.

Любым инжекторным двигателем, также как «дизелем» с прямым впрыском (Common Rail) может управлять только производительный электронный процессор. Блок управления должен непрерывно получать информацию о том, чему равен угол поворота коленвала.

Эта информация считывается с датчика положения коленвала, который еще называется датчиком синхронизации.

Закодировать значение угла можно импульсами. По единственному сигнальному проводу идут короткие импульсы, соответствующие небольшому углу поворота.

В те моменты, когда вал проходит контрольные точки (180, 270 и 360 градусов), передается импульс повышенной длительности и амплитуды.

Читайте также:  Передние тормозные колодки Витара

Заметим, что такая кодировка обеспечивает передачу информации о положении коленвала с хорошей точностью.

Разновидности конструкции

Представьте себе генератор переменного тока, ротор которого содержит большое число магнитов с чередующимися полюсами. Примерно так устроен датчик синхронизации магнитного типа.

Достоинством магнитных датчиков является то, что для их работы не требуется источник питания. Недостатки, в свою очередь, тоже присутствуют. Главным из них является зависимость амплитуды импульсов от числа оборотов в минуту.

Напряжение в контуре пропорционально скорости изменения магнитного потока, и с этим ничего не поделать.

Виды датчиков положения коленвала

Существует способ определять, чему равна напряженность магнитного поля в любой точке пространства. Метод основан на так называемом эффекте Холла.

Датчик положения коленвала может содержать элемент, называемый датчиком Холла, который при вращении многополюсного ротора вырабатывает импульсы постоянной амплитуды.

Конструкция именно такого типа является наиболее распространенной. Официальное название – датчик синхронизации, основанный на эффекте Холла.

Оптические

В датчиках оптического типа используется диск синхронизации, изготовленный в виде шестерни с высокими зубьями. Световой поток, идущий между приемником и светодиодом, в определенный момент прерывается диском.

Собственно, колесико любой компьютерной мыши имеет похожую конструкцию. Датчик оптического типа применяется в автомобилях, базирующихся на унифицированной платформе Mazda GE.

Одновременно с чем, к роторным моторам «Мазда» оптика не имеет никакого отношения.

  • Дмитрий
  • Распечатать

Какие признаки говорят о неисправности датчика коленвала? Замена датчика положения коленвала Ваз 21102 может ли замерзнуть датчик коленвала

Магнитный датчик

В основе действия магнитных или магниторезистивных датчиков лежит принцип изменения чувствительного элемента под воздействием внешнего магнитного поля. Датчик реагирует при прохождении вблизи чувствительного элемента северного или южного полюса постоянного магнита.

Когда в поле действия чувствительного элемента проходит северный полюс магнита, он включается и остается во включенном состоянии до тех пор, пока мимо не пройдет южный полюс. Тогда контакты выключателя размыкаются до следующего прохода противоположного полюса.

Блок управления двигателелем интерпретирует этот появляющийся и исчезающий сигнал как указание на разное положение коленчатого вала.

Для управления чувствительным элементом на коленчатый вал, вблизи которого установлен магнитный датчик, надевают кольцо из специального ферромагнитного материала.

В основе принципа работы датчика положения коленвала, как и в работе многих других автомобильных датчиков, используются различные феноменальные свойства материалов, открытые физиками

Датчик Холла

Эффект Холла — возникновения так называемого холловского напряжения при помещении проводника с постоянным током в магнитное поле.

В случае с датчиком положения коленвала встроенный в него проводник с постоянным током помещен рядом с зубчатым кольцом из ферромагнитного материала, укрепленном на торце коленвала.

Интерпретация сигнала блоком управления двигателем основана на понижении и повышении напряжения тока, исходящего от датчика, в моменты сближения и удаления от зубьев кольца.

  Ремонт генератора своими руками

Вне зависимости от конструкции датчик положения коленчатого вала двигателя обеспечивает формирование импульсных сигналов. Они необходимы для определения текущего цикла (сжатия, рабочего и тп), момента открытия форсунок и управления углом опережения зажигания.

Ошибки и признаки неисправности

О том, что с ДКПВ возникли проблемы, свидетельствует появление на экране бортового компьютера ошибок 0036 либо 0035.

  • Ошибка № 0035 появляется в случаях, когда устройство передает в мозги автомобиля неправильный сигнал;
  • Ошибка № 00436 возникает, когда ЭБУ не получает от датчика никакого сигнала вообще.

Если на вашей четырнадцатой отсутствует бортовой компьютер и вы не можете увидеть возможные ошибки, обратите внимание на признаки неисправности датчика положения коленвала ВАЗ 2114:

  • Во-первых, при неисправном ДКПВ двигатель может попросту не завестись, причин этому, помимо самого датчика, может быть много, но проверить устройство необходимо одним из первых;
  • Также при поломанном датчике наблюдаются провалы при наборе оборотов при разгоне либо же наоборот, обороты могут расти самостоятельно;
  • Характерными являются проблемы при холостом ходу — обороты плавают либо автомобиль глохнет;
  • Существенно ослабевает тяга движка;
  • Горит индикатор «Check Engine».

В целом, все неисправности ДКВП можно разделить на три основные группы:

  1. Механические повреждения устройства — трещины в корпусе либо сорванная посадочная резьба, повреждения сердечника или колодки контактов;
  2. Повреждения чувствительного элемента в результате износа;
  3. Повреждения обмотки, в результате чего меняется частота подачи импульса в контроллер (ЭБУ их не может расшифровать сигнал).

Особенности эксплуатации датчика положения коленвала

Ввиду того, что датчик положения коленвала относится к бесконтактным электрическим приборам, выход его из строя происходит нечасто. Как правило, это случается из-за деградации чувствительного элемента под воздействием химически активных веществ (масла, соли, реагентов, токсичных газов и тп), либо по причине возникновения короткого замыкания в бортовой сети автомобиля.

Датчик не имеет механических подвижных частей, поэтому из строя выходит достаточно редко. Чаще всего в его отказе виновата разрушенная коррозией проводка

Сам по себе датчик положения коленвала «барахлить», то есть работать с переменным успехом не может. Если он выходит из строя, этот процесс необратим, и заново «включиться» он не может.

Гораздо более распространенный случай – постепенная частичная деградация проводки датчика под воздействием вышеперечисленных негативных факторов (реагент, соль и тп). В любом случае, характер неисправности лучше всего выяснять в процессе диагностики специальным диагностическим сканером, который должен быть в любом автосервисе.

При сбое в работе датчика на приборной панели современного автомобиля загорится сигнализатор «check engine». Если после диагностики выяснилось, что дело не в проводке, а в самом датчике, необходимо его заменить.

Замена ДКПВ

Разберемся где находится датчик коленвала на ВАЗ 2114. Определить местоположение устройства несложно — откройте капот и осмотрите левую часть моторного отсека. Возле масляного насоса вы увидите небольшое устройство с пластиковым корпусом, зафиксированное в посадочном гнезде на крышке шкива генератора, это и есть ДКПВ.

Замена датчика коленвала на ВАЗ 2114 требует наличия ключа-трещотки с головкой на 10, также не помешает удлинитель на ключ длиною в 5 сантиметров, поскольку доступ к самому датчику ограничен находящимися рядом агрегатами.

Снятие ДКПВ выполняется в следующей последовательности:

  1. Открываем капот автомобиля, находим датчик и отсоединяем идущие на него провода питания;
  2. Надеваем головку ключа-трещотки на фиксирующий болт и выкручиваем его;
  3. Извлекаем ДКПВ из посадочного гнезда.

Установка нового устройства производится в обратной последовательности

Тут важно соблюсти правило минимального зазора между самим ДКПВ и шкивом генератора, который можно регулировать посредством идущих в комплекте с ДКПВ посадочных шайб.. Согласно правилам, зазор между шкивом генератора и сердечником ДКПВ не должен превышать 1 мм и быть не меньше 0,61 мм

Для определения величины зазора воспользуйтесь штангенциркулем.

Согласно правилам, зазор между шкивом генератора и сердечником ДКПВ не должен превышать 1 мм и быть не меньше 0,61 мм. Для определения величины зазора воспользуйтесь штангенциркулем.

Также стоит отметить, что если произошла поломка датчика надеяться на самостоятельный ремонт устройства не стоит.

Данный измерительный прибор обладает очень нежной начинкой, и если начал барахлить чувствительный элемент либо контакты, датчику уже ни чем не поможешь — проще и быстрее просто купить и установить новое устройство, благо, стоит он не дорого (стоимость ДКВП колеблется в пределах 300-500 рублей, в зависимости от производителя.), а замена, как вы видите, выполняется в течение 5-10 минут.

Многие автомобилисты сталкивались с тем, что переставал работать датчик коленчатого вала ВАЗ-2114. Но, при этом, не все автолюбители понимали признаки неисправности, пока не обращались в автосервис. Итак, в данной статье рассмотрим, по каким причинам можно определить выход из строя датчика, а также как это диагностировать.

Можно ли заменить ДПКВ самостоятельно?

Датчик всегда крепится к картеру двигателя, к нижней его части, как правило, при помощи одного или двух болтов. Прежде чем заменить его, необходимо снять с задней части датчика разъем. Затем вывернуть болты, вынуть испорченный датчик, установить новый в том же положении (как правило, в другом положении установить его просто не получится), закрепить болтами и вернуть на место разъем.

После замены бывает необходимо стереть ошибку из памяти блока управления, чтобы погасить сигнализатор «check engine». Для этого к блоку нужно буде подключить диагностический сканер.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector