Я – робот. «Приора» с автоматизированной механической трансмиссией

Если я скажу, что судьба Priora сравнительно недавно висела на волоске, наверняка, порадую армию недоброжелателей. За исключением разве что Казахстана, где рынок еще охотно принимает тольяттинскую «старушку» (33% всех продаж модели).

Но от фактов не уйдешь: коммерческие успехи Priora давно ослабли. И об этом, не стесняясь, говорят продавцы в разных российских регионах.

Даже в Белоруссии, по словам представителя автоцентра «Минск-Лада», машина имеет далеко не те позиции, как раньше, заметно уступая в объемах продаж Kalina, Granta и особенно вездеходу Lada 4×4.

Я – робот. «Приора» с автоматизированной механической трансмиссией

Но так уж расположились автомобильные звезды, что с приходом на АвтоВАЗ президента Бу Андерссона ситуация приняла несколько иной вектор развития. Об этом мы уже недавно писали, и повторяться не станем.

В проекции к нашей сегодняшней теме разговора лишь добавим, что, сделав ставку на качество производства и инжиниринг, иностранный топ-менеджер принял кардинальное для Priora решение – задержать машину на конвейере как минимум 3 года.

 

Я – робот. «Приора» с автоматизированной механической трансмиссией

Вас, наверное, удивит, неужели опытный специалист не увидел, что имеет дело с автомобилем «из прошлой жизни»? Зачем продолжать выпускать то, что уже не приносит ни радости, ни прибыли? Но в том-то и дело, что прагматичный Бу Андерссон взвесил все «за и против» и не смог отказать себе и своим инженерам в желании увидеть подобие некоего Ренессанса «старушки». Для продления жизни машину решили омолодить новой коробкой и посмотреть, как ее примет рынок. Если дело, что называется, пойдет, автоматизированную механическую трансмиссию АМТ установят на Kalina, Granta и готовящуюся к официальной премьере Vesta.

Я – робот. «Приора» с автоматизированной механической трансмиссией

По сути, все мы сейчас являемся свидетелями эксперимента, который, естественно, обошелся АвтоВАЗу в копеечку. Хотя бы из тех соображений, что пришлось платить за услуги партнеров по проекту – компании ZF Friedrichshafen AG.

По словам Лидии Морланг, менеджера проекта для легковых автомобилей ZF, многоопытные немцы с удовольствием решились на сотрйдничество с российским автопроизводителем, о чем, кстати,ничуть не пожалели. По ее словам, так комфортно работать ZF`овцам еще не приходилось.

ВАЗовские инженеры показали свои лучшие технические знания, к тому же, вопреки теории «первого блин-кома», налицо было единение творческих идей. Это, кстати, привело к сравнительно быстрым срокам реализации проекта.

Я – робот. «Приора» с автоматизированной механической трансмиссией

За основу АМТ была взята классическая вазовская механическая коробка серии 2180. Чтобы из одной коробки сделать сразу две, пришлось «подселить» ей 2 компактных актуатора.

Для тех, кому данное  определение ничего не говорит, напомним, что это такое: сервопривод механического передвижения синхронизаторов в коробке передач и привод включения и выключения сцепления.

Параллельно АМТ обзавелась электронным блоком управления, без которого как без воды.

Я – робот. «Приора» с автоматизированной механической трансмиссией

Не открою Америки, «Приоры» исторически грешили «грязной» работой синхронизаторов. Теперь же, как заверил Владимир Петунин, руководитель проекта Дирекции по техническому развитию «АвтоВАЗа», этой проблемы не существует.

«Автоматическая» начинка АМТ производится  на германском заводе ZF, а это своего рода гарантия качества. «Мы имеем дело с 5-й генерацией АМТ, все откалибровано и перепроверено на многих прототипах, — заявил Владимир Петунин.

– Мы тестировали АМТ в Ханты-Мансийске при -50 градусах мороза и могу вас заверить: если двигатель в такую стужу запустится, АМТ не подведет».

Я – робот. «Приора» с автоматизированной механической трансмиссией

Интересно, что изначально АвтоВАЗ намеревался «облагородить» Priora вариатором. Мол, к «роботу» в России отношение, мягко говоря, прохладное, чего злить потребителя. Однако, в планы автопроизводителя вмешалась сама судьба.

Бельгийский завод ZF, с которым начиналось сотрудничество по новой трансмиссии, неожиданно был продан. Переключились на 4-ступенчатый «автомат», но его ZF по каким-то причинам продала корейской Deawoo.

Получается, нынешняя АМТ – третий, отчасти вынужденный подход партнеров к созданию новой трансмиссии.

Я – робот. «Приора» с автоматизированной механической трансмиссией

Презентуя журналистам в Минске данную коробку, вазовские инженеры хором заявили, что ничуть не жалеют о выборы в пользу «робота». Доводы технарей очевидны: CVT – дорогая система и специфическая.

То же самое масло для вариатора стоит куда дороже, чем заливаемое в АМТ, да и не каждый тип масла подойдет. В случае же с АМТ можно использовать обыкновенную «полусинтетику». Причем, как утверждает Владимир Петунин, заливается она на весь срок службы коробки.

В настоящее время завод наладил отношения сразу с 2 российскими поставщиками масла для «робота».

Я – робот. «Приора» с автоматизированной механической трансмиссией

В среде автопроизводителей сегодня модно говорить о том, что тот или иной выходящий на рынок автомобиль потерял в весе столько-то и столько-то. В случае с АМТ этим хвастать не приходится. Общий вес Priora, наоборот, увеличился.

Вот только считать криминальной 5-килограммовую прибавку в массе, думается, глупое занятие. Зато отдав предпочтение АМТ, вазовцам не пришлось возиться с проблемами по внедрению новой коробки в моторный отсек.

Дело в том, что центр тяжести Priora несколько ниже, чем у родственных Kalina и Granta, и с тем же «автоматом», займи он место нынешней АМТ, инженеры точно бы намучились.

Я – робот. «Приора» с автоматизированной механической трансмиссией

Следующий момент: «автоматом» Lada не удивишь. Kalina и Granta уже не первый месяц используют классический вариант АКП марки Jatco. Хороша та коробка или не очень, спорить можно долго и упорно, но сейчас не о том речь.

При всем уровне предлагаемого комфорта «автомат» (тем более не самый современный) технически не  готов «соблюдать диету».

Отсюда – то увеличение эксплуатационных расходов на содержание автомобиля, о которых почему-то мало говорится.

Я – робот. «Приора» с автоматизированной механической трансмиссией

В ходе многочисленных доводческих испытаний Priora АМТ показала себя молодцом. При полной загруженности автомобиля и с работающим на всю мощь кондиционером средний расход топлива варьирует на уровне 5,6-5,9 л/ 100 км.

Полагаю, владельцам «автоматических» Kalina и Granta читать эти строки «не комильфо». Разница в экономии топлива порядка 20% даже в сравнении с МКП – согласитесь, сильный аргумент в пользу АМТ.

У хваленого Solaris`а на 120 км/ч стрелка тахометра близка к 4500 об/мин, можно лишь представить как в этом случае «гонит топливо». У Priora с АМТ – всего 3000 оборотов. 

Владельцы «автоматических» версий Lada, наверняка, скажут вам о таком недочете АКП, как температурная зависимость. Если на улице мороз ниже 27 градусов, с поездкой лучше повременить. У АМТ, в свою очередь, нет системы обогрева и охлаждения – она ей просто не нужна.

Жаль, наши тестовые перебежки проходили преимущественно по загородным дорогам.

Очень хотелось проверить АМТ в условиях городских пробок – как скоро она перегреется, и перегреется ли в принципе? Если такое вдруг свершается, то на щитке приборов сразу появляется соответствующая индикация в виде «шестеренки».

Знаете, тут я вспомнил частные советы тойотовских дилеров по езде с их фирменной коробкой M-MT. Простите, но звучит издевательски: «Старайтесь избегать движения в плотных городских пробках». На наших белорусских погонялках подобные предостережения, к счастью, не звучали.

В один момент на объездной минской трассе стрелка тахометра ни с того ни с сего начала торпедировать красную зону, при этом скорость движения автомобиля продолжала оставаться на том же уровне.

Ситуация была такая, будто коробка стоит на «нейтрали», а водитель давит, что есть мощи, на педаль акселератора.

Манипуляции рычагом ни к чему не привели, хотели даже съехать на обочину. «Баламутство» длилось секунд 12-15, после чего электроника «врубилась» в курс дела, и все образумилось. По приезду на стоянку инженеры АвтоВАЗа подключили к системе диагностический сканер-тестер ДСТ-14, который определил, что в ходе движения был нарушен функционал работы переключения передач.

Сказать, что АМТ переходит с одной ступени на другую абсолютно эластично, без рывков и задержек по времени, значит, согрешить против истины. Тут ничего не поделаешь, такова особенность конструкции. Наиболее ощутимый рывок – с 1-й на 2-ю.

Дальше все более-менее прилично. Особенно когда привыкаешь к характеру АМТ. Если в мануальном режиме «робот» тратит на переключение передач порядка 70 миллисекунд, то в автоматическом чуть дольше – 120 миллисекунд.

Разница, поверьте, не особо ощутима. 

Движок при активном педалировании «крутится» до 5500 об/мин, после чего происходит «самостийная» смена передач. Вниз скорости «щелкают» автоматически, без участия водителя, в точном соответствии с процессом замедления движения. Причем, «ниспадание» происходит вплоть до 1-й передачи.

А вот чего, к сожалению, пока нет у новой трансмиссии, так это полезной функции Hill Control. Она нужна в тех случаях, когда, скажем, стоишь в пробке на въезде на путепровод, и надо начать движение без какого-либо отката назад.

Система помощи при таком страте была бы не лишней, но, увы… Инженеры обещают внедрить Hill Control на будущих «роботизированных» Kalina и Granta. Посмотрим…

Кстати, Бу Андерссон пообещал журналистам, что вышеназванные машины с АМТ появятся в продаже уже в ноябре, то есть через 2 месяца после старта Priora АМТ.

Я, честно говоря, засомневался, учитывая, сколько времени готовился данный проект (по разным оценкам, от 1,5 до 2 лет), и сколько месяцев уходит на процесс летней и зимней калибровки. Мои опасения разделили инженеры АвтоВАЗа.

В общем, если в 2015-м «Калина» и «Гранта» с АМТ в продаже появятся, будет неплохо.

Читайте также:  Причины нестабильной работы генератора

Спросите, а нужна ли этим машинам роботизированная трансмиссия, коль у них уже есть «автомат»? Резонный вопрос. Но руководство автогиганта думает следующим образом: пускай рынок сам решает, какой тип трансмиссии ему ближе.

Мол, наше дело – предложить альтернативу. И это, признаемся, уже типично рыночный взгляд на вещи. Что не может не радовать.

Особенно в свете тех новаций, когда с 1 сентября 2014 года АвтоВАЗ начинает работать с потребителями исключительно под заказ.

В текущем году объем производства Lada Priora в комплекте с АМТ составит не более 7000 единиц. Если народ коробку примет, тольяттинцы готовы будут ежегодно «клепать» по 20 000 коробок АМТ. И это составит 8% от общего объема вазовского производства.  

…Сталин как-то сказал: «У чекиста две судьбы: на повышение или к стенке». Если спроецировать фразу на судьбу «старушки» Priora, увидим нечто символичное. Вы за какой поворот событий?..

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен»: больше интересных новостей каждый день.

Последние публикации

Я – робот. «Приора» с автоматизированной механической трансмиссией

В конце октября текущего года начались продажи первых автомобилей Лада Приора с «роботом». Сегодня мы побывали в автосалоне «Челны-Лада», где нам предоставили данный автомобиль на тест-драйв.

В отличие от предыдущих автомобилей Лада с автоматом (Калина и Гранта), на которые устанавливался классический четырехступенчатый гидромеханический автомат японской фирмы Jatco, в случае с Приорой пошли другим путем. По словам представителей завода, автомат Jatco сложно скомпоновать в подкапотном пространстве Приоры, поэтому на нее решили установить роботизированную трансмиссию.

«Робот» на Приоре – это стандартная ВАЗовская механическая коробка, у которой вместо сцепления и механизма выбора передач установлены электроприводы (актуаторы).

В качестве поставщика электронной части (двух электроприводов и электронного блока управления) была выбрана именитая немецкая компания ZF.

  В паре с «роботом» трудится самый мощный на сегодняшний день ВАЗовский двигатель в 106 л.с.

При первом взгляде снаружи Приору с роботом от обычной никак не отличить.

  • Я – робот. «Приора» с автоматизированной механической трансмиссией
  • Отличия кроются под капотом и в салоне автомобиля.
  • Открыв капот, в глаза сразу бросается новая деталь – актуатор переключения передач.
  • Я – робот. «Приора» с автоматизированной механической трансмиссией
  • Я – робот. «Приора» с автоматизированной механической трансмиссией

Чуть дальше от него находится актуатор выключения сцепления, а под площадкой АКБ разместили электронный блок управления работой трансмиссии. В остальном подкапотное пространство не претерпело изменений.

  1. Садимся в салон и сразу видим новшество – вместо привычного рычага КПП установлен крупный селектор управления режимами автоматической трансмиссии.
  2. Я – робот. «Приора» с автоматизированной механической трансмиссией
  3. Я – робот. «Приора» с автоматизированной механической трансмиссией
  4. Я – робот. «Приора» с автоматизированной механической трансмиссией
  5. Схема переключения отличается от других автомобилей, оснащенных «роботами»
  6. Я – робот. «Приора» с автоматизированной механической трансмиссией

По умолчанию селектор находится в положении нейтральной передачи N. Чтобы начать движение вперед, нужно перевести селектор назад, в положение А. Переведя рычаг вперед, в положение R, получим заднюю скорость. Как вы, наверное, уже заметили, здесь нет положения P («паркинг»). Чтобы оставить автомобиль на передаче, нужно заглушить его при положении селектора A или R.

Переведя рычаг влево, в положение М, можно переключать передачи в ручном режиме. Толкаем селектор вперед – «робот» переключается на передачу вверх, толкаем селектор назад – на передачу вниз.

 Интересная особенность – при движении в ручном режиме на любой передаче, кроме первой, электроника все равно сама переключает передачу при достижении критических оборотов двигателя.

На первой же передаче, при достижении критических режимов работы двигателя, электроника просто выключает сцепление.

Чтобы завести автомобиль, нужно перевести селектор в положение N или нажать на педаль тормоза. Включаем режим А и аккуратно начинаем движение.

Стараемся аккуратно работать с педалью газа, иначе на скользкой дороге автомобиль трогается с пробуксовкой. Плавно разгоняемся, электроника по-очереди переключает передачи и быстро доходит до 4-й.

Включенная в данный момент передача отображается на ЖК-дисплее комбинации приборов.

Я – робот. «Приора» с автоматизированной механической трансмиссией

Приноровившись к автомобилю, мы уже двигаемся более уверенно, и автомобиль отвечает нам быстрой и точной реакцией на педаль газа.

«Робот» переключает скорости достаточно деликатно и плавно. Конечно же, он работает не так быстро, как «робот» с двумя сцеплениями (например, DSG у Volkswagen или Powershift у Ford). Тем не менее, электроника переключает скорости быстрее, чем могут это делать многие среднестатистические водители на обычной механике.

Есть здесь и традиционный режим «кик-даун» — при резком нажатии педали газа в пол «робот» оперативно переключается на пониженную передачу и начинается уверенный разгон.

В общем, можно сказать, что в движении Приора с «роботом» практически не отличается не только от конкурентов с роботизированной трансмиссией с одним сцеплением, но и от автомобилей с классическим гидромеханическим автоматом. Но, в отличие от классического автомата, «робот» позволяет значительно снизить расход топлива. По некоторым сведениям, заявленный средний расход в смешанном цикле Приоры с «роботом» составляет всего 5,6 л/100 км.

Что ж, у российских и немецких специалистов получилось создать трансмиссию, обеспечивающую комфортное передвижение и низкий расход топлива. В отличие от предыдущих поколений «роботов» с одним сцеплением, устанавливавшихся на других автомобилях, здесь уже нет того дерганья и нервозности при езде, чем славились раньше эти трансмиссии.

На сегодняшний день цена на Приору с «роботом» в кузове седан составляет 428 и 474 тыс. руб. за комплектации «норма» и «люкс» соответственно.

Кстати, 22 декабря стартовало производство автомобилей Лада Гранта с аналогичной трансмиссией, продажи которых должны начаться в феврале 2015 года. При покупке Лада Гранта будет возможность выбрать как классический автомат Jatco, так и новую автоматизированную  трансмиссию или стандартную механику. А возможность выбора для клиента из нескольких вариантов – это всегда хорошо.

Отзывы владельцев о «роботе» (АМТ) на автомобилях Лада, общая оценка

 15 апрель 2015  Лада.Онлайн    250 147      Я – робот. «Приора» с автоматизированной механической трансмиссией

Роботизированную коробку «робот» или АМТ сначала устанавливали на Лада Гранта и Приора, затем оснастили этой трансмиссией Лада Веста, а сейчас комплектуют и Лада Калина и будут ставить на Lada XRAY. «Робот» базируется на серийной механической коробке ВАЗ-2180, начинку которой почти не трогали, но доработали совместно с фирмой ZF. Мы решили выяснить, какие есть отзывы владельцев автомобилей Лада с АМТ.

АМТ совместили с самым мощным двигателем ВАЗ 21127 мощностью 106 л.с. Чтобы запустить двигатель необходимо переключить ручку в положение «нейтрали» и нажать на педаль тормоза. Начинаем движение.. Автоматизированная 5-ступенчатая коробка позволяет двигаться полностью в автоматическом режиме, а также в ручном.

Задержки при переключении передач в автоматическом режиме есть, но они небольшие (около 120 мс), а в ручном управлении коробка переключается чуть быстрее (в течение 70 мс). Есть «защита от дурака», которая предотвращает поломку «робота» даже в случае хаотичного переключения режимов работы.

Более подробно об особенностях эксплуатации АМТ.

С одной передачи на другую коробка переходит плавно.

Команды понимает хорошо, например, при резком нажатии на газ быстро включает пониженную передачу, давая двигателю раскручиваться до оборотов максимальной мощности.

Журнал ЗаРулем сравнил поведение коробки на «Citroen DS3» (именно его коробку взяли за образец, настраивая робот «Приоры») и робот Лада Приора, разницы в поведении не почувствовали.

Сравнивая «робот» и АКПП можно сказать, что роботизированной механике с одним сцеплением тяжеловато тягаться с классическим автоматом в комфорте езды. «Автомат» переключает передачи почти без потери тягового момента, «робот» так не может.

Именно этот момент не нравится автолюбителям. Однако, расход топлива на Лада с АМТ меньше, чем у АКПП.

Компоненты робота рассчитаны на весь срок службы коробки, включая трансмиссионное масло и диск сцепления, как это окажется на практике, пока неизвестно.

Напомним, в этой статье определяем наличие воя на АМТ.

Ключевые слова: коробка передач лада приора | коробка передач лада гранта | коробка передач лада веста | коробка передач лада калина | коробка передач lada xray | универсальная статья

Я, робот. Тест-драйв Lada Priora c АМТ

Лада Приора автомат — совместная разработка крупного автоконцерна ZF и Тольяттинского автозавода.

Невероятно низкая цена в куче с немецкой точностью и дотошностью стали основной визитной карточкой новой коробки переключения передач.

Обновленная Лада Приора АМТ должна была вернуть ранее потерянные среди потребителей рейтинги популярности одного из самых народных автомобилей современной линейки АвтоВАЗа.

Два в одном

Именно таким гордым лозунгом представил сам мистер Бу, глава Тольяттинского автозавода, отечественную новинку.

Управляя Лад Приора с роботизированной коробкой передач, водитель волен переходить из режима A, где все передачи переключаются автоматически, в ручной режим M, где рычаг имеет всего два положения: и -.

Читайте также:  Разновидности чехлов для перевозки собак в автомобиле

Естественно, подобного рода многофункциональное решение имеет и свои очевидные недостатки.

Конечно, самый главный — это скорость реакции “робота” и электромеханического привода актуаторов.

Всем известно, что дорогие и престижные модели роботизированных коробок передач комплектуются гидравлическим приводом, где переключение измеряется сотыми долями секунд.

Хотя, справедливости ради, заметим, что сравнивать Приору с Ferrari или Lamborghini, все-таки, не совсем честно. Фактические показатели на Лада Приора “робот” показывает следующие:

  • 120 мс в режиме автомата;
  • 70 мс в ручном режиме.

Актуаторы коробки (подкапотное пространство)

Из них 70 мс необходимо потратить на работу электропривода, а еще 50 мс берут на себя электронные мозги, которым также надо время, чтобы подумать. Соответственно, когда нужна тихая и спокойная езда с максимальной экономией топлива — необходимо переключаться в автомат. Ручной режим, к которому, кстати, еще придется привыкнуть, позволит разгоняться несколько быстрее.

Для кого в первую очередь создавался “робот”

В первую очередь, обсуждая роботизированную коробку передач, не стоит забывать, что Приора — бюджетный автомобиль для самого широкого круга потребителей.

Потому и взяв курс на “роботизацию” КПП, АвтоВАЗ позаботился о том, чтобы цена была максимально демократичной.

Обошлись малой кровью — удорожание автомобиля, связанное с автоматизацией процесса переключения передач, в несколько раз дешевле АКПП, установленных на той же Весте или Гранте.

Роботизированная коробка ZF

По сути, “робот” на Приоре оказался опытным образцом для дальнейшего внедрения в более современные модели. Кроме того, данный маневр АвтоВАЗа призван был оживить интерес к автомобилю, производство которого было решено продлить вплоть до 2020 года. Напомним, что по первоначальным планам Тольяттинского завода судьба переосмысленной “десятки” должна была закончиться в 2020 году.

Новая Лада:  Система освещения, световые приборы

По оценке представителей АвтоВАЗ, Лада Приора АМТ должна была оказаться крайне привлекательным предложением для неопытных автомобилистов, не желающих начинать свой водительский путь с “механики”. Из-за страха механической КПП многие из них отдают предпочтение поддержанным иномаркам, Лада Приора же на роботизированной коробке передач должна оказаться отличной альтернативой.

Умные мозги Приоровской АМТ также умеют экономить топливо. “Робот”, работающий в соответствующем режиме, способен выдавать вполне ощутимую разницу в расходе горючего. Средний расход на трассе, замеренный специалистами АвтоВАЗ, составил 5,6 литра.

Так что кровные 20 тысяч рублей, которые предстоит доплатить исключительно за Лада Приора АМТ, должны не только подарить дополнительный комфорт и облегчить процесс управления транспортным средством, но и вылиться во вполне себе реальную экономию горючего за счет заложенного в “мозги” алгоритма раннего переключения передач.

Защита от “дурака”

Роботизированную коробку передач Лада Приора практически невозможно сломать преднамеренно.

Конечно, практически не значит совсем, но от большинства ошибочных действий пользователя коробка передач, все же, застрахована.

Причина до боли проста: управляющая команда, поступающая от водителя, не передается сразу на КПП, а воспринимается электронным блоком управления, который уже принимает решение о целесообразности действия.

Самым ярким примером работы защиты можно считать невозможность включения задней передачи во время движения автомобиля.

Кроме того, система невосприимчива к сумасшедшему переключению передач за короткий промежуток времени, сохраняя последний рабочий режим.

Также Приора АМТ не позволит водителю резко переключится на сильно пониженную передачу в ручном режиме, а лишь после достижения силовым агрегатом безопасного количества оборотов.

Управляемость и динамика

А вообще «Приору» можно ругать бесконечно — чем, собственно, большинство журналистов на белорусском тест-драйве и занималось. И в абсолютном большинстве случаев это справедливо, ведь слишком уж это специфичный автомобиль для тех, кто к нему не привык.

Для тех, кто не менял долгие годы сначала одну «десятку» на другую, а потом перешел на «Приору», очень непривычна «ватность» педали тормоза при отсутствии адекватного замедления, а валкость в поворотах и острая нехватка реактивного действия на руле вызывают недоумение.

Можно было бы еще пройтись по неудачной компоновке педального узла, но… у нас под ногами только две педали, поэтому огрехи эргономики в этом месте не столь заметны, зато роботизированная трансмиссия достойна внимания. Потому что она — как будто не от этого автомобиля.

Как если бы кто-то повесил на стену охотничьей хижины не шкуру медведя, а плазменную панель.

Ценою малого бюджета

Стоимость “робота” обошлась АвтоВАЗу в 20 миллионов долларов, что относительно немного. Но даже с такими затратами Тольяттинскому автозаводу предстоит несколько лет окупать свою разработку при условии должного спроса на Лада Приора АМТ. Электроактуаторы и мозги в новую коробку передач были разработаны немецкой фирмой ZF.

Лада Приора AMT

Максимальная локализация производства и уже готовые разработки позволили ощутимо удешевить стоимость изделия. Правда, пришлось также отказаться от некоторых функций, присутствующих в более дорогих иностранных “роботах”.

Так, например, отсутствует функция паркинга: если забыть поставить автомобиль на ручной тормоз, он может попросту укатиться далеко “за горизонт” по наклонной.

Когда автомобиль стоит, необходимо либо вручную удерживать тормоз, либо держать Приору на ручнике.

Зато есть и очевидное преимущество нашего “робота” перед навороченными автоматическими КПП.

Благодаря тому, что в отключенном положении на Лада Приора коробка передач постоянно находится в нейтральном положении, ее с легкостью можно завести с толкача даже с севшим аккумулятором.

По инструкции АвтоВАЗ достаточно скорости в 7 км/ч, после чего рычаг АМТ необходимо перевести в режим “A” и авто должно завестись.

Несмотря на все опасения, связанные с тем, что сцепление в ВАЗовской коробке передач одинарное, автомобиль двигается достаточно плавно. Конечно, некоторые рывки и провалы мощности при переключении передач, все же, имеют место быть, но они, очевидно, что максимально нивелированы. Если же на машине и вовсе не перегазовывать или не сбрасывать резко скорость — недостаток практически неощутим.

Эргономика

В прошлом году автомобилю уже делали фейслифт — тогда он в основном коснулся бамперов и решетки радиатора. Заодно переработали и интерьер, в частности, в салоне появился мультимедийный комплекс, как у «младших сестренок» Granta и Kalina.

Он точно так же «тормозит» и имеет не всегда очевидную навигацию по меню, а экран его по-прежнему подслеповат. Главный плюс этого комплекса в том, что он есть. И это не злая шутка — большинство покупателей Lada пока готовы закрывать на подобные огрехи глаза.

Но именно пока, ведь к хорошему быстро привыкаешь и начинаешь искать в нем плохое… А главная проблема интерьера — в эргономике родом из «десятки»!

Новая Лада:  Как сделать рециркуляцию воздуха?

Я, lada

Старушка, кстати, на пенсию еще не собирается — для нее на заводе существует программа long life, расписанная до 2020 года, — будут переработаны и тормоза, и подвеска, появится дополнительная шумоизоляция, при этом конструкцию постараются удешевить.

Вкупе с новой трансмиссией и обновленным «лицом» (а точнее, «икс-фейсом») это должно позволить АвтоВАЗу взвинтить упавший в последнее время спрос на «Приору».

Но осенью 2020 года в модельном ряду появится Vesta, в начале 2020-го — первый XRAY… неслучайно в салонах концептов этих автомобилей, представленных на ММАС-2020, на месте рычага КПП красуется именно селектор «робота» — точь-в-точь такой же, как на тестовой Lada Priora.

Выводы

Конечно, ценность роботизированной коробки передач на Приоре сложно переоценить, но в то же время на автомобиле остается множество более актуальных и нерешенных проблем.

Как горячих пирожков, многие автомобилисты ждали переработанного рулевого управления и “Грантовской” подвески.

Увы, но похоже, что большинство более актуальных наработок нам суждено увидеть уже в новых моделях машин от АвтоВАЗ.

Новая Lada: машина плохая, коробка передач хорошая

Первой вазовской моделью, которая получила автоматическую коробку передач, была Granta: для неё нашли — и весьма успешно приладили — японский «автомат» Jatco. Примитивный, 4-диапазонный, но дешёвый.

Можно ли сделать ещё проще, ещё дешевле? Опыт иностранцев показывает, что можно. Берём обычную механику, но вместо механизмов выбора передач и привода сцепления ставим электроприводы. Получаем простейшую роботизированную коробку передач.

Именно такими роботами будут оснащаться Гранты, Калины и будущие Весты. Но первой новую трансмиссию получила Lada Priora.

Нынешняя версия экстерьера — этакий русский Lancer — пожалуй, лучший вариант того, как можно освежить неудачный биодизайн исходного ВАЗ-2110. Но главный вазовский стилист Стив Маттин считает, что машине вполне можно приладить передок от концепта Lada X-Ray

Хотя Priora — пожалуй, самая противоречивая модель во всей вазовской линейке.

Машину, которая базируется на платформе «восьмёрки» образца 1984 года и выпускается без малого 20 лет (если датой начала выпуска считать 1996 год, когда первые «десятки» ВАЗ-2110 покинули заводской конвейер), обыватели продолжают считать самой престижной машиной из Тольятти! Хотя, например, Kalina просторнее, современнее и лишена эргономических огрехов, которыми обильно наделили Приору создатели. Но, как говорится, «people хавает». Поэтому жизнь модели решено продлить аж до 2018 года…

Обновлённая Приора может предложить даже ESP и штатный парктроник! Последний — это, конечно, хорошо, но его датчики нужно непременно красить под цвет кузова, иначе они смотрятся как элемент гаражного тюнинга

Читайте также:  Регистрационные знаки России на автомобиль

Чтобы бывшая «десятка» не казалась потребителю гостем из далёкого прошлого, минувшей осенью семейство пережило небольшое обновление.

Такие машины уже вовсю бегают по дорогам постсоветского пространства, но, поскольку АвтоВАЗ не устраивал публичную презентацию новинки, мы коротко расскажем об основных моментах прошлогоднего рестайлинга. Тем более, что таковых совсем немного.

Снаружи, считай, вообще нет: немного обновились бамперы, слегка сменилось оформление решётки радиатора, а передняя и задняя светотехника получила светодиоды. Всё!

По большому счёту, интерьер создателям удался. Особенно радует, что сенсорный дисплей управления мультимедиа совсем не бликует. Из досадных мелочей отметим очень мелкие кнопки управления круиз-контролем (вверху слева) 

В салоне изменения более заметны. Новая передняя панель выглядит более дорогой, хотя таковой не является: она теперь из твёрдого пластика.

Вместо аляповатых вставок «под серебрянку» появились более стильные накладки «под рояльный лак». Центральную консоль сделали похожей на «калиновскую», интегрировав туда блок управления мультимедиа.

Изменились дверные обшивки, которые отныне не скрипят, а другие сиденья хоть немного, но улучшили откровенно неправильную посадку.

Передние кресла — абсолютно новые: спинка стала на 50 мм выше, так что нагрузка распределяется более равномерно (хотя выраженной боковой поддержки по-прежнему не хватает), ход салазок увеличен на 20 мм, подогрев стал трёхдиапазонным

Но главное, конечно, отнюдь не сиденья. Lada Priora впервые получила автоматическую коробку передач! Тут следует уточнить: впервые серийно. В 2002 году АвтоВАЗ уже заказывал московскому Центру автоматических трансмиссий МАИ создание «двухпедального» ВАЗ-2112.

Тогда москвичи построили всего около сотни «двенашек», оснащённых клиноременными вариаторами ZF, и проект благополучно заглох — хэтчбеки стоили лишь немногим дешевле серийных «автоматических» иномарок.

Кому нужна полукустарная Lada за $10 000, если за $12 000 можно купить новенький Peugeot 206? Или подержанную иномарку.

У робота — четыре режима: А — движение вперёд, N — нейтраль, R — задний ход, а M — ручной режим. Так называемого «паркинга» нет, но машину можно оставить на передаче, если перед тем, как заглушить двигатель, выбрать положение А или R

Вторая попытка убрать из «приоры-десятки» педаль сцепления предпринята только сейчас, на самом излёте конвейерной жизни модели, когда продажи стали стремительно падать.

Вот только грантовская трансмиссия для Приоры не подошла: оказалось, что структура кузова требует слишком больших, а потому дорогих переделок.

И глядя на европейские роботы, вазовцы решились на эксперимент: штатную коробку 2180, ведущую родословную от восьмёрочной, дооснастили исполнительными механизмами именитой марки ZF, переключающими передачи и выжимающими сцепление.

На Lada Priora ставится только АМТ, поскольку агрегат Jatco сюда попросту не влезает. А вот Калины и Гранты будут оснащаться и роботом, и автоматом параллельно. Таким образом, именно реальный спрос определит, какая конструкция более востребованна

С точки зрения «конструктива» получилось здорово. Весит вазовский робот всего на 5 кг больше базовой механики, поэтому подвеска не потребовала иных калибровок.

Выпускать АМТ можно своими силами: готовые и проверенные ZF актуаторы поступают на АвтоВАЗ из Германии, а работники механосборочного производства, где собирают механические коробки, просто ставят их на собранные агрегаты.

Оттого и стоит роботизированная КП вдвое дешевле японского автомата Jatco — 20 тысяч рублей вместо 40.

В спинке заднего дивана во время последнего рестайлинга появилась откидывающаяся центральная секция на удобных защёлках. Собственно, такая секция была и раньше, но крепилась саморезами, и чтобы перевезти длинномер, приходилось пользоваться отвёрткой

А с точки зрения вождения? Выжимаем педаль тормоза, селектор трансмиссии — в положение «А»… Погнали! Даже при полностью выжатой педали акселератора АМТ очень мягко «отпускает педаль сцепления», так что старт выходит весьма интеллигентным.

Спустя мгновение наступает ключевой момент — переключение на вторую передачу. Но перерывчик между первой и второй оказался на удивление невелик. Повторим! И снова лёгкий кивок при небольшой паузе.

Мягко говоря, неожиданный поворот событий: столь примитивные роботы обычно ведут себя гораздо менее деликатно.

Пока робот агрегатируется только со 106-сильным 16-клапанным мотором, но чисто технически его можно поставить на любой из существующих вазовских двигателей. Если потребитель захочет увидеть такие модификации, вазовцы, несомненно, пойдут навстречу клиентам 

«На дорогах полигона Porsche, где проходили испытания АМТ, сплошь «девятьсот восемнадцатые»… А мы на Приоре!» — смеётся создатель новой трансмиссии Владимир Петунин.

Полигон Porsche? Так вот кто помогал вазовцам настраивать ездовые повадки роботизированной машины! И повадки, нужно отметить, оказались отнюдь не дурными.

При резких ускорениях робот умеет переключаться на пару передач вниз, а для действительно мгновенных переключений можно воспользоваться ручным режимом и, покачивая удобным рычагом, перещёлкивать передачи, притом раскручивать мотор можно до самой отсечки.

В России за «роботизированную» Приору будут просить минимум 428 тысяч рублей. На фото — богато оснащённая версия за 483 тысячи… Но это — уже совсем другая лига! За 503 тысячи уже можно взять Hyundai Solaris. Базовый, но Солярис и с классическим автоматом

Последней надеждой заставить робот работать нелогично были пробки. Но плотное городское движение не заставило машину нервно дёргаться.

А если немного приотпускать правую педаль при переключениях, то выходит совсем хорошо — катишь, будто на классическом автомате.

Не многовато ли лестных эпитетов? Ведь, например, роботы Peugeot и многих других «иностранцев» вызывают, скорее, критику, чем похвалу… Но продукт инженеров из Тольятти действительно хорош.

Вазовцы пока не приводят официальных данных по динамике разгона. Но, если верить неофицальным, седан с АМТ разгоняется до 100 км/ч примерно за 10 с, тогда как машине с механикой для этого требуется 11,5 с

Увы, об агрегатоносителе — обновлённой Приоре — лестных слов сказать нельзя. Этот автомобиль безнадёжно устарел.

В далёких восьмидесятых осталась эргономика — оптимально настроить расположение рулевого колеса и водительского сиденья не удастся, как ни старайся. Подвеска неоправданно жёсткая, хотя управляемость остаётся абсолютно «ватной»…

Слабые тормоза, тесный салон, неважная обзорность. Клубок противоречий, который могут любить только настоящие поклонники марки.

В ближайшем будущем Бу Андерссон обещает пересмотреть прайс-листы на Приору. Возможно, личное вмешательство президента компании поможет сделать эту машину более привлекательной для покупателя

Однако, невзирая на недостатки, модель ждёт долгое — притом не обязательно светлое — будущее. До ухода на покой Приоре предстоит пережить и очередное обновление внешности, и лёгкий рестайлинг салона.

При этом новый дизайн нарисует Стив Маттин! Также изменятся настройки подвески, станет богаче оснащение. «Скажите честно, — за обедом тихонько спросил президент тольяттинского автогиганта Бу Андерссон. — Может, не стоит затевать всё это? Может, пора отправить модель на пенсию?». Я смалодушничал и ответил: «Пускай решит рынок». А надо было сказать: «Не стоит, господин Андерссон, не стоит…».

Какова надёжность АМТ? Обещанный срок службы новой коробки — 10 лет (хотя гарантия покрывает только 3 года или 50 тысяч км). Скорее всего, сцепление и механическая часть проживут достаточно долго, так как электроника очень аккуратно обращается со сцеплением. Поэтому вопросы вызывает только долговечность актуаторов, которые, кстати, ремонту не подлежат.

Как трогаться на подъёме? Увы, но системы помощи при старте на подъёме нынешняя версия робота не имеет, поэтому нужно либо быстро оперировать педалями, либо пользоваться ручником. При этом, если обороты упадут ниже минимальных, сцепление выключится автоматически.

Что будет зимой? В плане зимней эксплуатации робот даже предпочтительнее классического автомата Jatco. Если последний не позволит запустить двигатель, когда температура ниже -27ºС, то машину, оснащённую АМТ, можно заводить при любом морозе. Из-за отсутствия режима «Паркинг» постоянно пользоваться ручником не придётся, так как есть возможность оставить машину на передаче.

Можно ли «раскачивать» машину? Можно! Включать R из положения A и наоборот можно без нажатия педали тормоза, если скорость не превышает 3 км/ч. Для новой коробки также разрешены буксировка и запуск двигателя… «с толкача».

Есть ли «защита от дурака»? И не одна! Например, робот разомкнёт сцепление, если во время запуска двигателя машина стоит на передаче. Впрочем, в одном уровне защиты создатели даже перемудрили: в ручном режиме коробка не переключится на вторую передачу — это удобно при подъёме на холм, но как только мотор достигнет предельных оборотов, сцепление выключится.

Алексей КовановФото ОАО «АвтоВАЗ»

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *